НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Филологические науки

Актуальное в периодических изданиях, поступивших в библиотеку. Аннотации к статьям.

Модератор: Angel

Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 490
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Филологические науки

Сообщение Полина » 07 сен 2021, 10:32

Вопросы языкознания. - 2021. - N 2


Рахилина, Е. В. Речевые акты как лингвистическая категория: дискурсивные формулы / Е. В. Рахилина, П. А. Бычкова, С. Ю. Жукова. - Текст : непосредственный // Вопросы языкознания. - 2021. - N 2. - С. 7-27.
В статье обсуждается проблема преобразования классификации речевых актов, заимствованной из философии, в типологическую категорию. Трудность такого преобразования лежит в широкой вариативности формы выражения иллокутивной силы. Несмотря на то, что с основными речевыми актами традиционно ассоциируют определенные формальные признаки (ср. интонационный контур для вопроса), это не позволяет учесть более тонкой классификации (например, противопоставить комплимент сообщению о факте), а главное - полностью исключает из рассмотрения косвенные речевые акты, в природе которых лежит непрямое соответствие формы смыслу сообщения. Для преодоления этого обстоятельства в качестве маркеров категории предлагается рассматривать языковые единицы за пределами речевого акта, а именно специальный класс идиоматичных ответных реплик (ср.: А как же!, Не скажи!, Еще чего!), называемых дискурсивными формулами. Для исследования этого класса авторы опираются на составленный для русского языка список из более 700 формул. Корпусный анализ их употребления показывает, что использование дискурсивных формул во многом зависит от иллокутивной силы высказывания, на которое они реагируют.

Козлов, А. А. К семантической типологии проспектива / А. А. Козлов. - Текст : непосредственный // Вопросы языкознания. - 2021. - N 2. - С. 28-52.
Цель этой статьи - очертить путь семантического развития проспективной конструкции. В структуре значения новорожденного проспектива есть подготовительное состояние, которое обладает всеми обычными для состояния свойствами. По мере дальнейшего семантического развития оно теряет салиентность, а событие, следующее за временем ассерции, наоборот, приобретает ее. Финальным результатом такого развития обычно бывает показатель будущего времени, вовсе не содержащий в структуре значения никакого подготовительного состояния. Мы предложили несколько типологических диагностик, которые коррелируют со степенью салиентности подготовительного состояния и следующего за ним события - это возможность модификации обеих семантических сущностей разного рода обстоятельствами, а также допустимость конструкции в аподосисе каузального условного периода.

Козеренко, А. Д. Фразеологические обороты как показатели некооперативного поведения участников диалога / А. Д. Козеренко, Г. Е. Крейдлин. - Текст : непосредственный // Вопросы языкознания. - 2021. - N 2. - С. 53-65.
В работе описывается поведение некоторых русских фразеологизмов, являющихся маркерами отсутствия ожидаемой от адресата ответной реакции на инициальную реплику коммуникативного партнера. Основное внимание уделяется устойчивым выражениям с двойным или одинарным отрицанием, таким как ни ответа ни привета, ни да ни нет, ни гугу, ни бе ни ме ни кукареку и др. Исследуется внутренняя форма этих фразеологизмов и их семантика. Показано, что внутренняя форма изучаемых фразеологических оборотов соотносится с определенными семантическими полями. Это семантическое поле речь людей, которое разбивается на ряд более мелких полей (поле речь детей, речь взрослых людей своей (родной) культуры и речь взрослых людей чужой культуры (иностранцев)). Кроме того, рассматриваются фразеологизмы, внутренняя форма которых индуцирована «речью» и действиями животных. Исследуются минимальные диалоги со структурой вида: иллокутивно вынуждающий акт → ∅ (иллокутивно вынуждаемый акт в виде молчания). За каждым таким диалогом следует речевой комментарий поведения адресата; при этом рассматриваемые обороты входят в состав комментария.

Кулмаматов, Д. С. Лингвотекстологическое исследование переводных дипломатических документов среднеазиатских дел Посольского приказа XVII в. / Д. С. Кулмаматов. - Текст : непосредственный // Вопросы языкознания. - 2021. - N 2. - С. 66-80.
В статье рассматриваются дипломатические документы среднеазиатских дел Посольского приказа XVII в. - старинные русские переводы ярлыков хивинских и бухарских ханов, челобитных их послов, грамоты российских царей и современные им тюркские переводы, хранящиеся в фондах 109 «Сношения России с Бухарой», 134 «Сношения России с Хивой» Российского государственного архива древних актов (РГАДА) в Москве. Обстоятельно охарактеризованы рукописи источников: русские тексты написаны русской скорописью XVII в., восточные - арабской графикой на тюркском («татарском») языке и среднеазиатском тюрки и фарси. Отмечено, что писцы (язычеи, муллы) ханских канцелярий при написании официальных документов своих правителей использовали дипломатические термины не только тюркского, но и арабского и персидского происхождения, а составители царских грамот - лексические элементы литературно-панегирического характера, которым переводчики Посольского приказа и воеводских канцелярий находили, несмотря на отсутствие в то время восточно-русских и русско-восточных двуязычных словарей, удачные эквиваленты из словарного состава русского и восточных языков. В силу этого им удавалось правильно передать содержание дипломатических документов с одного языка на другой - восточных на русский и наоборот. Показаны: 1) значимость дипломатических документов, созданных в царских и ханских канцеляриях, для изучения истории перевода памятников русской и восточной деловой письменности, некоторых восточных и русских лексических единиц, в том числе заимствованных; 2) необходимость дальнейшего исследования подобного рода исторических источников для решения многих вопросов истории русского и восточного переводческого дела.

Ренковская, Е. А. Потомки древнеиндийского apara ‘другой’ в роли показателей ассоциативной множественности в новоиндийских языках: распространение и грамматическое развитие / Е. А. Ренковская. - Текст : непосредственный // Вопросы языкознания. - 2021. - N 2. - С. 81-97.
Настоящая статья посвящена показателям ассоциативной множественности в новоиндийских языках, восходящим к древнеиндийскому apara ‘другой’. Ассоциативная множественность как грамматическое явление в новоиндийских языках практически не изучалась, при этом формы такого типа множественности представлены во многих из них. В большом количестве случаев маркерами такого типа множественности выступают рефлексы древнеиндийского слова apara ‘другой’, присоединяющиеся постпозитивно к имени. Интересной особенностью данных маркеров является то, что во многих языках они под влиянием разного рода факторов, среди которых не последнюю роль играют контакты с неиндоарийскими языками, утрачивают изначальную функцию и приобретают другое грамматическое значение.

Красухин, К. Г. Из истории исторической лингвистики: Бодуэн де Куртенэ и языковые изменения / К. Г. Красухин. - Текст : непосредственный // Вопросы языкознания. - 2021. - N 2. - С. 98-122.
В статье рассматриваются взгляды И. А. Бодуэна де Куртенэ на историческое развитие фонетики. Известны его критические высказывания о фонетических законах. Однако они во многом были декларациями. В своей исследовательской практике Бодуэн внимательно изучал как регулярные, так и нерегулярные фонетические изменения, довольно четко отграничивая одни от других и стараясь найти причину для последних. Анализируются также взгляды ряда современных исследователей на регулярность/нерегулярность звуковых изменений.

Качковская, Т. В. Фонетические проявления коммуникативной адаптации в диалоге / Т. В. Качковская, А. Д. Мамушина. - Текст : непосредственный // Вопросы языкознания. - 2021. - N 2. - С. 123-141.
В статье приводится обзор исследований, посвященных явлению коммуникативной адаптации - «подстройки» собеседников друг под друга в процессе общения. В речи такая подстройка наблюдается на всех уровнях, в том числе и на фонетическом; последний и находится в центре внимания данной работы. В статье обсуждаются два основных теоретических подхода к коммуникативной адаптации: этот процесс рассматривается как автоматический или как социально обусловленный. Далее описываются стратегии адаптации: конвергенция, дивергенция, сохранение индивидуальных характеристик. Отдельный раздел посвящен методам изучения фонетических проявлений коммуникативной адаптации: способам измерения и речевому материалу, используемому в экспериментальных работах. Основная часть статьи содержит результаты исследований, полученные ведущими научными коллективами мира. Анализ данных о том, как адаптация проявляется в основных фонетических характеристиках - частоте основного тона, темпе и интенсивности речи - показывает, что из этих характеристик наиболее последовательно адаптация проявляется в интенсивности речи. Относительно других фонетических характеристик сегодня сложно составить единую картину, так как исследования разнородны с точки зрения выбора методики и материала, а полученные данные зачастую противоречивы. Все это говорит о необходимости дальнейшего изучения этого явления. В статье также обсуждается значение коммуникативной адаптации в межличностном общении, ее зависимость от различных социальных факторов (пол собеседников, роль в диалоге, социальная иерархия и др.) и связь с социальными оценками. Кроме того, демонстрируется роль адаптации в общении человека с компьютером.
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 490
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Филологические науки

Сообщение Полина » 07 сен 2021, 12:17

Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 3


Борисенко, Н. А. Что нужно знать учителю-словеснику о психологических особенностях поколения Z / Н. А. Борисенко. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 3. - С. 7-17.
В статье представлен психологический портрет цифрового поколения, охарактеризованы типичные черты современных учащихся, относящиеся к их когнитивному и личностному развитию, особенностям коммуникации, новым культурным практикам. Использованы методы теоретического анализа и обобщения результатов релевантных научных источников, а также метод экстраполяции – перенос выводов, сделанных относительно поколения Z, на проблемы преподавания русского языка. Проанализированы психические процессы и феномены, в наибольшей степени подвергшиеся изменениям в связи с распространением цифровых технологий: мышление, память, смысловое чтение и понимание, речь. Обсуждаются феномены клипового мышления, транзактивной памяти, трансформаций речевого развития. Показано, как новые возможности и риски цифровизации порождают новые проблемы в обучении, в частности русскому языку. Приведены задания, направленные на развитие системного мышления, памяти, речи.

Арутюнова, Е. В. Динамика орфографических норм современного русского языка и образовательный процесс / Е. В. Арутюнова. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 3. - С. 18-25.
В статье рассматриваются два аспекта динамики орфографических норм современного русского языка: собственно лингвистический – в чем проявляется динамика узуальной и кодифицированной орфографической нормы – и методический – как в методике преподавания должны отражаться живые языковые процессы. Предлагается четыре направления совершенствования содержания школьного курса русского языка, обусловленные динамикой кодифицированной нормы: 1) расширение изучаемого языкового материала за счет новых слов с устоявшейся нормой написания, уже достаточно закрепившихся в русском языке; 2) уточнение формулировок правил, пополнение списка исключений с опорой на академические правила; 3) учет перекодификации, неизбежной для живого языка; 4) повышение уровня лексикографической грамотности, в частности знакомство с академическими орфографическими словарями. Делается вывод о том, что методика преподавания орфографии в школе должна строиться с учетом признания школьного обучения фактором функционирования системы письма. Обучение письму, опирающееся на актуальную политику кодификации, поддерживает традиционную систему русского письма, способствует укреплению системных свойств орфографии и стабилизации нестабильных участков орфографической системы.

Шутан, М. И. О работе с материалами словарей при изучении концептов на уроках русского языка / М. И. Шутан. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 3. - С. 26-33.
Цель исследования – раскрыть роль работы с материалами словарей в создании концептуальной модели, с помощью которой выделяются базовые элементы концепта и выявляются устойчивые связи между ними. В статье, представляющей собой описание обучающего эксперимента, охарактеризована работа школьников с концептом, в содержание которой входят материалы словарей различных типов (лингвистических, мифологического, словаря концептов). Большая часть статьи посвящена работе обучающихся с дидактическим материалом, созданным учителем на основе контента словарей. Сконструированная в итоге многоплановой деятельности концептуальная модель состоит из двух основных компонентов: 1) поэтическое восприятие дома; 2) бытовое восприятие дома. Каждый из компонентов конкретизируется целой группой смыслов.

Сульниченко, В. Н. Совершенствование процесса изучения имени числительного в VI классе путем применения алгоритмов. Часть I. Грамматические признаки разрядов числительных и особенности их правописания и склонения / В. Н. Сульниченко. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 3. - С. 34-43.
Цель статьи – представить систему изучения имени числительного в VI классе на основе методики составления грамматических алгоритмов. Рассматриваются грамматические признаки разрядов числительных, особенности их правописания и склонения, а также наиболее трудные в грамматическом плане случаи сочетаний числительных с именами существительными. В работе использовано коллективное и самостоятельное наблюдение учащихся над грамматическим материалом, систематизация его в таблицах и составление алгоритмов. Применение алгоритмов на уроках русского языка создает необходимую лингвистическую базу для совершенствования культуры речи учащихся, формирует алгоритмическое мышление и повышает уровень орфографической грамотности школьников.

Бобылев, Б. Г. "Всё ждет он – скоро ль степь родная…": стихотворение А. Н. Майкова "Емшан" : (к 200-летию со дня рождения поэта) / Б. Г. Бобылев. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 3. - С. 44-52.
В статье дан филологический анализ стихотворения А. Н. Майкова «Емшан». Цель – демонстрация стилистического и версификационного мастерства поэта, выявление семантических, звуковых и ритмико-мелодических перекличек в тексте стихотворения, более глубокое постижение его содержания. Используются методы медленного чтения, исторического и лингвистического комментирования, построчного, ритмо-смыслового и имманентного анализа. Делаются выводы о том, что поэзию Аполлона Николаевича Майкова отличают гармоничное сочетание изобразительности и выразительности, воссоздание внешнего и внутреннего мира человека в их единстве и взаимопроникновении, мастерское использование всей ритмомелодической палитры русского стиха. Указывается на необходимость восстановления должного места великого русского поэта в общественном сознании, популяризации его творческого наследия, более полного и широкого изучения его творчества в школе.

Панова, Е. А. Стихотворение Н. Гумилева "Я не прожил, я протомился…": метафизические и поэтические смыслы : (к 135-летию поэта) / Е. А. Панова. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 3. - С. 53-59.
В статье анализируется одно из известных стихотворений Гумилева, для более глубокого понимания которого, по мнению автора статьи, необходим лингвопоэтический анализ. Используя метод медленного чтения и обращая внимание на композицию, на интертекстуальные переклички, на семантическую и грамматическую структуру текста, на систему повторов, автор показывает, как происходит развертывание лирического сюжета, какие акценты вносит языковая форма в раскрытие идейно-образного содержания стихотворения. Результаты проведенного анализа позволяют уточнить и дополнить существующее в современных исследованиях понимание стихотворения.

Вороничев, О. Е. О языковой природе каламбурных афоризмов Э. Кроткого / О. Е. Вороничев. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 3. - С. 60-68.
Цель статьи – выявить лингвостилистические особенности юмористического идиостиля Э. Кроткого в жанре афоризма. Автор анализирует различные типы лексических доминант, представляющих собой организующие центры каламбурных афоризмов: полисемические, омонимические, паронимические, псевдоантонимические, псевдосинонимические. В статье рассматриваются различные способы авторского каламбурного преобразования фразеологизмов и прецедентных высказываний. На основе установления парадигматических отношений между лексическими единицами автор использует классификационный и статистический методы, прием трансформации как средства систематизации языкового материала.

Николина, Н. А. Типы дериватов-усечений в современной русской речи / Н. А. Николина. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 3. - С. 69-74.
В статье рассматривается высокопродуктивный способ русского словообразования – усечение. Этот способ словопроизводства, который относят к наиболее «молодым» в языке, играет важную роль в современном компрессивном словообразовании. Цель статьи – выявление новых тенденций в сфере усечения в русской речи начала XXI в. Выделяются структурные типы усечения, определяется их соотношение в современном русском языке. Отмечается наиболее объемная группа дериватов-усечений – имена существительные со значением лица; рассматриваются новые тематические группы усеченных единиц. В статье показано, что усечение в современной русской речи приобретает более широкий характер, чем ранее, и начинает распространяться не только на имена существительные, но и на другие части речи. Рассмотрено характерное для современной русской речи взаимодействие усечения с суффиксацией.

Петрова, Н. А. Динамические процессы в области частей речи в современном русском языке / Н. А. Петрова. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 3. - С. 75-81.
В статье рассматриваются динамические процессы в области морфологии – трансформация частей речи (атрибутивных глагольных форм и отглагольных существительных), а также синкретичные случаи переходов между частями речи на примере живой речи молодежи. За основу взят традиционно-комплексный метод анализа языкового материала, в процессе которого использовалась система инструментальных операций (приемы синонимического перефразирования, свертывания, оппозитивного метода, позволяющего рассмотреть системные связи слова и их влияние на семантику словоформы), ориентированных на выявление категориального значения; с помощью логико-синтаксического и синтагматического методов определялись грамматические признаки языковых единиц. На примере молодежного жаргона, представленного в Словаре народно-разговорной речи г. Архангельска, показан механизм транспозиции разных групп слов в поле междометий, где функционирует несколько подгрупп лексем синкретичного типа, выделены основные направления перехода разных частей речи в группу оценочных слов.

Иванова, О. Е. Семантико-орфографические заметки к современным правилам написания наречий (о наречиях с первой частью впол- и соотносительных с ними словосочетаниях в + полХ) / О. Е. Иванова. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 3. - С. 82-91.
У правил написания наречий есть своя специфика, которая состоит в их ориентированности на различные группы слов, иногда совсем небольшие, выделенные, прежде всего, на основании словообразовательных и лексических признаков. Одной из таких групп являются наречия с начальной частью впол-. В статье анализируется живое употребление слов этого ряда в современных текстах, выявляется сложившаяся норма написания или ее отсутствие, определяется семантический критерий различения наречий и омонимичных предложно-падежных сочетаний. На основе полученных сведений уточняется правило написания наречий на впол-.

Кривоносов, И. И. О «сверхзадаче» К. С. Станиславского… : (к истории употребления слова сверхзадача в русском языке) / И. И. Кривоносов. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 3. - С. 92-98.
Статья посвящена истории появления и функционирования слова сверхзадача в русском языке. Выделяются две линии функционирования лексемы: первая связана с этимологией слова, вторая – с его употреблением К. С. Станиславским в терминосистеме и дальнейшим вхождением единицы в общее употребление на основе детерминологизации. Важным фактом истории русской языковой культуры является то, что наиболее активным и употребительным оказывается именно второе значение. Только в последние два десятилетия слово все реже связывается с фактами художественного творчества. Цель исследования состоит в кратком рассмотрении истории употребления слова: от первой фиксации в истории русского языка, употребления К. С. Станиславским для обозначения одного из ключевых понятий системы обучения актерскому мастерству, до современных контекстов использования.

журнал в журнале
Русский язык в школе и дома : журн. в журн. - 2021. - № 3.

Смирнова, А. Ф. Урок на тему "Тире в бессоюзном сложном предложении" / А. Ф. Смирнова. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 3 ; Русский язык в школе и дома : журн. в журн. - 2021. - № 3. - С. 10-14.
Конспект урока в 9 классе.
Самец, Н. Н. Технология "Диалог культур" как средство развития учащихся / Н. Н. Самец. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 3 ; Русский язык в школе и дома : журн. в журн. - 2021. - № 3. - С. 15-18.
Кроссенс, метод ситуационно-ролевых игр.
Ларионова, Л. Г. Слитно-дефисно-раздельные написания. Правописание сложных имен прилагательных / Л. Г. Ларионова. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 3 ; Русский язык в школе и дома : журн. в журн. - 2021. - № 3. - С. 19-21.
Задания.
Шаповал, В. В. Поэтимы : (поэтические загадки по этимологии) / В. В. Шаповал. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 3 ; Русский язык в школе и дома : журн. в журн. - 2021. - № 3. - С. 22.
Последний раз редактировалось Полина 16 сен 2021, 10:12, всего редактировалось 3 раза.
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 490
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Филологические науки

Сообщение Полина » 16 сен 2021, 09:56

Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 4.


Шерстобитова, И. А. Концептный анализ на уроках словесности: эмоциогенность текста стихотворения в прозе "Памяти Ю. П. Вревской" И. С. Тургенева = Concept analysis on literature lessons: the text emotiogenicity of the prose poem "To the Memory of U. P. Vrevsky" by I. S. Turgenev / И. А. Шерстобитова. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 4. - С. 7-20 : 4 табл., рис., схема. - Библиогр.: с. 18-20.
Представлена петербургская концепция развития эмоционального интеллекта как перспективное направление реализации лингвоконцептологии в образовании. Герменевтическое исследование процесса понимания и интерпретации эмоционального концепта "Образ лирического героя и героини" в стихотворении в прозе Ивана Сергеевича Тургенева "Памяти Ю. П. Вревской" представляет собой движение от формирования одной эмоциональной компетенции к другой и далее – к формированию и развитию эмоционального интеллекта.

Верховых, Л. Н. Лингвокраеведческая работа на уроках русского языка и русского родного языка как способ активизации познавательной деятельности обучающихся = Linguocultural work on the lessons Russian and Russian as a native language as a means to promote learners` cognitive activity / Л. Н. Верховых. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 4. - С. 21-30.
Особенности применения лингвокраеведческого материала при обучении русскому языку и русскому родному языку для активизации познавательной деятельности учащихся. Охарактеризованы принципы лингвокраеведческой работы, выделены направления применения лингвокраеведческого материала, приведена классификация видов лингвокраеведческой работы, описаны отдельные задания, способствующие развитию познавательных способностей школьников.

Шумарина, М. Р. Лингвостилистический анализ рассказа Леонида Андреева "Петька на даче" = Linguostilistic analysis of the short story by Leonid Andreev "Petka at the Dacha" (to the 150th anniversary of the birth) : (к 150-летию со дня рождения писателя) / Марина Р. Ш. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 4. - С. 31-44, 2-я с. обл.
Предпринимается попытка филологического комментирования одного из самых известных рассказов Леонида Андреева "Петька на даче". Используя метод лингвостилистического анализа, рассматриваются особенности языковой реализации образов времени, пространства, действующих лиц.

Урюпин, И. С. "Дева Обида – сестра победы": мифосемантика персонифицированных имен в поэзии П. Г. Антокольского = "Maiden Offence is Victory`s Sister": the mythosemantics of personified names in P. G. Antokolsky`s poetry (to the 125th anniversary of the birth) : (к 125-летию со дня рождения) / И. С. Урюпин. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 4. - С. 45-51, 3-я с. обл.
Исследуется системный для творчества Павла Григорьевича Антокольского, одного из выдающихся русских художников слова 20 века, прием персонификации нарицательных имен и их образно-философская семантизация при переходе в разряд собственных.

Пищальникова, В. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского: глобализация, постнеклассическая парадигма и цифровизация = Vygotsky`s cultural-historical theory: globalisation, post-non-classical paradigm and digitalisation / В. А. Пищальникова. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 4. - С. 52-60.
Показана роль теории Льва Семеновича Выготского в интерпретации изменений в сознании современного человека, осуществляющихся под воздействием новых культурных орудий формирования знания, которые создаются в цифровом информационном пространстве.

Бутакова, Л. О. Языковая способность, речевая компетенция, речевая деятельность представителей поколения Z = The language ability, speech competence, speech activity of Generation Z / Л. О. Бутакова. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 4. - С. 61-74 : табл.
Показаны возможные подходы к решению проблемы комплексного лингвистического описания языковой способности, речевой компетенции, речевой деятельности представителей поколения Z на основе оценки речевых действий, применяемых в процессе ассоциирования и в ходе неподготовленной связной письменной речевой деятельности.

Онипенко, Н. К. Еще раз о синтаксической деривации = One more time about syntactic derivation (addressing the issue of syntactic and communicative-textual causality) : (к проблеме синтаксической и коммуникативно-текстовой обусловленности) / Н. К. Онипенко, Е. Н. Никитина. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 4. - С. 75-86.
О проблемах связи словообразования и синтаксиса в широком понимании данного раздела языка (с включением текста как языковой единицы). Рассматриваются семантика и грамматические признаки глаголов, образованных от имен прилагательных.

Фролова, Е. А. Вариативность способов словопроизводства в современном русском языке: традиции и новации = Variation of word-forming means in modern Russian: traditions and innovations / Е. А. Фролова. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 4. - С. 87-92.
Рассматриваются условия выделения вариативных способов словопроизводства лексических единиц.

Барандеев, А. В. Хорошёво-Мнёвники или Хорошово-Мневники? = Khoroshyovo-Mnyovniki or Khoroshovo-Mnevniki? / А. В. Барандеев. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе. - 2021. - Т. 82, № 4. - С. 93-97.
Рассмотрена проблема выбора обоснованного написания названия района, расположенного на северо-западе Москвы. Проанализировано употребление древних топонимов, на базе которых сформировалось современное название района, в памятниках русской письменности. Показана специфика интерпретации древних топонимов в картографических и лексикографических источниках.

журнал в журнале
Русский язык в школе и дома : журн. в журн. - 2021. - № 4.

Арапова Н. С. Что сломал Иванов? / Н. С. Арапов. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 4 ; Русский язык в школе и дома : журн. в журн. - 2021. - № 4. - С.3-4.
Значение слова ПРЕДПЛЕЧЬЕ.

Карпухин С. А. Слова... Фразы... Музыка / С. А. Карпухин. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 4 ; Русский язык в школе и дома : журн. в журн. - 2021. - № 4. - С. 5-10.
Эссе.

Аксенова Л. А. Диалектные слова /Л. А. Аксенова. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 4 ; Русский язык в школе и дома : журн. в журн. - 2021. - № 4. - С. 11-14.
Дидактический материал к урокам русского языка. 6 класс.

Ларионова Л. Г. Слитно-дефисно-раздельные написания / Л. Г. Аксенова. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 4 ; Русский язык в школе и дома : журн. в журн. - 2021. - № 4. - С. 19-21.
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Дидактический материал.

Шаповал В. В. Поэтимы / В. В. Шаповал. - Текст : непосредственный // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2021. - N 4 ; Русский язык в школе и дома : журн. в журн. - 2021. - № 4. - С. 22.
Поэтические загадки по этимологии.
Ответить