Памятные даты писателей

Дни рождения, памятные даты, праздники в мире литературы.

Модератор: Natali

Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Памятные даты писателей

Сообщение Natali » 12 апр 2018, 12:54

Сергею Лукьяненко – 50 лет


Сергей Лукьяненко – самый известный и признанный фантаст постсоветского периода, вернувший отечественной фантастике её тиражи и популярность. 11 апреля ему исполнилось 50 лет.

Накануне дня рождения писатель опубликовал у себя в «Фейсбуке» такой пост:
Пожалуй, самый смешной вопрос от журналиста за последнее время...
«– Беляев, Кир Булычёв, братья Стругацкие... Скажите, чем вы отличаетесь от этого пантеона?
Несколько секунд сижу ошарашенный.
– Наверное тем, что я ещё живой...»


Врач-психотерапевт по образованию, Сергей Лукьяненко ещё учась в медвузе знал, что не будет работать по специальности – диплом получал, чтобы успокоить родителей. Его же самого с юности привлекала литература. Рассказы начинающего писателя почти сразу стали публиковать в журналах, а когда появились первые законченные романы, удалось заинтересовать ими московские издательства. Роман «Рыцарь сорока островов» – вторая крупная вещь, написанная Лукьяненко, позже выиграл фантастическую премию «Странник». Ещё живя в Алма-Ате, он начал писать ставшую впоследствии хитом серию «Звёздный лабиринт», в которую вошли книги «Лабиринт отражений» и «Звёзды – холодные игрушки». Дописывал он их уже в Москве, куда вместе с женой перебрался в 1996 году – поближе к издательствам.

По-настоящему громкую славу Сергею Лукьяненко принесла серия «Дозоры». Первая книга – «Ночной Дозор» – опубликована в 1998 году, за ней последовали «Дневной Дозор», «Сумеречный Дозор», «Последний Дозор», «Новый Дозор». Когда в 2004-м вышел фильм «Дневной дозор», он стал первым успешным кинопроектом в современном популярном российском кино и был признан «первым российским блокбастером», побив все мыслимые и немыслимые рекорды по сборам. Через год последовало продолжение, тоже очень удачное – «Дневной дозор». В 2020-м на большие экраны выйдет завершающий фильм кинотрилогии – «Сумеречный дозор». А в этом году 25 мая нас ждёт экранизация ещё одного бестселлера Лукьяненко – «Черновик».

Читатели полюбили Лукьяненко за динамичный сюжет, тёплый юмор, умение задавать сложные вопросы, а больше всего аудитория оценила его дар выдумывать миры: мир «Дозоров», Диптаун, вселенная «Линии грёз», мир «Искателей неба» – все они продуманы до мелочей, завораживают тем, что так похожи на наш собственный мир и одновременно совершенно иные. Сергей Лукьяненко вернул российской фантастике её былую славу и невероятные тиражи. «Я никогда не учился писать книги, не оканчивал литературный институт. Я не учился писать сценарии и не оканчивал сценарные курсы. Мне вообще кажется, либо человек что-то умеет делать, либо этому нельзя научить», – говорит Лукьяненко. Отсутствие писательского образования не помешало ему выиграть всевозможные литературные премии (общим числом 59) и получить ещё больше номинаций (160). Сегодня Лукьяненко – лауреат премий конвентов фантастики «Роскон», «Звёздный мост», «Интерпресскон» и других. В 2003 году на конвенте «Еврокон» признан лучшим фантастом Европы. Его книги переведены на множество языков, а суммарный тираж исчисляется миллионами экземпляров.

Самая свежая работа Лукьяненко, роман «КВАZИ», рассказывает о нашествии на землю восставших мертвецов. Однако зомби – лишь промежуточный этап развития абсолютно новой формы жизни, известной как кваzи. По книге режиссёр Александр Войтинский уже снимает фильм, который обещают выпустить на экраны в следующем году. Многие произведения Лукьяненко сегодня переводятся в формат комиксов – для более молодых читателей.

Отец троих детей (у него двое сыновей и дочка), автор 8 киносценариев и более 120 литературных произведений, Лукьяненко и сам сегодня осознаёт, что он – живой классик.

ReadRate
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Памятные даты писателей

Сообщение Natali » 26 апр 2018, 13:18

К 100-летию Даниила Гранина в Петербурге на доме, где он жил
установят мемориальную доску


Мемориальную доску установят на фасаде дома 8 по Малой Посадской улице в Петербурге, где жил писатель, почетный гражданин города Даниил Гранин.

Об этом сообщили в пресс-службе вице-губернатора Северной столицы Владимира Кириллова.

«Сегодня на заседании совета по мемориальным доскам при правительстве Санкт-Петербурга принято единогласное решение об установке мемориальной доски на фасаде дома 8 по Малой Посадской улице, где проживал писатель. Соответствующее постановление будет издано в ближайшее время», - говорится в сообщении.

Владимир Кириллов также отметил, что указом президента Владимира Путина по увековечению памяти писателя в Петербурге, предусмотрено присвоение имени Даниила Гранина одному из объектов городской среды. В настоящее время Санкт-Петербургской межведомственной комиссией по наименованиям прорабатывается ряд предложенных объектов. Окончательное решение будет принято с учетом мнения родственников писателя на ближайшем заседании комиссии под руководством вице-губернатора.

Ранее именем писателя уже назвали библиотеку в Невском районе Северной столицы, где планируют открыть культурно-просветительский центр. Его деятельность будет осуществляться в партнерстве с Фондом имени Д. С. Лихачева, Центральным государственным архивом литературы и искусства Санкт-Петербурга, Союзом писателей Санкт-Петербурга, образовательными и общественными организациями города.

Петербургский дневник
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Памятные даты писателей

Сообщение Arina » 28 сен 2018, 11:19

28 сентября
110 лет со дня рождения Ираклия Андроникова,
советского писателя, литературоведа, мастера художественного рассказа

Ираклий Луарсабович Андроников (настоящая фамилия Андроникашвили) родился в Петербурге, в семье адвоката и присяжного поверенного. Семья Андроникова ведет свою историю от дворянской ветви рода Андроникашвили. В семье было двое детей: Ираклий и Элефтер.

В 1925 году Андроников окончил школу в Тифлисе и поступил на историко-филологический факультет Ленинградского университета и одновременно на словесное отделение Института истории искусств. С 1928 года начал выступать как лектор филармонии.

Ираклий окончил университет в 1930 году, получив диплом литработника с журнально-газетным уклоном, стал сотрудником юмористического журнала «Ёж и Чиж». С 1934 года работал библиографом в Публичной библиотеке, и это ему помогло в исследовании творчества М.Ю.Лермонтова, которое он начал еще в студенческие годы.

В 1935 году состоялось первое публичное выступление Андроникова как чтеца. С тех пор его выступления с устными рассказами стали пользоваться большой популярностью. В 1936 году Андроников опубликовал первую статью о Лермонтове, а в 1939 году вышла его книга «Жизнь Лермонтова».

Во время Великой Отечественной войны Ираклий Луарсабович работал в газете «Вперёд на врага» на Калининском фронте.
После войны он продолжил исследования творчества Лермонтова, и в 1947 году защитил кандидатскую диссертацию «Разыскания о Лермонтове», а в 1956 – докторскую «Лермонтов в Грузии в 1837 году».
Кроме этого, у Андроникова вышел еще ряд книг о поэте – «Лермонтов. Новые разыскания», «Рассказы литературоведа» (1949), «Лермонтов» (1951), «Лермонтов. Исследования, статьи, рассказы» (1952).
Ираклий Луарсабович за свое творчество был удостоен Государственной премии СССР и награжден двумя орденами.

В 1954 году Андроников впервые выступил на Центральном телевидении с циклом рассказов. Передачи назывались: «Ираклий Андроников рассказывает». Было снято несколько фильмов, в которых он читал свои устные рассказы. Его яркая образная речь, личное обаяние рассказчика снискали всеобщую любовь зрителей.

Умер Ираклий Луарсабович Андроников 13 июня 1990 года.
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Памятные даты писателей

Сообщение Arina » 09 ноя 2018, 11:14

9 ноября
"Вся моя биография - в моих сочинениях":
200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева

Будущий русский писатель — Иван Сергеевич Тургенев — поэт, драматург, переводчик, публицист, который внёс неоценимый вклад в русскую литературу XIX века, родился в 1818 году, в Орловской губернии, в городе Орле. в старинной дворянской семье.
Из дневника его матери известно, что это событие произошло в полдень, в 12 часов, что был понедельник. В том же дневнике записано, что мальчик родился с ростом 12 вершков, то есть 53 сантиметра. Через неделю ребёнка окрестили.
Детство Ивана Сергеевича прошло в материнском имении Спасское-Лутовиново неподалеку от Мценска. Он стал вторым сыном из трёх, родившихся у Варвары Лутовиновой и Сергея Тургенева.

Семейная жизнь родителей не сложилась. Отец, прокутивший состояние красавец-кавалергард, по расчету женился на не красавице, но состоятельной девушке Варваре, которая была старше его на 6 лет. Когда Ивану Тургеневу исполнилось 12, отец покинул семью, оставив на попечение супруги троих детей. Спустя 4 года Сергей Николаевич умер. Вскоре скончался от эпилепсии младший сын Сергей.

Тургенев с братом Николаем
(Николай слева, Иван справа)

Николаю и Ивану пришлось несладко — у матери был деспотический характер. Умная и образованная женщина хлебнула в детстве и юности немало горя. Отец Варвары Лутовиновой умер, когда дочь была ребенком. Мать, вздорная и деспотичная барыня, образ которой читатели увидели в рассказе Тургенева «Смерть», вышла замуж повторно. Отчим пил и не стеснялся бить и унижать падчерицу. Не лучшим образом обращалась с дочерью и мать. Из-за жестокости матери и побоев отчима девушка сбежала к родному дяде, оставившему племяннице после смерти в наследство 5 тысяч крепостных.
Не знавшая в детстве ласки мать хотя и любила детей, особенно Ваню, но обращалась с ними так же, как с ней в детстве обращались родители - сыновьям навсегда запомнилась тяжелая матушкина рука. Несмотря на вздорный нрав, Варвара Петровна была женщиной образованной. С домашними она разговаривала исключительно на французском языке, требуя того же от Ивана и Николая. В Спасском хранилась богатая библиотека, состоящая в основном из французских книг.

Когда Ивану Тургеневу исполнилось 9, семья переехала в столицу, в дом на Неглинке. Мама много читала и привила детям любовь к литературе. Предпочитая французских писателей, Лутовинова-Тургенева следила за литературными новинками, дружила с Василием Жуковским и Михаилом Загоскиным. Варвара Петровна досконально знала творчество Николая Карамзина, Александра Пушкина, Николая Гоголя и цитировала их в переписке с сыном.
Образованием Ивана Тургенева занимались гувернеры из Германии и Франции, на которых помещица не жалела денег. Богатство русской литературы будущему писателю открыл крепостной камердинер Федор Лобанов, ставший прототипом героя рассказа «Пунин и Бабурин».

После переезда в Москву Ивана Тургенева определили в пансион Ивана Краузе. Дома и в частных пансионах юный барин прошел курс средней школы, в 15 лет он стал студентом столичного университета. На факультете словесности Иван Тургенев проучился курс, затем перевелся в Петербург, где получил университетское образование на историко-философском факультете.
В студенческие годы Тургенев переводил стихи Шекспира и лорда Байрона и мечтал стать поэтом.
Получив диплом в 1838 году, Иван Тургенев продолжил образование в Германии. В Берлине прослушал курс университетских лекций по философии и филологии, писал стихи. После рождественских каникул в России Тургенев на полгода отправился в Италию, откуда вернулся в Берлин.
Весной 1841-го Иван Тургенев прибыл в Россию и через год сдал экзамены, получив магистерскую степень по философии в Петербургском университете. В 1843-м поступил на должность в Министерство внутренних дел, но любовь к писательству и литературе перевесила.

Впервые Иван Тургенев выступил в печати в 1836 году, опубликовав рецензию на книгу Андрея Муравьева «Путешествие к святым местам». Спустя год написал и опубликовал поэмы «Штиль на море», «Фантасмагория в лунную ночь» и «Сон».
Известность пришла в 1843-м, когда Иван Сергеевич сочинил поэму «Параша», одобренную Виссарионом Белинским. Вскоре Тургенев и Белинский сблизились так, что молодой литератор стал крестным отцом сына известного критика. Сближение с Белинским и Николаем Некрасовым повлияли на творческую биографию Ивана Тургенева: писатель окончательно распрощался с жанром романтизма, что стало очевидным после публикации поэмы «Помещик» и повестей «Андрей Колосов», «Три портрета» и «Бретер».
В Россию Иван Тургенев вернулся в 1850-м. Жил то в родовом имении, то в Москве, то в Петербурге, где писал пьесы, которые успешно шли в театрах двух столиц.

Иван Тургенев писал и для взрослых, и для детей. Маленьким читателям прозаик подарил сказки и рассказы-наблюдения «Воробей», «Собака» и «Голуби», написанные богатым языком.
В деревенском уединении классик сочинил рассказ «Муму», а также ставшие событием в культурной жизни России романы «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым».
За границу Иван Тургенев отбыл летом 1856 года. Зимой в Париже завершил мрачную повесть «Поездка в Полесье». В Германии в 1857-м написал «Асю» – повесть, переведенную при жизни писателя на европейские языки. Прототипом Аси, рожденной вне брака дочери барина и крестьянки, критики считают дочь Тургенева Полину Брюэр и незаконнорожденную единоутробную сестру Варвару Житову.

Иван Тургенев первым из российских писателей получил признание в Европе как романист. Во Франции он сблизился с писателями-реалистами Проспером Мериме, братьями Гонкурами, Эмилем Золя и Гюставом Флобером, ставшим ему близким другом.
В Британии - в Оксфордском университете русскому прозаику дали звание почетного доктора.

В 1882 году Иван Тургенев заболел. Доктора поставили неутешительный диагноз – рак костей позвоночника. Умирал писатель на чужбине долго и мучительно. Классик скончался 22 августа 1883 года. Его тело доставили в Петербург 27 сентября. Из Франции в Россию Ивана Тургенева сопровождала дочь Полины, Клаудиа Виардо. Похоронили писателя на петербургском Волковом кладбище.

Смерть Тургенева стала событием, отозвавшимся во всём культурном мире. «Европа единодушно дала Тургеневу первое место в современной литературе»,- писал лондонский журнал «Атенеум». Прощаясь с прахом Тургенева, один французский писатель сказал: «Ваше сердце принадлежало всему человечеству. Но Россия занимала первое место в ваших привязанностях. Ей именно вы служили прежде всего и преимущественно...»
Литературные критики утверждают, что созданная классиком художественная система изменила поэтику романа второй половины XIX века. Иван Тургенев первым почувствовал появление «нового человека» – шестидесятника - и показал его в своем сочинении «Отцы и дети». Благодаря писателю-реалисту в русском языке родился термин «нигилист». Иван Сергеевич ввел в обиход образ соотечественницы, получивший определение «тургеневская девушка».
Отмечалась и ещё одна - чрезвычайно важная - заслуга Тургенева. Один зарубежный журнал писал: «Если теперь за границей читают Пушкина, Лермонтова, Достоевского и Писемского, то это вследствие того, что сочинения Тургенева проложили путь за границу его предшественникам и преемникам».
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Памятные даты писателей

Сообщение Arina » 12 дек 2018, 11:58

12 декабря
90 лет со дня рождения Чингиза Айтматова,
писателя, публициста и общественного деятеля

Чингиз Торекулович Айтматов родился 12 декабря 1928 года в кишлаке Шекер Киргизской АССР (ныне Таласская область Киргизии). Его отец Торекул Айтматов занимал посты второго секретаря ЦК Коммунистической партии Киргизской ССР, народного комиссара земледелия, впоследствии был арестован в Москве, этапирован в Бишкек и в 1938 году расстрелян. Мать Нагима Абдувалиева, дочь татарского купца I гильдии, была активистской женского движения Киргизии, в 1937 году объявлена женой "врага народа".

Окончив восемь классов школы, в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) Чингиз Айтматов работал секретарем сельского совета, учетчиком тракторной бригады.
В 1948 году он с отличием окончил Джамбульский зоотехникум, в 1953 году — Сельскохозяйственный институт в городе Фрунзе (ныне Бишкек).
В 1958 году Айтматов окончил Высшие литературные курсы в Москве.
В печати он впервые выступил в 1952 году с рассказом на русском языке "Газетчик Дзюйдо".
В 1958 году в журнале "Октябрь" был опубликован его рассказ "Лицом к лицу" (перевод с киргизского), затем его рассказы были напечатаны в журнале "Новый мир".
В 1959–1965 годах Айтматов занимал должность главного редактора журнала "Литературный Кыргызстан", одновременно работал собкором газеты "Правда" по Киргизской ССР.

Мировую известность Айтматову принесла повесть "Джамиля" (1958), которая впервые была опубликована во Франции в переводе Луи Арагона.
После "Джамили" были также опубликованы повести "Верблюжий глаз" (1960), "Первый учитель" (1961), "Материнское поле" (1963) и сборник "Повести гор и степей" (1963), за который автор получил Ленинскую премию. Произведения выходили одновременно на русском и киргизском языках.
Повесть "Прощай, Гульсары!" (1968) принесла автору Государственную премию.
В своих произведениях Айтматов выступал как мастер психологического портрета, его героями были духовно сильные, человечные, активные люди. Прозу писателя отличали искренность интонации и поэтичность в сочетании с психологической достоверностью образов простых людей. В повестях "Белый пароход" (1970), "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977), в романе "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок", 1980), "Плаха" (1986) он обращался к острым философским, этическим и социальным проблемам современности.

В 1988–1990 годах Айтматов занимал пост главного редактора журнала "Иностранная литература".
С 1990 по 1991 год — посол СССР в странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), в 1991–1994 годах — посол России в странах Бенилюкса.
С 1994 года по март 2008 года являлся послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах.

В постсоветское время были изданы за рубежом "Белое облако Чингиз Хана" (1992), "Тавро Кассандры" (1994), "Сказки" (1997), "Детство в Киргизии" (1998).
В 2006 году был опубликован его последний роман "Когда падают горы" ("Вечная невеста"), немецкий перевод которого увидел свет в 2007 году под названием "Снежный барс".
Книги Айтматова были переведены на более чем 176 языков мира, изданы в 128 странах.

По произведениям писателя было снято свыше 20 фильмов. Первой картиной по Чингизу Айтматову стала кинолента "Перевал", снятая в 1961 году режиссером Алексеем Сахаровым. В 1965 году повесть "Первый учитель" была экранизирована режиссером Андреем Кончаловским на "Мосфильме", повесть "Верблюжий глаз" вошла в основу дебютного фильма Ларисы Шепитько "Зной" (1962) с Болотбеком Шамшиевым в главной роли, впоследствии ставшим одним из лучших режиссеров по постановке фильмов по произведениям Чингиза Айтматова: "Эхо любви" (1974), "Белый пароход" (1975), "Ранние журавли" (1979), "Восхождение на Фудзияму" (1988).

В мае 2008 года в Казани во время съемок фильма по роману писателя "И дольше века длится день", 79-летний Айтматов был госпитализирован с тяжелой пневмонией. Его состояние осложнилось острой почечной недостаточностью. Для дальнейшего лечения писатель был перевезен в Германию.
10 июня 2008 года Чингиз Айтматов скончался в клинике Нюрнберга. Писатель был похоронен на мемориальном кладбище "Ата-Бейит" в пригороде Бишкека, рядом с могилой своего отца.
Официальный веб-сайт писателя Чингиз Айтматов
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Памятные даты писателей

Сообщение Arina » 14 дек 2018, 11:07

5 декабря
Дипломат с душой поэта
К 215-летию со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева

Многие строки Тютчева стали крылатыми. Современник многих войн и социальных потрясений, он воспринимает свое время как «минуты роковые», канун великих событий.
Самое известное его четверостишие написано в 1866 году:
  • Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить:
    У ней особенная стать –
    В Россию можно только верить.
Великий русский лирик, поэт-мыслитель, публицист, Фёдор Иванович Тютчев – яркий представитель золотого века русской поэзии — стоит особняком в русском поэтическом пантеоне.
Он был современником Пушкина, который восхищался его поэзией. Однако сам Тютчев не считал поэзию своим основным занятием. Называл свои стихи «виршами» и «бумагомараньем». Относился к ним без трепета – по рассеянности мог где-то оставить или даже случайно выбросить.
Федор Иванович владел пятью языками, долгие годы работал дипломатом за границей. В своих политических статьях, которые актуальны и ныне,
Тютчев анализировал причину антирусских настроений, получивших распространение в Западной Европе, раскрывал и объяснял феномен русофобии, которая виделась ему в стремлении вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то силой презрения.
Об этом же он размышляет и в стихах. Вот одно из них – о некоторых доморощенных либералах:
  • Напрасный труд – нет, их не вразумишь, –
    Чем либеральней, тем они пошлее,
    Цивилизация – для них фетиш,
    Но недоступна им её идея.
    Как перед ней ни гнитесь, господа,
    Вам не снискать признанья от Европы:
    В её глазах вы будете всегда
    Не слуги просвещенья, а холопы.
    1867 г.
Дипломат с душой поэта широко прославился, прежде всего, не своими политико-философскими размышлениями (так, в своих политических статьях он афористично писал: «Россия как государство гигант, а как общество – младенец»), а лирическими стихами. Широко известны и любимы романсы Чайковского, Рахманинова, Свиридова и других композиторов на стихи Тютчева.
«Только талантам сильным и самобытным, – писал о поэте Николай Карамзин, – дано затрагивать такие струны в человеческом сердце. Мы решительно относим талант г. Ф. Тютчева к русским первостепенным поэтическим талантам».
***
Он родился 5 декабря 1803 года в родовой усадьбе в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии (ныне – Брянская область). Именно из этих среднерусских мест вышла чуть ли не вся великая русская литература: Фет, Тютчев, Лев Толстой, Тургенев, Лесков. В провинции дать достойное образование дворянским детям было сложно – и Тютчевы перебрались в Москву.
С четырёх лет и до окончания Московского университета Фёдор Иванович жил в Армянском переулке в Москве, в доме, на фасаде которого ныне – мемориальная табличка. Именно отсюда он уехал на дипломатическую службу в Мюнхен.
Первым учителем литературы Федора Ивановича стал молодой поэт-переводчик Семён Раич, руководивший его домашним образованием и поощрявший первые стихотворные опыты Тютчева. Самое первое свое стихотворение Фёдор написал, когда ему было 11 лет. Юноша переводил Горация, изучал латынь и древнеримскую поэзию.
В 1819 году, когда Фёдор поступил на словесное отделение Московского университета, Семён Раич покинул дом Тютчевых в Армянском переулке и вскоре стал наставником юного Михаила Юрьевича Лермонтова.
В 1821 году Тютчев блестяще окончил Московский университет, где изучал иностранные языки, литературу, историю искусства, археологию, принимал живое участие в литературной жизни университета. Вскоре он поступил на службу в министерство иностранных дел. В 1822 году Тютчев уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене (столица тогдашнего Баварского королевства).
В Мюнхене он приобщился к немецкой идеалистической философии свел знакомство с Шеллингом, дружил с Генрихом Гейне, переводил Гёте и Шиллера.
Имeннo здесь пoэт coздaл ряд знaмeнитых cвoих cтиxoтвopeний: «Beceнняя гpoзa», «3имa нeдapoм злитcя...», «O чём ты вoeшь, вeтp нoчнoй?..» и дpугие.
В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не терял духовной связи с родиной и изредка навещал её. Он вернулся в Россию, как потом сам признался, – более русским, чем был.
***
Весной 1836 года Тютчев переслал из Мюнхена в Петербург рукопись с 24 стихотворениями. Пушкин опубликовал их в своём «Современнике» под заголовком «Стихи, присланные из Германии», за подписью Ф.Т.
«Мне рассказывали очевидцы, – писал Юрий Самарин, один из основателей движения славянофилов, – в какой восторг пришёл Пушкин, когда он в первый раз увидел собрание рукописное его стихов. Он носился с ними целую неделю».
С конца 1840-х годов начинается новый подъём лирического творчества поэта. Но лишь в 1850 году к Тютчеву снова обратилось внимание большого журнала. И снова это был «Современник», ставший к тому времени некрасовским. В статье «Русские второстепенные поэты» Некрасов перепечатал почти все известные стихи Тютчева, разобрал их и смело поставил рядом с лучшими произведениями русского поэтического гения:
«Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце, вот почему мы нисколько не задумались бы поставить г. Ф.Т. рядом с Лермонтовым».
Первая книга стихов Тютчева была напечатана только в 1854 году, когда ему был уже 51 год. Но даже это издание не состоялось бы, если бы И.С. Тургенев не уговорил его издать свои стихи. К Тютчеву пришла поздняя, но подлинная слава.
***
Амалия Крюденер

Первой любовью поэта была Амалия Крюденер. Когда они познакомились, ей было всего 16, Тютчеву немного за 20. Родители прочили его избраннице более выгодную партию. Спустя почти полвека после их первой встречи, Амалия пришла попрощаться с умирающим Тютчевым. «В её лице, – запишет он напоследок, – лучшие дни моего прошлого пришли мне дать прощальный поцелуй».
Баронессе Амалии Крюденер, которая привезла когда-то Пушкину из Германии тютчевские стихотворения, он посвятил светлое, прекрасное стихотворение «Я встретил вас» о неожиданно вернувшейся весне любви, которой, как точно сказал Тургенев, не суждено умереть. Романс на эти стихи стал поистине народным.
Обе жены Фёдора Ивановича – первая Элеонора и вторая Эрнестина – тоже были немками. С каждой Тютчев венчался по двум обрядам – католическому и православному.
Последняя любовь Тютчева – Елена Денисьева, учившаяся в Смольном институте вместе с его дочерьми. Они познакомились в конце 1840-х годов. 47-летний поэт был женат, но без памяти влюбился в 24-летнюю Елену.
Эти отношения продлятся 14 лет и их плодом будут трое внебрачных детей и пронзительный Денисьевский лирический цикл Тютчева, признанный образцом русской любовной лирики. Одновременно от обоих законных браков у поэта было ещё шестеро детей.
Его отношения с Е.А. Денисьевой были очень драматичны. Перед ней закрылись двери светских гостиных, от Елены Александровны отвернулись даже родители.
В 1851 году Тютчев написал одно из самых известных стихотворений «Денисьевского цикла» «О, как убийственно мы любим…» (в 1854 году оно было опубликовано в 3-м номере журнала «Современник») об истинной сущности любви, которая может погубить человека, полное пронзительной боли, сознания вины перед любимой:
  • О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!..
Умерла Елена Александровна 4 августа 1864 года от туберкулеза. После её кончины Тютчев горько раскаивался в том, что причинил возлюбленной столько страданий.
***
Фёдор Иванович умер через 9 лет после Елены Денисьевой – 27 июля (по новому стилю) 1873 года в Царском Селе (ныне – город Пушкин Ленинградской области).
«Ранним утром 15 июля 1873 года, – писал Иван Сергеевич Аксаков, – лицо его внезапно приняло какое-то особенное выражение торжественности и ужаса; глаза широко раскрылись, как бы вперились вдаль – он не мог уже ни шевельнуться, ни вымолвить слова, – он, казалось, весь уже умер, но жизнь витала во взоре и на челе. Никогда так не светилось оно мыслью, как в этот миг, рассказывали потом присутствовавшие при его кончине… Через полчаса вдруг все померкло, и его не стало… Он просиял и погас».
Николай Головкин
Источник: интернет-газета Столетие.
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Памятные даты писателей

Сообщение Arina » 09 янв 2019, 10:51

1 января
100 лет со дня рождения Д. А. Гранина,
советского русского писателя

Первого января советскому русскому писателю Даниилу Гранину исполнилось бы 100 лет со дня рождения, и на протяжении многих лет он праздновал свой день рождения и наступление Нового года в кругу друзей и близких, совсем немного не дожив векового юбилея. Побывавший на войне литератор до последних дней писал, оставаясь верным своей профессии и гражданскому долгу.

Учитывая вклад писателя в отечественную культуру и в связи с исполняющимся 100-летием со дня его рождения, российским президентом Владимиром Путиным был подписан Указ «Об увековечении памяти Д. А. Гранина и праздновании 100-летия со дня его рождения». С целью реализации обширной программы празднеств создали организационный комитет, который возглавил президент Российского книжного союза Сергей Степашин. Среди членов комитета был назван соредактор журнала «Звезда», писатель и историк Яков Гордин, знавший Гранина еще с 60-х годов XX-го века и написавший предисловие к его книге «Последняя тетрадь».

Большая программа празднования юбилея писателя включает открывшуюся выставку «Идущий на грозу» в Российской национальной библиотеке, о которой «Новости литературы» писали ранее, на ней экспозиция представляет творчество Гранина, начиная с его литературного дебюта 1937 года.

Также в рамках празднования имя выдающегося литератора присвоено одной из библиотек города и скверу в историческом центре Санкт-Петербурга. На писательском доме на Петроградской стороне, где жил Даниил Александрович, откроют мемориальную доску. Также принято решение о создании памятника писателю и наметили проведение нескольких конференций, которые будут посвящены творческому наследию Гранина.
Источник: Новости литературы.
Изображение
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Памятные даты писателей

Сообщение Natali » 14 янв 2019, 12:15

12 января
70 лет Харуки Мураками

Знаменитый японский писатель и переводчик Харуки Мураками отмечает юбилей — 12 января ему исполнилось 70 лет. Произведения автора были переведены на 50 языков и стали бестселлерами не только в родной Японии, но и за пределами страны.

Мураками — обладатель множества наград в области литературы, включая престижные премию имени Франца Кафки и премию Кобаяси. Наиболее известными работами писателя являются «Охота на овец», «Норвежский лес», «Хроники заводной птицы», «Кафка на пляже», «1Q84», а также рассказ «Сжечь сарай», легший в основу экранизации «Пылающий» корейского режиссера Ли Чан-дона в 2018 году. Харуки неоднократно был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. В сентябре прошлого года он попросил исключить его из шорт-листа номинантов, объяснив это желанием сконцентрироваться на написании книг и побыть вдали от внимания СМИ.

1. Полки с книгами Харуки Мураками, Токио, 2009 год
2. Писатель Харуки Мураками произносит речь после получения приза на международной книжной ярмарке в Иерусалиме, 2009 год
3. Писатель Харуки Мураками перед церемонией вручения литературного приза имени Ганса Христиана Андерсена, Дания, 2016 год

Газета.Ру
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Памятные даты писателей

Сообщение Natali » 16 янв 2019, 12:26

К 100-й годовщине Даниила Гранина
в почтовое обращение выпустили марку


Как сообщается на официальном сайте АО «Марка», в почтовое обращение выпустили марку, посвященную 100-летней годовщине со дня рождения известного писателя Даниила Гранина, автора таких произведений как «Иду на грозу», «Блокадная книга» и многих других.

Напомним, что 1 января наступившего года Даниилу Гранину могло бы исполниться 100 лет, в честь векового юбилея в рамках серии «Кавалеры ордена Святого апостола Андрея Первозванного» в почтовое обращение выпустили марку с изображением советского российского писателя.

На почтовой марке изобразили не только портрет Даниила Гранина на фоне стеллажей с книгами, но и знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного, а также даты рождения и смерти литератора. На сайте отмечено, что художником-дизайнером выступил А. Московец. Номинал марки составляет 40 рублей. В обращение выпустили 143 тысячи марок (13 тысяч листов).

Новости литературы
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Памятные даты писателей

Сообщение Arina » 22 янв 2019, 11:01

22 января
Писатель или солдат? В дворянском гербе матери Гайдара - книга и меч
115 лет со дня рождения Аркадия Гайдара

115 лет назад, 22 января 1904 г., в городе Льгове Курской губернии родился дальний-предальний родственник Михаила Лермонтова.
Младенцу будет суждено повторить судьбу русского классика. Он станет классиком советским, а по военной части сильно опередит гусарского поручика Лермонтова, став командиром полка в 17 лет.

Что на роду написано
Уже по одному этому факту легко вычисляется имя новорождённого. Аркадию Голикову, взявшему впоследствии литературный псевдоним Гайдар, стать военным было написано на роду. В буквальном смысле. Его мать, Наталья Аркадьевна, в девичестве Салькова, происходила из почтенного дворянского рода, насчитывавшего к началу XX в. уже 300 лет и бесконечную вереницу представителей – в основном военных, офицеров армии и флота. А также пророческий герб писателя и солдата – в верх­нем поле золотая книга, в нижнем – червлёный (красный) меч. Его и назвали Аркадием по имени деда, штабс-капитана Салькова, кадрового военного. Который, правда, внуком не заинтересовался, поскольку дочь выскочила замуж без отцовского согласия – за какого-то плебея Голикова, предки которого были крепостными!

Но если бы штабс-капитан ознакомился с родо­словной «плебея» подробнее, то обнаружил бы там ту же военную жилку. Прадед нашего писателя, и вправду крепостной князей Голицыных Данила Голиков, испытал на себе действие чуть ли не единственного более-менее массового «социального лифта» Российской империи. В 20 лет его забрили в солдаты, а в 45, согласно закону о рекрутской повинности, он, отслужив полный срок, получил личную свободу и право владеть землёй.

Вот и маленький Аркадий вне военного дела себя не мыслил вообще. Сохранились его письма, адресованные отцу на Прибалтийский фронт Первой мировой: «Видно, письма задерживаются, так досадно мне, я тебя спрашивал: какая у вас погода, видал ли ты аэропланы? И вообще про войну. Папочка, я знаю, что некоторые присылают винтовки с фронта в подарок кому-нибудь, как это делается? Может, можно как-нибудь и мне прислать?» Письмо адресовано апрелем 1915 г. И подписано так: «Полковник Аркадий Голиков».

Мальчишки, увлечённые военным делом, часто присваивают себе и друг другу условные воинские звания. В случае Гайдара эта подпись оказалась пророческой – выше звания командира полка он так и не поднялся.

И вовсе не потому, что не имел к тому способностей или склонностей. Всё было гораздо сложнее...

В 14 лет Аркадий Голиков наконец-то попадает в армию. Хотя армия эта называется Рабоче-кресть­янской, всё в ней происходит по старорежимным лекалам. А как начинал военную карьеру дворянский отпрыск из хорошей семьи? По протекции родителей таких часто брали в адъютанты при высокопоставленном военачальнике.

Мать Гайдара была заслуженной революционеркой, успевшей принять участие ещё в событиях 1905–1907 гг. Поняв, что её сын рвётся «воевать за дело социализма», она устраивает его военную судьбу. В Арзамасе формируется коммунистический батальон. Мать Аркадия просит командира батальона Ефима Ефимова взять сына в адъютанты. Тот берёт. И не жалеет. Не жалеет и Аркадий, хотя должность адъютанта – это вроде бы не совсем то, что нужно подростку, который бредит лихими кавалерийскими сшибками.

Спасти Троцкого
Красный командир Ефимов состоял в должности начальника Арзамасского участка обороны Московско-Казанской железной дороги. В условиях гражданской войны, то есть войны всех со всеми, надо ещё крепко подумать, что опаснее: атака в конном строю на войска Деникина или борьба с неисчислимыми бандами? Ефимов уже через полтора месяца уходит на повышение и по приказу Троцкого становится начальником обороны всех железных дорог молодой Советской республики. За какие заслуги?

В августе 1918 г. Троцкий попадает под Свияжском в большую неприятность. Отряды генерала Каппеля совершают прорыв и отрезают поезд наркомвоенмора от основных сил. На волоске тогда висела судьба всей Гражданской войны. Однако Троцкому по железной дороге вовремя приходит помощь, организованная как раз Ефимовым. Точнее, Ефимовым и его адъютантом. Голиков тут не просто мальчик на побегушках, он – начальник узла связи штаба. То есть информация обо всех происшествиях проходила через него. Обязанности – предоставить точную сводку и план работы. Нагрузка колоссальная – подъём в 5 утра, отбой после полуночи. А ему всего 14 лет. Но Голиков помнил всё – названия станций и номера поездов, количество пострадавших вагонов и время, необходимое для ликвидации аварий. Гайдару приходилось иногда подавать рапорт главнокомандующему всеми вооружёнными силами РСФСР Иоакиму Вацетису.

Это не просто склонность к военной работе. Это настоящий талант, который был замечен, и карьера «мальчишки» понеслась галопом. Через полгода после работы в штабе – Московские команд­ные курсы. Выпущен с правом занимать должность комроты. Дальше служба на фронте. Вот выписка из характеристики: «В моём же батальоне Голиков – единственный, кто удовлетворяет требованиям приёма на Выс­шие командные курсы». Ему 16. Высшие курсы «Выстрел». Там его за месяц переводят с курсов командиров батальонов на курсы командиров полков. В 17 лет он уже комполка, под его началом 4000 человек. По прибытии в Тамбов, где Тухачевский тогда боролся с мятежом Антонова, Голикову дают ещё 2000 штыков.

Вместе с Жуковым
Почему-то именно этот эпизод вменяют Гайдару в вину. Дескать, каратель. Сделал карь­еру на костях беззащитных крестьян, участников Тамбовского восстания! В реальности на Тамбовщине действовали не боязливые мужики, а две повстанческие армии численностью до 50 тыс. человек. Бороться с ними было исключительно трудно. О чём вспоминает будущий маршал Победы Георгий Жуков, награждённый орденом Красного Знамени «за то, что в бою под селом Вязовая Почта Тамбовской губернии 5 марта 1921 г., несмотря на атаки противника силой 1500–2000 сабель, он с эскадроном в течение 7 часов сдерживал натиск врага и, перейдя затем в контратаку, после шести рукопашных схваток разбил банду». Своим орденом Жуков гордился, и этот эпизод никто ему в вину не ставил.
Сам Гайдар за год до смерти говорил о себе так: «Мне исполнилось 36 лет. Из чего они складываются? 1. Рожденье. 2. Воспитанье. 3. Воеванье. 4. Писанье. Раздели 36 на 4, и жизнь моя будет как на ладони». Однако пункта 4 могло и не быть. Неизвестно, до каких высот военного дела мог бы подняться один из самых молодых и перспективных командиров РККА. Гайдаром заинтересовался начштаба армии Михаил Фрунзе. Комполка должен был поступить в Академию Генштаба. Но не поступил. В 1924 г. его уволили в запас по болезни – травматический невроз – следствие ранения шрапнелью, а также удара взрывной волны и контузии головного и спинного мозга.

Но даже став писателем, Гайдар не простился с армией. Его сын, Тимур Аркадьевич, очень точно заметил потом: «Нет у него ни одной повести, ни одного рассказа, в которых бы не появлялись командир, красноармеец… И всегда, хотя бы эхом грома дальних батарей, военным эшелоном или часовым на посту, непременно присутствует в его книгах Красная армия. И нет для него ничего святей знамён Красной армии, и поэтому всё, что ни есть на свете хорошего, это у него – солдатское».
Константин Кудряшов
Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3 16/01/2019.
Изображение
Аватара пользователя
Natali
Библиотекарь
Сообщения: 1929
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 11:42

Re: Памятные даты писателей

Сообщение Natali » 11 фев 2019, 12:55

В Петербурге открыли памятную доску Даниилу Гранину


В Петербурге открыли памятную доску на доме, где жил писатель Даниил Гранин. У здания на Малой Посадской улице, известного как Жилой дом Литфонда, или Писательский дом, в субботу днём собрались около сотни человек.

Открывая церемонию, президент Российского книжного союза Сергей Степашин напомнил, что Гранин жил в этом доме с 1955 года и написал здесь многие известные свои произведения - от "Зубра" до "Моего лейтенанта", и здесь работал над книгой воспоминаний "Последняя тетрадь", которая вышла уже после смерти автора.

- Прошло совсем ничего, и кажется, что Даниил Александрович сейчас выйдет из этого дома, посмотрит лукаво улыбнётся, - отметил он и обратился к Гранину: "Мы ваши читатели, мы ваши почитатели, мы будем вас читать и любить. Спасибо вам".

Право снять покрывало с памятной доски было предоставлено дочери писателя Марине Чернышевой-Граниной. Доска выполнена их двух видов гранита - серого и розового, и представляет собой книгу с бронзовым барельефом писатели и его автографом, автор работы - петербургский скульптор Евгений Бурков.

Напомним, 1 января 2019 года Даниилу Александровичу Гранину исполнилось бы 100 лет.

Российская газета
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Памятные даты писателей

Сообщение Arina » 13 фев 2019, 12:08

13 февраля
Не рассказывайте нам басни!..
250 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова


Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
Кн. Вяземский.

Пушкин назвал его "самым народным нашим поэтом".

"Эта наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек, - ум выводов", - писал о Крылове Николай Гоголь.


Иван Крылов не был баловнем судьбы. Он родился в 1769 году в Москве в семье бедного офицера. Тот подавлял восстание Пугачева, после чего переехал с семьей в Тверь.
Когда Ивану было девять лет, отец умер. Финансовое положение семьи еще сильнее ухудшилось. Из-за этого юноша не получил должного образования: литературу он брал из оставшегося от отца сундука с книгами, французскому языку учился с соседскими детьми.
Молодой человек начал работать на мелкой чиновничьей должности в Твери. Денег с трудом хватало на еду. Вскоре семья переехала в Санкт-Петербург, где Иван нашел более престижную работу служителя казенной канцелярии.

В 1789 году Крылов несколько месяцев издавал в столице сатирический журнал "Почта духов". У издания было всего 80 подписчиков, но хлесткая сатира 20-летнего редактора прославила его среди читающей публики.
В 22 года Крылов неудачно сватался к дочери священника из Брянска. После этого поэт так никогда и не женился. По слухам, его гражданской женой была домработница Феня. Ее дочери он отписал все имущество.
История с "Почтой духов" закончилась тем, что Екатерина II предложила оплатить Крылову путешествие за границу. Императрица преследовала две цели: с одной стороны, самоучка получил бы представление о мире, с другой, прекратил бы обличать власть на страницах своего журнала.
В 1792 году Крылов начинает печатать в Петербурге журнал "Зритель" (c 1793 года - "Санкт-Петербургский Меркурий"). Этот журнал также не имел успеха (около 170 подписчиков), но благодаря ему Крылов еще громче заявил о себе в литературном мире столицы.
На рубеже веков Крылов работал воспитателем детей и секретарем при князе Сергее Голицыне. Свободное время поэт проводил на ярмарках среди простого народа и за игрой в карты. С 1810 года он устраивается в Императорскую публичную библиотеку. Там он проработает до конца своих дней, получая солидную пенсию.
В 1811 году Крылова избрали академиком Российской Академии (в нее входили только литераторы). В 1823 году он получил золотую медаль Академии. Когда в 1841 году ее преобразовали в отделение русского языка и словесности при Академии наук, император Николай I согласился на это только при условии, "чтобы Крылов был первым академиком".
Еще до Отечественной войны 1812 года Крылов стал одним из лидеров противников реформы русского языка, которые создали общество "Беседа любителей русского слова". Им противостояли члены общества "Арзамас" (Карамзин, Жуковский, Пушкин), которые хотели бороться с архаикой в языке. Во время войны Крылов как идеолог прорусской партии оказался в зените славы.

Первые басни Крылова появляются в 1806 году. Автор начинал с переводов с французского произведений баснописца Лафонтена (1621-1695). Тот брал многие сюжеты у древнегреческого автора басен Эзопа, в честь которого язык аллегории до сих пор называют эзоповым.
Однако произведения Крылова не были дословным переводом творений Лафонтена или Эзопа. Многие басни русского автора полны отсылок к современным ему событиям и политической сатиры. Например, "Ворона и лисица" (1807) - пародия на переговоры императоров Александра I и Наполеона в Тильзите. Тогда, как считали многие в русском обществе, российский император поддался на лесть француза и заключил невыгодный для России мир.
"Лебедь, рак и щука" (1814) - пародия на Венский конгресс победителей Наполеона, которые никак не могли договориться о переделе Европы.
Еще при жизни Крылова считали одним из самых народных русских поэтов. Его басни до сих пор с детства знает каждый россиянин, они стали частью русского языка.

Легенды и анекдоты
Он был чрезвычайно сильного сложения и щеголял здоровьем. Ходил купаться в канал, омывающий Летний сад. Купался весь сентябрь и октябрь, а когда в ноябре канал покрывался льдом, Крылов одним скачком проламывал лед, продолжая купаться до сильных морозов.

Еще при жизни легендарными стали обжорство, неряшливость, странные привычки и лень Крылова. Ходили слухи, что он умер в Петербурге в 1844 году от заворота кишок, объевшись блинами. Считается, что он стал одним из прототипов Ильи Ильича Обломова из романа Гончарова. Крылова часто видели в Петербурге на пожарах - поэт любил смотреть на пламя и специально ради этого приезжал на место возгорания едва ли не раньше пожарных.

Сам Иван Андреевич с удовольствием давал пищу молве. Об обедах у царя Крылов писал: "Что царские повара! С обедов этих никогда сытым не возвращался. Суп подают: на донышке зелень какая-то, морковки фестонами вырезаны, да все так на месте и стоят, потому что супу-то самого только лужица. Ей-богу, пять ложек не набрал. Сомнения взяли: быть может, нашего брата-писателя лакеи обносят? Смотрю - нет, у всех такое же мелководье. А пирожки? - не больше грецкого ореха".

Басни о Крылове
Однажды Крылов собирался на маскарад и спрашивал совета у жены и дочерей Оленина, какой наряд выбрать. Они предложили ему вымыться и причесаться, тогда он, без сомнения, останется неузнанным.

На прогулке Иван Андреевич встретил молодежь, и один из этой компании решил подшутить над телосложением писателя. Молодой человек сказал: "Смотрите! Какая туча идет!" - и немедленно получил ответ. Крылов посмотрел на небо и добавил саркастично: "Да, и вправду дождик собирается. То-то лягушки расквакались".

Как-то Крылов, съев восемь пирожков дома, был поражен их дурным вкусом. Открыв кастрюлю, увидел, что она вся зеленая от плесени. Но решил: коли жив - можно доесть еще и оставшиеся восемь пирожков в кастрюле.

Раз он шел по Невскому, что была редкость, и встречает императора Николая I, который, увидя его издали, ему закричал: "Ба, ба, ба, Иван Андреевич, что за чудеса - встречаю тебя на Невском. Куда идешь? Мы так давно с тобою не видались". - "Я и сам, государь, так же думаю: кажется, живем довольно близко, а не видимся".

Однажды Крылов уснул в самый разгар литературной беседы. Зашел спор о Пушкине и его таланте. Заслышав, как кто-то вопросил "Что же такое Пушкин?!", Крылов проговорил: "Гений!" - и опять уснул..."
Автор: Алена Иванова
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Памятные даты писателей

Сообщение Arina » 06 мар 2019, 12:21

6 февраля
Отчаянный дуэлянт
400 лет со дня рождения Эркюля Савиньен де Сирано де Бержерака

6 февраля 1619 г. родился французский прозаик, сатирик и драматург, мыслитель-вольнодумец Эркюль Савиньен де Сирано де Бержерак, Вокруг него бытуют легенды и мифы: являясь отчаянным дуэлянтом, он ни разу не был побежден и однажды выиграл бой с сотней противников.

Историки литературы обычно называют де Бержерака поэтом, принявшим эстафету французской поэзии у Вийона и передавшим её гениям классицизма второй половины XVII века. Самого Савиньена вряд ли можно назвать великим поэтом, ничего выдающегося в стихосложении он не создал. Однако имя его, равно как и тот факт, что де Бержерак был хорошим поэтом, знает каждый культурный европеец. Славу ему принесло гениальное драматическое произведение конца XIX века «Сирано де Бержерак», созданное поэтом-драматургом Эдмоном Ростаном (1868—1918).

Савиньен Сирано родился 6 марта 1619 года в Париже. Время и место рождения во многом определили его судьбу. Недаром некоторые литературоведы утверждают, что именно де Бержерак послужил прообразом д’Артаньяна в прославленном романе Александр Дюма-отца и Огюста Маке «Три мушкетёра», а реальный маршал д’Артаньян оказался лишь камуфляжем для романистов.

Отец будущего поэта Абель Сирано служил адвокатом. Мать, Эсперанса Беланже, происходила из состоятельных дворян, отец её был советником и казначеем короля. Мальчик стал самым младшим в семье, у него имелись четыре старших брата и сестра. Назвали новорожденного в честь деда по отцовской линии Савиньеном, но позже повзрослевший юноша взял себе дополнительно ещё два героических имени — Эркюль (в переводе с французского — Геракл) и Александр.

Когда Савиньен подрос, его определили учиться в иезуитский Коллеж-де-Бове при Парижском университете. В коллеже Савиньен прославился не столько успехами в учении, сколько виртуозным владением шпагой и участием в многочисленных дуэлях. Дело заключалось в том, что у де Бержерака и в самом деле был необычайно большой нос. Юноша комплексовал по сей причине, отчего стал бретёром и дуэлянтом — он был готов обнажать шпагу против любого, кто криво посмотрел бы на эту часть его лица. Иногда бузотёр даже не ждал кривых взглядов, а обнажал шпагу заблаговременно, на всякий случай. Впрочем, неуёмная драчливость в первой половине XVII века считалась в обществе достоинством молодого человека.

Дальнейшая судьба Сирано де Бержерака внешне напоминает жизнь героя одноименной пьесы Эдмона Ростана.

Во второй половине 1640-х годов от нечего делать Сирано де Бержерак начал сочинять. Упражнялся он и в прозе, и в области бурлескной поэзии. Под влиянием материалистической философии де Бержерак сочинил в 1649 году первые в истории научно-фантастические романы. Это были так называемые отчёты о вымышленных путешествиях — «Государства и империи Луны» и «Государства и империи Солнца». Изданы они были другом поэта посмертно в 1662 году.
Писатель Эдмон Ростан

В конце 1640-х годов де Бержерак написал комедию «Одураченный педант», достаточно хорошо известную историкам литературы, поскольку две сцены из неё заимствовал Мольер для своей пьесы «Проделки Скапена». В 1653 году поэт предложил к постановке трагедию «Смерть Агриппины», но пьесу запретила за богохульство церковь.

Существует несколько версий кончины Сирано де Бержерака, наступившей 28 июля 1655 года на тридцать седьмом году жизни.
По одной версии, Сирано погиб в результате несчастного случая — ему на голову случайно или по чьему-то злому умыслу упал кусок балки. Произошло это в доме герцога д’Арпажона, что и вызывает подозрения в покушении на убийство.

Приятель де Бержерака Анри ле Бре опубликовал после смерти друга его творения, причём был вынужден изрядно искромсать их, чтобы церковь не обвинила автора в ереси.

Франция забыла о Сирано де Бержераке почти на двести лет. Только в 1830-х годах о нём вспомнили писатели-романтики. Поэту посвятили свои эссе Шарль Нодье* и Теофиль Готье**, и это послужило началом новой жизни де Бержерака. Его творчество вошло в моду, стал он популярен и как философ, и как литератор. Но настоящую славу и бессмертие принесла поэту пьеса Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак».
французский поэт-романтик, романист и критик.
Источник: Виктор Ерёмин. Великие поэты. Савиньен Сирано де Бержерак.
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Памятные даты писателей

Сообщение Arina » 15 мар 2019, 12:36

15 марта
95 лет со дня рождения Юрия Бондарева,
советского русского писателя

Первый лейтенант.
«Батальоны…» стали, по сути, первым произведением «лейтенантской прозы», которая является одной из самых главных страниц истории русской прозы второй половины ХХ века»


Он родился 15 марта 1924 года в городе Орске Оренбургской области в семье народного следователя (должность по тем временам еще новая, утвержденная в 1920 году). В 1931 году семья переехала в Москву. Подростком в 1941 году он участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом была эвакуация, где он окончил 10-й класс. А летом 1942 года вчерашнего школьника направили на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище в Актюбинске, а в октябре того же года курсанты были переброшены под Сталинград, где он стал командиром минометного расчета.

В боях под Котельниково был контужен, получил обморожение и ранение в спину. После госпиталя он служил командиром орудия, участвовал в форсировании Днепра и штурме Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь. С января 1944 года воевал в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре по приказу был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии и только по окончании учебы в декабре 1945 года был демобилизован по ранениям.

После войны он окончил Литературный институт. Первый сборник его рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. А в 1957-м в журнале «Молодая гвардия» появилась повесть «Батальоны просят огня»…

После прорывной книги Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» 1946 года «Батальоны…» стали, по сути, первым произведением так называемой лейтенантской прозы, которая является одной из самых главных страниц истории русской прозы второй половины ХХ века.
«Все мы вышли из бондаревских «Батальонов»...» — скажет другой «лейтенант» Василь Быков.
За более чем шестьдесят лет работы в литературе Юрий Бондарев, в сущности, написал не так много. Это сегодня писатели позволяют себе выпускать по роману в год, а тогда с этим было строже.

Романы: «Тишина» (1962), «Двое» (1964), «Горячий снег» (1970), «Берег» (1975), «Выбор» (1980), «Игра» (1985), «Искушение» (1991), «Непротивление» (1996), «Бермудский треугольник» (1999); повести: «Последние залпы» (1959), «Родственники» (1969); сборник рассказов «Поздним вечером» (1976); циклы миниатюр «Мгновения» (с 1977); книги статей «Поиск истины» (1976), «Взгляд в биографию» (1977), «Хранители ценностей» (1978).



Но, как минимум, пять романов — «Горячий снег», «Берег», «Выбор», «Игра» — в свое время становились, как сейчас говорят, «культовыми» и обсуждались всей читающей страной. Я отлично помню, как книги Бондарева зачитывались в библиотеках, за ними стояли очереди, а купить их было не так просто.

По произведениям Юрия Бондарева сняты художественные фильмы «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Берег», «Выбор». По сценарию Бондарева и по мотивам его «Батальонов…» снята одна из серий киноэпопеи «Освобождение». Немногие писатели могут гордиться такой широкой фильмографией.

Посмею утверждать, что главная тема Бондарева — это человеческая порядочность.

Не говорить пошлости. Молодому офицеру не «тыкать» пожилому солдату. Уважать чужое мнение. Все это имеет для автора огромную цену. Вопросы нравственности всегда были для него важнее даже «правды войны». Для него было важно убедиться в том, что «любовь сильнее ненависти», а порядочный человек, он и под пулями не станет другим.

Быть порядочным, по убеждению Бондарева, «это значит уметь быть сдержанным, уметь слушать собеседника, не переступать границы гнева, а именно — уметь владеть собой, не опоздать прийти на зов о помощи в чужой беде, уметь быть благодарным».

Такие простые слова, но как они важны сегодня!
Текст: Павел Басинский, писатель
Источник: Интернет-портал «ГодЛитературы.РФ».
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: Памятные даты писателей

Сообщение Arina » 26 мар 2019, 13:49

Утвержден план по празднованию 150-летия Ивана Бунина

Более 120 различных событий пройдет по всей России
20 марта 2019 года председатель оргкомитета, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский утвердил План основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 150-летия со дня рождения И. А. Бунина в 2020 году.

В утвержденный план вошли ключевые события, которые пройдут в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Орле и других областях РФ. Среди них выставки, творческие вечера, конкурсы, открытие музеев, проведение фестивалей, научных, образовательных и культурно-просветительских акций, связанных с жизнью писателя, а также различные публикации, выпуск изданий, посвященных юбилею, и многое другое.

Подробный план мероприятий.

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) — выдающийся русский писатель и поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе (1933). Его произведения пронизаны ностальгией и воспоминаниями о России. В своих рассказах и повестях он отразил гибель старого мира: оскудение дворянских усадеб, упадок деревни и трагедию эмиграции. Известный поэт-акмеист Георгий Адамович называл его «последним русским классиком, запечатлевшим Россию конца XIX — начала XX века».

Перу Бунина принадлежит лишь четыре больших произведения — повести «Деревня», «Суходол» и «Митина любовь», а также роман «Жизнь Арсеньева» (после его выхода писателю была присуждена Нобелевская премия). Но всеобщую любовь снискали знаменитые новеллы классика.
Изображение
Ответить