Форма или содержание?

Приветствуются любые отзывы о прочитанных книгах и проблемах чтения. Отрицательные эмоциональные всплески и обвинения, не подкрепленные тщательными пояснениями, будут удалены.

Модератор: Natali

Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Форма или содержание?

Сообщение Arina » 14 июн 2016, 11:37

Немцы разлюбили электронные книги

Немцы разлюбили электронные книги, - к такому выводу пришли эксперты Биржевого союза немецкой книготорговли, объединяющего практически все значительные издательства и книжные магазины Германии. Эксперты этого цехового объединения проанализировали итоги 2015 года и первых четырех месяцев 2016-го. Почти 9,2 миллиарда евро составил оборот книжной отрасли в прошлом году - чуть-чуть ниже, чем в предыдущем.

Самое важное: несмотря на конкуренцию интернета, телевидения, социальных сетей, немцы в течение последних десяти с лишним лет продолжают столь же активно покупать и читать книги. Ситуация на книжном рынке с начала 2000-х остается стабильной. Для сравнения: в России только за последние шесть лет выпуск книг упал больше, чем на треть.

Особенно радует книжников то, что почти половина всех книг продается в Германии в традиционных книжных магазинах, так сказать, по месту жительства. Немцы оставили в них в прошлом году 4 с половиной миллиарда евро. Лишь каждую шестую книгу немцы заказывают в интернете, остальные приобретают напрямую у издательств, в "непрофильных" магазинах (например, в супермаркетах), на бензоколонках и т. д.

Что касается электронных книг, то здесь ситуация стагнирует, опровергая пугающие предсказания скептиков, что, мол, "бумажная", печатная книга скоро "отомрет". Всего лишь 4,5 процента общего оборота дают в Германии электронные книги. В США, например, - 25 процентов. Ясно, что немцы относятся к книге и чтению по-другому. Играет здесь роль, безусловно, и то, что в Германии существует фиксированная цена на книги (то есть эта цена может лишь незначительно колебаться). Таким образом, закон защищает мелких книготорговцев от крупных, которые могли бы нарушить законы здоровой конкуренции, прибегнув к демпинговым ценам. Так вот: правило фиксированных цен распространяется и на электронные издания, то есть цены на них незначительно отличаются в Германии от стоимости печатных книг.

"Цифровая революция кончилась", - не без торжества констатируют книготорговцы.

Романы лидируют
А что именно читают немцы, на что они тратят миллиарды евро? Лидером по-прежнему остается беллетристика - в первую очередь, романы. Художественная литература составляет около трети всех приобретаемых в Германии книг. Если прибавить к этому идущую отдельной статистической графой литературу для детей и подростков - 15,8 %, то становится ясно: разговоры о том, что, мол, немцы будут читать только научпоп, справочную литературу, поваренные книги и т.п., оказались несостоятельными. Немцы по-прежнему предпочитают художественную литературу: романы, новеллы, мемуары, стихи.

Опять-таки для сравнения: в России доля художественной и детской литературы составляет меньше четверти всех выпускаемых в стране названий книг.

Источник: Deutsche Welle
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Форма или содержание?

Сообщение Arina » 27 июн 2016, 14:28

Исследование: при чтении с экрана ухудшается способность абстрактно мыслить

Как показал эксперимент, среди тех, кто читал на бумаге, на вопросы, требовавшие абстрактного понимания текста и выведения умозаключений, верно ответили 66%, а среди тех, кто читал PDF на ноутбуке, — 48%.

Серия ограниченных по масштабу экспериментов указывает на вероятность того, что при чтении текста с экрана люди больше сосредотачиваются на конкретных подробностях и хуже справляются с абстрактной интерпретацией, тогда как с печатными носителями все наоборот. Соответствующий доклад подготовили ученые Университета Карнеги-Меллон и Дартмутского колледжа.

Участникам первого эксперимента давали прочитать рассказ, затем просили пройти тест на понимание. Среди тех, кто читал на бумаге, на вопросы, требовавшие абстрактного понимания текста и выведения умозаключений, верно ответили 66%, а среди тех, кто читал PDF на ноутбуке, — 48%. Для вопросов, касающихся конкретных подробностей, соответствующие показатели составили 58% и 73%. В другом эксперименте надо было сделать вывод о превосходстве одних моделей автомобилей над другими после изучения таблицы характеристик. Доли справившихся с заданием — соответственно 66% и 43%. Третий эксперимент показал, что если перед предыдущим заданием давать вводные на абстрактное мышление, то результаты тех, кто читал таблицу с экрана, улучшались. Попытки объяснить явление авторы не делают.

В экспериментах участвовали по 60-100 человек. Формат бумажных листов с текстом соответствовал экрану, размер шрифта был одинаковым.
Источник: еженедельник, посвящённый информационным технологиям, "Computerworld Россия".
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Форма или содержание?

Сообщение Arina » 28 июн 2016, 10:18

Американцы стали чаще покупать бумажные книги

На конгрессе «Рынок розничного распространения - 2016», прошедшем в Гринвиче (штат Коннектикут), объявлено о росте продаж бумажных книг в США в 2015 году.

По итогам 2015 года в США было продано 653 млн бумажных книг — это на 5% больше, чем в 2013-м, пишет «Российская газета».

В первом квартале 2016 года объем продаж бумажных книг вырос на 6,2% по сравнению с тем же периодом 2014 года. Согласно последним исследованиям, большинство американцев в возрасте от 18 до 29 лет предпочитают читать именно бумажные книги.

Профессор Американского университета Наоми Барон подготовила доклад о востребованности бумажного и цифрового контента на основании исследования, которое проводилось в США, Германии, Словакии, Индии и Японии.

Собранные данные свидетельствуют о том, что читатели цифровой литературы склонны отвлекаться, они слабо усваивают полученный материал и редко дочитывают текст длиной более 1000 знаков. Через месяц они не в состоянии вспомнить подробности прочитанного. Поэтому цифровые носители информации малоэффективны для работы в школах и университетах.

Источник: COLTA.RU.
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Форма или содержание?

Сообщение Arina » 02 фев 2017, 10:26

Почему лучше читать книги на бумаге
Аргументы в пользу того, чтобы оставаться консерватором в области чтения

Вопреки всем прогнозам, электронная книга не победила бумажную. И вряд ли когда-нибудь победит. Во всяком случае, по опросам ВЦИОМ, около 50% читающих россиян предпочитают привычные книжные формы и только 17% читают с экрана. Это кажется не очень логичным, ведь электронные книги легче, дешевле, их всегда можно взять с собой в любую поездку в любом количестве. Ирина Захарова объясняет, что причины любви к бумаге лежат намного глубже, и рассказывает, почему ничто не заменит старых добрых бумажных книг.

Интернет уже многое изменил в том, как мы читаем. Мы больше не вчитываемся в написанное на компьютере, скорее сканируем текст на предмет ключевых мыслей: только 16% читают слово за словом. Прибавим к этому скорость жизни и вовлечённость в виртуальный мир. Стоит открыть компьютер или телефон, как на нас сразу же сыпется шквал уведомлений, сообщений и новостей.

Читать книги с экранов сложно даже физически, этот процесс вредит глазам и нашему здоровью. Какими бы безопасными ни делали современные экраны, их свечение утомляет человеческий глаз и быстро вызывает мигрень.
Чтобы определить, чем чтение на бумаге отличается от чтения на экране, нужно понять, как мозг интерпретирует написанное. Мы обычно думаем о чтении как об абстрактном процессе в мозге, который завязан на мыслях, идеях, метафорах, мотивах, тоне. Однако наш мозг воспринимает текст как ощутимую часть физического мира, в котором мы живём. Он воспринимает буквы как физические объекты просто потому, что у него нет другого способа для их понимания. Мы не рождаемся с умением читать или даже с какой-то установкой на чтение. В конце концов, человечество и письмо-то изобрело не так давно, если сравнивать со всей историей человека: примерно в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Поэтому мозг импровизирует схему для чтения, соединяя вместе уже полученные и встроенные знания: разговорный язык, координацию и зрение.
Мозг не только воспринимает букву как физический объект, он и весь текст целиком видит как подобие пейзажа

Когда мы читаем, мы конструируем ментальную карту текста, в которой смысл привязан к структуре. Согласно исследованиям, когда люди пытаются найти какой-то определённый кусок прочитанного, они часто помнят, где именно в тексте он расположен. Мы можем вспомнить ярко оранжевую вывеску кафе, которую мы приметили на входе в метро. Точно так же мы помним, что читали о первом бале Наташи Ростовой внизу правой страницы в одной из предыдущих глав.

Открытая книга представляется читателю как сумма двух страниц, левой и правой, и восьми углов, по которым очень просто ориентироваться. Читатель может сфокусироваться на одной странице текста, не теряя при этом вид всего текста. Он видит, где книга начинается и кончается. Он даже может ощущать толщину прочитанного и того, что ещё нужно прочесть. К тому же перелистывание страниц похоже на отпечаток шага на песке: это помогает создавать карту текста и легко возвращаться назад. Если нужно — находить необходимую информацию за короткое время.

Большинство электронных книг, смартфонов, планшетов оснащены скорее интуитивной навигацией и лишают нас возможности создать эту карту. Несмотря на заголовки и номера, перед вами всегда одна страница и весит книга всегда одинаково, читаешь ты роман Толстого или рассказ Хемингуэя. Конечно, интернет-читатель может просто провести поиск слова или фразы по тексту, но понять один абзац без контекста в книгах и больших статьях почти невозможно. Представьте, что Гугл Карты разрешали бы навигацию по улицам только в пределах одной, то есть «телепортировали» бы вас по точному адресу, но не позволяли бы увидеть район, округ или город. Эффект примерно такой же. Это мешает хорошему пониманию прочитанного.

В 2013 году профессор Анн Манген из Университета Ставангера в Норвегии провела исследование, в котором она и её коллеги попросили 72 десятиклассника прочесть два текста по 1500 слов. После прочтения они должны были пройти небольшой тест на их понимание. Половина испытуемых читала материалы в распечатанном виде, а другая половина на компьютерах. Во время теста у всех была возможность обращаться к текстам, но «бумажная» половина всё равно справилась с заданием лучше. Это произошло как раз из-за того, что мозг задействовал сразу несколько органов чувств для запоминания не только текста, но и его расположения на странице.

Многочисленные исследования и цифры статистики показывают, что тактильные ощущения значат для человека больше, чем кажется

Текст на компьютере, в электронной книге, как бы сильно он ни был похож на книжный, более неуловим, чем текст на бумаге. Книга сделана из печатных страниц с буквами, расположенных в определённом порядке. А текст на экране — это не часть девайса, а всего лишь эфемерная картинка. И мозг хорошо это чувствует. Он чаще всего ожидает, что книга будет выглядеть, ощущаться и даже пахнуть определённым образом. Когда этого не происходит, чтение перестаёт приносить былое наслаждение.

Задумайтесь, вы же не раз замечали, что электронные книги, будь это отдельное устройство или приложение на смартфоне, всё больше и больше походят на обычные книги. По крайней мере, чисто визуально. Шрифт, размер текста, окраска страницы, даже свет — всё подстраивается под желания читателя. Это происходит несмотря на то, что программисты и инженеры вполне в состоянии изобрести что-то совершенно иное, более удобное и сильно отличающееся от старых образцов книг. Пожалуй, именно этот факт говорит о торжестве бумаги явственнее тысячи опросов.
Источник: МЕЛ
Ирина Захарова
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Форма или содержание?

Сообщение Arina » 14 мар 2017, 16:22

Ещё один плюс в пользу бумажных книг

]
Изображение
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Форма или содержание?

Сообщение Natali » 15 мар 2017, 12:23

Электронным книгам меняют переплет
«Литрес» инвестирует в разработку нового формата


Крупнейший в РФ продавец электронной литературы "Литрес" собирается вывести на рынок новый формат книг — fb3, которым надеется охватить читателей, не удовлетворенных применяющимися сейчас форматами, включая ePub и отечественный fb2. В этом году компания планирует вложить в технологию до 50 млн руб. Разработчику придется убедить издателей в преимуществах нового формата перед широко распространенным в мире ePub.
Формат fb3 обеспечит "возросшие потребности рынка в качественных электронных книгах", говорят в "Литрес": он позволит издавать книги со сложной версткой, большим количеством таблиц, списков и иллюстраций. Помимо этого ООО "Литрес Инновации" займется разработкой инфраструктуры, которая позволит издателям встраивать выпуск электронной версии в процесс производства печатной книги с сохранением первоначальной верстки независимо от используемого для чтения устройства. Технология должна сократить сроки появления в продаже электронных версий изданий.

Еще в 2016 году разработчик fb2 и технический директор "Литреса" Дмитрий Грибов в интервью изданию "Университетская книга" объяснял необходимость появления на рынке нового формата возможностью максимально охватить потребителей электронных книг. По его словам, формат fb2, хотя и остается самым популярным в России, технологически устарел.

При этом переход на популярный в мире ePub позволил бы охватить не более 50% российской аудитории, почти половина которой предпочитает альтернативные ePub и fb2 форматы.

Но большая часть издателей предпочитают выпускать электронные книги в формате ePub, говорит гендиректор Alpina Digital Александр Негруца. По его словам, именно в таком формате продается большинство книг "Альпины". ePub поддерживают большинство ридеров, в нем можно сверстать книгу со сложными списками, стилями и схемами, тогда как fb2 больше подходит для художественной литературы без сложной верстки, рассуждает он. "Для того чтобы fb3 стал популярным, "Литрес" должен предложить издателям и читателям радикальные преимущества перед обычным ePub и сервис для безболезненного перехода. Без таких радикальных преимуществ новый стандарт, скорее всего, не будет воспринят рынком",— считает господин Негруца.

Примером для "Литрес", по его словам, может служить формат mobi, который разработали в Amazon. По сути, это техническая надстройка над ePub, которая облегчает скорость загрузки книг и навигацию на устройствах Kindle. Для продажи книги в Amazon издателю достаточно переконвертировать ePub в mobi при помощи инструментов, которые также разработали в Amazon, причем на верстку и качество книги эта конвертация не влияет, говорит издатель.

Елизавета Макарова «Коммерсантъ»
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Форма или содержание?

Сообщение Natali » 18 май 2017, 12:48

Читаем на пляже и в ванной!

PocketBook выпустил новый долгожданный водонепроницаемый и пылезащищённый E Ink ридер – PocketBook 641.
Устройство не боится воды, солнца и песка.


Новая влагостойкая модель объединила всё самое нужное и современное: теперь в ней есть подсветка, Wi-Fi и белоснежный экран высокого разрешения. По мнению редакции ReadRate, сегодня PocketBook 641 – лучший ридер на российском рынке.

Три года назад компания PocketBook выпустила первый в мире влагостойкий ридер – PocketBook 640. Но в устройстве не было подсветки, а кнопка включения части пользователей показалась слишком тугой. Поэтому требовательные книголюбы мечтали о том, чтобы компания доработала такую полезную вещь и сделала её ещё удобнее. И вот наконец это случилось. Все пожелания читателей учли в новой модели – PocketBook 641, которая только что поступила в продажу.

Так же как и «старший собрат», новинка выдерживает полное погружение в воду на глубину до 1 метра. А значит, случайное падение в ванну и морские брызги – пустяки, а песок – дело житейское (ридер защищён от пыли). Это отличная новость для книголюбов – ценителей солнечных ванн. Для того чтобы совместить два занятия, теперь не нужно прятаться под зонтом и мучительно вглядываться в текст, щуря глаза. Солнечные лучи не бликуют на дисплее ридера.

В новой модели появилась подсветка, которой так не хватало в предыдущей версии устройства. Но этого мало: сенсорный экран PocketBook 641 теперь белоснежный и высокого разрешения. Изображение такое чёткое и контрастное, что хочется читать без остановки. И ещё одно новшество: кнопка включения «переехала» с торца ридера на фронтальную панель и стала гораздо удобнее. Корпус выполнен в новом привлекательном лазурно-голубом цвете с перламутровым оттенком, напоминающим о морских волнах.

По мнению редакции ReadRate, всё это делает PocketBook 641 лучшим на сегодняшний день устройством для чтения, объединяющим все важнейшие функции. Осталось выбрать идеальное места для чтения. На яхте, на пляже, у бассейна, в ванной?

ReadRate. Сервис для тех, кто читает.
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Форма или содержание?

Сообщение Natali » 29 авг 2017, 12:24

Читатель ушел в цифру


Доля электронных изданий за семь лет увеличилась в 7,5 раза

По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), в 2016 году художественных полиграфических книг было выпущено на 7,6% больше, чем в 2015-м. При этом доля электронных книг среди всех изданных с 2009-го по 2016-й выросла в 7,5 раза.

По данным Роспечати, несмотря на то что художественных книг в прошлом году выпустили больше, общий их тираж оказался на 6,8% меньше, чем в 2015 году. «Динамика выпуска художественной литературы в целом повторяет общую динамику выпуска книжной продукции в стране: второй год подряд отмечается рост числа выпущенных названий», — сообщает ведомство.

Самыми издаваемыми писателями в России предсказуемо стали авторы детективов. А средний возраст читателей электронных книг составил 30 лет.

Опрос Роспечати среди издателей показал, что большинство из них (83%) отметили повышение стоимости полиграфических услуг в 2016 году. 70% сказали, что книжные магазины стали брать меньше книг на реализацию. 61% опрошенных представителей отрасли отметили снижение тиражей книжной продукции.

При этом в последние годы всё популярнее становятся электронные книги. Согласно данным Роспечати, их доля в ассортименте московских и петербургских издательств за семь лет — с 2009 по 2016 год — выросла с 4% до 30%.

На вопрос о том, через какой промежуток времени после публикации печатной книги издательства обычно выводят на рынок ее электронную версию, 30% респондентов назвали срок от одного до двух месяцев, а 35% ответили, что сразу.

Писатель-фантаст Дмитрий Богуцкий рассказал «Известиям», что рост количества наименований — это маркетинговые пробы.

— Сегодня книжный маркетинг может только пробовать всё подряд в надежде, что выстрелит хотя бы один роман. Причина в том, что читающая аудитория в эпоху интернета сильно изменилась и раздробилась на мелкие неисследованные потребительские ниши, — уверен писатель. — В прошлом году было издано более тысячи фантастических романов, не говоря уже о книгах других жанров.

Писатель Виктор Семёнов связывает увеличение объема электронных книг с антикризисной политикой книжной индустрии. По его мнению, издателям важно сократить затраты на бумажные книги и компенсировать недополученную прибыль за счет электронных изданий.

По словам доцента кафедры филологического образования Московского института открытого образования, председателя региональной общественной организации «Независимая ассоциация словесников» (РОО НАС) Москвы, члена ОП РФ Романа Дощинского, Россия является и одной из самых пишущих стран.

— Многим из наших авторов важен лишь факт издания книги, чтобы удовлетворить амбиции. За рубежом автор чаще стремится к тиражам и популярности, — сказал Роман Дощинский.

Он также отметил, что в России недостаточно хорошо развита сеть литературных агентов. В итоге в стране мало профессионалов, благодаря которым до читателей доходят действительно хорошие книги.

Источник: iz.ru
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Форма или содержание?

Сообщение Natali » 08 сен 2017, 12:03

Библиотеки в эпоху цифровых технологий


На ММКВЯ рассказали о семейной библиотеке в эпоху цифровых технологий журналист и телеведущий Александр Архангельский, израильский писатель и общественный деятель Михаил Гринберг, писатель Роман Сенчин и консультант приложения для чтения Bookmate Владимир Харитонов.

Мнения участников разделились.





Так, например, Архангельский высказался за большое будущее библиотек, в том числе «виртуальных».
- Юридически библиотека – это собрание книг в количестве не менее 100. 99 уже не библиотека. Советский человек по полкам человека, у которого был в гостях, понимал, что это за человек. Видел кучу привычных красных переплетов – значит, любит Лескова! Но не у всех было много книг. Время для собирательства было не идеальное. А сейчас как раз самое время. Много издательств, и появились электронные книги. Так что через 20 лет идиоты, которые продали книги, купленные сейчас, будут рвать волосы на голове.

Роман Сенчин, напротив, рассказал о своих пессимистичных соображениях насчет будущего книг.
- По опыту своих дочерей смотрю. Одной – 20. Другой – 12. У них бумажные книги стоят на 3-4 плане. Смотрят почти всегда в планшет. Читают клипово, не клипово, но простой мысли им хватает. Читают, но не думают. Меня же книги на стеллажах манят. Однако, некоторые люди жалуются, что им негде жить из-за книг: занимают слишком много места. Время другое, раньше книга была одним из лучших подарков.

Михаил Гринберг уверил, что, по крайней мере, в его стране – Израиле, бумажные книги продолжат продаваться и библиотеки не исчезнут. И объяснил это так:
- У меня дети читают на еврейском, арамейском и русском. Причина в том, что среди иудеев более половины соблюдают религиозные нормы. А в субботу запрещено пользоваться гаджетами, как и по праздникам. И дети читают такими днями напролет.

Владимир Харитонов заявил, что времена меняются, и есть сомнения по поводу того, стоит ли прививать детям «культуру бумажного чтения». Ведь в современном мире знания можно найти и в интернете, и в компьютерных играх, а они детей интересуют больше. К тому же, электронная книга – отличный вариант для чтения. Другое дело, что в них тяжелее навести порядок, составить из них библиотеку.

Итог подвел ведущий.
- Как бы то ни было, продолжительность жизни растет, в этом общество прогрессирует, а дети читают больше, другое дело – то, что они читают, нам не нравится. К тому же жанр письма вернулся, люди пишут друг другу, сидят в чате. А ведь когда-то даже Билл Гейтс заявлял в одной из своих книг (что потом вычеркнул), что письму пришел конец и люди вернутся к иероглифам.

Текст: Александр Смолин«ГодЛитературы.РФ»
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Форма или содержание?

Сообщение Natali » 11 дек 2017, 11:39

Электронные книжки наскучили


Похоже, те, кто предрек бумажной литературе скорую гибель под напором электронных носителей, несколько поторопились.

В Великобритании, где электронные книги, казалось бы, успешно завоевывают читательскую аудиторию, произошло примечательное событие. Первыми от планшетов с буквами начали отворачиваться дети. В прошлом году тиражи детских книг выросли сразу на 16%, продажи достигли 365 млн фунтов. В то же время продажи электронных книг снизились на 17%.

Издание The Оbserver пишет, что каждый четвертый фунт, потраченный на бумажные книги, пришелся на детские издания. Писатели, ориентирующиеся на школьников, становятся самыми востребованными.

Эксперты констатируют, что детвора проголодалась по печатному слову, в котором таится неотразимая привлекательность. В книжных магазинах стали спешно расширять детские отделы, нарасхват идет новый ежемесячный журнал детского чтения. Возрождаются издательства детской литературы.

Психологи отмечают еще не до конца понятый ими феномен - дети обожают различные видеоигры, но стараются не читать цифровых книг, которые по какой-то причине не формируют их воображение так сильно, как печатные.

Стали пользоваться меньшим спросом даже цифровые учебники. Писатель Том Утли на страницах The Daily Mail рассказал о том, как потерял интерес к своей электронной книге, от которой совсем недавно еще не мог оторваться. Он вдруг обнаружил, что при чтении печатного текста слова и идеи запоминаются намного лучше.
По его мнению, даже простое переворачивание страниц вовлекает нас в действие и облегчает усвоение мыслей автора. К тому же каждая бумажная книга, напоминает Том Утли, имеет индивидуальность, ее можно подержать в руках, полистать, почувствовать. Сейчас Утли полностью отказался от своей электронной книги. Он уверен, что его примеру вскоре последуют многие.

Николай Иванов
Мир новостей
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Форма или содержание?

Сообщение Arina » 28 мар 2018, 12:25

Юрий Сапрыкин: «Нужно обязательно трогать книгу руками»

Электронная книга бумажную не убила и совершенно точно не убьет. Просто выяснилось, что это другой тип обращения с текстом, и он подходит не для всех. Для меня, например, читать книгу с экрана абсолютно немыслимо — я не понимаю, что там происходит. Мне нужно обязательно трогать книгу руками.

Извините за банальность, но книга — живая, просто потому, что воспринимаешь ее не только глазами, а ощущаешь ее тяжесть, ты чувствуешь запах, ты с ней взаимодействуешь скорее как с человеком, а не как с изображением; она работает со всеми органами чувств. И ты совершенно не воспринимаешь процесс чтения как процесс считывания информации: сколько в нем от интеллекта, а сколько от ощущения рук. Но это все связано друг с другом.

Главная потеря электронной книги в том, что ее невозможно быстро пролистать и найти какое-то нужное место. Странным образом, когда появился интернет, все решили, что текст в интернете гораздо более интерактивен, что он насыщен гиперссылками, а ты можешь ходить по нему туда-сюда во всех направлениях, прокладывая кротовые норы. Но вдруг оказалось, что интерактивность бумажной книги гораздо больше: ты по ней ходишь во всех направлениях, никогда не читаешь ее последовательно. Ты к чему-то возвращаешься, перелистываешь вперед, на что-то у тебя случайно падает глаз, ты ходишь в ссылки и примечания, в оглавление. Чтение — это процесс нелинейный. Возможность читать книгу во всех направлениях на экране совершенно отсутствует.

Хотя, честно, я не могу выявить какую-то прямую закономерность между процессом запоминания того, что прочитал на бумаге или на экране. Часто бывает, что какой-то идиотский комментарий, который ты прочитал в Facebook, застревает в голове так, что его потом клещами оттуда надо выдирать. Нельзя сказать, что написанное на бумаге ты усваиваешь лучше, а на экране — хуже. Экран — орудие прямого действия. Он быстрый, эмоциональный, сиюминутный. Все короткие сообщения и цепляющие заголовки работают с эмоциями сильнее, чем бумажный текст, они бьют по человеческим инстинктам. Говорю это как человек, который на два года выпиливался из Facebook и Instagram.

«Книги станут достоянием гетто»
Все виды чтения, о которых я упомянул, как мне кажется, сильнее разъедутся. Я не могу угадать, уменьшится ли количество читателей книг. Может быть, оно увеличится или останется в процентном соотношении таким же. Но я очень боюсь и даже не просто подозреваю, что это будет совсем какой-то особый сорт людей, нежели люди, которые сидят, уткнувшись в экран. А чтение с экрана — оно скорее уйдет. Я говорю даже не про электронные книги, а про соцсети в первую очередь. Да и экрана никакого не будет. Будут какие-то трехмерные очки, в которых ты будешь претерпевать разного рода приключения: военные, эротические, путешественнические, такие-сякие. И это будет гораздо интереснее, чем всё.

Я бумажную книгу на это не обменяю — мне уже поздно. Но мне кажется, что это будут настолько разные в каком-то пользовательском смысле типы восприятия информации, что появятся люди, которые жестко будут жить в одном и жестко будут жить в другом.

Книга останется, и довольно много людей не пойдут туда, в этот совсем искусственный мир. Брэдбери в «451 градус по Фаренгейту» все это расписал. Только я, наверное, не очень верю в прогноз про правительство, которое сжигает все книжки. Просто книги станут достоянием «гетто» людей, которые читают и обсуждают. Просто это сейчас не так заметно, наверное. Круг этих людей будет не узкий, но будет сильно отделен от всего остального. Грубо говоря, если я могу еще сейчас схватить за шиворот любого подростка на улице, который идет и рубится в какое-нибудь Pokemon Go, и хоть как-то обсудить с ним «Войну и мир» (он, по крайней мере, знает, что это такое, что эти слова обозначают книгу), то лет через 10 уже нет.

Юрий Сапрыкин - журналист и главный редактор книжного проекта «Полка».
Читать статью полностью на Идеономике
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Форма или содержание?

Сообщение Arina » 25 июн 2018, 12:33

Аудиокниги вызывают больше эмоций, чем экранизации

Представители Университетского колледжа в Лондоне провели исследование, в ходе которого выяснили, что аудиокниги вызывают у любителей литературы более сильный эмоциональный отклик, чем экранизации любимых произведений, сообщает Guardian.

Исследователи попросили 102 добровольцев в возрасте от 18 до 67 лет сначала послушать, а потом посмотреть экранизацию одних и тех же сцен из романов "Гордость и предубеждение" Джейн Остин, "Девушка в поезде" Полы Хокинс, "Собака Баскервилей" Артура Конан Дойла, "Большие надежды" Чарльза Диккенса и других.

Ученые намеренно отобрали напряженные и драматические сцены, которые были показаны максимально близко к оригинальному тексту. Во время эксперимента исследователи фиксировали с помощью специальных приборов частоту сердечных сокращений и электрическую активность кожи участников проекта.

После прослушивания и просмотра одних и тех же эпизодов из книг ученые попросили испытуемых рассказать о своих впечатлениях.

Несмотря на то, что большинство заявило, что более сильные эмоции они получили от просмотра сцен из фильмов, показатели сердечного ритма испытуемых говорили об обратном.

Во время прослушивания аудиокниг пульс участников проекта участился в среднем на два удара, а температура поднялась почти на один градус.

Психолог Джозеф Делвин заявил, что такой результат объясняется тем, что прослушивание вызывает более активную работу воображения, чем просмотр роликов.
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Форма или содержание?

Сообщение Arina » 28 июн 2018, 13:04

Переживут ли книги технологический прогресс?

У меня есть особый интерес к книгам, поскольку я пишу их, редактирую их, зарабатываю на жизнь именно в этой сфере человеческой деятельности. В моих интересах утверждать, что чтение книг необходимо, что нужно читать книги. Словно речь идет о факте, который не подлежит сомнению, который невозможно оспорить. Словно речь идет о вакцине, спасающей жизни людей, или о противоракетной системе, защищающей граждан в ходе военных конфликтов. Жизненная необходимость.

Однако на чем основано это утверждение — в наши дни? В мире, в котором доступна любая информация, где ведется постоянная борьба за наше внимание — интернет, веб-приложения, фильмы, социальные сети. Действительно ли человек, не читающий книги, теряет нечто важное. Может быть, напротив, не тратя время на чтение книг, он приобретает время, деньги, новые эмоции, связанные с другими переживаниями.

От этих вопросов никуда не деться в наше время. Ни для кого не секрет, что читателей становится все меньше, многие книги на магазинных полках не находят покупателей. Книжные издательства разоряются. Какую роль книги играли в прошлом? Распространение информации? Сегодня это происходит намного проще и быстрее. Развлечение? Перед нами — изобилие развлечений на все вкусы. Интеллектуальная потребность? И это можно найти вне книжной стихии. В прошлом книга отвлекала нас во время поездок и полетов. Сегодня для этого есть компьютер и смартфон. Перед сном мы держим в руках не книгу, а планшет.
Шмуэль Рознер
Источник: интернет-проект ИноСМИ.RU
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Форма или содержание?

Сообщение Arina » 17 дек 2018, 11:52

«Зулейха» пополнила «Живые страницы»
Компания Samsung Electronics и «Редакция Елены Шубиной» добавили в приложение «Живые страницы» новое произведение современной русской литературы — роман «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной, лауреата премий «Большая книга» и «Ясная Поляна» 2015 года.

Проект «Живые страницы» был запущен в июне 2015 года компанией Samsung совместно с экспертами Tolstoy Digital при поддержке школы лингвистики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и компании ABBYY.

«Живые страницы» — интерактивная энциклопедия, которая позволяет пользователям изучать произведения русской литературы в новом формате. Благодаря приложению читатели могут глубже погрузиться в сюжеты литературных произведений: тексты сопровождаются интерактивными элементами, инфографикой и новыми сценариями навигации, при помощи которой интересующий фрагмент можно найти за пару кликов. Пользователям приложения доступны такие разделы, как «Ход времени», «Судьбы», «Места», «Герои», «Игры в слова». Также пользователи приложения могут проверять знание редких слов с помощью сценария «Игры в слова».

Помимо самого произведения, пользователи приложения могут найти сведения о создании романа. Эта информация интегрирована в раздел «Ход времени», где помимо исторических комментариев также появляется «прямая речь» автора, о его кинематографической основе и т. д. Кроме того, Гузель Яхина написала для приложения тексты о прототипах некоторых персонажей, в частности, главной героини романа — татарской крестьянки Зулейхи.

По предложению автора в приложение не стали включать словарик татарских слов, который приводится в печатных версиях книги. Писательница хотела, чтобы фразы становились понятны читателям, исходя из контекста. А то, насколько точно читателю удалось понять их значение, можно узнать в разделе приложения «Игры в слова», ответив на вопросы викторины, специально разработанные экспертами контент-группы Tolstoy Digital.

На сегодняшний день в библиотеку «Живых страниц» входят такие произведения русской литературы, как повесть «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, поэма «Мертвые души» Н. В. Гоголя, романы «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, а также два произведения современных авторов, лауреатов премии «Ясная Поляна»: «Лавр» Евгения Водолазкина и теперь «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной. Приложение доступно бесплатно в магазинах Google Play и Galaxy Apps для мобильных устройств на платформе Android.

В текущем обновлении приложения «Живые страницы» также появились два произведения: роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок» и поэма Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Источник: Год Литературы
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Форма или содержание?

Сообщение Arina » 19 фев 2019, 12:31

Агриппа. Книга мёртвых

В 1992 году Уильям Гибсон, художник Деннис Эшбо и издатель Кевин Бегос-младший создали своеобразный арт-проект: поэму “Агриппа (Книга мёртвых)”, которая распространялась на дискете, встроенной в обложку художественного альбома Эшбо.

Программная оболочка, написанная под систему Mac System 7, превращала поэму в нечитабельный набор символов без возможности восстановления. Как это было сделано, так никто с тех пор почему-то и не разобрался.

Произведение «Агриппа. Книга мёртвых» продавалось только в цифровом виде на дискете 3,5″. А файл с текстом можно было открыть только один раз, после чего книга шифровалась и оставалась храниться в зашифрованном виде.

Интересна история появления этой поэмы. В сущности, изначально это был отнюдь не гибсоновский проект: идея пришла Бегосу, который, даром что издатель и коммерсант, пребывал в негодовании по поводу коммерциализации мира искусства. Он предложил Эшбо создать “самоуничтожающийся художественный альбом для компьютера” (получается, это один из первых случаев исключительного электронного книгоиздания?), и художник решил, что игра стоит свеч. Тем более, что ему уже порядком надоела его собственный абстрактный импрессионизм и он хотел чего-то нового.

Несколькими годами ранее Эшбо подружился с Гибсоном, и в итоге Бегос и Эшбо решили заручиться и его поддержкой.

Эта троица вдоволь посмеялась над всеми участниками процесса книгоиздания: для того, чтобы зарегистрировать копирайт на альбом и поэму, Эшбо потребовалось (по закону) отправить две копии в Библиотеку Конгресса, служащие которой обязаны классифицировать эту работу. А для этого с ней надо было ознакомиться. А ознакомиться с ней можно было один раз – по понятным причинам.

Гибсон, Бегос и Эшбо даже подумывали о том, чтобы заразить свою концептуальную работу компьютерным вирусом, но в итоге решили, что реального вреда будет больше, чем потехи.

Представление работы состоялось 9 декабря 1992 года в Нью-Йорке. Поэму прочитал иллюзионист Пенн Джиллетт; текст одновременно проецировался на большой экран позади самого чтеца; всё это снималось на камеру и транслировалось сразу в несколько других городов. Сама поэма хранилась на специальном магнитном диске в вакуумированном корпусе. При соприкосновении диска с воздухом информация с него начинала уничтожаться, так что предполагалось, что поэму действительно никто никогда больше не увидит.

Тем не менее на следующий день “пиратская” копия текста (вероятнее всего, перехваченная с камеры) попала на BBS MindVox, а оттуда разлетелась во все концы, во все пределы…

…Включая факс-машину самого Гибсона, который на тот момент не пользовался электронной почтой.
Юрий Ильин
Изображение
Ответить