НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Актуальное в периодических изданиях, поступивших в библиотеку. Аннотации к статьям.

Модератор: Полина

Аватара пользователя
Марис
Библиотекарь
Сообщения: 899
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 11:12

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Марис » 21 янв 2013, 16:33

Вопросы психологии. - 2012. - № 5.

Медведская, Е. И.
Педагогическая деятельность: сфера услуг или...? [Текст] / Е. И. Медведская // Вопр. психологии. - 2012. - № 5. - С. 19-28.

Анализируется проблема гуманизации отношений между различными субъектами образования. На основе анализа ассоциаций педагогов выявлено содержание позиций ученика, родителя, администрации школы и учителя. В качестве альтернативы представлению учителя о себе как об "обслуживающем персонале" обосновывается содержание статуса личности педагога как творца, созидателя личности ребенка.

Троицкая, Е. А.
Влияние условий раздельного обучения на развитие эмпатии у школьников [Текст] / Е. А. Троицкая // Вопр. психологии. - 2012. - № 5. - С. 29-38.

Представлены результаты эмпирического исследования. Показано, что специфика влияния системы обучения на уровень развития эмпатии и ее компонентов зависит от пола и гендерного типа учащихся. Анализируются факторы, влияющие на процесс развития эмпатии в целом, а также эмпатии к мальчикам и девочкам у школьников из раздельных классов.
Ратанова, Т. А.
Эффективность развивающей дидактико-методической системы Л. В. Занкова [Текст] / Т. А. Ратанова, О. В. Нестерова // Вопр. психологии. - 2012. - № 5. - С. 39-51.

Рассматривается динамика развития показателей когнитивной и личностной сфер у учащихся 1-3 классов при традиционном и развивающем обучении по дидактической системе Л. В. Занкова. Была выявлена более высокая ее эффективность по сравнению с традиционной системой обучения при уровневом в начале обучения исходном уровне интеллектуальных показателей школьников, обучающихся по разным системам.

Архиреева, Т. В.
Личностные детерминанты отношения отца к ребенку [Текст] / Т. В. Архиреева // Вопр. психологии. - 2012. - № 5. - С. 52-61.

Показано, что сформированные семейные ценности и сложившаяся внутренняя мотивация являются условиями становления положительного отношения отца к ребенку. Эмпирически были выделены следующие типы отцов: 1) со сформированной родительской позицией и положительным отношением к ребенку, 2) с несформированной родительской позицией и крайне критичесным отношением к ребенку, 3) с внутренне конфликтной родительской позицией и положительным отношением к ребенку.

Иванников, В. А.
Понятие личности в психологии [Текст] / В. А. Иванников // Вопр. психологии. - 2012. - № 5. - С. 125-132.

В статье рассматриваются реальности жизни человека, которые трудно объяснить без этого понятия. Предлагается понимание личности как человека, способного делать осознанные и намеренные выборы своего поведения с учетом последствий своих действий на других людей. Вводится понятие личности как субъекта нравственных и безнравственных отношений с людьми, обществом и природой.

Структура взаимосвязей когнитивных характеристик и успешности в арифметике у дошкольников: кросскультурный анализ [Текст] / С. Б. Малых [и др.] // Вопр. психологии. - 2012. - № 5. - С. 133-143.
Введение в эмпирический анализ дунганской популяции позволило опротестовать гипотезу об универсальности механизмов, лежащих в основе индивидуальных различий математической успешности. Показано, что во всех изученных популяциях только тестовые задания, требующие умения работать с нестмволически выраженным количеством , являются значимыми предикторами успешности выполнения арифметических действий в дошкольном возрасте.
Еленка
Библиотекарь
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 07 фев 2012, 09:34

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Еленка » 28 янв 2013, 15:31

Психологический журнал. - 2012. - Т. 33, № 5

Позняков, В. П.
Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности [Текст] / В. П. Позняков // Психологический журнал. - 2012. - Т. 33, № 5. - С. 5-15.

В статье представлены результаты теоретического анализа феномена психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности, его связи с системой других базовых категорий психологической науки, структура, функции и виды. Излагаются авторские представления о содержании понятия «Психологические отношения».

Латынов, В. В.
Коммуникативное воздействие: принципы, закономерности, эффекты [Текст] / В. В. Латынов // Психологический журнал. - 2012. - Т. 33, № 5. - С. 16-27.

В статье обсуждаются современные тенденции в области психологии воздействия. Выделены основные принципы исследования коммуникативного воздействия – иерархичность, активность, полимотивированность, эмоциональность. Описываются три уровня анализа коммуникативного воздействия. Приводятся результаты эмпирического исследований коммуникативного воздействия.
Павлова, Е. М.
Креативность и толерантность к неопределенности как предикторы актуализации эмоционального интеллекта в личностном выборе [Текст] / Е. М. Павлова, Т. В. Корнилова // Психологический журнал. - 2012. - Т. 33, № 5. - С. 39-49.

Авторами статьи установлены связи показателей креативности, толерантности-интолерантности к неопределенности и шкал эмоционального интеллекта на студенческих выборах. Продемонстрированы различия в их связях между выборками студентов- психологов , будущих музыкантов и режиссеров.

Ковалева, Ю. В.
Совместная регуляция поведения супругов на различных этапах жизненного цикла семьи [Текст] / Ю. В. Ковалева // Психологический журнал. - 2012. - Т. 33, № 5. - С. 50-70.

Предлагается конструкт «совместная регуляция поведения» как процесс взаимной подстройки и согласования регуляторных ресурсов партнеров, взаимодействующих в актуальной ситуации. Структура этого конструкта показана на примере согласования динамики семейной сплоченности в супружеской диаде и индивидуальных ресурсов партнеров.
Еленка
Библиотекарь
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 07 фев 2012, 09:34

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Еленка » 26 фев 2013, 10:07

Вопросы психологии. - 2012. - № 6.
Смирнова, Е. О.
Психологическая экспертиза художественных произведений для детей [Текст] / Е. О. Смирнова, М. В. Соколова // Вопросы психологии. - 2012. - № 6. - С. 3-10.

В статье обосновывается необходимость психологической экспертизы художественных произведений (детской литературы и мультфильмов для детей). В качестве ключевых блоков экспертизы предлагаются когнитивный, эмоциональный и поведенческие аспекты произведения. Опираясь на возрастные особенности авторы рассматривают требования к произведениям для младшего, среднего и старшего возраста и приводят примеры произведений, соответствующих возрасту.

Матвеева, Е. Ю.
Особенности функций программирования и контроля у учеников первого класса [Текст] / Е. Ю. Матвеева, А. А. Корнеев // Вопросы психологии. - 2012. - № 6.- С.-10-19.

Представлены результаты анализа особенностей функций программирования и контроля внимания у первоклассников, обучающихся в образовательной массовой школе. Для оценки этих функций использовалась модификация компьютерной методики Dots.

Юревич, А. В.
Три источника и три составные части поддержания нравственности в обществе [Текст] / А. В. Юревич // Вопросы психологии. - 2012. - № 6. - С. 20-35.

Автор выделяет три основных элемента поддержания нравственности в обществе: 1) распространение новых видов морали, 2) их перевод с социального уровня на уровень индивидуальной нравственности, 3) понуждение к соблюдению нравственных норм. По его мнению, все три элемента переживают в современном российском обществе глубокий кризис.
Бурлакова, Н. С.
Уровни культурно-исторического анализа в клинической психологии [Текст] / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич // Вопросы психологии. - 2012. - № 6. - С. 35-45.

Представлено исследование различных уровней культурно-исторического анализа в клинической психологии, начиная от критики натуралистического исследования и кончая культурно-историческим анализом современной психологической клиники. Сделан вывод о возможности расширения и углубления культурно- исторического анализа в клинической психологии, и в этой связи также о расширении самой культурно-исторической концепции.

Горбатов, Д. С.
Городские легенды как психологический феномен [Текст] / Д. С. Горбатов // Вопросы психологии. - 2012. - № 6. - С. 56-64.

В статье рассматриваются психологические характеристики моносюжетных рассказов, известных как городские легенды. Обосновывается целесообразность их классификации. Описывается перечень социальных функций. Утверждается необходимость их дальнейшего изучения в контексте выявление представлений сообщества о мироустройстве, морали, актуальных проблемах и адекватном поведении.
Еленка
Библиотекарь
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 07 фев 2012, 09:34

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Еленка » 26 фев 2013, 10:12

Вопросы психологии. - 2012. - № 6.
Смирнова, Е. О.
Психологическая экспертиза художественных произведений для детей [Текст] / Е. О. Смирнова, М. В. Соколова // Вопросы психологии. - 2012. - № 6. - С. 3-10.

В статье обосновывается необходимость психологической экспертизы художественных произведений (детской литературы и мультфильмов для детей). В качестве ключевых блоков экспертизы предлагаются когнитивный, эмоциональный и поведенческие аспекты произведения. Опираясь на возрастные особенности авторы рассматривают требования к произведениям для младшего, среднего и старшего возраста и приводят примеры произведений, соответствующих возрасту.

Матвеева, Е. Ю.
Особенности функций программирования и контроля у учеников первого класса [Текст] / Е. Ю. Матвеева, А. А. Корнеев // Вопросы психологии. - 2012. - № 6.- С.-10-19.

Представлены результаты анализа особенностей функций программирования и контроля внимания у первоклассников, обучающихся в образовательной массовой школе. Для оценки этих функций использовалась модификация компьютерной методики Dots.

Юревич, А. В.
Три источника и три составные части поддержания нравственности в обществе [Текст] / А. В. Юревич // Вопросы психологии. - 2012. - № 6. - С. 20-35.

Автор выделяет три основных элемента поддержания нравственности в обществе: 1) распространение новых видов морали, 2) их перевод с социального уровня на уровень индивидуальной нравственности, 3) понуждение к соблюдению нравственных норм. По его мнению, все три элемента переживают в современном российском обществе глубокий кризис.
Бурлакова, Н. С.
Уровни культурно-исторического анализа в клинической психологии [Текст] / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич // Вопросы психологии. - 2012. - № 6. - С. 35-45.

Представлено исследование различных уровней культурно-исторического анализа в клинической психологии, начиная от критики натуралистического исследования и кончая культурно-историческим анализом современной психологической клиники. Сделан вывод о возможности расширения и углубления культурно- исторического анализа в клинической психологии, и в этой связи также о расширении самой культурно-исторической концепции.

Горбатов, Д. С.
Городские легенды как психологический феномен [Текст] / Д. С. Горбатов // Вопросы психологии. - 2012. - № 6. - С. 56-64.

В статье рассматриваются психологические характеристики моносюжетных рассказов, известных как городские легенды. Обосновывается целесообразность их классификации. Описывается перечень социальных функций. Утверждается необходимость их дальнейшего изучения в контексте выявление представлений сообщества о мироустройстве, морали, актуальных проблемах и адекватном поведении.
Еленка
Библиотекарь
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 07 фев 2012, 09:34

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Еленка » 18 мар 2013, 16:32

Психология зрелости и старения. - 2012. - № 3.
Головей, Л. А.
Психологическая зрелость личности в разные периоды взрослости [Текст] / Л. А. Головей // Психология зрелости и старения. - 2012. - № 3. - С. 5-17.

Статья посвящена анализу феномену психологической зрелости личности в разные периоды взрослости. Исследование качеств психологической зрелости проводится на выборках ранней, средней и поздней взрослости. Исследование показало, что развитие психологической зрелости личности продолжается во все изученные периоды. Выявлены особенности психологической зрелости в соответствии с полом и характером деятельности.

Овсяник, О. А. Гендерный аспект профессионального поведения взрослых женщин [Текст] / О. А. Овсяник // Психология зрелости и старения. - 2012. - № 3. - С. 53-59.
Статья посвящена рассмотрению и анализу особенностей профессионального поведения женщин в возрасте 40-60 лет. В работе так же сравниваются особенности самооценки женщин различных гендерных групп.

Клюева, Н. В.
Пожилой возраст: подготовка к смерти или продолжение жизни [Текст] : (экзистенциальный анализ проблем пожилого возраста и разработка технологий психологической поддержки) / Н. В. Клюева, Н. С. Головчанова // Психология зрелости и старения. - 2012. - № 3. - С. 60-76.

Авторами рассмотрены психологические особенности пожилого возраста с позиций экзистенциального подхода. Анализируются переживания одиночества. Отношение к конечности жизни, тревоги, наличие или отсутствие жизненных смыслов в поздние годы жизни. Представлена программа мероприятий профессиональной психологической поддержки пожилых людей, проживающих в условиях специализированного центра.
Габдулина, Л. И.
Отношение к смерти в период взрослости: его детерминанты и проявления [Текст] / Л. И. Габдулина // Психология зрелости и старения. - 2012. - № 3. - С. 77-89.

В статье обсуждаются понятия «танатическая тревога», «страх смерти», «отношение к смерти». Последнее рассматривается как более широкое понятие, могущее более полно охватить проявления личности, связанные с фактом наличия в ее жизни смерти. Приводятся данные исследований о динамике отношения к смерти в период взрослости.

Воронкина, С. И.
Удовлетворенность жизнью и взаимоотношения со значимыми другими в преклонном возрасте [Текст] / С. И. Воронкина, Н. В Халина // Психология зрелости и старения. - 2012. - № 3. - С. 90-99.

В число важнейших факторов, определяющих удовлетворенность жизнью, входят отношения со значимыми людьми. В пожилом возрасте особую роль приобретает общение с семьей: детьми, внуками, братьями и сестрами. Большинство пожилых людей, удовлетворенных жизнью, устраивают позитивные взаимоотношения со значимыми другими людьми.

Нагорнова, Н. А.
Волшебство портрета [Текст] : (заметки рисующего психолога) / Н. А. Нагорнова // Психология зрелости и старения. - 2012. - № 3. - С. 100-108.

В статье обсуждается воздействие процесса рисования человека с натуры на его психическое состояние, влияние созерцания своего только что созданного изображения, признание или непризнание сходства портрета с собой как акт самоидентификации. Приводятся примеры использования автором метода портретной терапии.
Еленка
Библиотекарь
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 07 фев 2012, 09:34

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Еленка » 08 апр 2013, 14:28

Психология обучения. - 2013. - № 1.
Халифаева, О. А.
Академическая мобильность и факторы формирования креативной личности [Текст] / О. А. Халифаева, А. Г. Фадина // Психология обучения. - 2013. - № 1. - С. 4-12.

Представлены результаты теоретического и эмпирического исследования особенностей связи готовности к академической мобильности с мотивационно - смысловой сферой личности студентов и аспирантов. По результатам проведенного исследования выявлен ряд устойчивых связей между способностью обучающихся к саморазвитию и самообразованию, способностью к целеполаганию, представлениями о себе как субъекте образования и креативной личности и показателями готовности к академической мобильности.

Белоусова, А. К.
Особенности диалога дошкольников в совместной мыслительной деятельности [Текст] / А. К. Белоусова, Т. В. Павлова // Психология обучения. - 2013. - № 1. - С. 13-19.

В статье представлены результаты исследования, посвященные анализу диалогов в процессе совместной мыслительной дошкольников. Детально анализируется коммуникативная сфера совместной мыслительной деятельности дошкольников, представленная в виде некоторых характеристик диалога.

Глухова, Е. С.
Проблемы психологической готовности участников образовательного процесса к введению инклюзивного образования [Текст] / Е. С. Глухова, С. А. Литвина // Психология обучения. - 2013. - № 1. - С. 28-39.

В статье рассматриваются проблемы психологической готовности участников образовательного процесса (педагогов, родителей, школьников) к принятию и включению детей с ограничениями по здоровью в образовательное пространство школ. Представлены данные об отношении педагогов, школьников и родительской общественности к внедрению инклюзивного образования.
Терещенко, Р. Н.
Типы эмоционально-креативных личностей студентов [Текст] / Р. Н. Терещенко // Психология обучения. - 2013. - № 1. - С. 52-60. - Библиогр. : с. 59-60

Рассматривается эмоциональная креативность как составляющая эмоциональной сферы личности. Проведено изучение эмоциональных составляющих личности студентов, темперамента, характера, мотивации. А также показателей эмоциональной креативности. С помощью факторного анализа выделено четыре типа эмоционально креативных личностей: революционер, желающий счастья человечеству, свободный художник, человек, ведущий творческую жизнь, эмоциональный мечтатель, описаны их характеристики.

Ершова, Р. В.
Изучение параметров страха и тревоги в рисунках детей, воспитывающихся в замещающих семьях [Текст] / Р. В. Ершова, Е. В. Серова // Психология обучения. - 2013. - № 1. - С. 79-86.

Авторами статьи приводится описание факторов неблагополучия замещающей семьи, способных спровоцировать появление у приемных детей страхов. Анализируются параметры страха и тревоги по проективной методике «Несуществующее животное» у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в замещающих семьях. Описываются статистически значимые различия в выраженности параметров страха и тревоги в рисунках у детей из замещающих семей и детей, воспитывающихся в родных семьях и детских домах.

Лебедев, И. Б.
Психологические условия и факторы укрепления психического здоровья [Текст] / И. Б. Лебедев, А. С. Олейникова // Психология обучения. - 2013. - № 1. - С. 107-122.

Статья посвящена рассмотрению понятия «психологического здоровья», подходов в отечественной и зарубежной теории, критериев, показателей и компонентов. Дана характеристика психологической готовности руководителя по укреплению психического здоровья военнослужащих. Проанализированы психологические условия, факторы и методы укрепления психического здоровья военнослужащих по призыву.
Еленка
Библиотекарь
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 07 фев 2012, 09:34

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Еленка » 17 июн 2013, 11:44

Психологический журнал. - 2013. - Том 34, N 2.
Сергиенко, Е. А.
Проблема соотношения понятий субъекта и личности [Текст] / Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. - 2013. - Том 34, N 2. - С. 5-16.

В статье проанализированы представления о соотношении субъекта и личности в отечественной психологии. Показана тесная взаимосвязь и реципрокность структур и функций субъекта и личности на примере изучения модели психического в период взрослости у женщин. Подчеркивается дискуссионность и поисковый характер данной гипотезы в психологии субъекта.

Харламенкова, Н. Е.
Научные основания и теоретико-эмпирическое переосмысление принципа детерминизма в субъектно-деятельностном подходе [Текст] / Н. Е. Харламенкова // Психологический журнал. - 2013. - Том 34, N 2. - С. 17-28.

Излагаются научные основания проблемы детерминации психического. Дается их критическая оценка и переосмысление, осуществленные в работах С. Л. Рубинштейна и А. В. Брушлинского. На материале исследования обосновываются три аспекта принципа детерминизма: внешние причины действуют только через внутренние условия; детерминация любого явления процессуальна; внутренние условия организованы системно.
Знаков, В. В.
Теоретические основания психологии человеческого бытия [Текст] / В. В. Знаков // Психологический журнал. - 2013. - Том 34, N 2. - С. 29-38.

Автором статьи представлены результаты подведения предварительных итогов формирования психологии человеческого бытия, возникшей на основе психологической концепции субъекта А. В. Брушлинского. Описаны пять компонентов структуры этой области психологической науки и ее основные методы. Приведены результаты исследований понимания субъектом критических событий человеческого бытия.

Журавлев, А. Л.
Перспективы психологии в решении задач российского общества. Часть II. Концептуальные основания [Текст] / А. Л. Журавлев, Д. В. Ушаков, А. В. Юревич // Психологический журнал. - 2013. - Том 34, N 2. - С. 70-86.

Рассматриваются теоретико-методологические проблемы взаимосвязи социально-экономических и психологических феноменов и закономерностей. Предлагается модель психосоциального человека, которая может служить концептуальной основой объединения усилий психологов и представителей социальных наук в целях оптимизации психологического состояния и развития российского общества.

Гаврилова, Т. А.
Аутомортальная тревожность как субъектный феномен [Текст] / Т. А. Гаврилова // Психологический журнал. - 2013. - Том 34, N 2. - С. 99-106.

Аутомортальная тревожность раскрыта в контексте психологии субъекта как переживание человека по поводу собственной смертности, связанное с экзистенциальной угрозой в отношении реализации его субъектных функций. Выделены содержательные аспекты аутомортальной тревожности в функциональном поле субъекта (когнитивном, регулятивном и коммуникативном).
Еленка
Библиотекарь
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 07 фев 2012, 09:34

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Еленка » 30 сен 2013, 11:48

Вопросы психологии. - 2013. - № 3.
Нехорошева, И. В.
Уровень счастья людей с различной нравственной направленностью [Текст] / И. В. Нехорошева // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 22-31.

Рассматриваются различия в уровне счастья у людей с положительными и отрицательными нравственными характеристиками и остальных людей. Выявлено, что люди с положительными нравственными характеристиками менее счастливы, чем остальные люди, а люди с отрицательными нравственными характеристиками – более счастливы. Анализируются возможные причины выявления различий.

Ждан, А. Н.
А. Н. Леонтьев как лидер психологической науки советской эпохи [Текст] / А. Н. Ждан // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 44-54.

В статье рассматривается творчество лидера советской психологии А. Н. Леонтьева в связи с проблемами изучения теоретического наследия советской эпохи. Дается характеристика основных периодов творчества, анализируются философские взгляды. Делается вывод о жизненности психологической теории деятельности, формируются задачи ее освоения и развития в современных условиях.
Леонтьев, Д. А.
Личностное измерение человеческого развития [Текст] / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 67-80.

Обсуждаются разные грани развития человека, их соотношения между собой. Обоснована специфика собственно личностного измерения развития в отличие от биологического и социального измерений. В личностном измерении развития выделяются нормативная универсальная составляющая и факультативная составляющая.

Смирнов, С. Д.
Место понятия "общение" в психологической теории деятельности [Текст] / С. Д. Смирнов // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 81-91.

Анализируются соотношение понятий «деятельность» и «общение» и приводятся аргументы против не преодоленного в отечественной психологи понимания общения только как одного из видов деятельности. Обосновывается позиция, согласно которой общение может обслуживать деятельность, может само обслуживаться деятельностью, может протекать в форме деятельности, но также может выступать в качестве недеятельностной формы взаимосвязи людей и развития личности.

Богоявленская, Д. Б.
Психология творчества [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 101-106.

Указывается на ключевое значение предложенной А. Н. Леонтьевым структуры деятельности – операция, действие, деятельность – для решения проблематики психологии творчества. Данная дифференциация является решающей для понимания природы творчества.
Еленка
Библиотекарь
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 07 фев 2012, 09:34

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Еленка » 27 янв 2014, 17:34

Психологический журнал. - 2013. - Том 34, N 6.

Аникина, В. Г.
"Вещь искусства" как знаковый объект рефлексии [Текст] / В. Г. Аникина // Психологический журнал. - 2013. - Том 34, N 6. - С. 26-33.

С опорой на работы Ю. М. Лотмана, Л. С. Выготского и современных отечественных ученых осуществлена попытка разработать представления о рефлексии и определить новые ракурсы понимания данного феномена. Для решения поставленной проблемы используется авторская разработка модели рефлексии.

Сысоева, Т. А.
Выраженность эмоционального эффекта Струпа и эмоциональный интеллект [Текст] / Т. А. Сысоева // Психологический журнал. - 2013. - Том 34, N 6. - С. 35-44.

Проведен теоретический и эмпирический анализ связей эмоционального эффекта и эмоционального интеллекта. Измерение эмоционального интеллекта проводилось при помощи опросника. Получен статистически достоверный эмоциональный эффект Струпе.

Толочек, В. А.
Динамика профессионального становления в представлениях субъекта: самооценки как самодостаточные эмпирические данные [Текст] / В. А. Толочек, В. Г. Денисова // Психологический журнал. - 2013. - Том 34, N 6. - С. 45-58.

Рассмотрены вопросы информативности, самодостаточности и условий обеспечения адекватности самооценок динамики составляющих профессионального становления субъекта. На материале исследования установлено , что динамика ПСС представляет собой колебательный процесс. Искажения сравнительно невелики.
Иванова, Т. Ю.
Социально-демографические и организационные факторы удовлетворенности трудом [Текст] / Т. Ю. Иванова, Е. И. Рассказова // Психологический журнал. - 2013. - Том 34, N 6. - С. 59-71.

Рассматривается соотношения вклада социально-демографических (пол, возраст, образование, семейный статус) и организационных (должность, стаж) факторов в удовлетворенность различными компонентами трудовой деятельности (заработная плата, условия и организация труда, руководство коллективом, содержание работы и достижения) в производственной российской компании.

Судаков, К. В.
Системная организация психической деятельности [Текст] / К. В. Судаков // Психологический журнал. - 2013. - Том 34, N 6. - С. 72-81.

Статья посвящена анализу психической деятельности с позиции теории функциональных систем. На основе разработанного автором понятия «системоквант психической деятельности» рассматриваются процессы построения психической деятельности от простых поведенческих актов до актов сознания и мышления.

Люсин, Д. В.
Измерение способности к распознаванию эмоций с помощью видеотеста [Текст] / Д. В. Люсин, В. В. Овсянникова // Психологический журнал. - 2013. - Том 34, N 6. - С. 82-94.

Анализируются проблемы измерения способности к распознаванию эмоций как одного из компонентов эмоционального интеллекта. Предлагается новая методика (видеотест), позволяющая измерить два аспекта распознавания эмоций – точность оценки модальности эмоционального состояния и сензитивность к выраженности эмоций.
Еленка
Библиотекарь
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 07 фев 2012, 09:34

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Еленка » 10 фев 2014, 14:06

Вопросы психологии : науч. журн. - 2013. - N 5.

Гусельцева, М. С.
Национальные интеллектуальные традиции в эволюции психологического знания [Текст] / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии : науч. журн. - 2013. - N 5. - С. 3-13.

С позиции культурно-аналитического подхода показано становление национальных интеллектуальных традиций психологических школ: английской, немецкой и французской.

Носенко, Э. Л.
Позитивный личностный ресурс педагога и субъективное благополучие учеников [Текст] / Э. Л. Носенко, Р. А. Труляев // Вопросы психологии : науч. журн. - 2013. - N 5. - С. 14-24

Приводится краткая характеристика психологического механизма влияния добродетелей педагога на субъективное благополучие его учеников. В результате исследования обнаружено, что каждая из шести позитивных ценностей и их производные в структуре личности педагога действительно имеют положительное влияние на субъективное благополучие школьников.

Айламазьян, А. М.
О механизмах музыкального переживания: опыт музыкального движения [Текст] / А. М. Айламазьян // Вопросы психологии : науч. журн. - 2013. - N 5. - С. 35-43
.
Рассматриваются процессы музыкального восприятия и процессы психологической, личностной включенности в переживание музыкальных произведений, а также трансформации личных переживаний.
Чмыхова, Е. В.
Уровень образования как фактор привлекательности партнера противоположного пола [Текст] / Е. В. Чмыхова, Д. Г. Давыдов // Вопросы психологии : науч. журн. - 2013. - N 5. - С. 44-53.

Обыденное сознание и теории эволюционной психологии приводят к выводу о влиянии уровня образования человека на его привлекательность в глазах партнеров противоположного пола. С целью проверки был поведен эксперимент. Полученные данные показали, что испытуемые с более высоким уровнем образования предпочитают выбирать лиц с высшим образованием, а испытуемые без высшего образования выбирают таких же, как они, партнеров.

Самоненко, Ю. А.
Полисубъектная модель учебной деятельности как основа формирования педагогического мышления школьников [Текст] / Ю. А. Самоненко, О. А. Жильцова, И. Ю. Самоненко // Вопросы психологии : науч. журн. - 2013. - N 5. - С. 81-93

Предложена модель учебной деятельности, нацеленная на обретение учеником главного новообразования школьного обучения – умения учиться самостоятельно. Освоение школьником закрепленных за ними функций обеспечивает существенное повышение самостоятельности ученика в организации собственной учебной деятельности.

Луценко, Е. Л.
Опросник нарушений здорового поведения [Текст] / Е. Л. Луценко, О. Е. Габелкова // Вопросы психологии : науч. журн. - 2013. - N 5. - С. 142-153

Описывается процесс конструирования нового опросника нарушений здорового поведения, который диагностирует общий показатель склонности нарушать здоровый образ жизни и отдельные показатели тяги к алкоголю, курению, нарушениям питания и др.
Еленка
Библиотекарь
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 07 фев 2012, 09:34

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Еленка » 03 мар 2014, 14:46

Психология обучения. - 2013. - N 11.

Зверев, С. М.
Профессиональное образование в ловушке модернизации [Текст] / С. М. Зверев, В. И. Слободчиков, А. Б. Шеин // Психология обучения. - 2013. - N 11. - С. 5-19.

В статье дана критическая сценка современного состояния отечественного профессионального образования, рассмотрены вопросы его мировоззренческого самоопределения. Концептуальные идеи построения инновационного образования магистров профессионального обучения.

Игнатьева, Г. А.
Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы [Текст] / Г. А. Игнатьева // Психология обучения. - 2013. - N 11. - С. 20-33.

Рассматриваются процессуальная и организационно-инструментальная стороны технологии формирования проектной деятельности обучающихся на этапе основной и старшей ступеней общеобразовательной школы. Представлены задачные формы организации проектной деятельности и обосновывается новый тип учебного занятия, создающего условия для развития проектных способностей обучающихся.
Вильчинский, С. С.
О мотивации в процессе изучения иностранных языков, на примере метода конкретных ситуаций [Текст] / С. С. Вильчинский, Н. М. Шленская // Психология обучения. - 2013. - N 11. - С. 34-42.

Рассматривается организация успешного взаимодействия со студентами, построенного на активизации, стимуляции процессов осмысленного учения, на развитии мотивации. На создании и поддержании в процессе обучения атмосферы свободы выбора и самовыражения. Особое внимание уделено использованию метода конкретных ситуаций, при котором учащиеся анализируют предложенную ситуацию и вырабатывают решение.

Терещенко, В. В.
Теоретико-методологические основы личностного развития и взросления современного подростка [Текст] / В. В. Терещенко // Психология обучения. - 2013. - N 11. - С. 55-63.

Анализируются представления о личностном развитии взросления подростка в рамках современного Детства. Предпринята попытка рассмотрения взросления как самостоятельного динамического процесса с позиции культурно-исторического подхода с изучением важнейших характеристик: формирование половой идентичности, принятие гендерных ролей, установление новых отношений со сверстниками, завоевание эмоциональной независимости от родителей, формирование смысложизненной позиции.

Черлюнчакевич, А. И.
Психологические кризисы, влияющие на развитие профессиональной деформации педагога [Текст] / А. И. Черлюнчакевич // Психология обучения. - 2013. - N 11. - С. 94-110.

В стать рассматриваются различного рода кризисы, способствующие развитию профессиональной деформации педагога. Рассматриваются стадии кризиса и типология жизненных кризисов. Описывается периодизация кризисов профессионального развития и стратегии (способы) преодоления. Исследуется психологическая структура влияния кризисов на личностно профессиональную сферу педагога. Предлагаются возможные способы и методы предупреждения данной проблемы.
Аватара пользователя
Марис
Библиотекарь
Сообщения: 899
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 11:12

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Марис » 04 мар 2014, 12:54

Школьный психолог. - 2014. - № 3.


В рубрике «Гильдия» рассматривается вопрос об инициативе в педагогическом общении через призму известной детской книги о приключениях Тома Сойера. К юбилею К. Д. Ушинского опубликована статья, рассказывающая о значимости его трудов для психологии образования.

Из материалов журнала читатели узнают, как определить, если ли у ребенка компьютерная зависимость, какие виды гиперактивности выделяют ученые и что посоветовать родителям и педагогам гиперактивных детей, как использовать в работе психолога необычный инструмент — батаки. Разработки программ и упражнений, опубликованные в номере, позволят вести профилактику суицидального поведения подростков и обучать их конструктивному поведению в конфликте. Материалы для индивидуальной работы включают опыт применения нарративного подхода в работе с детской жестокостью и рассказ для помощи маленьким пессимистам.

Статьи из рубрик «Вместе с учителем» и «Вместе с родителем» подскажут психологу, как можно помочь педагогам подготовиться к открытым урокам и на что обратить внимание при выборе няни.

И как всегда, в журнале опубликованы интересные психологические игры, которые можно использовать и в работе с классом, и в консультировании семьи.
Аватара пользователя
Марис
Библиотекарь
Сообщения: 899
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 11:12

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Марис » 11 сен 2014, 12:24

Психология обучения. - 2014. № 8.

Вильчинский, С. С.
Коммуникативные качества как элемент развития иноязычных способностей
 [Текст] / С. С. Вильчинский // Психология обучения. - 2014. № 8. - С. 31-36.

Обучение иностранному языку в вузе должно быть направлено на развитие коммуникативных качеств обучаемых, это повышает эффективность овладения иностранным языком. Основным моментом индивидуализации обучения иностранному языку в техническом вузе должен быть учет коммуникативных качеств обучаемых. Важнейшей характеристикой учебно-методических материалов, предназна­ченных для обучения взрослых, является наличие в них проблемно-контрольных вопросов к изучаемым темам.


Воронин, А. Н.
Влияние межличностных отношений на эффективность совместной интеллектуальной деятельности студентов 
[Текст] / А. Н. Воронин // Психология обучения. - 2014. № 8. - С. 60-71.

Рассматривается эффективность совместной интеллектуальной деятельности студентов в «рабочих группах» при выполнении поисковых проектов по курсу психология в течение двух семестров. В статье изучается как межличностные отношения, складывающиеся по ходу группового выполнения проектов, влияют на эффективность совместной интеллектуальной деятельности. При этом показана динамика показателей совместной интеллектуальной деятельности в течение учебного цикла в группах с различными межличностными отношениями и в группе студентов, выполнявших задания индивидуально.


Кадыров, Р. В.
Ценностно-смысловая сфера личности студентов специальности «клиническая психология» в период обучения в вузе
 [Текст] / Р. В. Кадыров // Психология обучения. - 2014. № 8. - С. 72-85.

Рассмотрены результаты изучения психологических характеристик динамики смысложизненных ориентаций (целей в жизни, насыщенности жизни и удовлетворенности самореализацией) студентов специальности «Клиническая психология» на разных этапах обучения в вузе. Установлено что у студентов специальности «Клиническая психология» выражена яркая динамика изменений ценностно-смысловых характеристик в процессе обучения. Меняются терминальные ценности, от снижения важности любви, жизненной мудрости, к повышению важности материально обеспеченной жизни, интересной работы и активной деятельной жизни. В инструментальных ценностях происходит переход от важности образованности к важности эффективности в делах и высоких запросов.

Еленка
Библиотекарь
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 07 фев 2012, 09:34

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Еленка » 01 окт 2014, 16:08

Журнал практического психолога. - 2014. - N 2

Кузовкин, В.В. Исследовательский инструментарий для анализа единичного случая в клиентоцентрированном консультировании и психотерапии [Текст] / В. В. Кузовкин // Журнал практического психолога : науч.-практ. журн. - 2014. - N 2. - С. 25-49.
Автор данной статьи делает попытку осуществить систематизацию исследовательского инструментария, использующегося для анализа единичного случая в клиентоцентрированном консультировании и психотерапии.

Ягнюк, К. В. Формулировка случая психотерапии: значение для клинической практики [Текст] / К. В. Ягнюк // Журнал практического психолога : науч.-практ. журн. - 2014. - N 2. - С. 50-61.
Формулировка случая признана важным концептуальным и клиническим средством в современной психотерапии и психиатрии. В этом кратком обзоре дается определение формулировки случая, обсуждаются ее цели и функции в терапевтическом процессе. Освещаются преимущества и отличия формулировки случая от клинического диагноза.

Богатырева, М. Б.
Образ "Я" в пространстве гештальт-терапии: анализ случая [Текст] / М. Б. Богатырева, М. В. Найда // Журнал практического психолога : науч.-практ. журн. - 2014. - N 2. - С. 104-113.

Данная статья это попытка авторов качественно проанализировать психотерапевтическую работу с отвергаемыми и неосознаваемыми «Я» клиента в рамках гештальт-терапии. Статья условно делится на две части: 1) теоретические аспекты образа «Я» в рамках гештальт-терапии; 2) описание единичного случая в рамках, которого происходит анализ работы с отвергаемыми частями «Я» клиента.
Мамы разные нужны: анализ случая в работе по программе "Зрелое родительство" [Текст] / Т. О. Арчакова [и др.] // Журнал практического психолога : науч.-практ. журн. - 2014. - N 2. - С. 129-143.
В статье рассматривается специфика психосоциальной работы с матерями детей раннего и дошкольного возраста, имеющими проблемы в разных сферах жизни семьи. Представлен краткий обзор технологии «работа со случаем» и родительских групп как эффективного ресурса для развития родительской компетентности в рамках этой работы.

Божевольнов, Г. Ю.
Анализ единичного случая в практике бихевиорального психологического консультирования [Текст] / Г. Ю. Божевольнов // Журнал практического психолога : науч.-практ. журн. - 2014. - N 2. - С. 144-163.

В статье автором ставятся вопросы об «идеографическом» и «номотетическом» исследовании, и в пользу какого должен сделать вывод практический психолог, исследуя эффективность психологического консультирования.

Кузовкин, В. В.
Кейс-метод в сфере вузовского обучения психологов-консультантов [Текст] / В. В. Кузовкин // Журнал практического психолога : науч.-практ. журн. - 2014. - N 2. - С. 164-182.

В статье отражены некоторые возможности использования кейс-метода в вузовском обучении психологов-консультантов. Акцент делается на использование кейс-метода в исследовательских целях, а так же в профессиональной подготовке психологов-консультантов.
Еленка
Библиотекарь
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 07 фев 2012, 09:34

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Еленка » 10 ноя 2014, 16:06

Вопросы психологии. - 2014. - № 4.
Знаков, В. В.
Теоретические основания психологии понимания многомерного мира человека [Текст] / В. В. Знаков // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 16-29.

В статье описаны теоретические основы психологии понимания многомерного мира. Обосновано, что мир человека состоит из трех реальностей – эмпирической, социокультурной и экзистенциальной. Проанализированы сходные признаки понимания фактов, событий ситуаций в каждой реальности и их различие. Трем реальностям сопоставлены традиции психологических исследований, способы, основания и типы понимания.

Леонтьев, Д. А.
Траектория личностного развития у подростков, воспитывающихся в семье, и подростков-сирот [Текст] / Д. А. Леонтьев, О. В. Сулимина, А. С. Бастракова // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 30-48.

Приводятся некоторые данные исследования траекторий личностного развития в подростковом возрасте, критическом для развития самодетерминации. Проведенное исследование обнаружило у подростков благополучные и неблагополучные паттерны личностного развития.
Емелин, В. А.
Влияние информационных технологий на трансформацию совладающего поведения [Текст] / В. А. Емелин, Е. И. Рассказова, А. Ш. Тхостов // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 49-59.

Авторами анализируются особенности совладающего поведения, связанные с использованием Интернета и мобильной связи.

Карпова, Н. Л.
Исследования чтения и грамотности, выполненные в Психологическом институте за 100 лет [Текст] / Н. Л. Карпова, Г. Г. Граник, М. К. Кабардов // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 72-82.

Статья посвящена исследованиям по психологии чтения и грамотности. Предмет изучения авторов – психолого-педагогические основы чтения и грамотности в трудах сотрудников института. Представлены принципы и наиболее важные направления исследований: условия речевого развития ребенка; экспериментальное изучение детского чтения; понимание текста на русском и иностранном языках и др.

Щукина, М. А.
Направления исследований саморазвития личности в современной зарубежной психологии [Текст] / М. А. Щукина // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 94-106.

Автором прослеживается становление психологии саморазвитие личности как самостоятельной области исследований в зарубежной и отечественной психологии. Представлен обзор современных зарубежных исследований саморазвитие личности, выделяются основные направления понимания данного феномена.
Ответить