НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Актуальное в периодических изданиях, поступивших в библиотеку. Аннотации к статьям.

Модератор: Angel

Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение СветЛана » 07 апр 2011, 13:06

Вопросы психологии. – 2011. - № 1







Котлярова, Э. В. Усвоение психологической лексики в дошкольном возрасте / Э. В. Котлярова, А. А. Суслова. // Вопросы психологии. – 2011. - № 1. – С. 28-34.
В данной статье представлены результаты научно – теоретического исследования проблемы усвоения и расширения психологической лексики у дошкольников. С помощью научно – теоретического анализа прослеживаются динамика словарного запаса, усвоение психологической лексики и развитие эмоционально – волевой регуляции поведения дошкольника как результат оперирования ребенком в своей жизнедеятельности различными элементами детской субкультуры.


Хухлаев, О. Е. Этнонациональные установки современной российской молодежи / О. Е. Хухлаев. // Вопросы психологии. – 2011. - № 1. – С. 46-57.
Приводятся результаты исследования этнонациональных установок современной российской молодежи в трех регионах России и Латвии на 1069 респондентах 13-20 лет. Описаны четыре формы этнонациональных установок. Проведен анализ половозрастных и региональных различий в этнонациональных установках. Дано описание взаимосвязи этнонациональных установок молодежи и специфики образовательного учреждения, материального положения, межличностных отношений и представлений о будущем.


Штейнмец, А. Э. Учебно-профессиональные задачи для педагогической практики студентов / А. Э. Штейнмец. // Вопросы психологии. – 2011. - № 1. – С. 76-84.
Учебно-профессиональная задача (УПЗ) рассматривается как эффективное средство развития субъекта учебно-профессиональной деятельности в период педагогической практики студентов. Обобщается опыт составления такого рода задач и их внедрения в образовательный процесс педагогического вуза применительно к психологическим аспектам практики. Данный опыт представляется в следующем порядке: актуальность развития понятия об УПЗ; общие положения, регулирующие процесс составления таких задач; их роль в составе психологической подготовки студентов к педагогической деятельности; иллюстрация превращения традиционного задания педагогической практики в УПЗ.


Тихомирова, Т. Н. Взаимосвязь аспектов социальной среды с показателями интеллекта и креативности детей старшего дошкольного возраста / Т. Н. Тихомирова. // Вопросы психологии. – 2011. - № 1. – С. 85-94.
Приводятся результаты теоретического анализа и эмпирических исследований взаимосвязи аспектов социальной среды и индивидуальных различий в проявлении психометрических показателей интеллекта и креативности. Продемонстрирована роль аспекта межличностного взаимодействия (семья) и предметно-информационного аспекта среды (обогащение образовательной среды в детском дошкольном учреждении) в развитии от интеллекта и креативности. Обозначено направление исследовательского движения от установления взаимосвязей аспектов социальной среды с интеллектом и креативностью детей к пониманию возможных механизмов социальной детерминации способностей.


Сидоренко, А. В. Доверие в малых группах / А. В. Сидоренко, И. И. Сидеренкова. // Вопросы психологии. – 2011. - № 1. – С. 94-105.
Разработана и эмпирически исследована многомерная модель проявления доверия в малой группе, которая включает два измерения: уровни (межличностное, микрогрупповое, групповое, доверие между группами и группой) и виды. Сочетание уровней и видов задает 15 совмещенных разновидностей доверия. Выявлены особенности проявления и связи уровней и видов доверия в производственных группах.


Иванова, Н. Л. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности / Н. Л. Иванова, Е. В. Кулаева. // Вопросы психологии. – 2011. - № 1. – С. 106-115.
В статье приводится анализ проблемы самоопределения работающих женщин с различными характеристиками гендерной идентичности. Рассматривается модель самоопределения, в основе которой лежит сочетание особенностей самосознания и способов принятия решений. Выделены типы гендерной идентичности, которые связаны с особенностями осуществления выбора профессии и обоснования собственной жизненной концепции, отношением женщин к себе, их поведением в ситуации выбора.
Последний раз редактировалось СветЛана 05 май 2011, 07:41, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение СветЛана » 23 апр 2011, 13:41

Психология обучения. - 2011. - N 2.
Шамионов, Р. М. К разработке актуальных проблем социальной психологии образования / Р. М. Шамионов // Психология обучения. - 2011. - N 2. - С. 4-12.
В статье обсуждаются теоретические и прикладные аспекты развивающего направления психологии – социальной психологии образования. Предлагаются направления оптимизации научных социально-психологических исследований в свете изменившихся условий в образовании. Предложены тематические комплексы, новые для системы образования, а также перспективы развития направлений, заложенных исследователя XX века. Автор исходит из принципиальной позиции единства социализации и становления субъектности личности на разных уровнях образования.


Кулагина, И. Ю. Условия развития учебной мотивации в начальных классах / И. Ю. Кулагина, С. В. Гани // Психология обучения. - 2011. - N 2. - С. 13-23.
В статье представлены эмпирические исследования учебной мотивации младших школьников. Устанавливались связи между особенностями учебных мотивов и условиями их развития при обучении в начальных классах средней школы – стилем педагогического руководства классом и степенью успешности детей в учебной деятельности. Показаны автором преимущества демократического стиля руководства в становлении познавательной мотивации учащихся и наиболее гармоничное мотивационное развитие детей с высоким, но не «отличным» уровнем успеваемости.


Авдулова, Т. П. Склонность к риску в отрочестве / Т. П. Авдулова // Психология обучения. - 2011. - N 2. - С. 43-52.
Автором статьи представлены существующие на сегодняшний день подходы к анализу психологических механизмов рискового поведения подростков, рассматривается роль рискового поведения в социализации и становлении идентичности подростков, склонных к рисковому поведению, а также сравнительного исследования склонности к риску подростков с нормативным и асоциальным поведением.


Разина, Т. В. Научная рефлексия у студентов и ее формирование в процессе обучения в вузе / Т. В. Разина // Психология обучения. - 2011. - N 2. - С. 66-81.
В статье обосновывается необходимость развития и формирования научной рефлексии, как одного из профессионально важных качеств и навыков современного студента высших учебных заведений. Изложены результаты эмпирического исследования уровня выраженности научной рефлексии у студентов классического университета. Даны рекомендации по организации образовательного процесса, внедрение которых может способствовать развитию научной рефлексии.


Егорова, Н. А. Психолого-педагогические основы формирования методической грамотности будущего учителя иностранного языка / Н. А. Егорова // Психология обучения. - 2011. - N 2. - С. 82-95.
В статье рассмотрены сложности терминологической идентификации методической грамотности в качестве самостоятельного понятия. Обоснована эффективность формирования методической грамотности будущего учителя иностранного языка посредством аутентичного кинотекста. Представлена модель организации учебного процесса посредством аутентичного кинотекста, способствующая вложению студентов в конструируемую профессиональную реальность, а также результаты ее апробации.


Гребнева, В. В. Методика диагностики соматических особенностей репрезентации образовательной среды: разработка и апробация / В. В. Гребнева // Психология обучения. - 2011. - N 2. - С. 119-128.
Представлена авторская методика диагностики соматических особенностей репрезентации окружающей среды («СОРОС»). Описана психосемантическая картина телесности различных групп испытуемых, полученная в результате апробации методики диагностики соматических особенностей репрезентации на примере образовательной среды.
Последний раз редактировалось СветЛана 06 май 2011, 10:26, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение СветЛана » 26 апр 2011, 10:59

Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 1.
Журавлев, А. Л. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований / А. Л. Журавлев, Т. А. Нестик // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 1. - С. 3-21.
В статье проанализированы основные подходы к исследованию совместного творчества как группового феномена. Выделена и аргументирована основная тенденция развития психологических исследований творчества и креативности – это смещения интереса исследователей с изучения индивидуальных их форм на коллективные, особенно в творческой деятельности малых трудовых групп и организаций. Систематизированы многообразные формы и конкретные способы организации и стимулирования совместного творчества при создании и работе совместных комплексов, таких как: сообщества инноваторов, инновационные команды, временные творческие группы и т. д. Выполнены анализ и систематизация многочисленных внутригрупповых и организационных факторов, оказывающих влияние на характер совместного творчества и др.


Воробьева, А. Е. Нравственное самоопределение разных социально-демографических групп молодежи / А. Е. Воробьева, А. Б. Купрейченко // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 1. - С. 22-33.
В статье представлен теоретико-эмпирический анализ нравственного самоопределения и предложен авторский методический подход к его изучению. Результаты исследования показали, что нравственное самоопределение молодежи под влиянием профессионализации, вступления в брак, рождения и воспитания детей носит нелинейный характер. Под влиянием этих факторов нравственная позиция личности к 30-35 годам по некоторым показателям становится в большей степени позитивной.


Петрова, Н. И. Ценностно-смысловая сфера личности руководителей государственной службы и предпринимателей / Н. И. Петрова // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 1. - С. 34-44.
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей ценностно-смысловой сферы руководителей среднего и низшего звена государственной службы (районных, областных и городских администраций) и предпринимателей малого и среднего бизнеса. Проведен сравнительный анализ их приоритетных ценностей и самооценка уровня реализации жизненных целей, а также выделена эмпирическая структура ценностно-смысловой сферы личности руководителей службы ведущими выступают факторы «карьерно-профессиональная ориентация» и «служение людям».


Сергиенко, Е. А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива / Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 1. - С. 120-132.
Представлены контуры системно-субъективного подхода в психологии как варианта субъектного подхода. Показаны концептуальные основания возможностей объединения системного и субъектно-деятельностного подходов и потенциал системно-субъектного подхода. Обсуждаются проблемы критериев субъекта, соотношение субъекта-личности. Предложены метауровни становления и существования субъекта. Показано, что системно-субъектный подход отвечает принципам постнеклассического развития психологии.


Гончаров, О. А. Топологический и метрический принципы обработки пространственной информации: перцептивные и возрастные закономерности / О. А. Гончаров, Н. Е. Емельянов, Ю. Н. Тяповкин // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 1. - С. 87-95.
Автором предложена концепция двух принципов обработки пространственной информации: топологического и метрического. Показано, что топологический принцип обработки имеет широкое распространение на ранних этапах фило-, онто- и перцептогенеза. Разработана компьютерная методика соотношения топологических и метрических выборов. В серии экспериментов установлено, что роль топологического принципа обработки более значима при коротких экспозициях, предъявлении стимулов в периферические поля зрения, а также в детском возрасте.
Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение СветЛана » 06 май 2011, 10:31

Психология обучения. - 2011. - N 1.







Плигин, А. А. Разработка психологических основ индивидуализации развития субъектности школьников / А. А. Плигин // Психология обучения. - 2011. - N 1. - С. 20-37.
Автором статьи обосновывается необходимость психологизации образования. Вводится понятие «познавательные стратегии», показывается их связь со способностями. Предлагается структура обучаемости, обосновывается необходимость выделения репродуктивно-продуктивной обучаемости и самообучаемости. Вводится классификация интеллектуальных актов. Рассматривается авторская концепция индивидуализации развития субъектности школьников. Предлагается рассматривать рефлексию по критериям продуктивности и конструктивности.


Чернов, Д. Н. Индивидуальные особенности обучаемости детей старшего дошкольного возраста в сфере речи / Д. Н. Чернов // Психология обучения. - 2011. - N 1. - С. 38-52.
В статье излагаются результаты экспериментального исследования индивидуальных особенностей обучаемости и обученности как результата обучения навыкам изменений падежных окончаний имен существительных в ходе реализации методики, построенной в соответствии с принципами исследования зоны ближайшего развития. Показано, что использование «искусственных» словоформ в занятиях по развитию речи является продуктивным методическим приемом при диагностике обучаемости и формирования у дошкольников знаний, навыков и умений словообразования. Обсуждаются теоретические и практические следствия проведенной работы с целью использования полученного опыта специалистами в сфере дошкольного обучения.


Ковалевский, В. А. Проблема психолого-социально-педагогического сопровождения развития соматически больных детей дошкольного возраста / В. А. Ковалевский, О. В. Груздева // Психология обучения. - 2011. - N 1. - С. 53-65.
Автором анализируется опыт психолого-социально-педагогического сопровождения развития соматически больных детей возможных путей коррекции их развития в условиях открытого образовательного пространства на примере учреждений города Красноярска и Красноярского края в течение нескольких лет (1996-2010 гг.) выделенная специфика развития личности и межличностных отношений позволила доказать эффективность абилитации соматически больных детей посредством воздействия на социальную ситуацию развития больного ребенка.


Барканова, О. В. Формирование духовных ценностей личности в юношеском возрасте / О. В. Барканова // Психология обучения. - 2011. - N 1. - С. 66-72.
В статье представлен проект исследования и формирования духовного самосознания личности в юношеском возрасте. Дается теоретическое обоснование программы и описание мероприятий по исследованию и формированию ряда универсальных ценностей (дружбы, семьи, материнства, любви, патриотизма и др.) в структуре самосознания личности в юношеском возрасте.


Панина, С. В. Психолого-педагогические аспекты профессионально-творческого становления студентов в условиях поликультурной среды вуза / С. В. Панина, С. Ю. Залуцкая // Психология обучения. - 2011. - N 1. - С. 73-79.
В статье дается психолого-педагогическая характеристика поликультурной среды вуза, раскрывается ее роль в профессионально-творческом становлении будущих спе5циалистов. Представлены интерпретация понятий «поликультурная компетентность», «профессионально-творческое становление студентов», а также результаты пилотажного исследования уровней сформированности поликультурной компетентности студентов-гуманитариев региональных вузов и рекомендации по их повышению.


Мкртумова, И. В. Социально-психологические особенности позитивной девиации студентов-инвалидов / И. В. Мкртумова // Психология обучения. - 2011. - N 1. - С. 80-85.
Статья посвящена изучению проблемы социально-психологических особенностей социальной конструкции позитивной девиации студентами-инвалидами и обеспечения равных возможностей для инвалидов в сфере образования. В работе содержится анализ итогов нескольких исследований по положению инвалидов в России, рассмотрены правовые основы образования, социальные барьеры интеграции и др.
Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение СветЛана » 21 июн 2011, 08:28

Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 2.







Журавлев, А. Л. Психологические аспекты стратегической стабильности и ядерного сдерживания / А. Л. Журавлев, Т. А. Нестик, В. А. Соснин // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 2. - С. 5-24.
Рассматриваются состояние и перспективные направления исследований психологических аспектов проблемы стратегической стабильности и ядерного сдерживания на современном этапе международных отношений. Анализируется состояние, концептуально-понятийный аппарат, специфика и перспективные направления психологических исследований ядерного противостояния: виртуальность ядерной угрозы, феномены риска и доверия, социальное взаимодействие по типу «проигравший-проигравший», психологические черты политических лидеров, социально-психологические аспекты ядерного терроризма, восприятие ядерной угрозы в массовом сознании и др.


Корнилова, Т. В. Самооценка в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека / Т. В. Корнилова, М. А. Новикова // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 2. - С. 25-35.
В теоретико-эмпирическом исследовании обосновывается понимание субъективной оценки интеллекта (СОИ) как латентной переменной. На основании применения на студенческой выборке (n=332) семи методик, включающих 9 фиксируемых переменных, установлена роль СОИ как медиатора «объективных» измерений интеллекта. Для получения последних проводилось интеллектуальное тестирование индивида и его оценка другими людьми, а также учитывались переменные, характеризующие личностные особенности принятия им неопределенности. Верифицирована структурная модель, дающая новое представление о «единстве интеллекта и аффекта», и характеризующая СОИ как проявление единства функционирования интеллектуально-личностного потенциала человека.


Рассказова, Е. И. Психологические факторы саморегуляции на разных этапах выполнения учебного задания / Е. И. Рассказова // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 2. - С. 36-47.
Представлены результаты исследования роли психологических факторов саморегуляции на этапах выбора и спонтанного изменения выбора учебного задания у студентов. показано, что жизнестойкость и автономный локус каузальности способствует выбору нового в отличие от выбора привычной деятельности и безличного выбора, а также предвосхищению трудностей без фиксации на них. Общая самоэффективность является важным фактором выбора типа задания. Изменение выбора сопряжено с особенностями планирования, оценки результата и самостоятельностью саморегуляции. В определенных условиях изменения выбора может способствовать повышению эффективности деятельности и не является нарушением саморегуляции.


Бакланова, О. Э. Личностные особенности и характер поведения супругов в семейных конфликтах / О. Э. Бакланова, Н. А. Муханова // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 2. - С. 48-58.
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи личностных особенностей супругов и характера их поведения в конфликтных ситуациях. Выполнен сравнительный анализ структур ценностных ориентаций, агрессивности, механизмов психологических защит и базовых потребностей мужей и жен с разной степенью активности поведения в конфликте. Установлены половые различия в характере поведения супругов в семейном конфликте и в их отношении к нему: у женщин поведение при семейных недоразумениях инициируется важностью личностных ценностей и осуществления личных интересов, у мужчин – стремлением избежать активного поведения, являющегося источником нервно-психического напряжения.



Журавлев, А. Л. Экономическая социализация формирующейся личности: теоретическая модель и экспериментальное исследование (на примере ценностных ориентаций личности) / А. Л. Журавлев, Т. В. Дробышева // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 2. - С. 59-81.

В представленной работе обоснован новый авторский принцип исследования, который получил название «ценностный подход». Выделена система факторов экономической социализации, составившая теоретическую модель исследования. Специальному анализу подвергнуто влияние раннего экономического образования на динамику ценностных ориентаций формирующейся личности. Для обоснования выявленного феномена организован специальный экономический эксперимент в форме естественного социально-психологического формирующего эксперимента. Установлены позитивная динамика волевых ценностных ориентаций и ценности социальной активности, а также негативная динамика эмоциональных ценностных ориентаций. Данные явления рассматриваются как психологический критерий экономической социализированности формирующейся личности.



Жуковская, Л. В. Шкала психологического благополучия К. Рифф / Л. В. Жуковская, Е. Г. Трошихина // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 2. - С. 82-93.

Проведена адаптация шкалы психологического благополучия К. Рифф. Методика включает в себя шесть шкал: автономность, компетентность, личностный рост, позитивные отношения, жизненные цели, самопринятие. Результаты стандартизации методики свидетельствует о том, что она обладает хорошими психометрическими показателями. Подтверждена шестифакторная структура психологического благополучия с ведущими компонентами самопринятия и жизненные цели. Предложена адаптация экспресс-варианта шкалы психологического благополучия.


Левкович, В. П. Добрачная беременность как один из факторов дестабилизации семьи / В. П. Левкович // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 2. - С. 109-115.
В статье представлены результаты исследования роли добрачной беременности в стабилизации и дестабилизации молодых супружеских пар. Показано, что наличие добрачной беременности является фактором риска для тех молодых семей, в которых партнеры не были готовы к принятию на себя семейных обязанностей. Добрачная беременность оказалась для них единственным мотивом юридического оформления гражданского союза.
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Angel » 27 июн 2011, 11:28

Психология в вузе. - 2011. - N 1.

Джакупов, С. М.
Психологическая наука в Казахстане: поиски и находки / С. М. Джакупов // Психология в вузе. - 2011. - N 1. - С. 20-31.

Представлен обзор одного из направлений развития психологии в Казахстане, основанный на принципах деятельностного подхода. Описаны феномены, сопровождающие процессы формирования и развития различных видов совместной деятельности. Показаны новые возможности применения понятийного аппарата теории деятельности в процессе выявления и анализа недостатков процедуры исследования индивидуальных деятельностей для уточнения психологической структуры процесса обучения, для раскрытия содержания этнологической структуры процесса обучения, для раскрытия содержания этнопсихологических феноменов и разработки экспериментальных методов этнопсихологии.


Минигалиева, М. Р.
Кросскультурные аспекты психологического консультирования / М. Р. Минигалиева // Психология в вузе. - 2011. - N 1. - С. 47-61.

В статье обсуждаются кросскультурные аспекты взаимодействия психолога и клиента в процессе психологического консультирования. Определены основные типы психологических проблем, связанных с этнической принадлежностью человека и указаны релевантные этим проблемам виды психологической помощи. Представлены данные контент-анализа консультационных встреч представителей разных этнокультурных групп из США и России. Показано, что этнокультурные особенности стратегии понимания психолога и клиента выражаются в различиях ценностно-смысловых, содержательных и интерактивных компонентов.


Маралов, В. Г.
Готов ли студент-психолог быть психологом? / В. Г. Маралов, Т. П. Маралова // Психология в вузе. - 2011. - N 1. - С. 71-86.

Статья посвящена выявлению взаимосвязи между желанием студентов – будущих психологов – работать по специальности, их мировоззренческими установками и сензитивностью к человеку. Установлено, что стремление работать практическим психологом остается достаточно высоким, а реальный интерес к человеку снижается от младших курсов к старшим. Это обусловлено особенностями мировоззренческих установок и некоторых показателей сензитивности к человеку: эмпатии, понимания, желания оказывать помощь.
Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение СветЛана » 23 авг 2011, 13:28

Вестник психосоциальной
и коррекционно-реабилитационной работы. – 2011. – № 2.






Беличева, С. А. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы превентивной психологии» / С. А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2011. – № 2. – С. 3-28.
Автором статьи был разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы превентивной психологии», целью которого является сформировать у студентов систему знаний о генезисе отклоняющегося поведения несовершеннолетних и психологическом обеспечении деятельности образовательных и социальных институтов, осуществляющих превентивные функции. Также С. А. Беличева приводит требования к уровню освоения содержания дисциплины, то, что должен уметь и какими навыками владеть студент, изучающий дисциплину. Чтение дисциплины опирается на освоение предыдущих курсов, таких, как общая, социальная, возрастная, педагогическая психология, патопсихология, общая и социальная педагогика.


Потапенко, Т. В. Социальные проекты как основа первичной профилактики наркомании в образовательной среде / Т. В. Потапенко, О. А. Ермолаева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2011. – № 2. – С. 29-44.
Первичная педагогическая профилактика наркомании опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков. МОУ городского округа Балашиха, Гимназия № 2 осуществляет первичную антинаркотическую профилактику на уровнях, включающих всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учащихся, основываясь на трех компонентах этой работы: образовательном, психологическом и социальном.


Королева, А. П. Эмоционально-образная терапия с использованием образа ДНК при работе с психосоматикой / А. П. Королева, О. В. Сурков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2011. – № 2. – С. 70-80.
Проведенные научные исследования дали пугающие результаты: наши эмоциональные потрясения оставляют после себя химические следы, которые возможно даже генетическим путем передаются потомству. Наши глубокие переживания в детстве долгосрочно могут изменить генетическую наследственность.


Гусева, Л. А. Индивидуальные программ реабилитации инвалидов трудоспособного возраста / Л. А. Гусева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2011. – № 2. – С. 81-85.
Комплексный, творческий, индивидуально-личностный подход в детализации и реализации программ инвалидов командой специалистов позволяет выполнять краткосрочные и долгосрочные программы с высоким коэффициентом эффективности.
Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение СветЛана » 23 авг 2011, 13:30

Психология обучения. – 2011. - № 7.
Синкевич, И. А. Проблема духовно-нравственного развития личности в образовании на основе интеграции искусств / И. А. Синкевич // Психология обучения. – 2011. - № 7. – С. 5-16.
Определены актуальные проблем, базовые национальные ценности российского общества и социальные задачи духовно-нравственного развития личности в образовательной системе. Выявлены проблемы и оптимальные условия духовно-нравственного развития личности. Охарактеризованы программы подготовки будущих учителей к духовно-нравственному развитию личности в процессе интеграции искусств.


Мажирина, К. Г. Толерантность к неопределенности и эффективность обучения студентов саморегулиции / К. Г. Мажирина, О. Н. Первушина, О. А. Джафарова // Психология обучения. – 2011. - № 7. – С. 17-25.
Статья посвящена изучению психологических коррелятов эффективного обучения саморегуляции в процессе тренинга биоуправления, где особое внимание уделяется анализу толерантности к неопределенности. Показано, что тренинг, организованный при помощи компьютерного игрового биоуправления, позволяет модифицировать профили саморегуляции человека в сторону более эффективных, доказана устойчивость приобретенных навыков. Выявлена связь эффективных стратегий саморегуляции с толерантностью к неопределенности.


Горькова, О. В. Развивающее обучение в математике: самооценка как основа рождения рефлексии / О. В. Горькова // Психология обучения. – 2011. - № 7. – С. 26-31.
Определяется понимание самооценки в теории деятельности В. В. Давыдова. Рассматривается рефлексивное действие оценки как форма осознания оснований своих действий. Выделена специфика и условия формирования самооценки рефлексирующего субъекта учебной деятельности.


Кузнецова, Л. Б. Динамика внутренней картины здоровья студентов / Л. Б. Кузнецова // Психология обучения. – 2011. - № 7. – С. 54-68.
Внутренняя картина здоровья рассматривается как системное психологическое явление, представленное определенным образом на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях самосознания студента. Представлена программа эмпирического исследования внутренней картины здоровья студентов на каждом из названных выше уровней. Особое внимание уделено обсуждению и анализу результатов экспериментального исследования динамики внутренней картины здоровья студентов различных профилей обучения.
Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение СветЛана » 07 сен 2011, 11:50

Юридическая психология. - 2011. - N 2.







Бурыка, Д. А.
Некоторые психологические аспекты сущности криминальных инсценировок / Д. А. Бурыка, Д. А. Глотов // Юридическая психология. - 2011. - N 2. - С. 2-7.

В статье раскрывается психологическая сущность, понятие и особенности криминальных инсценировок, которые рассматриваются авторами в качестве способа уголовно-релевантного дезинформирования. Такой подход позволил не только существенно уточнить определение криминальной инсценировки, которое широко используется в юридической литературе и на практике, но и скорректировать цели ее осуществления, способы их достижения, а также предложить четкие критерии, позволяющие ограничить криминальные инсценировки от таких смежных способов противодействия расследованию, как стимуляция и маскировка.


Грашичева, О. Н.
Прекращение уголовного преследования на досудебном производстве в соответствии с ч. 3 ст. 27 УПК РФ / О. Н. Грашичева // Юридическая психология. - 2011. - N 2. - С. 7-9.

Автором рассматриваются некоторые особенности при прекращении уголовного преследования в отношении лица, не достигшего к моменту совершения преступления возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но в следствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими в момент совершения преступления.


Сафуанов, Ф. С.
Методологические принципы психологического взаимодействия работников следственных органов с несовершеннолетними при допросе / Ф. С. Сафуанов, Е. В. Васкэ // Юридическая психология. - 2011. - N 2. - С. 10-13.

В предлагаемой статье исследуются проблемы психологического взаимодействия работников следственных органов с несовершеннолетними субъектами уголовного процесса (правонарушителями и потерпевшими от преступных посягательств на половую свободу и половую неприкосновенность) в проведения допроса. Приводятся методологические принципы психологического взаимодействия с несовершеннолетними при допросе.


Иванов, Р. С.
Общая оценка пригодности исследуемого лица к применению полиграфа / Р. С. Иванов // Юридическая психология. - 2011. - N 2. - С. 14-21.

В статье автор предлагает решать задачу по общей оценке пригодности психофизиологического состояния исследуемого лица к исследованию полиграфа. Предлагается альтернативный подход к применению метода ПФИ: установление пригодности исследуемого, а не выявление факторов, препятствующих использованию полиграфа.
Статья представляет практический интерес для полиграфологов, занимающихся кадровой работой, оказывающих содействие в служебных разбирательствах, в раскрытии и расследовании преступлений, а также участвующих в судебно - экспертной деятельности. Публикуемая работа поможет судьям, работникам правоохранительных органов, адвокатам, руководителям организаций различных форм собственности контролировать правильность применения полиграфа. Преподавателям вузов – компетентно использовать полученные знания о применении полиграфа в ходе лекций по юридической психологии, криминалистике и иным смежным дисциплинам.


Леонтьева, Н. Л.
Полиграф как источник доказательств по уголовному делу / Н. Л. Леонтьева // Юридическая психология. - 2011. - N 2. - С. 22-25.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ не предусматривает законодательной возможности применения полиграфа в уголовном процессе. При этом полиграф активно используется участниками уголовного судопроизводства. В статье обосновывается идея о возможности использования полиграфа в качестве доказательства по уголовному делу как заключения эксперта-полиграфолога.


Малофеев, И. В.
Юридическое значение психики и физиологии человека как объекта и предмета судебной экспертизы с применением полиграфа / И. В. Малофеев, Н. Л. Леонтьева // Юридическая психология. - 2011. - N 2. - С. 26-28.

В статье обосновывается наличие специальных предмета и объекта экспертного исследования с применением полиграфа и их влияние на порядок назначения и проведения психофизиологической экспертизы. Также мотивируется невозможность проведения указанной экспертизы в ряде случаев и предлагается введение дополнительных законодательных гарантий прав личности при ее производстве и объективности ее результатов.
Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение СветЛана » 20 окт 2011, 16:15

Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 3.
Журавлев, А. Л.
Фундаментальная психология и практика: проблемы и тенденции взаимодействия / А. Л. Журавлев, Д. В. Ушаков // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 3. - С. 5-16.

В статье исследуется проблема взаимодействия фундаментальной психологической науки и практики. Рассматриваются два основных подхода к объяснению их некоторых расхождений. Согласно первому, причиной являются особенности знания, получаемого сегодня экспериментальной психологией. В соответствии со вторым, сам тип построения фундаментальной психологии, ее следование естествен - научным образцам лежит в основе ее отрыва от практики.
Показано, что на современном уровне психология для разрешения практических задач создает локальные модели явлений. В то время как переход к более оптимальному взаимодействию с практикой связан с разработкой синтетических моделей. Анализируются возможности практики на макропсихологическом уровне, связанные с диагностикой и оптимизацией психологического состояния общества в целом.

Балл, Г. А.
Нормативный профессиональный идеал ученого / Г. А. Балл // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 3. - С. 17-26.

Автор рассматривает понятие нормативного идеала (нормы-идеала) и его значение для профессиональных общностей. Строится понятийная система, главную роль в которой играют понятия «объективное значение», «субъективное значение» и «смысл». С опорой на эту систему характеризуется нормативный профессиональный идеал ученого (в частности, человековеда).

Хащенко, В. А.
Субъективная шкала благосостояния и субъективное экономическое благополучие / В. А. Хащенко // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 3. - С. 27-42.

Раскрываются психологические механизмы детерминации субъективного экономического благополучия личности. Представлены эмпирические доказательства существования феномена субъективной шкалы благосостояния. Описаны ее типы и основные параметры: диапазоны экономического благополучия и неблагополучия, масштаб стандартов благосостояния. Подтверждена гипотеза о ведущей роли субъективной шкалы благосостояния в оценке субъективного экономического благополучия.

Горбатков, А. А.
Динамика эмоций интереса и радости в условиях мыслительной деятельности / А. А. Горбатков // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 3. - С. 43-56.

Автором статьи представлены результаты исследования интереса и радости в соотнесении с дифференциальной моделью деятельностной динамики эмоций (ДДЭ). Участники эксперимента выполняли мыслительную деятельность, по окончании которой оценивали переживавшиеся ими при этом эмоции. Выявлено, что по мере изменения субъктно-деятельностных переменных (эффективность, результативность, компетентность, энергозатраты) кривые радости и интереса сначала «растут», затем «падают», пересекаясь на промежуточном этапе процесса, что обуславливает смену доминирования одной эмоции другой. Полученные данные подчеркивают синтезирующую роль модели ДДЭ, имеющей нелинейно-политомический характер, по отношению к предшествующим линейно-дихотомическому и нелинейно-трихотомическому представлениям.

Хотинец, В. Ю.
Этнокультурные особенности профессиональной рефлексии / В. Ю. Хотинец, А. И. Троянская // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32, N 3. - С. 57-73.

Предпринимается попытка доказать, что профессиональная рефлексия личности в условиях профессионализации приобретает культуросообразные особенности. Представлены результаты исследования структуры культурно-обусловленной профессиональной рефлексии представителей двух этнических групп на разных этапах профессионализации. Проанализированы связи компонентов профессиональной рефлексии личности и этнического самосознания.
Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение СветЛана » 28 окт 2011, 10:30

Семейная психология и семейная терапия. - 2011. - N 2.


Артамонова, Е. Р.
Психологические аспекты готовности к семейной жизни [Текст] / Е. Р. Артамонова // Семейная психология и семейная терапия. - 2011. - N 2. - С. 3-12 .
На основе анализа данных, полученных в ходе проведенных анкетирования и опросов вступающих в брак людей, рассматриваются психологические факторы будущего семейного благополучия. Делается вывод об отсутствии полного соответствия ролевых ожиданий будущих мужей ролевым притязаниям их будущих жен, а также ролевых ожиданий невест ролевым притязаниям женихов. Важные для складывающихся в браке отношений взаимопонимание, эмоциональное притяжение, авторитетность и уважение супругами друг друга в большей степени проявляются у людей, имеющих андрогинный половой тип.


Алимова, Л. Р.
Коммуникативная компетентность членов семьи и коммуникативные модели в семье [Текст] / Л. Р. Алимова // Семейная психология и семейная терапия. - 2011. - N 2. - С. 13-21.

В статье приведено обоснование значимости обладания родителя и другими старшими членами семьи, а также супругами коммуникативной компетентностью для установления прочих, доброжелательных отношений в семье; приведены примеры моделей коммуникации с позиций трансактного анализа и стилей общения между людьми, которые могут стать причиной разлада в семье и в супружеских парах.


Зимина, Н. А.
Изучение, анализ и работа по преодолению стереотипов семейной жизни у современной молодежи [Текст] / Н. А. Зимина // Семейная психология и семейная терапия. - 2011. - N 2. - С. 22-31.

В статье обосновывается необходимость изучения стереотипных представлений о семейной жизни, складывающихся у молодежи. Представлена попытка изучения данных стереотипов и приводится психологический анализ наиболее неоднозначных из них. Также описывается структура и краткое содержание семинара-тренинга по преодолению стереотипных представлений о семейной жизни у молодежи.


Кабачек, О. Л.
Семейная психология сквозь призму генеалогических исследований [Текст] / О. Л. Кабачек // Семейная психология и семейная терапия. - 2011. - N 2. - С. 32-48.

В статье рассматривается, как происходит самоидентификация подростков через создание текста о далеких предках; как связаны между собой разные формы личностности – «художественная» и «историческая»; возможно ли посредством занятия практической генеалогией воспитать у подростков историческое мышление и толерантность; как семейные травмы могут быть отражены и преодолены в детских сочинениях.


Троян, Т. В.
Психологические особенности системы отношений "ребенок - значимый взрослый" в младшем школьном возрасте [Текст] / Т. В. Троян // Семейная психология и семейная терапия. - 2011. - N 2. - С. 49-54 .
Данная работа посвящена изучению особенностей социальной ситуации развития современного младшего школьника, включающей отношения с близким и социально-значимым взрослым, в рамках представлений о психологическом возрасте в концепции Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева – Д.Б. Эльконина. Автором были выявлены и проанализированы особенности отношений «ребенок – значимый взрослый» в условиях наличия – отсутствия няни.


Кадурина, Д. А.
Особенности самооценки у подростков с разным уровнем тревожности [Текст] / Д. А. Кадурина // Семейная психология и семейная терапия. - 2011. - N 2. - С. 55-59.

В данной работе проведено исследование особенностей самооценки и межличностных отношений с родителями и сверстниками у подростков с разным уровнем тревожности.


Соколова, А.
Развитие образа "Я" и "Я в мире" подростков в условиях группового психологического тренинга [Текст] / А. Соколова // Семейная психология и семейная терапия. - 2011. - N 2. - С. 60-65 .
В данной работе представлен анализ развития самосознания личности в подростковом возрасте. В качестве компонентов самосознания рассматриваются образ «Я» и «Я в мире» подростков. В проведенном автором исследовании были проанализированы основные условия развития образа «Я» и «Я в мире» в рамках группового психологического тренинга для подростков.
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Angel » 02 ноя 2011, 10:14

Психология обучения. - 2011. - N 7.

Мажирина, К. Е.
Толерантность к неопределенности и эффективность обучения студентов саморегуляции [Текст] / К. Г. Мажирина, О. Н. Первушина, О. А. Джафарова // Психология обучения. - 2011. - N 7. - С. 17-25.

Статья посвящена изучению психологических коррелятов эффективного обучения саморегуляции в процессе тренинга биоуправления, где особое внимание уделяется анализу толерантности к неопределенности. Показано, что тренинг, организованный при помощи компьютерного игрового биоуправления, позволяет модифицировать профили саморегуляции человека в сторону более эффективных, доказана устойчивость приобретенных навыков. Выявлена связь эффективных стратегий саморегуляции с толерантностью к неопределенности.


Байтуманова, З. Н.
Личностные детерминанты стрессоустойчивости у младших школьников [Текст] : изучение и возможность развития / З. Н. Байтуманова // Психология обучения. - 2011. - N 7. - С. 42-54.

Рассматривается личностный фактор как детермината подверженности младших школьников стрессовому состоянию, которая включает в себя межличностную и личностную тревожность, ведущие ценностные ориентации, уровень самооценки, вид копинг-стратегии. Исследование младших школьников показало значимые различия в зависимости от пола, типа учебного заведения, этнокультурной принадлежности. Предложены принципы коррекционной работы психолога с младшими школьниками по развитию их стрессоустойчивости.


Кузнецова, Л. Б.
Динамика внутренней картины здоровья студентов [Текст] / Л. К. Кузнецова // Психология обучения. - 2011. - N 7. - С. 54-68.

Внутренняя картина здоровья рассматривается как системное психологическое явление, представленное определенным образом на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях самосознания студента. Представлена программа эмпирического исследования внутренней картины здоровья студентов на каждом из названных выше уровней. Особое внимание уделено обсуждению и анализу результатов экспериментального исследования динамики внутренней картины здоровья студентов различных профилей обучения.
Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение СветЛана » 02 ноя 2011, 11:22

Журнал практического психолога. - 2011. - N 3.
Павлов, К. В.
15 лет. Полет - нормальный! : летопись Восточно-Европейского Гештальт Института [Текст] / К. В. Павлов // Журнал практического психолога. - 2011. - N 3 : Юбилейный выпуск "Восточно-Европейскому Гештальт Институту - 15 лет". - С. 5-18.

В статье проводится краткий обзор ключевых этапов истории Восточно-Европейского Гештальт Института на период до 2011 года. Описываются важнейшие теоретические и личностные влияния, сформировавшие современную профессиональную культуру ВЕГИ. Обозначена роль ключевых фигур, принимавших участие в жизни Института. Обозначено место ВЕГИ в поле Российского Гештальта и шире – в Мировой системе помогающих практик. Отмечено зарождение и развитие в Институте основ методологии новой предметной области: Реконструкции Качества Жизни.


Парлетт, М.
Пять типов сильных качеств человека: Новый подход в понимании Гештальт-обучения [Текст] / М. Парлетт // Журнал практического психолога. - 2011. - N 3 : Юбилейный выпуск "Восточно-Европейскому Гештальт Институту - 15 лет". - С. 19-28 .

В статье известного теоретика и практика гештальт – подхода раскрывается феноменология качеств, развитие которых приводит к формированию профессионала в области гештальт подхода. С позиции автора, это пять основных свойств – способности реагировать, взаимодействовать, осознавать себя, воплощаться и экспериментировать. Автор раскрывает их влияние на формирование профессиональной идентичности консультанта в современном мире.


Овчинников, Б. В.
Основные понятия психотерапии [Текст] / Б. В. Овчинников // Журнал практического психолога. - 2011. - N 3 : Юбилейный выпуск "Восточно-Европейскому Гештальт Институту - 15 лет". - С. 29-41.

В работе раскрыто содержание основных понятий, применяемых в большинстве направлений и школ современной психотерапии. Подчеркивается фундаментальная роль клинической психотерапии как источника инноваций в этой области. Выделены три группы основных понятий: термины, относящиеся к объекту психотерапии – пациенту; термины, описывающие взаимодействие пациента и терапевта.


Овчинников, Б. В.
Становление и характеристика основных форм психотерапии [Текст] / Б. В. Овчинников // Журнал практического психолога. - 2011. - N 3 : Юбилейный выпуск "Восточно-Европейскому Гештальт Институту - 15 лет". - С. 42-59.

В работе отражено становление научно-обоснованной психотерапии. Прослежена связь между направлениями психологии XIX века и направлениями психотерапии. Ассоцианизм породил когнетивно-бихевиоральное направление, функционализм – с экзистенционально-гуманистическим направлением. Описаны различные формы психотерапии с учетом состава участников и продолжительности.


Овчинников, Б. В.
Влияние "Я-концепции" и ценностных ориентаций на качество жизни молодых женщин [Текст] / Б. В. Овчинников, Т. А. Умбаев // Журнал практическог психолога. - 2011. - N 3 : Юбилейный выпуск "Восточно-Европейскому Гештальт Институту - 15 лет". - С. 60-73.
В работе приведены экспериментальные данные о различиях психического состояния, показателях личностной самооценки и ценностных ориентаций у молодых женщин, отличающихся различным качеством жизни. Показано, что факторы реальной и идеальной самооценки оказывают наибольшее влияние на качество жизни.


Титаренко, Т. М.
Жизнеконструирование в психотерапии. Кто конструктор? [Текст] / Т. М. Титаренко // Журнал практического психолога. - 2011. - N 3 : Юбилейный выпуск "Восточно-Европейскому Гештальт Институту - 15 лет". - С. 74-83.

Статья посвящена жизнеконструированию, осуществляющемуся через нарративизацию жизненного опыта в диалоге психотерапевта и клиента. В качестве структурной единицы нарратива рассмотрены смысловые интерпретации нелинейной связи событий. Видоизменение нарративов проанализировано как способ качественных изменений жизни путем трансформации художественного пересказа пережитого, смены сюжетно-жанровых характеристик текста, амплуа героев, конфигурации событий.
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Angel » 16 дек 2011, 11:44

Юридическая психология. - 2011. - N 3.
Караяни, А. Г.
Психологические уроки Фукусимы / А. Г. Караяни // Юрид. психология. - 2011. - N 3. - С. 19-23.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современности – стихийным бедствиям и их психологическим последствиям. Проблема влияния стихийного бедствия на психическое состояние людей раскрывается на примере анализа психологических последствий, вызванных землетрясениями и цунами, произошедшими в марте 2011г. в Японии. Анализ этих причин, характера и динамики психологических последствий стихийных бедствий позволит снизить негативное воздействие на психику людей психотравмирующих факторов, порождаемых всяким стихийным бедствием.

Строков, Р. Р.
Совершенствование стиля руководства офицеров курсантских подразделений вузов специального профиля / Р. Р. Строков // Юрид. психология. - 2011. - N 3. - С. 28-33.

В статье приводятся результаты эмпирического исследования оптимизации стилевых особенностей руководства, зависимых от темперамента руководителя. Показаны организационно-психологические условия успешной реализации функций управления руководителями. Экспериментально апробирована комплексная программа оптимизации стилевых особенностей руководства, зависимых от темперамента руководителя. Приводится динамика изменений темпераментально детерминированных стилевых показателей.

Попов, Д. Г.
Психологические особенности и условия мотивации учебной деятельности курсантов военно-специальных образовательных учреждений / Д. Г. Попов, И. В. Строкова // Юрид. психология. - 2011. - N 3. - С. 34-38.

В статье отмечена актуальность проблемы мотивации учебной деятельности курсантов военно-специальных вузов. Рассмотрена отечественная и зарубежная психологическая теория о мотивах и мотивации деятельности. Дано авторское определение мотивации учебной деятельности. Выделены основные группы побуждений учебной деятельности. Отражены особенности и условия мотивации учебной деятельности курсантов.
Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение СветЛана » 24 дек 2011, 13:03

Вопросы психологии. - 2011. - N 5.
Шувалов, А. В.
Антропологический подход к проблеме психологического здоровья [Текст] / А. В. Шувалов // Вопросы психологии. - 2011. - N 5. - С. 3-16.

Лейтмотивом статьи является проблема психологического здоровья в ее научном и мировоззренческом аспекте. Сформулированы основные положения теории психологического здоровья. Представлена антропологическая модель психологического здоровья. Описаны источники и основные формы нарушений психологического здоровья человека.


Драгоевич, Н.
Стигматизация семей, члены которых страдают шизофренией [Текст] / Н. Драгоевич, М. Глигорович, И. Милачич-Видоевич // Вопросы психологии. - 2011. - N 5. - С. 24-33.

Исследовалось восприятие стигматизации семей, члены которых страдают шизофренией, и воздействие стереотипов стигматизации на демографические переменные, контакты и собственную оценку знаний о психических заболеваниях. Выявлены статистические значимые различия в степени и структуре стигматизации носителей различных семейных ролей. Вина в возникновении болезни чаще приписывается родителям.


Черемошкина, Л. В.
Мнемические способности детей 7-12 лет с задержкой психического развития [Текст] / Л. В. Черемошкина, С. В. Мурафа // Вопр. психологии. - 2011. - N 5. - С. 34-44.

В статье представлены исследования мнемических способностей детей 7-12 лет с задержкой психического развития (ЗПР). Выявлено, что структура мнемических способностей детей 7-12 лет отличается недоразвитостью (специфичностью), в которой почти отсутствуют операционные механизмы. Запоминание совершается благодаря функциональным механизмам. Выявлен феномен неспособности срисовать детьми 7-12 лет с ЗПР простой невербальный материал после запоминания и правильного его воспроизведения. Высказаны предположения о возможных причинах этого феномена.


Кожухарь, Г. С.
Межличностная толерантность студентов и их групповые статусы [Текст] / Г. С. Кожухарь, И. В. Вагурин // Вопр. психологии. - 2011. - N 5. - С. 45-54.

В статье анализируются связи разных видов личностной толерантности студентов и их статуса в учебной группе. Результаты исследования были получены с помощью личностных опросников и методов изучения межличностных отношений в группе. Авторы предлагают понятие «интегральный показатель толерантности», которое позволяет оценивать уровень развития разных видов межличностной толерантности и прогнозировать статус индивида в своей группе.


Горбатов, Д. С.
Феномен трансформации слухов в микрогруппах [Текст] / Д. С. Горбатов // Вопр. психологии. - 2011. - N 5. - С. 54-63.

В статье представлены результаты критического анализа концепции изменения слухов Г. Олпорта и П. Постмэна, а также ее позднейшей модификации. Альтернативный подход к проблеме сформулирован на основе принципа соответствия передаваемой информации результатам интеллектуальной и эмоциональной активности собеседников. при этом кратковременные микрогруппы рассматриваются в качестве субъектов преобразований слухов, а проявления механизма изменений ставятся в зависимость от диалогической природы взаимодействия носителей коммуникативных ролей.
Ответить