Педагогическая деятельность: сфера услуг или...? [Текст] / Е. И. Медведская // Вопр. психологии. - 2012. - № 5. - С. 19-28.
Анализируется проблема гуманизации отношений между различными субъектами образования. На основе анализа ассоциаций педагогов выявлено содержание позиций ученика, родителя, администрации школы и учителя. В качестве альтернативы представлению учителя о себе как об "обслуживающем персонале" обосновывается содержание статуса личности педагога как творца, созидателя личности ребенка.
Троицкая, Е. А.
Влияние условий раздельного обучения на развитие эмпатии у школьников [Текст] / Е. А. Троицкая // Вопр. психологии. - 2012. - № 5. - С. 29-38.
Представлены результаты эмпирического исследования. Показано, что специфика влияния системы обучения на уровень развития эмпатии и ее компонентов зависит от пола и гендерного типа учащихся. Анализируются факторы, влияющие на процесс развития эмпатии в целом, а также эмпатии к мальчикам и девочкам у школьников из раздельных классов.
Эффективность развивающей дидактико-методической системы Л. В. Занкова [Текст] / Т. А. Ратанова, О. В. Нестерова // Вопр. психологии. - 2012. - № 5. - С. 39-51.
Рассматривается динамика развития показателей когнитивной и личностной сфер у учащихся 1-3 классов при традиционном и развивающем обучении по дидактической системе Л. В. Занкова. Была выявлена более высокая ее эффективность по сравнению с традиционной системой обучения при уровневом в начале обучения исходном уровне интеллектуальных показателей школьников, обучающихся по разным системам.
Архиреева, Т. В.
Личностные детерминанты отношения отца к ребенку [Текст] / Т. В. Архиреева // Вопр. психологии. - 2012. - № 5. - С. 52-61.
Показано, что сформированные семейные ценности и сложившаяся внутренняя мотивация являются условиями становления положительного отношения отца к ребенку. Эмпирически были выделены следующие типы отцов: 1) со сформированной родительской позицией и положительным отношением к ребенку, 2) с несформированной родительской позицией и крайне критичесным отношением к ребенку, 3) с внутренне конфликтной родительской позицией и положительным отношением к ребенку.
Иванников, В. А.
Понятие личности в психологии [Текст] / В. А. Иванников // Вопр. психологии. - 2012. - № 5. - С. 125-132.
В статье рассматриваются реальности жизни человека, которые трудно объяснить без этого понятия. Предлагается понимание личности как человека, способного делать осознанные и намеренные выборы своего поведения с учетом последствий своих действий на других людей. Вводится понятие личности как субъекта нравственных и безнравственных отношений с людьми, обществом и природой.
Структура взаимосвязей когнитивных характеристик и успешности в арифметике у дошкольников: кросскультурный анализ [Текст] / С. Б. Малых [и др.] // Вопр. психологии. - 2012. - № 5. - С. 133-143.
Введение в эмпирический анализ дунганской популяции позволило опротестовать гипотезу об универсальности механизмов, лежащих в основе индивидуальных различий математической успешности. Показано, что во всех изученных популяциях только тестовые задания, требующие умения работать с нестмволически выраженным количеством , являются значимыми предикторами успешности выполнения арифметических действий в дошкольном возрасте.