20-летний Гао Хэнжуй больше не ходит в книжные магазины только лишь для того, чтобы купить книги. Теперь каждый поход за очередной литературной новинкой превращается в своеобразную "культурную охоту".
Дегустация вина, фотовыставки, тематические лекции и другие культурные мероприятия - вот зачем современная китайская молодежь ходит в книжные магазины.
"Книжные магазины больше не просто магазины, это общественные места, где люди могут расслабиться", - говорит Гао Хэнжуй.
По мере роста в Китае потребительских расходов на культурный досуг китайские книжные магазины внедряют различные новшества. Физические книжные магазины превращаются в "центры знаний" и "культурные центры", возрождая увядающую индустрию.
Так, сеть книжных магазинов CITIC Books, принадлежащая китайской корпорации CITIC Group (Международная китайская инвестиционная корпорация по управлению имуществом), предлагает своим клиентам из так называемого "поднимающегося класса", дополнительные услуги и продукцию, как, например, дроны и телефоны с 3D-технологиями.
В целях диверсификации доходов магазины сети также предоставляют эксклюзивные услуги по персонализированному подбору книг в соответствии с возрастом и интересами клиентов.
"Книжные магазины теперь продают не только книги. По сути, они продают образ жизни", - отметил гендиректор CITIC Books Фан Си.
Брендовые книжные магазины по всей стране также пытаются занять свою нишу на рынке. Один из магазинов в южнокитайском городе Гуанчжоу, например, больше представляет собой бутик, где продаются дизайнерские аксессуары и предметы искусства и отведено специальное пространство для чтения. В Пекине существует книжный магазин-кафе с кошками, где любители этих животных могут приятно провести время за чашечкой кофе и с интересной книгой в компании своих любимцев.
Вот, например, давайте зайдем в самый красивый в Китае книжный магазин. Дизайн книжного магазина, который расположен в оживленном торговом центре в Ханчжоу, что в восточной провинции Чжэцзян, не мог остаться без внимания. Впечатляющая коллекция изданий выставлена в помещениях, разработанных архитектурной студией XL-MUSE.
В самом центре площадки обустроен драматично оформленный уголок для чтения, ключевым элементом которого является экспозиция книжных новинок и хитов, представленная на цилиндрических тумбах разной высоты. Сама зона имеет округлые очертания, если не сказать — шарообразную форму, благодаря чему в её атмосфере витает какая-то особая медитативность.
В этом месте цикличность и бесконечность пространства ощущается почти физически. Вид сверху поражает воображение. Кажется, это не магазин книг, а космическая капсула или помещение для съемок фантастического фильма.
Войдя в этот магазин, мы попадаем в длинный коридор с тёмными и светлыми деревянными полками с обеих сторон. Вертикальные люстры на стеклянном потолке визуально увеличивают пространство в высоту.
Уютный зал для посетителей мягко освещён, ряд столиков делит помещение пополам, освобождая проходы к стеллажам, стоящим вдоль стен.
Все лучшее — детям! В этом магазине каждый посетитель испытывает желание вновь ощутить себя ребёнком. Зал детской литературы оформлен невероятно креативно. Карусель, железная дорога, корабль — всё это книжные полки, на которых представлено огромное количество изданий с современными и классическими произведениями всех жанров.
Ещё одна интересная зона выдержана в другой цветовой гамме. Здесь вертикальные стеллажи изображают деревья, среди которых можно гулять бесконечно, выбирая себе книгу по душе. Интерьер дополнен удобными сиденьями с полками, чтобы посетители могли почитать что-нибудь в приятной обстановке.
Даже план этого помещения выглядит очень необычно. Представляете, какое впечатление он производит в реальности? Замысел, безусловно, грандиозный, да и исполнение оказалось на высоте, не правда ли?
Стимулом к преобразованию китайских книжных магазинов послужили изменения в структуре потребления, которое становится все более многогранным и ориентированным на культуру.
"Не так давно право решать, какую продукцию выпускать на рынок, полностью принадлежало крупным компаниям", - говорит председатель CITIC Group Чан Чжэньмин. "Однако те времена давно ушли, модель потребления изменилась по мере придания первостепенного значения желаниям потребителя".
У каждого книжного магазина свой способ реагирования на этот вызов, будь то продажа произведений искусства или кофе.
"Изменения в книжных магазинах отражают основные тенденции в экономике", - считает Чан Чжэньмин.
Расходы в сфере культуры стремительно растут на фоне осуществления мер китайского правительства по стимулированию культурного сектора. В период 13-й пятилетки /2016-2020 гг./ Китай намерен превратить культуру в "опору" национальной экономики.
Местные администрации также оказывают поддержку физическим книжным магазинам, в том числе в виде премий и налоговых льгот.
Правительственная поддержка и растущий спрос в настоящее время создают наиболее благоприятные условия для внедрения инноваций издательскими организациями, как CITIC Books.