Вопросы психологии : науч. журн. - 2015. - N 1.
Цукерман, Г. А.
Что такое умение учиться и как его измерять [Текст] / Г. А. Цукерман, Е. В. Чудинова // Вопросы психологии : науч. журн. - 2015. - N 1. - С. 3-14.
Рассматривается умение учиться как характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях. Следует различать две составляющие умения учиться: 1) рефлексивную способность определять, каких именно знаний и умений недостает для действия в новой ситуации, и 2) поисковую способность находить и осваивать недостающие знания и умения. Были построены измерители обеих составляющих умения учиться у выпускников начальной школы. Приведены данные апробации этих измерителей, демонстрирующие их валидность. Доказано, что предпосылки индивидуализированного умения учиться можно сформировать уже в начальной школе, но традиционное обучение с этим не справляется.
Гордеева, Т. О.
Интеллект, мотивация и коппинг-стратегии как условия академических достижений школьников [Текст] / Т. О. Гордеева, О. А. Сычева, Е. А. Шепелева // Вопросы психологии : науч. журн. - 2015. - N 1. - С. 15-26.
Обсуждается возможность опоры на интеллектуальные и мотивационные особенности школьников для прогнозирования их успехов в учебе. В эмпирическом исследовании реализован подход, в соответствии с которым интеллект рассматривается как необходимое условие, а мотивация - как движущая сила, обеспечивающая его эффективное использование и компенсирующая его недостаточную выраженность. Показано, что успешные школьники с относительно низким интеллектом меньше используют непродуктивные копинг-стратегии преодоления трудностей в учебе, такие как бездействие, отрицание, косвенная деятельность, уход от помощи; они чаще обращаются к стратегии активного преодоления трудных ситуаций. Сделаны выводы для педагогической практики, касающиеся учета сложной системы взаимоотношений между уровнем интеллекта и успеваемостью.
Роджерс, Н.
Начальные шаги к пробуждению творчества [Текст] / Н. Роджерс // Вопросы психологии : науч. журн. - 2015. - N 1. - С. 47-58.
Автор предлагает несколько простых упражнений (рисование, танец, коллаж, художественный дневник, свободное письмо, вокализация), позволяющих не только погрузиться в присущее каждому человеку творчество, но и ощутить процесс творческой связи - взаимодействие и взаимоусиление различных экспрессивных искусств. Восстановление контакта человека с его природной креативностью открывает ему путь к его внутреннему Я. Использование экспрессивных искусств представляет собой безопасный способ распознавания, осознания и принятия различных аспектов внутреннего мира. С помощью предлагаемых упражнений можно начать принимать даже не осознанные человеком аспекты самого себя. Все это представляет собой начало терапевтического процесса самоисцеления.
Лазарев, В. С.
Исследование педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности [Текст] / В. С. Лазарев, И. А. Елисеева // Вопросы психологии : науч. журн. - 2015. - N 1. - С. 87-97.
Впервые в психологической науке педагогический коллектив рассматривается не только как субъект образовательной деятельности, но и как субъект ее развития. Представлена теоретическая модель готовности педагогического коллектива быть субъектом развития своей образовательной организации. Разработано понятие готовности педагогического коллектива быть субъектом инновационной деятельности, предложены критерии и показатели ее оценки, выявлены факторы, определяющие различия педагогических коллективов в способности осуществлять эффективную инновационную деятельность. Показана тесная связь между готовностью педагогического коллектива быть субъектом развития своей образовательной деятельности, существующими в образовательной организации возможностями для включения педагогов в управление инновационной деятельностью и ее эффективностью.
Байфорд, Э.
Понятие субнормы и патологии в истории российской науки о ребенке [Текст] / Э. Байфорд // Вопросы психологии : науч. журн. - 2015. - N 1. - С. 110-122.
Рассматривается роль, которую играли трактовки детского "несовершенства" в период расцвета и краха педологии в России и СССР, в 1900-1930-х гг. Опираясь на идеи Ж. Кангилема о категориях "нормальное" и "патологическое", автор анализирует практики, нацеленные на диагностику субнормальности и патологии среди детского населения России в начале ХХ в. Описываются конкурировавшие в то время нормативные режимы, которые задавали понимание "несовершенства" среди детей в контексте ускоренной и неоднозначной модернизации Российской империи в 1900-1910-х гг. Прослеживается развитие диагностики "несовершенств" в первое десятилетие советского режима, отмечается смещение акцента с образа "беспризорника" начала 1920-х гг. к идее "массового ребенка", появившейся в конце этого десятилетия. Статья завершается обсуждением появившейся в те же годы дефектологии.
Лекавичене, Р.
Тест эмоционального интеллекта EI-DARL [Текст] / Р. Лекавичене, Д. Антинене // Вопросы психологии : науч. журн. - 2015. - N 1. - С. 133-146.
Приводится оригинальная методика EI-DARL оценки эмоционального состояния, включающая три субтеста: пятишкального опросного листа, заполняемого на основе самонаблюдения, шкалы идентификации эмоций по лицевой экспрессии и шкалы эмоциональных межличностных и социальных ситуаций. Первый субтест состоит из пяти шкал: понимания собственных эмоций; понимания эмоций других людей; управления своими эмоциями/регулирования своих эмоций; управления эмоциями других людей; манипуляций.
Корягин, К. В.
Эгоцид: феномен, понятие, проблема и практика [Текст] / К. В. Корягин, А. Б. Орлов // Вопросы психологии : науч. журн. - 2015. - N 1. - С. 147-158.
Обобщаются зарубежные исследования эгоцида как символической смерти Эго. Рассматриваются методологические ориентиры данной проблематики в гуманитарных науках и глубинной психологии. Феномен эгоцида охарактеризован как важнейший компонент традиционных обрядов инициации. Эгоцид как процесс представлен в качестве составляющей трансформации личности в аналитической индивидуальной и групповой психотерапии. Подробно анализируются опыт и переживание клиента, а также содержание работы психотерапевта на различных стадиях процесса эгоцида. Особое внимание уделяется психологической концепции и психотерапевтической модели эгоцида, разработанным Д. Розеном.