НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Актуальное в периодических изданиях, поступивших в библиотеку. Аннотации к статьям.

Модератор: Angel

Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение СветЛана » 03 фев 2012, 11:31

Журн. практ. психолога. - 2011. - N 5:
Специальный выпуск "Московский Институт Гештальт-терапии и Консультирования".

Булюбаш, И. Д.
Игрушки для взрослых: использование игрушек в терапевтической работе [Текст] : психотерапевтическое эссе / И. Д. Булюбаш // Журн. практ. психолога. - 2011. - N 5: Специальный выпуск "Московский Институт Гештальт-терапии и Консультирования". - С. 6-24.
В статье отражена роль игрушки как символа отношений, складывающихся между клиентом и его близкими, между терапевтом и клиентом в индивидуальной терапии, а также между участниками и группы и групповыми терапевтами. В статье приведены наглядные примеры работы гештальт- терапевта с учетом символических и реальных аспектов отношений в терапевтической диаде и групповой терапии.


Зелексон, Б. А.
Сессии и Встречи [Текст] / Б. А. Зелексон // Журн. практ. психолога. - 2011. - N 5: Специальный выпуск "Московский Институт Гештальт-терапии и Консультирования". - С. 25-35 .

В статье на примере отрывков из сессии с двумя клиентками утверждается приоритетность на технически-отстраненной, а личностно-вовлеченной психотерапии. Обсуждаются «личностные маски» сугубо «технической» терапии и важность решимости терапевта эмпатически выйти за пределы «правильного» ее варианта, а также способности терапевта по-новому увидеть и почувствовать заведомо известные ситуации. Ставится вопрос о предсказуемости/неопределенности успешной терапевтической работы и условиях ее успешности.


Серов, С. В.
Панические атаки. Крушения и надежды [Текст] / С. В. Серов // Журн. практ. психолога. - 2011. - N 5: Специальный выпуск "Московский Институт Гештальт-терапии и Консультирования". - С. 36-46.

В статье развиваются идеи Джанни Франчесетти относительно механизмов образования и терапии панических атак. Выдвигается тезис о панике как тревоге при отсутствии опор. Представляется расширенный список способов укрепления функций Self (опор). Кроме того, рассматривается физиология паники, парадоксы паники и механизм разрушения фигуры потребности при ослаблении фона.


Ласая, Е. В.
Искусство быть беременной [Текст] / Е. В. Ласая // Журн. практ. психолога. - 2011. - N 5: Специальный выпуск "Московский Институт Гештальт-терапии и Консультирования". - С. 47-53.

Беременность- кризис развития, в результате которого формируются новые отношения. Материнство – суть этих отношений. Для благоприятного течения этого процесса необходимо расширение границ персоналити, принимая во внимание новизну ситуации. В статье обсуждаются необходимые условия для формирования новой идентичности. Способности к переживанию близости и к переживанию сепарации предполагаются основой развития материнских чувств. Высокий уровень тревоги при беременности может свидетельствовать об избегании переживаний, связанных с материнством.
Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение СветЛана » 04 мар 2012, 09:58

Российский психологический журнал : науч. - аналит. изд. - 2011. - Т. 8, N 4.
Сидоренков, А. В.
Методика изучения эффективности малых производственных групп [Текст] / А. В. Сидоренков, Н. Ю. Ульянова // Российский психологический журнал : науч. - аналит. изд. - 2011. - Т. 8, N 4. - С. 9-16.

В статье дается описание многомерной модели групповой эффективности и созданных на ее основе методик изучения по субъективным критериям предметно-деятельностной и социально-психологической эффективности производственных групп. Проводятся результаты оценки содержательной, очевидной и дискриминантной валидности, надежности-согласованнности, нормальности распределения, а также представлены нормативные данные. Установлено, что методики соответствуют основным требованиям и могут быть использованы в научно-исследовательских и прикладных целях.


Брижак, З. И.
Психологическая составляющая реформ правоохранительных органов: проблемы и технологии их решения [Текст] / З. И. Брижак, А. М Климанов // Российский психологический журнал : науч. - аналит. изд. - 2011. - Т. 8, N 4. - С. 17-23.

В статье описаны различные психологические особенности отношения и оценки различных групп населения к реформам правоохранительных органов. Основывается необходимость создания специализированных структур, которые будут ориентированы на повышение профессионального уровня сотрудников ведомств, реорганизованных на основе новых законов.


Колесина, К. Ю.
Развитие креативных способностей обучающихся на основе инновационных технологий обучения иностранному языку [Текст] / К. Ю. Колесина, В. В. Малашихина // Российский психологический журнал : науч. - аналит. изд. - 2011. - Т. 8, N 4. - С. 36-43
.
В статье раскрываются возможности развития креативных способностей обучающихся средствами иностранного языка на основе коммуникативной метапроектной образовательных технологий в процессе работы над метапроектами. Каждый метапрект призван выполнять «метаобразовательную» задачу – создавать условия для развития креативных способностей обучающихся.


Тащева, А. И.
Ролевое поведение супругов "двухкарьерного" брака [Текст] / А. И. Тащева, Л. Е. Киреева // Российский психологический журнал : науч. - аналит. изд. - 2011. - Т. 8, N 4. - С. 44-55.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с исследованием ролевого поведения супругов; его характеристики; факторы, детерминирующие ролевое поведение; типы ролевого поведения и основные супружеские роли. Особое внимание уделено изучению ролевого поведения в браке, где реализуют свою профессиональную карьеру оба супруга.


Кожевникова, О. А.
Влияние экономико-психологических характеристик предпринимателя на стратегии оплаты труда в малом бизнесе [Текст] / О. А. Кожевникова // Российский психологический журнал : науч. - аналит. изд. - 2011. - Т. 8, N 4. - С. 56-62.

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования влияния экономико-психологических характеристик личности предпринимателя на стратегии оплаты труда в организациях малого бизнеса: критерии оценки оплаты труда, конкурентоспособность оплаты труда на внешнем рынке, структура внутреннего рынка оплаты труда.
Еленка
Библиотекарь
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 07 фев 2012, 09:34

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Еленка » 11 мар 2012, 15:08

Психологическая диагностика. - 2011. - № 1.
Акимова, М. К.
Беседа как метод психодиагностики [Текст] / М. К. Акимова // Психологическая диагностика. - 2011. - № 1. - С. 5-17.
В статье анализируется беседа как диагностический метод получения информации о человеке на основе вербальной коммуникации (диагностическое интервью). Обсуждаются цели и задачи беседы, её достоинство и недостатки, формы проведения, а также принципы планирования, разработки и проведения интервью.


Акимова, М. К.
Наблюдение в психодиагностике [Текст] / М. К. Акимова // Психологическая диагностика. - 2011. - № 1. - С. 18-30.
В статье анализируется наблюдение как важный и необходимый метод малоформализованной психодиагностики. Рассмотрены достоинства и недостатки метода, требования, предъявляемые к нему в психодиагностике, а также особенности и эффективность его применения в возрастной и клинической психологии. Приведены при-
меры разработки и возможностей использования схем наблюдения в исследовательских целях.


Горбачева, Е. И.
Тесты учебных достижений: методы разработки и особенности применения в образовательной практике [Текст] / Е. И. Горбачева // Психологическая диагностика. - 2011. - № 1. - С. 31-64.
Автором рассматриваются современные методы разработки тестовых учебных достижений, анализ характеристик тестового задания. В число таких характеристик входит форма заданий, способ их выполнения, уровень трудности. Раскрываются основные виды тестов учебных достижений, проблемы и сферы их применения.


Акимова, М. К.
Тест Р. Амтхауера: старый и обновленный [Текст] / М. К. Акимова // Психологическая диагностика. - 2011. - № 1. - С. 83-94.

В статье описано содержание и показатели Теста структуры интеллекта Р. Амтхауера. Рассмотрены особенности начальных и последней редакции текста, а также русскоязычной адаптированной версии. Приводятся способы интерпретации ее результатов и новые нормы.


Ярошевская, С. В.
Психологическая диагностика и Интернет: современное состояние [Текст] / С. В. Ярошевская // Психологическая диагностика. - 2011. - № 1. - С. 120-129.
Автор приводит обзор зарубежных источников по компьютерным и интернет-технологиям в тестировании и диагностике. Анализируются преимущества и недостатки таких форм проведения обследования, по сравнению с традиционными бланковыми методиками.
Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение СветЛана » 16 мар 2012, 10:47

Психология и соционика межличн. отношений. - 2012. - № 1.
Березовчук, А. В.
"Том Сойер" как энциклопедия детской психологии [Текст] / А. В. Березовчук // Психология и соционика межличн. отношений . - 2012. - № 1. - С. 5-7.

В статье затронуты некоторые проблемы работ с трудными подростками. Привлекается как опыт выдающихся педагогов, так и тонкие знаменитого американского писателя, что может оказаться полезным преподавателю и воспитателю.

Стукас, В. А.
Соционическая модель Т и психология [Текст] / В. А. Стукас // Психология и соционика межличн. отношений . - 2012. - № 1. - С. 8-13.

В статье намечается новый подход к информационным аспектам в ракурсе психофизиологической модели Т. Дается определение юнговской психической функции с позиции модели Т. Проводятся параллели между моделью Т, с одной стороны, динамической психологией З. Фрейда и концепцией мотивационной иерархии А. Маслоу, с другой.

Тихонов, А. П.
О степенях детализации соционического анализа [Текст] / А. П. Тихонов // Психология и соционика межличн. отношений . - 2012. - № 1. - С. 14-18.

Предложены три степени детализации ТИМа и интертипных отношений, перечислены основные теоретические положения соционики различных авторов, хорошо зарекомендавшие себя в практической деятельности в зависимости от конкретной ситуации, а также приведены примеры взаимосвязи между ними. Высказывается гипотеза о наличии «внешнего или внутреннего конфликта» ТИМа.

Букалов, А. В.
Квантовые структуры человека, трансперсональная психология и синхроника [Текст] / А. В. Букалов // Психология и соционика межличн. отношений . - 2012. - № 1. - С. 32-44.

На основе теории квантовых тел человека, состоящих из свертекучих конденсатов или легких элементарных частиц – левионов, дано объяснение экспериментальных данных С. Грофа в области трансперсональной психологии. Рассмотрена теория синхронистических явлений – синхроника.
Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение СветЛана » 19 апр 2012, 14:18

Сибирский психологический журнал. - 2012. - № 43.
Суховершин, А. В.
Избыточная профессиональная идентификация как один из факторов эмоционального выгорания (к постановке проблемы) [Текст] / А. В. Суховершин // Сибирский психологический журнал. - 2012. - № 43. - С. 6-9.

В постановочном плане дискутируется вопрос о том, что одним из основных факторов, ведущих к формированию синдрома эмоционального выгорания, является чрезмерная профессиональная идентификация, которая чаще встречается в сфере «помогающих профессий». Нередко именно представители этих профессий – учителя, врачи, соцработники, психологи и др. – нуждаются, прежде всего, в психологической помощи, оказавшись в санитарно-курортных условиях
Юсупов, П. Р.
Исследование перфекционизм у лиц с тревожно-депрессивной симптоматикой в контексте психической ригидности [Текст] / П. Р. Юсупов // Сибирский психологический журнал. - 2012. - № 43. - С. 10-17.

В статье рассмотрен перфекционизм как многомерный психологический конструкт, связанный с возникновением тревожно-депрессивной симптоматики. Кратко описаны основные подходы к исследованию перфекционизма. Внимание сконцентрировано на навязчивом стремлении сделать высоким стандартам и требованиям, а также на убеждении, что несовершенный результат неприемлем. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи перфекционизма с психической ригидностью и ранними неадаптивными схемами, предложенными Дж. Янгом.


Осинская, С. А.
Значимые факторы развития первичной созависимости [Текст] / С. А. Осинская // Сибирский психологический журнал.- 2012. - № 43. - С. 18-22.

В статье приведены значимые факторы формирования созависимости как нарушения личности – характер взаимоотношений в семье и особенности семейного функционирования, а также незавершенность определенных критических стадий развития в первые годы жизни.


Иванов, М. В.
Оценка сформированности пространственных представлений у детей школьного возраста с расстройствами шизофренического спектра [Текст] / М. В. Иванов Сибирский психологический журнал.- - 2012. - № 43. - С. 23-29.

Анализируются результаты оценки сформированности пространственных представлений у детей школьного возраста с расстройствами шизофренического спектра. Выявленные нарушения пространственных представлений специфичны для лиц с расстройствами круга шизофрении.


Лола, Е. В.
Изучение картины мира интеллектуально одаренных учащихся [Текст] / Е. В. Лола // Сибирский психологический журнал.- - 2012. - № 43. - С. 39-42.

Автором анализируется картина мира интеллектуально одаренных учащихся. В статье констатируются различия картины мира интеллектуально одаренных и нормативных учащихся.
Еленка
Библиотекарь
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 07 фев 2012, 09:34

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Еленка » 23 апр 2012, 17:47

Вопросы психологии. - 2012. -№ 1.
Шувалов, А. В.
Психологическое здоровье и гуманитарные практики [Текст] / А. В. Шувалов // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 3-12.

Лейтмотив данной статьи – проблема психического здоровья в контексте педагогической деятельности и психологической помощи. Проанализированы педагогические и психотерапевтические возможности культивирования и восстановления «человеческого в человеке». Описаны основные уровни педагогических процессов и соответствующие им формы педагогической деятельности. Сформулированы принципы профессиональной психологической помощи, ориентированной на поддержание психологического здоровья человека.

Бороздина, Л. В.
Проблема характера в психологии [Текст] / Л. В. Бороздина // Вопросы психологии. - 2012. - № 1 . - С. 36-42.

Автор статьи излагает представления о предметах психологии характера и личности. Последняя рассматривается как структура жизненных смыслов, характер – в качестве инструментального уровня, принимающего к исполнению жизненные смыслы и реализующего их в человеческих поступках. Показана неидентичность анализируемых психических образований, их различие по содержанию, единицам строения, общей конструкции и генезису.
Блинникова, С. Л.
Психологическая природа понимания противоречий [Текст] / С. Л. Блинникова // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 52-62.

В статье анализируется природа феномена понимания противоречий субъектом. Предложена концепция понимания противоречий субъектом как познавательного стиля; описана его специфика на различных уровнях стилевого поведения. Рассматривается проявление диалектически-ориентированного познавательного стиля в деятельности и построении субъектом образа мира.

Рассказова, Е. И.
Саморегуляция в психологии здоровья и клинической психологии [Текст] / Е. И. Рассказова // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 75-82.

Проводится обзор моделей нарушений саморегуляции поведения в отношении здоровья и болезни. Подробно рассматриваются приложения общепсихологических теорий саморегуляции к проблемам клинической психологии и психологи здоровья и специфические модели саморегуляции, а также результаты эмпирических исследований, основывающиеся на этих моделях.

Буркова, В. Н.
Насильственные компьютерные игры и проблема агрессивного поведения детей и подростков [Текст] / В. Н. Буркова, М. Л. Бутовская // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 132-140.

Представлен обзор зарубежных и отечественных исследований о влиянии компьютерных игр со сценами насилия на агрессивное поведение детей и подростков. Рассматриваются эвалюция исследований в этой области, различные подходы и теории, современные данные. Особое внимание уделено изучению медиапривычек игроков в компьютерные игры с элементами насилия и их влиянию на проявления агрессии в реальной жизни.
Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение СветЛана » 25 апр 2012, 10:58

Психологический журнал. - 2012. - № 1.
Сергиенко, Е. А.
Развитие психологии субъекта и субъект развития [Текст] / Е. А. Сергиенко // Психологический журнал. - 2012. - № 1. - С. 7-19.

В статье подводятся итоги работы лаборатории психологии развития за последние пять лет. Анализируется теоретические разработки лаборатории: системно-субъектный подход и психология человеческого бытия как варианты развития субъектной парадигмы в психологии. Экспериментальные исследования обобщаются с позиций верификации и коррекции теоретических подходов. Обсуждается соответствие теоретических подходов, разрабатываемых в лаборатории, постнеклассическому этапу развития психологии.
Журавлева, Н. А.
Ценностные ориентации личности в изменяющемся российском обществе [Текст] / Н. А. Журавлева // Психологический журнал. - 2012. - № 1. - С. 30-39.

Автором изложены результаты исследования динамики ценностных ориентаций личности в условиях радикальных социально-экономических трансформаций российского общества. За шесть лет исследовательских «срезов» в период с 1994 по 2006 г. Были опрошены 3251 чел. – жителей Московского региона из различных социальных групп. Согласно полученным результатам, в период социально-экономических изменений в российском обществе наблюдалась общая динамика возрастания значимости прагматических ценностей для личности, достижения успеха делового и в личной жизни, материального благополучия. Менее значимой в изучаемый исторический период стала направленность на личностный рост, альтруистические ценности, самоутверждение и достижение положительного социально-психологического самочувствия.


Дамадаева, А. С.
Гендерные исследования в спортивной психологии [Текст] / А. С. Дамадаева // Психологический журнал. - 2012. - № 1. - С. 40-49.
В статье представлены результаты критико-аналитического обзора эмпирических исследований гендерной проблематики в психологии спорта. Выделены основные проблемы проведения гендерных исследований в данной области (мотивация прихода в спорт, спортивная социализация – маскулинные /феминные, командные/индивидуальные виды спорта). Приводятся данные в пользу того, что в целом спорт способствует нарушению стандартного процесса гендерной социализации личности, а также о преимущественно андрогинном типе личности у спортсменов обоего пола. Делается вывод о слабой изученности проблем гендерной психологии в рамках спортивной деятельности. В отечественной психологии данное направление находится на стадии зарождения и обладает большим научно-практическим потенциалом.


Семенов, М. Ю.
Отношение личностно зрелых людей к деньгам [Текст] / М. Ю. Семенов // Психологический журнал. - 2012. - № 1. - С. 66-72.

Автором представлены результаты эмпирического исследования отношения людей к деньгам. Предложена структура отношения к деньгам, разработана методика отбора личностно зрелых людей. Выявлено, что существуют отличительные особенности в отношении к деньгам у личностно зрелых людей , которые проявляются в направленности и социальных установках. На основе сравнения отношения к деньгам по мере развития личности.


Прохоров, А. О.
Повседневное трансовое состояние: феноменология и закономерности [Текст] / А. О. Прохоров, М. Г. Юсупов // Психологический журнал. - 2012. - № 1. - С. 88-100.

Рассматривается трансовое состояние, характерное для повседневной жизнедеятельности человека: феноменология, структура, взаимосвязь с когнитивными процессами и свойствами личности. Анализируется специфика повседневного транса по сравнению с «медицинским», а также влияние видов деятельности субъекта на его проявления. Показано, что структура повседневного транса состоит из двух функциональных комплексов, интегрированных между собой: ментального и соматического. Выявлена взаимосвязь между интенсивностью переживания трансового состояния и уровнем развития когнитивных процессов, а также личностными особенностями субъекта.
Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение СветЛана » 07 май 2012, 11:30

Психология обучения. - 2012. - № 2.
Щеглова, Э. А.
Гуманистическая и манипулятивная направленность гуманитарных технологий [Текст] / Э.А. Щеглова // Психология обучения. - 2012. - № 2. - С. 4-11.
В статье представлены предпосылки возникновения потребности проектирования и реализации образовательных технологий нового поколения – «высоких гуманитарных технологий». Проводится анализ гуманистического и манипулятивного аспектов применения гуманитарных технологий в современной образовательной практике.

Мощенко, А. В.
Компьютерные способности обучающихся и их учет в научно-методическом обеспечении разработки электронных учебников [Текст] / А.В. Мощенко, В.Н. Помогайбин // Психология обучения. - 2012. - № 2. - С. 12-29.

В статье рассматриваются компьютерные способности обучающихся, а также важность их учета в научно-методическом обеспечении разработки и применения современных электронных учебников. Анализируется сущность, содержание и соотношение специальных, творческих, учебных, компьютерных, математических и лингвистических способностей. Приводятся структура и предпосылки компьютерных способностей, а также классификация обучающихся по компьютерным способностям.
Дюпина, С. А.
Эффективность запоминания невербального бессмысленного материала испытуемыми [Текст] / С.А. Дюпина // Психология обучения. - 2012. - № 2. - С. 30-45.
В статье показана связь когнитивного стиля аналитичность/синтетичность и результативной стороны мнемических способностей. Целью исследования явилось изучение эффективности и качественного своеобразия запоминания невербального бессмысленного материала испытуемыми в рамках расщепления когнитивного стиля аналитичность/синтетичность.

Ланенкина, О. М.
Обучающие технологии регуляции оптимальных состояний субъекта труда средствами классической музыки [Текст] / О. М. Ланенкина // Психология обучения. - 2012. - № 2. - С. 55-61.

В статье рассматривается апробация обучающей технологии, позволяющей совместить процесс обучения, психотерапии, и контроля эффективности освоения и воздействия метода здоровьесберегающей музыкотерапии на студентов-психологов на примере работы со стрессом.

Смирнова, И. Н.
Проектное обучение педагогов в системе постдипломного образования [Текст] / И.Н. Смирнова // Психология обучения. - 2012. - № 2. - С. 78-86.

В статье рассматривается технология проектного обучения педагогов как позиционно-управленческая модель повышения квалификации педагогов, целью которой является формирование проектной деятельности и построение профессиональной позиционной общности.
Еленка
Библиотекарь
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 07 фев 2012, 09:34

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Еленка » 22 окт 2012, 17:26

Семейная психология и семейная терапия. - 2012. - № 2.

Шмидт, В. Р.
Природа кино: от реабилитации социальной реальности к терапии человека [Текст] / В. Р. Шмидт // Сем. психология и сем. терапия. - 2012. - № 2. - С. 3-29.

Статья отвечает на вопрос о пригодности кинотерапии и профпригодности к кинотерапии. В работе отражен опыт применения фильмов в работе с приемными семьями, и обучения студентов в рамках курса «Применение фильмов в помогающей деятельности» в2010 – 2012 гг.



Чижова, М. А.
Переживание горя в случае смерти ребенка: терапевтические и обучающие возможности кинотерапии [Текст] / М. А. Чижова // Сем. психология и сем. терапия. - 2012. - № 2. - С. 45-50.

В статье обобщен опыт использования кинотерапии в консультировании семей переживающих смерть ребенка и в обучении психологов работе с данной темой. Выделены этапы консультирования с использованием кинотерапии, методы работы. Описаны критерии возможности использования фильма для кинотерапии в случае переживания горя в связи со смертью ребенка.

Губина, Т. В.
Социальные модели в классической литературе: отношение общества к детям-сиротам и приемным семьям [Текст] / Т. В. Губина // Сем. психология и сем. терапия. - 2012. - № 2. - С. 65-78.

В статье произведения классической литературы рассматриваются через призму опыта автора работы в сфере семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. На примере Оливера Твиста, Джейн Эйр, Козетты («Отверженные»), Сони («Война и мир») показаны особенности поведения детей-сирот и отношения к ним в семье и в обществе. Данная статья может быть положена в основу семинаров с социальными работниками или волонтерами.
Франтова, Д. К.
Использование библио- и кинотерапии в работе с личной историей приемного ребенка [Текст] / Д. К. Франтова // Сем. психология и сем. терапия. - 2012. - № 2. - С. 79-91.

В статье рассказывается о практике использования средств художественной литературы и кино в работе с принимающими семьями и приемными детьми. Приводятся примеры упражнений для работы в группе на материале книг и фильмов о детях-сиротах, которые помогают кандидатам в приемные родители познакомиться с проблематикой сиротства.

Кутузова, Д. А.
Письменные практики в работе с семьей [Текст] / Д. А. Кутузова // Сем. психология и сем. терапия. - 2012. - № 2. - С. 110-128.

Статья знакомит читателя с письменными практиками как методом психологической помощи и самопомощи и сферой их применения. Представлены возможности их применения в работе с семьей на различных этапах ее жизненного цикла. В статье приводится краткий обзор исследований эффективности письменных практик и «техника безопасности» в работе с ними.
Еленка
Библиотекарь
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 07 фев 2012, 09:34

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Еленка » 16 ноя 2012, 16:56

Сибирский психологический журнал - 2012. - № 45. - С. 7-19.
Замарехина, И. В.
Особенности коммуникативного мира специалистов службы экстренной психологической помощи [Текст] / И. В. Замарехина, А. В. Черданцева // Сибир. психол. журн. - 2012. - № 45. - С. 7-19.

В статье рассматривается проблема коммуникативного мира личности сотрудников службы экстренной психологической помощи. Приводится обоснование необходимости изучения особенностей транскоммуникативных состояний в процессе осуществления профессиональной деятельности. Показано, что специфика коммуникации в профессиональной среде является главным источником развития транскоммуникативного потенциала личности специалиста службы экстренной психологической помощи.

Кровицкая, И. В.
Эмоциональная зрелость школьников [Текст] / И. В. Кровицкая // Сибир. психол. журн. - 2012. - № 45. - С. 28-31.

Рассматривается проблема эмоциональной зрелости ребенка. Разработана модель реакции в эмоционально заряженных ситуациях. Представляются результаты разработанного автором опросника, которые свидетельствуют о поэтапном формировании эмоциональной зрелости у школьников.

Залевский, Г. В.
Психогигиена в контексте психологии здоровья: краткая история, задачи и проблемы [Текст] / Г. В. Залевский, Ю. В. Кузьмина // Сибир. психол. журн. - 2012. - № 45. - С. 32-38.

Обсуждаются вопросы истории психогигиены, взгляды на которую несколько противоречивы. Спорными остаются и вопросы относительно авторства термина «психогигиена», места психогигиены в системе наук, круга ее задач. Авторы склоняются к мысли о комплексности гигиены как науки и практики, в которой особое место занимают отношения между психогигиеной и психологией (психологией здоровья).
Буенок, А. Г.
Психологический анализ предполагаемых стилей юмора в управленческой деятельности [Текст] / А. Г. Буенок // Сибир. психол. журн. - 2012. - № 45. - С. 60-64.
-
В статье анализируются стилевые характеристики юмора руководителей. Результаты проведенного исследования показали, что руководители предпочитают адаптивные формы юмора: самоподдерживающий и аффилиативный, что указывает на их способности использовать юмор в качестве способа, разрешающего конфликтные ситуации.

Кужелева-Саган, И. П.
Возможности новых медиа в развитии инновационного потенциала молодежи [Текст] / И. П. Кужелева-Саган // Сибир. психол. журн. - 2012. - № 45. - С. 65-72.

Описывается модель процесса развития инновационного потенциала молодежи посредством одного из видов новых медиа - сетевых гуманитарных технологий; раскрывается специфика каждого из его этапов.

Мунгалов, В. Н.
Психологические пространства человека [Текст] / В. Н. Мунгалов // Сибир. психол. журн. - 2012. - № 45. - С. 104-111.

Автором статьи анализируется содержание используемых в психологии метафор «сфера» и «пространство» для описания психологических феноменов. Предложена модель анализа психологического пространства человека как пространства пребывания, ментального пространства и пространства действия
Еленка
Библиотекарь
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 07 фев 2012, 09:34

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Еленка » 26 ноя 2012, 15:54

Вопросы психологии. - 2012. - № 4

Локалова, Н. П.
Связь когнитивно-эмоционального развития со становлением позитивных личностных характеристик старших дошкольников [Текст] / Н. П. Локалова, Л. И. Никонова // Вопр. психологии. - 2012. - № 4. - С. 13-23.

Авторами статьи приведены эмпирические данные о влиянии когнитивно-эмоционального развития старших дошкольников на раскрытие их интеллектуального потенциала и становление личностных особенностей. Показано, что в условиях целенаправленного развития когнитивных процессов дети экспериментальной группы значительно больше продвинулись в интеллектуальном и личностном развитии.

Соловьева, Д. Ю.
Факторы адаптации первоклассников в школе [Текст] / Д. Ю. Соловьева // Вопр. психологии. - 2012. - № 4. - С. 23-31.

В статье кратко рассмотрены основные подходы к изучению критериев адаптации первоклассников в отечественной литературе. Описана новая схема, раскрывающая структуру адаптации детей к школе. Данная структура состоит из организационной, учебно-мотивационной, психологической и социальной адаптации. Выделены показатели и критерии успешной адаптации первоклассников. Представлена программа исследования школьной адаптации первоклассников.
Пащенко-де Превиль, Е.
Карьера в понимании молодежи: сравнительный анализ социальных представлений российских и французских студентов [Текст] / Е. Пащенко-де Превиль // Вопр. психологии. - 2012. - № 4. - С. 48-61.

Предпринято изучение социальных представлений о карьере в двух аспектах: кросскультурном и кроссрегиональном. Представлено эмпирическое исследование, проведенное среди студентов факультетов управления столичных и региональных вузов в России и во Франции. Анализ полученных данных позволил выявить как общие, так и специфические черты социальных представлений о карьере у представителей различных выборок.

Веракса, А. Н.
Символ как средство познавательной деятельности [Текст] / А. Н. Веракса // Вопр. психологии. - 2012. - № 4. - С. 62-70.

В статье рассматриваются различные аспекты символического опосредствования. Автор исходит из понимания символа как средства ориентировки в ситуации неопределенности. При этом символ, с одной стороны , противопоставляется знаку, а с другой – выступает в качестве переходной формы к освоению знака. Приводятся примеры применения символа в различных видах деятельности.

Шейнов, В. П.
Разработка опросника для оценки степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий [Текст] / В. П. Шейнов // Вопр. психологии. - 2012. - № 4. - С. 147-154.

Представлены результаты разработки и апробации опросника для оценки степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий. Приведены доказательства его надежности (внутренняя согласованность, гомогенность, повторное тестирование) и валидности.
Аватара пользователя
Марис
Библиотекарь
Сообщения: 899
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 11:12

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Марис » 15 дек 2012, 09:15

Психология обучения. - 2012. - № 10.
Колчин, А. А.
Психологические основы проектной и исследовательской деятельности школьников [Текст] / А. А. Колчин // Психология обучения. - 2012. - № 10. - С. 34-41.

Позиция автора заключается в том, что проектная и исследовательская деятельность, осуществляемая в школах, формирует сотворческую образовательную среду, ориентированную на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных компетенций , физических возможностей и волевых качеств в процессе выполнения творческих проектов и исследовательских работ.

Иванова, Н. В.
Формирование учебной мотивации младших школьников средствами проектной деятельности [Текст] / Н. В. Иванова // Психология обучения. - 2012. - № 10. - С. 52-60.

Раскрывается позитивное влияние проектной деятельности на на формирование учебной мотивации учащихся третьих и четвертых классов. Представлено и обосновано содержание экспериментальной программы организации данной деятельности в начальной школе, выделены детерминанты учебной мотивации.
Чернышова, И. В.
Художественно-образовательная среда педагогического вуза как условие личностного становления студентов [Текст] / И. В. Чернышова // Психология обучения. - 2012. - № 10. - С. 61-75.

Представлены психолого-педагогические условия, отражающие основные подходы к организации художественно-образовательной среды в педагогическом вузе.. Определена роль творческой активности студентов, их индивидуально-психологических особенностей и уровня художественного потенциала в личностном становлении. Рассмотрен опыт практической работы в вузе.

Питанова, М. Е.
Педагогическая компетентность - востребованность и проблемы формирования [Текст] / М. Е. Питанова // Психология обучения. - 2012. - № 10. - С. 87-96.

Проблема компетентных педагогических кадров актуальная в условиях перехода на государственные стандарты начального общего образования. Представленный вариант организации педагогической практики позволит сформировать уровень владения профессиональными компетенциями, а в перспективе осуществлять выпускниками педагогическую деятельность соответственно квалификационным требованиям профессионального стандарта.

Золотова, Т. Н.
Модель коррекционно-развивающей работы для формирования учебной мотивации у младших школьников с речевыми нарушениями [Текст] / Т. Н. Золотова // Психология обучения. - 2012. - № 10. - С. 103-111.

В статье представлена творческая модель коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые проблемы. Целью этой работы является формирование положительной учебной мотивации. Здесь представлены методы, формы, этапы реализации этой работы; методика работы с детьми, родителями, педагогами, которая обеспечивает положительные результаты.
Аватара пользователя
Марис
Библиотекарь
Сообщения: 899
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 11:12

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Марис » 18 дек 2012, 17:35

Психология и соционика межличностных отношений. - 2012. - № 9.
Иванов, Д. А.
Роль личностных особенностей в развитии алкоголизма и психотерапевтическая помощь [Текст] / Д. А. Иванов // Психология и соционика межличн. отношений. - 2012. - № 9. - С. 5-14.

На основе литературных данных и личного опыта автора как врача-психиатра показаны психологические особенности военнослужащих, склонных к злоупотреблению алкоголем, разработаны психотерапевтические подходы к лечению алкогольной зависимости.

Мельник, О. А.
Заботясь о ребенке, не забывайте друг о друге [Текст] / О. А. Мельник // Психология и соционика межличн. отношений. 2012. - № 9. - С. 15.

С появлением ребенка в семье картина взаимоотношений мужа и жены меняется. Когда родители каждую свободную минуту посвящают детям, это очень негативно отражается на их отношениях.Рассмотрена проблема отдаления супругов друг от друга при уделении чрезмерного внимания детям.
Погодин, И. А.
О естественнонаучных ресурсах современной психотерапии [Текст] / И. А. Погодин // Психология и соционика межличн. отношений. - 2012. - № 9. - С. 35-40.

Эта статья посвящена необычной проблеме. Речь пойдет о взаимном влиянии, которое могли бы оказать друг на друга современная психотерапия и физика. Анализируются идеи квантовой механики, которые могли бы служить ресурсом для развития диалогово-феноменологической психотерапии.

Букалов, А. В.
Некоторые феномены сознания и архетипы Юнга [Текст] / А. В. Букалов // Психология и соционика межличн. отношений. - 2012. - № 9. - С. 41-50.

Архетипы представляют собой структуру неких программ, которые одинаковы для всех людей. Это означает, что они выражают структуру бессознательной части психики человека. Отсюда, по мнению Юнга, происходят духовные реформации, появления пророков, фанатиков, неистовых проповедников, которые могут увлечь за собой множество других людей. Таким образом рождается новое религиозное или политическое движение.

Мансурова, М. М.
Духовные ценности как психологическая программа счастливой судьбы [Текст] / М. М. Мансурова // Психология и соционика межличн. отношений. - 2012. - № 9. - С. 50-54.

Тенденция привлекать к психотерапевтической работе, кроме врачей, других специалистов определяется возрастающим спросом на необходимость привлечь новые силы, чтобы справиться с духовным кризисом личности, семьи, общества. Главная причина духовного кризиса состоит в том, что люди хотят быть любимыми , счастливыми, но не умеют сами любить и дарить счастье другим.
Аватара пользователя
Марис
Библиотекарь
Сообщения: 899
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 11:12

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Марис » 09 янв 2013, 17:21

Психология в вузе. - 2012. - № 4.
Пазухина, С. В.
Направления модернизации профессиональной подготовки будущих учителей при антропологическом подходе к высшему педагогическому образованию [Текст] / С. В. Пазухина // Психология в вузе. - 2012. - № 4. - С. 5-26.

В статье рассматриваются отличительные особенности антропологического подхода к профессиональной подготовке современных будущих педагогов, его преимущество по сравнению с традиционным (знаниевым) подходом. Предлагаются направления модернизации на уровне межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Иванова, И. В.
Моделирование процесса готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. В. Иванова, Т. А. Финашина // Психология в вузе. - 2012. - № 4. - С. 27-36.

Особое внимание в статье обращено на обеспечение развития уровня психологической и творческой готовности педагогов. Предложена авторская анкета изучения уровня готовности педагогов дополнительного образования к реализации компетентностного подхода; имеются методические рекомендации, касающиеся учета полученных данных в проектировании процесса подготовки педагогов.
Савин, Е. Ю.
Опыт исследования индивидуальных вариантов развития профессионального педагогического мышления: параметрический подход [Текст] / Е. Ю. Савин // Психология в вузе. - 2012. - № 4. - С. 46-58.

Эмпирические исследования подтверждают, что основными параметрами, которые использует педагог для оценки своего мышления, выступают самооценка опытности и склонность к импровизации. Показано, что различное сочетание этих параметров может охарактеризовать индивидуальные варианты развития педагогического мышления.

Фельдман, И. Л.
Сравнительно-сопоставительный анализ динамики профессионального самопознания учителей начальных классов и студентов педагогического вуза [Текст] / И. Л. Фельдман // Психология в вузе. - 2012. - № 4. - С. 59-72.

В статье рассматривается теоретическая модель структуры Я-концепция педагога начальных классов и проведен анализ динамики профессионального самопознания студентов педагогического вуза и учителей начальной школы со стажем работы до пяти лет, от пяти до десяти лет и старше.

Штейнмец, А. Э.
О методологии педагогической практики [Текст] / А. Э. Штейнмец // Психология в вузе. - 2012. - № 4. - С. 73-94.

Предлагается вариант подхода к обсуждению методологии практической педагогической деятельности. Обсуждаются значимые ориентиры профессионального мышления педагога. В заключении высказываются некоторые соображения относительно их роли в подготовке молодежи к педагогическому труду.

Климова, Е. К.
Психология педагогической деятельности: содержание учебного курса и перспективы его совершенствования [Текст] / Е. К. Климова // Психология в вузе. - 2012. - № 4. - С. 95-121.

В статье приведено содержание разделов медицины. Последовательность разделов выстроена в соответствии с нормативной структурой педагогической деятельности, которая положена в основу курса. Приведено содержание практических занятий для самостоятельной работы студентов.
Аватара пользователя
Марис
Библиотекарь
Сообщения: 899
Зарегистрирован: 15 июн 2011, 11:12

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Психологические науки.

Сообщение Марис » 12 янв 2013, 09:30

Психология обучения. - 2012. - № 9.

Молохина, Г. А.
Межполовые отличия в развитии потенциальных лидерских качеств студенческой молодежи [Текст] / Г. А. Молохина // Психология обучения. - 2012. - № 9. - С. 34-42.

Представлены результаты эмпирического исследования типа личности, проведенного с помощью проективной методики С. Деллингера в группах студенческой молодежи,представленной выборками юношей и девушек. Где прослеживаются одинаково явно выраженные потенциальные лидерские качества. Эти результаты свидетельствуют о сформированном потенциале личности, ее стремлении состояться.

Барсукова, О. В.
Исследование самооценки честолюбия студентов [Текст] / О. В. Барсукова // Психология обучения. - 2012. - № 9. - С. 55-64.

В статье представлены результаты пилотажного исследования, а также особенности мотивации избегания неудачи, мотивации достижения успеха, рефлексивные психические образования и самоотношения студентов с разной самооценкой честолюбия.
Белоусова, А. К.
Мотивационные детерминанты принятия студентами функциональных ролей в процессе решения задач [Текст] / А. К. Белоусова, М. Ю. Качан // Психология обучения. - 2012. - № 9. - С. 65-73.

Статья посвящена анализу особенностей мотивации успеха и избегания неудачи как факторов, оказывающих влияние на принятие функциональных ролей. Описаны представления о мотивации, показаны результаты экспериментального исследования принятия студентами функциональных ролей, а также влияния мотивации на этот процесс.

Нурмухамедова, И. В.
Особенности личностного потенциала педагогов общеобразовательных школ [Текст] / И. В. Нурмухамедова // Психология обучения. - 2012. - № 9. - С. 83-90.

Представлены основные результаты изучения потенциальных возможностей педагогов в практике обучения: самоактуализация, креативность, стрессоустойчивость. Проведен сравнительный анализ взаимосвязи уровня личностного потенциала и переменных личности педагога. Определено влияние возраста педагогов на уровень личностного потенциала.

Крищенко, Е. П.
Доверие как фактор формирования самоотношения у студентов-первокурсников [Текст] / Е. П. Крищенко // Психология обучения. - 2012. - № 9. - С. 101-112.

Рассмотрены различные аспекты формирования самоотношения на начальном этапе обучения в вузе. Описаны особенности формирования доверия у старшеклассников и первокурсников. Представлены результаты лонгитюдного исследования формирования самоотношения в юношеском возрасте.

Фастовцева, Ю. В.
Психологические факторы профессиональной успешности педагогов высшей школы [Текст] / Ю. В. Фастовцева // Психология обучения. - 2012. - № 9. - С. 113-120.

Рассмотрены требования личности педагога в рамках современной культурологической парадигмы развитии и модернизации образования. основополагающим фактором и показателем успешности педагога предлагается считать уровень развития его личностных особенностей. профессионально важных качеств и профессиональной психологической культуры.
Ответить