НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Филологические науки

Актуальное в периодических изданиях, поступивших в библиотеку. Аннотации к статьям.

Модератор: Полина

Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Филологические науки

Сообщение Angel » 23 ноя 2015, 11:51

Русский язык. - 2015. - N 11.

Зализняк , А. А.
Эпизод из истории русского ударения [Текст] / А. А. Зализняк // Русский язык : метод. журн. для учителей словесников. - 2015. - N 11. - С. 8-14.

Мы публикуем статью, написанную для нас Зализняком на тему лекции, прочитанной в Летней лингвистической школе в июле этого года. К сожалению, статья не передает неповторимых и таких обаятельных особенностей манеры Зализняка – лектора. Поэтому мы решили сопроводить публикацию выдержками из расшифровки записи лекции.

Юминова, Е. В.
Тесты по пунктуации [Текст] : 10-11 кл. / Е. В. Юминова // Русский язык : метод. журн. для учителей словесников. - 2015. - N 11. - С. 23-26.

Предлагаемые тесты по пунктуации могут быть использованы в старших классах. Они предназначены для тренировки, для того, чтобы выявить у учеников пробелы в знаниях, определить уровень владения пунктуацией. Выполнение тестов должно уменьшить страх и напряжение детей перед предстоящим выпускным экзаменом.
Белых, Е. А.
Средства языковой выразительности в художественном тексте [Текст] : 11-й класс / Е. А. Белых // Русский язык : метод. журн. для учителей словесников. - 2015. - N 11. - С. 33-40.

Наши читатели не раз встречали в журнале публикации, посвященные изобразительно-выразительным средствам в художественном тексте. Эта статья отличается от похожих работ полнотой представления тропов в классическом понимании, разнообразием примеров, подробной классификацией.

Гулеватая, О. Н.
Задания при изучении морфемики [Текст] : работаем по новым стандартам. 5-й кл. / О. Н. Гулеватая // Русский язык : метод. журн. для учителей словесников. - 2015. - N 11. - С. 43-45.

Предлагаемые задания помогают современному учителю осознать, что такое метапредметное содержание образования на уроках русского языка. В заданиях реализована идея использования текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Тексты для анализа ориентированы на речевое развитие учащихся, на развитие языковой интуиции, на воспитание любви к родному языку и мотивацию к его изучению.
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Филологические науки

Сообщение Полина » 22 янв 2016, 12:13

Вопросы языкознания. - 2015. - N 6.
Мальчуков, А. Л., Храковский, В. С. Наклонение во взаимодействии с другими категориями: опыт типологического обзора / А. Л. Мальчуков, В. С. Храковский // Вопросы языкознания. - 2015. - N 6. - С. 9-33.
Ключевые слова: взаимодействие грамматических категорий, аномальные сочетания граммем, иерархии грамматических категорий, маркированность, наклонение модальность, императив, ирреалис.

Тимофеева, М. К. Интроспекция в лингвистике и в языке / М. К. Тимофеева // Вопросы языкознания. - 2015. - N 6. - С. 33-54.
Ключевые слова: интроспекция, языковое чутье, языковая интуиция, самонаблюдение, психологизм в языкознании, методы лингвистики, объекты языковой интроспекции, интроспективные языковые данные, интроспекция как объект лингвистики.

Урманчиева, А. Ю. Как грамматическая система управляет семантической эволюцией показателей ( на примере эвиденциальной системы тазовского селькупского) / А. Ю. Урманчиева // Вопросы языкознания. - 2015. - N 6. - С. 54-78.
Ключевые слова: селькупский язык, эвиденциальность, глагольная система, семантическая эволюция показателей.

Дементьев, В. В. Теория речевых жанров и актуальные процессы современной речи / В. В. Дементьев // Вопросы языкознания. - 2015. - N 6. - С. 78-107.
Ключевые слова: теория речевых жанров, современность, заимствование речевых жанров, вторичные речевые жанры, интернет-жанры, этимология.

Аркадьев, П. М. Теория грамматики в свете фактов языка каядилт / П. М. Аркадьев // Вопросы языкознания. - 2015. - N 6. - С. 108-140.
Ключевые слова: австралийские языки, каядилт, типология, теория языка, множественное маркирование, падеж, согласование, формальные методы в лингвистике.
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Филологические науки

Сообщение Полина » 26 фев 2016, 14:07

Русский язык. - 2016. - № 1.

Чуть ли не самый современный классик : к 190-летию со дня рождения М. Е. Салтыкова-Щедрина // Русский язык - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 3.
Салтыков-Щедрин сегодня кажется чуть ли не самым современным классиком - так пронзительно и злободневно звучат его иронические и саркастические заметки.

Ответы омских учителей на вопрос редакции: что бы вы пожелали (посоветовали, просто сказали) министру образования? // Русский язык - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 5-8.
Сорок восемь пожеланий по проблемам школьного образования для министра образования от омских учителей русского языка и литературы.

Юминова, Е. В. Поиск путей решения : работа над грамматическими ошибками / Е. В. Юминова // Русский язык - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 9-17.
Продолжение публикаций материалов для подготовки к выполнению задания 7 в новом формате ЕГЭ.

Варианты для подготовки к ЕГЭ / А. В. Волкова [и др. ] // Русский язык - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 18-22.
Задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

Зазулина, Л. Г. Экзамен еще далеко, но... : 7 класс / Л. Г. Зазулина // Русский язык - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 23-28.
Тестовый материал для 7 класса по подготовке к ГИА по русскому языку.
Руденко, И. А. Нестандартные задания к урокам русского языка. Быстрый контроль : 7 класс / И. А. Руденко // Русский язык - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 28.
Задания для урока русского языка в 7 классе посвящены слитному и раздельному написанию "не" с различными частями речи.

Чуйков, П. Л. Стихотворение Р. Рождественского на уроке : 9 класс / П. Л. Чуйков // Русский язык - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 29-30.
Разбор стихотворения "Где-то далеко" Р. Рождественского на интегрированном уроке русского языка и литературы в 9 классе.

Кулакова, Е. Ю. Творческие задания по грамматике : 7 класс / Е. Ю. Кулакова // Русский язык - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 31-35.
Материал для заданий по грамматике русского языка в 7 классе посвящен причастному обороту, деепричастному обороту, предлогам.

Ляховицкая, И. Ф. Конкурс текстов для диктантов : 5-6 классы / И. Ф. Ляховицкая // Русский язык - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 36-38.
Опыт проведения конкурса текстов для диктантов в 5-6 классах для повторения орфограмм.

Галинская, Е. А. История русских беглых гласных / Е. А. Галинская // Русский язык - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 39-40.
Описаны причины и механизмы появления беглых гласных в русском языке.

Норман, Б. Ю. Как нам обустроить русский язык? : (и надо ли его обустраивать?) / Б. Ю. Норман // Русский язык - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 41-43.
Обращаясь в творчеству М. Н. Эпштейна, автор показывает, что язык - саморазвивающаяся система и обращение с ним требует особого такта и осторожности.

Руденко, И. А. Нестандартные задания к урокам русского языка. Быстрый контроль : 7 класс / И. А. Руденко // Русский язык - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 43.
Задания по русскому языку для 7 класса посвящены правописанию приставок на "с" и "з".

Исмагилова, Е. В. Из опыта работы над итоговыми сочинениями разных жанров / Е. В. Исмагилова, Е. Л. Трухина // Русский язык - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 44-45.
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения, схема, этапы и памятка для выпускников.

Нодель, Ф. А. Пять диктантов от Мережковского : к 150-летию со дня рождения / Ф. А. Нодель // Русский язык - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 46-48.
Тексты для диктантов из произведений Д. С. Мережковского с вопросами и заданиями к ним.

Тарасова, П. Происхождение и значение славянских фамилий моих одноклассников / Полина Тарасова, Н. Ф. Кипа // Русский язык - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 49-51.
Школьная исследовательская работа по антропонимике.

Новиков, В. И. По ту сторону успеха : повесть о Михаиле Панове : [отрывки] / Владимир Иванович Новиков // Русский язык - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 52-56.

Норман, Б. Ю. Замысловатые задачи по русскому языку / Б. Ю. Норман // Русский язык - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 57-58.
Очередной выпуск занимательных задач по русскому языку с ответами.

Руденко, И. А. Нестандартные задания к урокам русского языка. Быстрый контроль : ответы : 7 класс / И. А. Руденко // Русский язык - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 58.
Ответы на "Нестандартные задания к урокам русского языка", размещенные в номере.

Норман, Б. Ю. Замысловатые задачи по русскому языку / Б. Ю. Норман // Русский язык - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 59.
Очередной выпуск занимательных задач по русскому языку с ответами.
Последний раз редактировалось Полина 16 май 2016, 16:09, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Филологические науки

Сообщение Полина » 05 мар 2016, 13:54

Русский язык в школе. - 2016. - № 1.

Пахнова, Т. М.
"Язык помогает мне стать личностью" [Текст] : (о новом учебнике русского языка для старших классов) / Т. М. Пахнова // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 3-7.

В статье раскрываются особенности нового учебника для старших классов, в основу которого положены принципы текстоориентированного подхода и создания гармоничной речевой среды.

Ясакова, Е. А.
Стихотворение А. Кушнера "Конечно, русский Крым..." [Текст] : (урок словесности в XI кл.) / Е. А. Ясакова // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 7-14.

Используя на уроке различные приемы анализа поэтического текста, старшеклассники приходят к выводу об особой семантической емкости образного слова, смысл которого в тексте шире и богаче, чем в общем употреблении.

Ларионова, Л. Г.
Упражнения по пунктуации [Текст] / Л. Г. Ларионова // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 14-17.

Знаки препинания в предложениях с обращениями, с вводными словами, со сравнительными оборотами.
Шарапова, Е. В.
О некоторых закономерностях нестандартной сочетаемости интенсификаторов [Текст] : (на материале произведений Ф. М. Достоевского) / Е. В. Шарапова // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 17-22.

В статье рассматриваются интенсификаторы - лексические средства выражения категории интенсивности. Как специфическое средство выражения интенсивности в языке Ф. М. Достоевского охарактеризованы некоторые случаи нарушения семантической сочетаемости интенсификаторов с опорными словами.

Левушкина, О. Н.
Роль прилагательных в изображении зимнего пейзажа [Текст] : (урок развития речи в VI классе) / О. Н. Левушкина // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 23-25.

Данный урок и использованием технологии лингвокультурологической характеристики текста можно провести в 6 классе перед контрольной работой по разделу "Имя прилагательное" или после нее.

Гаврик, Л. Б.
Урок подготовки к сочинению-описанию в VI классе [Текст] / Л. Б. Гаврик // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 25-26.

Предлагаемый конспект урока поможет подготовить шестиклассников к сочинению-описанию, познакомить их с произведениями поэтов, писавших о природе, с творчеством художников и композиторов на эту тему.

Фролова, Е. А.
"Тихая лирика" Николая Рубцова [Текст] : (лингвостилистический анализ стихотворения "Русский огонек") / Е. А. Фролова // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 36-39.

В статье рассматриваются языковые средства, помогающие читателю постичь авторский замысел стихотворения.

Грязнова, А. Т.
Языковые средства создания иронии и их функции в повести В. Пьецуха "История города Глупова в новые и новейшие времена" [Текст] / А. Т. Грязнова // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 40-46.

Статья посвящена рассмотрению языковых способов создания иронии в повести В. Пьецуха "История города Глупова в новые и новейшие времена". Анализ художественного текста позволил сделать вывод о том, что в данном произведении ирония является основополагающим видом отношений, организующим картину мира как единое эстетическое целое.

Рамазанова, Р. З.
Функционирование слова конечно в современной речи [Текст] / Р. З. Рамазанова // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 47-52.

В статье рассматривается функционирование вводно-модального слова конечно в современной речи; определяются особенности его употребления в устной речи и выявляются функции, которые оно выполняет в различных коммуникативных ситуациях.

Гагаев, П. А.
О языке русской сказки [Текст] / П. А. Гагаев // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 52-57.

В статье выявляются особенности языка русской народной сказки, обусловленные ее глубокой связью с живой русской речью.

Ерохина, Е. Л.
Формирование коммуникативной культуры студентов [Текст] / Е. Л. Ерохина // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 58-62.

Автор предлагает пути формирования исследовательских компетенций школьников, опираясь на опыт обучения студентов филологического факультета МПГУ.

Пищальникова, В. А.
Алексей Алексеевич Леонтьев [Текст] / В. А. Пищальникова // Русский язык в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 63-68.

В статье рассматриваются базовые положения теории речевой деятельности, использование которых, по мнению А. А. Леонтьева, в современной психологии и психолингвистике противоречит исходной методологической основе, а деятельностный подход из основного и теоретического принципа превратился в "постулат веры".

Карлова, С. А.
Готовимся к ОГЭ [Текст] / С. А. Карлова // Русский язык в школе : журн. - 2016. - N 1 ; Русский язык в школе и дома : журн. в журн. - 2016. - № 1. - С. 9-12.

Работа с текстом на уроке. Дифференцированные упражнения.
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Филологические науки

Сообщение Полина » 10 мар 2016, 12:26

Иностранные языки в школе. - 2016. - № 1.

Меркиш, Н. Е.
Иноязычные массмедиа и особенности использования в процессе обучения иностранному языку [Текст] / Н. Е. Меркиш // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 2-8.

Данная статья посвящена проблеме использования иноязычных массмедиа в процессе обучения иностранному языку. В статье характеризуются современные средства информации, рассматривается медиаландшафт Германии, выделяются преимущества и недостатки использования ИноСМИ, а также некоторые аспекты их влияния на мировосприятие, идеалы и ценности обучающихся.

Кашенкова, И. С.
Роль преподавателей в условиях учебной автономии при обучении иностранному языку [Текст] / И. С. Кашенкова // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 9-13.

В статье трактуется понятие учебной автономии, рассматриваются такие ее компоненты, как учебные стратегии и автономноориентированные формы работы. Автор анализирует изменившуюся роль преподавателя в преломлении к условиям учебной автономии при обучении иностранному языку, а также фокусирует внимание на его новых функциях инструктора, консультанта, стратега и фасилитатора.

Куклина, С. С.
Трудности учебной деятельности школьников по освоению иноязычной коммуникативной компетенции и возможные пути их преодоления [Текст] / С. С. Куклина // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 14-19.

В статье описываются особенности учебной деятельности школьников по освоению иноязычной коммуникативной компетенции в сравнении с другими школьными предметами, и выделяются трудности, возникающие у обучающихся по этой причине. Предлагаются возможные пути их преодоления и даются разъяснения, как это лучше сделать.
Макарова, М. М.
Les fetes fransaises [Текст] / М. М. Макарова // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 20-25.

Данная статья посвящена теме французских праздников и представляет собой план-конспект урока по данной теме.

Серебрянская, Т. П.
Урок по теме "Wir sorgen fur unseren Planeted Erge" [Текст] / Т. П. Серебрянская // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 24-28.

В статье представлен урок в 7 классе по теме "Заботимся вместе о нашей планете Земля". Обсуждаются экологические проблемы, дети знакомятся с русскими и международными организациями по защите природы, предлагаются решения по защите окружающей среды.

Шмидт, О. В.
Разработка и использование интерактивных плакатов на уроках английского языка [Текст] / О. В. Шмидт // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 28-32.

Интерактивный плакат является одним из современных средств обучения иностранному языку. В настоящее время существует множество специализированных сервисов и программ для создания данных плакатов. Автором мтатьи был создан интерактивный плакат с помощью программы PowerPoint.

Алексеева, Т. Е.
Учебные презентации для обучения иностранным языкам: этапы создания [Текст] / Т. Е. Алексеева // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 33-37.

В статье рассматриваются вопросы создания учебных презентаций для обучения иностранным языкам, на конкретных примерах описывается последовательность действий при разработке презентаций, даются рекомендации по оформлению слайдов.

Колядко, С. В.
Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей иностранного языка [Текст] / С. В. Колядко // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 37-42.

В статье рассматриваются вопросы формирования информационно-коммуникационной компетентности у будущих учителей иностранного языка. Исследуются вопросы интеграции очных и дистанционных форм обучения. Автор подчеркивает, что одним из оптимальных средств такой интеграции является сетевой учебно- методический комплекс, обеспечивающий, благодаря комплексному использованию сетевых инструментальных средств, развитие информационной культуры, приобретение навыков деятельностного самоанализа и самоконтроля, творческое саморазвитие, а также формирование адекватной самооценки в процессе решения познавательных профессионально-ориентированных задач.

Рекош, К. Х.
Особенности французского языка как вербализатора источника права - конституции Франции [Текст] / К. Х. Рекош // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 42-48.

На примере права видно, что для овладения языком специальности следует знать принципы и правила вербализации , юрилингвистическую технику изучаемого языка. Конституция Французской республики, являющаяся основополагающим источником права, позволяет иллюстрировать правила, механизмы и приемы лингвистической техники французского языка как вербализатора права Франции.

Кучешева, И. Л.
Интернациональный характер немецких и английских спортивных терминов с именами собственными [Текст] / И. Л. Кучешева // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 49-51.

Основной целью статьи является анализ немецких и английских спортивных терминов с именем собственным.

Артемова, А. Ф.
Имена собственные в английских неологизмах [Текст] / А. Ф. Артемова, Е. О. Леонович // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 52-56.

В данной статье рассматриваются примеры лингвистической репрезентации различных типов собственных имен в английских неологизмах. Употребление собственных имен известных общественных деятелей в неологизмах помогает создать правильное представление о современном англоговорящем сообществе и напоминает о тех людях, которые играли важную роль в общественной жизни США и Великобритании.

Бажанов, А. Е.
Задания по немецкому языку [Текст] / А. Е. Бажанов // Иностранные языки в школе : журн. - 2016. - N 1 ; Методическая мозаика : журн. в журн. - 2016. - № 1. - С. 2-7.

Тренировочные материалы олимпиады школьников по иностранным языкам "Учитель школы будущего". Предлагаются наиболее интересные задания по немецкому языку на чтение, письмо и лексико-грамматический текст.

Кирдяева, О. И.
Задания по английскому языку [Текст] / О. И. Кирдяева, Т. А. Симонян // Иностранные языки в школе : журн. - 2016. - N 1 ; Методическая мозаика : журн. а журн. - 2016. - № 1. - С. 8-15.

Тренировочные материалы олимпиады школьников по иностранным языкам "Учитель школы будущего". Предлагаются наиболее разнообразные задания по английскому языку, которые помогут при подготовке к олимпиаде.

Николаева, В. В.
Задания по французскому языку [Текст] / В. В. Николаева // Иностранные языки в школе : журн. - 2016. - N 1 ; Методическая мозаика : журн. в журн. - 2016. - № 1. - С. 16-22.

Тренировочные материалы олимпиады школьников по французскому языку "Учитель школы будущего". Задания по чтению, письму и говорению.
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Филологические науки

Сообщение Полина » 11 мар 2016, 12:33

Иностранные языки в школе. - 2016. - № 2.
Никитенко, З. Н.
Формирование техники иноязычного письма в начальной школе [Текст] : теория и практика / З. Н. Никитенко // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 2. - С. 2-10.

Предметом статьи являются теоретические основы авторской развивающей технологии формирования у младших школьников техники иноязычного письма. Рассматриваются психофизиологические, нейрофизиологические, методические факторы, обусловливающие успешность овладения второклассниками техническими навыками письма в начальном иноязычном образовании. Подчеркивается значимость внимательного отношения к леворуким детям. Раскрываются три технологических ступени формирования данных навыков (аналитическая, синтетическая и автоматизация) и упражнения, их реализующие.

Колесников, А. А.
Как реализовать профориентационный потенциал содержания обучения иностранному языку в старших классах с филологической профилизацией [Текст] / А. А. Колесников // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 2. - С. 11-18.
В статье рассмотрены возможности профориентационной модификации содержания обучения иностранному языку в старших профильных классах. Автор опирается на универсальную личностно-ориентированную культуросообразную модель содержания обучения, предложенную И. Л. Бим, и описывает способы активизации профориентационной составляющей каждого из компонентов: материального, идеального, процессуального, ценностно-ориентационного. Автор обосновывает, что подобная модификация будет способствовать достижению личностных результатов в обучении иностранному языку - а именно, развитию профессионального самоопределения.

Ястребова, Е. Б.
Острые вопросы языкового образования в вузах [Текст] / Е. Б. Ястребова, О. А. Кравцова // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 2. - С. 19-27.

В статье рассматриваются вопросы развития речевой компетенции как важнейшей составляющей иноязычной коммуникативной компетенции, а также некоторые общие проблемы языкового образования в современной высшей школе, которые были выявлены в ходе круглого стола, проводившегося в новом формате открытого пространства среди представителей вузов разного профиля. Проводится анализ причин, и предлагаются пути решения проблем на уровне кафедр и отдельных вузов.
Алексеева, Е. М.
Психолого-педагогические и лингводидактические подходы к разработке модуля "коммуникативный тренинг" образовательной программы по иностранным языкам [Текст] / Е. М. Алексеева, О. И. Донецкая // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 2. - С. 27-33.

Актуальность тематики обусловлена необходимостью оптимизации подходов к проектированию образовательных программ в системе непрерывного профессионального образования, а также целесообразностью дополнения программ обучения иностранным языкам в вузах специализированными тренинговыми модулями. В статье представлены основные психолого-педагогические и лингво-дидактические подходы, релевантные для разработки тренингов, направленных на развитие коммуникативной компетенции в устной речи.

Колыхалова, О. А.
Рабочая программа дисциплины "Иностранный язык" для направлений подготовки педагогических кадров высшей квалификации [Текст] / О. А. Колыхалова, Е. С. Шварц // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 2. - С. 33-42.

Обучениеиностранным языкам в магистратуре и аспирантуре - это комплексная и высокоспециализированная подготовка профессионалов, интегрирующая как языковую, так и профессиональную подготовку исследователя и педагога в его области науки. В данной статье предлагается вариант рабочей программы дисциплины " Иностранный язык" для направлений подготовки педагогических кадров высшей квалификации.

Хомович, Н. В.
Обучение грамматическим явлениям испанского языка студентов-лингвистов в условиях дидактической триглоссии [Текст] / Н. В. Хомович // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 2. - С. 42-48.

В статье рассматриваются особенности процесса овладения грамматической компетенцией студентами-лингвистами, изучающими испанский язык как второй иностранный при первом английском. Доказано, что трудности овладения грамматическими явлениями обусловлены их сходством или различием в языках, составляющих дидактическую триглоссию. Результаты сопоставления грамматических явлений грамматических явлений указанных языков положены в основу разработки комплекса обучающих упражнений, выполнение которых предусматривает опору на первый иностранный, опору на язык обучения - русский, или ее отсутствие.

Дружинин, А. С.
Английский перфект: понять и объяснить [Текст] / А. С. Дружинин // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 2. - С. 49-53.

Всем изучающим английский язык знакома формулировка: "Present Perfect строится посредством вспомогательного глагола have и причастия основного глагола". Едва ли кто-нибудь задавался вопросом: Если форма может "строиться", то кто ее строитель? Кому помогает этот "вспомогательный глагол"? В данной статье читателю предлагается найти ответы на эти не лишенные здравого смысла вопросы, а также постараться взглянуть на привычные трудности английской грамматики по-новому. В частности, популярно излагая фундаментальные основы когнитивной семантики, автор предпринимает попытку смысловой интерпретации перфектных форм настоящего и прошедшего времени, отличной от той, что широко распространена в традиционном структурно-семантическом подходе. Разработанные принципы толкования грамматических форм могут успешно применяться как на школьных уроках или университетских парах, так и в самостоятельном языковом обучении.

Коротких, Т. А.
Ф. Шиллер как автор крылатых выражений [Текст] / Т. А. Коротких // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 2. - С. 54-59.

В статье излагаются результаты лингвистического и этимологического анализа крылатых выражений из произведений Ф. Шиллера, выясняются предпосылки перехода индивидуально-авторских выражений в разряд крылатых, поясняется методика установления авторства, устанавливается общее число крылатых выражений Шиллера и количество тех крылатых выражений, которые пополнили собой фразеологический фонд немецкого литературного языка.

Васильева, Е. Г.
Le declin de la dynastie des Bourbons France [Текст] / Е. Г. Васильева // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 2. - С. 60-68.

В статье рассматриваются политические коллизии истории Франции конца18 - начала 19 вв., связанные с событиями Великой Французской революции. В центре ее - судьба последних представителей династии Бурбонов на фоне революции и последовавших за ней перемен. Как показывают авторы, политический кризис, охвативший Францию в конце 18 века и приведший к революции, серьезно подорвал принципы легитимности монархической власти. Восстановление союзниками прежней королевской династии Бурбонов после крушения империи Наполеона и отрешения последнего от власти были встречены во французском обществе неоднозначно и в дальнейшем привели к вызреванию нового политического кризиса в стране, завершившегося Июльской революцией 1830 года, положившей окончательный конец правлению Бурбонов во Франции.

Конышева, М. В.
Reading for Detailed Comprehension [Текст] / М. В. Конышева // Иностранные языки в школе : журн. - 2016. - N 2 ; Методическая мозаика : журн. в журн. - 2016. - № 2. - С. 12-17.

Полное понимание прочитанного текста предполагает понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание, умение оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод. Предложенные задания нацелены на выработку у учащихся названных навыков и умений с помощью ряда лексических упражнений. Дополнительной целью является расширение словарного запаса учащихся.

Кречик, В. М.
Внеклассное мероприятие по теме "Feste in Deutschland" [Текст] / В. М. Кречик // Иностранные языки в школе : журн. - 2016. - N 2 ; Методическая мозаика : журн. в журн. - 2016. - № 2. - С. 18-22.
День рождение, Пасха, День святого Николая.
Последний раз редактировалось Полина 15 мар 2016, 10:55, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Филологические науки

Сообщение Полина » 15 мар 2016, 10:49

Русский язык и литература. Все для учителя! - 2016. - № 1 (61).
Ладушина, Л. Н.
«О, как убийственно мы любим!» (по страницам любовной лирики Ф. И. Тютчева) [Текст] : 10-й класс / Л. Н. Ладушина // Русский язык и литература. Все для учителя! Комплексная поддержка учителя : [16+] : науч.-метод. журн. : осн. в мае 2010 г. - 2016. - N 1. - С. 2-5.

Урок — литературная гостиная. Школьники знакомятся с любовной лирикой Ф. И. Тютчева, историей создания посвящений, биографиями, необходимыми для понимания поэзии Тютчева; учатся анализировать стихотворения.

Федотова, Н. С.
Развитие творческих способностей учащихся посредством участия в создании школьной литературной газеты [Текст] / Н. С. Федотова // Русский язык и литература. Все для учителя! Комплексная поддержка учителя : [16+] : науч.-метод. журн. : осн. в мае 2010 г. - 2016. - N 1. - С. 6-9.

Современное общество ставит перед выпускником новые задачи. Это должна быть активная, конкурентоспособная, эрудированная, коммуникабельная, готовая к непрерывному самосовершенствованию и творчеству личность, умеющая ставить перед собой цели и добиваться их. Школьному учителю в становлении такой личности отводится немаловажная роль, и творчески работающий педагог всегда к традиционным приёмам будет добавлять новые, чтобы заинтересовать ребёнка, сделать процесс обучения увлекательным, выявить и развить творческие способности.
Павлова, Г. Л.
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы [Текст] / Г. Л. Павлова // Русский язык и литература. Все для учителя! Комплексная поддержка учителя : [16+] : науч.-метод. журн. : осн. в мае 2010 г. - 2016. - N 1. - С. 10-11.

Рассматриваются такие средства формирования УУД как работа с текстом, создание проблемных ситуаций, театрализация и создание учащимися литературных произведений. Также описаны приемы формирования личностных УУД учащихся, направленные на осмысление содержания текста: "Чтение с остановками", "Чтение с пометками", " Составление кластера".

Деревянкина, Н. А.
Художественная деталь в произведениях Л. Н. Толстого на примере образов главных героев романов «Война и мир» и «Анна Каренина» [Текст] : 10-й класс / Н. А. Деревянкина // Русский язык и литература. Все для учителя! Комплексная поддержка учителя : [16+] : науч.-метод. журн. : осн. в мае 2010 г. - 2016. - N 1. - С. 12-14.

Художественная деталь у Л. Н. Толстого является тем изобразительным средством, которое может служить ключом ко всему произведению. Через деталь раскрывается характер, она же в состоянии объяснить взаимодействие героя с обстоятельствами; цепочка деталей отражает развёртывание авторской мысли и развитие сюжетного действия. Но, чтобы увидеть особенности использования деталей, их роль и значение, необходимо сопоставление

Халилова, Н. М.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» [Текст] : 10-й класс / Н. М. Халилова // Русский язык и литература. Все для учителя! Комплексная поддержка учителя : [16+] : науч.-метод. журн. : осн. в мае 2010 г. - 2016. - N 1. - С. 15-17.

Конспект урока на тему: социальные, философские и психологические истоки бунта Раскольникова, символика снов, мотив тупика.

Козел, И. В.
Морфологический разбор имени существительного [Текст] : 5-й класс / И. В. Козел // Русский язык и литература. Все для учителя! Комплексная поддержка учителя : [16+] : науч.-метод. журн. : осн. в мае 2010 г. - 2016. - N 1. - С. 18-20.
Представлена технологическая карта изучения темы.
Образовательные цели: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся об имени существительном; повторить ранее изученный материал; установить порядок морфологического разбора; научить выполнять морфологический разбор существительного.

Развивающие цели: развивать критическое мышление, умение систематизировать, анализировать материал, делать выводы; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся, работать в парах и индивидуально.

Воспитательные цели: пробуждать интерес к учебному предмету, творческую активность, желание самостоятельной деятельности на уроке с целью получения новых знаний и их применения; прививать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, культуру ведения диспута.

Матусова, Н. Я.
Технологическая карта урока по теме «Особенности публицистического стиля речи» [Текст] : 6-й класс / Н. Я. Матусова // Русский язык и литература. Все для учителя! Комплексная поддержка учителя : [16+] : науч.-метод. журн. : осн. в мае 2010 г. - 2016. - N 1. - С. 21-27.

Цели:
-обучающие: актуализировать знания учащихся об уже изученных стилях речи; ознакомить учащихся с понятием ≪публицистический стиль≫, с особенностями и жанрами этого стиля;
-развивающие: развивать умения учащихся работать с информацией; сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация;
-воспитательные: на основе текстов разных стилей прививать любовь к родному краю, ценностное отношение к русскому языку.

Акимова, С. А.
Повторение по теме «Морфемика» [Текст] : 5-й класс / С. А. Акимова // Русский язык и литература. Все для учителя!. Комплексная поддержка учителя : [16+] : науч.-метод. журн. : осн. в мае 2010 г. - 2016. - N 1. - С. 28-29.
Конспект обобщающего урока.
Цели:
-обучающие: обобщить знания обучающихся по данному разделу; повторить понятия основа и окончание, корень, приставка и суффикс, их значение;
-развивающие: совершенствовать умения вычленять окончание и основу, подбирать однокоренные слова, образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов; обогащать лексический запас;
-воспитательные: прививать любовь к русскому языку.

Сергеева, О. Е.
Интонация, смысловые отношения и пунктуация в БСП [Текст] : 9-й класс / О. Е. Сергеева // Русский язык и литература. Все для учителя! Комплексная поддержка учителя : [16+] : науч.-метод. журн. : осн. в мае 2010 г. - 2016. - N 1. - С. 30-33.
Представлены задания для учащихся по вариантам на карточках.

Абраменкова, Т. В.
И. А. Бунин и Орловский край. Особенности лирики поэта [Текст] : 8-й класс / Т. В. Абраменкова // Русский язык и литература. Все для учителя! Комплексная поддержка учителя : [16+] : науч.-метод. журн. : осн. в мае 2010 г. - 2016. - N 1. - С. 34-37.

Конспект комбинированного урока о жизни и творчестве И. А. Бунина.

Малышева, Т. В.
Прогулка по Петербургу ХІХ века [Текст] : 10-й класс / Т. В. Малышева // Русский язык и литература. Все для учителя! Комплексная поддержка учителя : [16+] : науч.-метод. журн. : осн. в мае 2010 г. - 2016. - N 1. - С. 38-45.

Урок внеклассного чтения, который проводится в форме заочной экскурсии, где даются точные адреса, связанные с именами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского и героями их произведений. Проведение урока возможно после изучения романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Лупачева, О. С.
Уроки развития связной речи [Текст] : 6-й класс / О. С. Лупачева // Русский язык и литература. Все для учителя! Комплексная поддержка учителя : [16+] : науч.-метод. журн. : осн. в мае 2010 г. - 2016. - N 1. - С. 46-48.

Тема. Описание интерьера. Выборочное изложение «В кабинете писателя».
Цели:
-обучающие: развивать и совершенствовать навыки обучающихся описывать интерьера, умения составлять план, отбирать нужный материал в соответствии с главной мыслью текста;
-развивающие: развивать культуру устной и письменной речи;
-воспитательные: прививать интерес к изучению творчества Н. А. Некрасова.
Последний раз редактировалось Полина 18 мар 2016, 13:16, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Филологические науки

Сообщение Полина » 18 мар 2016, 13:13

Русская словесность. - 2016. - № 1.


Смирновский, П. "Одно из прекрасных средств для выработки хорошего стиля..." [Текст] : о периоде. Тургенев (примеры периодов) / П. Смирновский // Русская словесность : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 3-6.
Лучшие русские писатели умели создать целый мир, целое, живущее по своим автономным законам, произведение всего лишь при помощи одного сложного предложения. Будем учиться у них воздвигать прекрасные словесные храмы!

Шулежкова, С. Мерцающий свет древнего слова [Текст] : старославянский язык - общий литературный язык средневековой Славии / С. Шулежкова // Русская словесность : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 7-10.
У каждого русского слова есть свой исток, свое начало. В каждом современном слове, в его глубине мерцает свет древнего слова. Во многом задачу знакомства с глубинами русского языка решает «Фразеологический словарь старославянского языка» (Москва-Магнитогорск, 2011). См. отрывки из него в электронном приложение к журналу.

Бахвалова, Т. "А на краю села изба стояла ветхо-ветхо..." [Текст] : "Записки охотника" И. С. Тургенева - неиссякаемый источник для изучения русского языка / Т. Бахвалова // Русская словесность : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 11-13.
Слова играют красками, искрятся, освещают все уголки пространства литературного произведения. Почему русские слова не сравнивают с драгоценными камнями? Поистине, русские слова дороже драгоценных камней, а те, кто строит из них Россию в слове — наши писатели, ювелиры особого ранга!
Зинциг, Линц, Спасское-Лутовиново... [Текст] : биографические мотивы в повести И. С. Тургенева "Ася". Музейный урок для учащихся 8 класса / Е. Новикова // Русская словесность : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 14-20.
Юная хрупкая девушка беспечно и в то же время отважно восседает, словно на троне, на старинных развалинах над бездной, над всем миром.
Не образ ли это Богоматери на облаках, над хлебным полем? Не образ ли это самой Руси, которая с со своей духовной высоты оберегает и хранит мир?

Дараган, Н. Все об "Отцах и детях" [Текст] : музейный урок-викторина для учащихся 10 классов / Н. Дараган // Русская словесность : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 19-23.
«Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но и одно из самых блистательных произведений XIX века» (Владимир Набоков). Само название романа стало крылатым выражением.
А восходит роман, безусловно, к вершинам богословской мысли — к философии всеобщего воскресения Николая Федорова, в которой сыны должны воскресить отцов. В конце романа только у могилы сына его отец и мать воскресают душой.

Филюшкина, О. "Самая трогательная история, какую мне случалось читать..." [Текст] : лекция для младших школьников по повести И. С. Тургенева "Муму" / О. Филюшкина // Русская словесность : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 24-28.
Главный редактор: "Помню, в детстве каждое воскресенье по телевизору в рубрике «Экранизация литературных произведений» демонстрировались замечательные фильмы. Видимо, тогда я впервые посмотрел экранизацию повести Тургенева «Муму». Меня так поразила история Герасима и его собаки, что больше ни разу я этого фильма не смотрел. Не мог. И произведение Тургенева, и этот фильм — подняли во мне волну неведомых мне чувств".

Прозоров, Ю. Две основы русской души в "Записках охотника" [Текст] : из лекции об И. С. Тургеневе / Ю. Прозоров // Русская словесность : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 29-35.
В этой рубрике мы помещаем авторскую запись лекции петербургского филолога Ю.М. Прозорова, посвященную книге, которая сделала И.С. Тургенева классиком русской литературы - "Запискам охотника".

Доманский, В. Культурный космос романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" [Текст] / В. Доманский // Русская словесность : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 36-39.
В статье роман Тургенева «Отцы и дети» предстает перед нами как квинтэссенция философских, культурологических, исторических взглядов автора. Нам предоставляется возможность взглянуть на личность Тургенева свежим, необычным взглядом. И мы поражены сделанными открытиями. Эти открытия помогут и учителю, и ученику прочитать книгу по-настоящему, полюбить ее, обращаться к ней и сегодня, и в будущем.

Дячук, Т. "Ты лен, из которого тянется нить моей жизни..." [Текст] : письма матери к сыну. О полном собрании писем В. П. Тургеневой к И. С. Тургеневу / Т. Дячук // Русская словесность : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 40-43.
Удивительная книга издана стараниями сотрудников музея «Спасское-Лутовиново». Это письма матери Варвары Тургеневой к сыну Ивану. Личность матери оказала большое влияние на Тургенева как на человека и писателя. Книга во многом дополняет, а зачастую и меняет сложившийся на уроках литературы стереотип образа Тургенева. Книга в 2012 г. получила «Национальную премию».

Левина, Е. Образ Христа в письмах В. П. Тургеневой и произведениях И. С. Тургенева [Текст] / Е. Левина // Русская словесность : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 44-50.
В статье говорится о том, что большой художник в состоянии предельного творческого напряжения соприкасается с духовной религиозной областью бытия. Несомненно, что религиозный прорыв сознания испытал и Тургенев. Духовно одаренной натурой была и мать писателя Варвара. Несомненно, и ее влияние на духовные поиски сына.

Решетова, Л. От образов географического пространства "Записок охотника" к образу географического пространства Отечества [Текст] / Л. Решетова // Русская словесность : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 51-53.
Тургенев впервые в русской литературе привлек внимание к «географическому стилю» Центральной России, в целом к «национальному ландшафту». Со всей полнотой можно сказать, что «живописность русского ландшафта открыта была Тургеневым, его воспитанным глазом и культурой».

Шуралев, А. "О вечном примирении и о жизни бесконечной" [Текст] : художественные смыслы изображения флоры в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" / А. Шуралев // Русская словесность : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 54-59.
Статья содержит анализ художественных смыслов номинаций деревьев и цветов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Такой анализ помогает учащимся более глубоко постигнуть выраженную автором картину мира и духовно-нравственные основы произведения.

Улитин, В. "Вся жизнь человека..." [Текст] : урок-загадка по стихотворению Арсения Тарковского "Красный фонарик стоит на снегу" / В. Улитин // Русская словесность : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 60-62.
В каждом номере журнала мы будем обращаться к шедеврам русской поэзии, прозы, драматургии, проводить уроки по лучшим произведениям русской словесности. Стихотворения, которые мы будем изучать, советуем учить наизусть. Да и вы сами, вероятно, захотите их выучить, навсегда оставить как бесценный багаж в тайниках памяти. Все это рано или поздно понадобится нам в жизни, поможет, а может быть, и спасет.

Уймина, А. Преображение реальности в игровом мотиве сказов П. П. Бажова [Текст] / А. Уймина // Русская словесность : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 63-68.
В мире русской литературы много произведений, где правит удивительное, волшебное начало. Это книги, к примеру, С. Писахова, Б. Шергина, А. Грина, П. Бажова и многие другие. Они еще более возвышают нашу словесность, вплетают в ее ткань космические, вселенские мотивы.
В сказах П. Бажова разрабатывается горнозаводская тематика, дополненная мифологическими и игровыми элементами.

Остапенко, А. Поможет ли этимология распутать извечную дидактическую путаницу в словах? [Текст] / А. Остапенко // Русская словесность : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 71-74.
Память языка хранит правду языка, хранит изначальные смыслы слов. Возвращение к корням слов помогает разрешить вопросы, которые без опоры на церковно-славянский язык, вообще бы не были поставлены. Возвращение церковно-славянского языка, приобщение к нему учителя русского языка и литературы — очень важное событие. В нем залог нового расцвета русской литературы, ее Бриллиантового века.

Садовникова, Ф. Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка на уроках русского языка [Текст] : из дидактического пособия. 7-8 кл. / Ф. Садовникова // Русская словесность : журн. - 2016. - N 1 ; Русский язык и литература для школьников : журн. в журн. - 2016. - № 1. - С. 3-8.
Эта статья - попытка обобщить собственный опыт использования текстов выдающегося русского писателя на уроках повторения и обобщенного изучения материала в 7-8 классах.

Комплексная подготовка к ЕГЭ и ГИА по русскому языку [Текст] // Русская словесность : журн. - 2016. - N 1 ; Русский язык и литература для школьников : журн. в журн. - 2016. - № 1. - С. 9-11.
В рубрике «Как творчески подготовиться к Единому государственному экзамену и к итоговому сочинению» будут публиковаться материалы, которые помогут ученику и повысить грамотность, и расширить кругозор. Но самое главное, что работая с этими материалами, ученик научится относиться к делу изучения русского языка и литературы именно творчески, испытывая радость и получая вдохновение от соприкосновения с родным русским словом.

Холодырева, О. Совершенствование выразительности речи при подготовке к итоговому сочинению и ЕГЭ [Текст] : на материале произведений о Великой Отечественной войне / О. Холодырева // Русская словесность : журн. - 2016. - N 1 ; Русский язык и литература для школьников : журн. в журн. - 2016. - № 1. - С. 12-14.
Произведения о Великой Отечественной войне (и проза, и поэзия) — одна из лучших страниц в истории русской литературы и русского литературного языка. Русское слово в этих произведениях отличается «экспрессией», «предельной выразительностью». Обращение к книгам о войне, о подвиге русского солдата помогает почувствовать душу русского языка, его духовные законы.

Мигунова, С. Учимся писать риторическое определение [Текст] / С. Мигунова // Русская словесность : журн. - 2016. - N 1 ; Русский язык и литература для школьников : журн. в журн. - 2016. - № 1. - С. 15-24.
В статье дана поэтапная методика обучения риторическому определению. Работая по этой методике, ученик приобретает бесценный опыт в работе со словом. Он учится свежему, нешаблонному, собственному определению понятий. Его русская речь — и устная, и письменная, расцветает, обогащается его душа, растет любовь к русскому языку.
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Филологические науки

Сообщение Полина » 21 мар 2016, 15:54

Уроки литературы. - 2016. - № 1.


Интересное из жизни В. А. Жуковского [Текст] // Уроки литературы : науч. - метод., культур. - образоват. журн. - 2016. - N 1. - С. 1-3.
Описаны интересные случаи из жизни В. А. Жуковского.

Жителева, Ж. И. Стихотворение В. А. Жуковского "Невыразимое. Отрывок" [Текст] : 9 класс / Ж. И. Жителева, В. И. Жителев // Уроки литературы : науч. - метод., культур. - образоват. журн. - 2016. - N 1. - С. 4-5.
Представлен конспект урока по изучению стихотворения В. А. Жуковского "Невыразимое. Отрывок".

Соловей, Т. Г. Европейская сказка на русский лад [Текст] : анализ сказки В. А. Жуковского "Спящая царевна". V класс / Т. Г. Соловей // Уроки литературы : науч. - метод., культур. - образоват. журн. - 2016. - N 1. - С. 5-10.
Представлен конспект урока по с изучению сказки В. А. Жуковского "Спящая царевна".


Соловей, Т. Г. "Смертный пред Богом смирись..." [Текст] : анализ баллады В. А Жуковского "Кубок". V класс / Т. Г. Соловей // Уроки литературы : науч. - метод., культур. - образоват. журн. - 2016. - N 1. - С. 11-15.
Представлен конспект урока по изучению баллады В. А. Жуковского "Кубок".
Последний раз редактировалось Полина 21 мар 2016, 16:31, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Филологические науки

Сообщение Полина » 21 мар 2016, 16:10

Уроки литературы. - 2016. - № 2.


Калганова, Т. А. Обзорные темы [Текст] / Т. А. Калганова // Уроки литературы : науч. - метод., культур. - образоват. журн. - 2016. - N 2. - С. 3-6.
О значении и методике проведения обзоров на уроках литературы.

Шишкина, В. Русские частушки [Текст] : обзор / В. Шишкина // Уроки литературы : науч. - метод., культур. - образоват. журн. - 2016. - N 2. - С. 6-8.
Предложен обзор по русским частушкам, подготовленный для выступления на уроке ученицей 8-го класса.

Тюрморезова, С. А. "И честь, и доблесть, и любовь!" Семейные ценности в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" [Текст] : литературно-музыкальная композиция, посвященная году литературы в РФ / С. А. Тюрморезова, Е. И. Нестеркина, Н. В. Раисова // Уроки литературы : науч. - метод., культур. - образоват. журн. - 2016. - N 2. - С. 8-11.
Предложен сценарный ход литературно-музыкальной композиции "И честь, и доблесть, и любовь! Семейные ценности в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Цель мероприятия - возрождение и утверждение системы традиционных духовно-нравственных ценностей через тему семьи в русской классической литературе.

Галлямова, Ю. Р. "Барышня-крестьянка" [Текст] : по одноименной повести А. С. Пушкина. Пьеса для школьного вечера / Ю. Р. Галлямова // Уроки литературы : науч. - метод., культур. - образоват. журн. - 2016. - N 2. - С. 11-14.
Предложен сценарий пьесы для школьного театра по повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка".

Гончарова, Г. В. Анализ стихотворения В. Высоцкого "Он не вернулся из боя" [Текст] / Г. В. Гончарова // Уроки литературы : науч. - метод., культур. - образоват. журн. - 2016. - N 2. - С. 14-15.
Предложены рекомендации к проведению урока по стихотворению В. Высоцкого "Он не вернулся из боя".
Последний раз редактировалось Полина 21 мар 2016, 16:31, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Филологические науки

Сообщение Полина » 21 мар 2016, 16:29

Уроки литературы. - 2016. - № 3.


Астафьев, В. Макаронина [Текст] : рассказ / В. Астафьев // Уроки литературы : науч. - метод., культур. - образоват. журн. - 2016. - N 3. - С. 1-4.
На перекрестках военных дорог, в маленьком городке, в каком-то очередном учебно-распределительном, точнее сказать, военной бюрократией созданном подразделении, в туче народа, сортируемого по частям, готовящимся к отправке на фронт, кормили военных людей обедом, завтраком ли — не поймешь. Выданы были котелки, похожие на автомобильные цилиндры, уемистые, ухлебистые, словом — вместительные, и мы, бойцы временного, пестрого соединения, тая в своей смекалистой мужицкой душе догадку, думали, что уж такая посудина дадена не зря, что мало в нее не нальют, иначе будет видно дно и голая пустота котелка устыдит тыловые службы снабжения...
Перова, Е. И. "Что за загадка такая - душа русская?" [Текст] : размышления над рассказом В. П. Астафьева "Макаронина". XI класс / Е. И. Перова // Уроки литературы : науч. - метод., культур. - образоват. журн. - 2016. - N 3. - С. 4-6.
Представлен конспект урока по изучению рассказа В. П. Астафьева "Макаронина".

Зубарева, Т. Г. "900 дней блокады - 900 дней..." [Текст] : мастерская о блокаде Ленинграда (08.09.1941 - 27.01.1944). V класс / Т. Г. Зубарева // Уроки литературы : науч. - метод., культур. - образоват. журн. - 2016. - N 3. - С. 6-12.
Задача мастера на этом занятии - организовать самостоятельную работу детей по систематизации имеющихся знаний и построению новых; дать участникам мастерской возможность расширить и углубить свои знания, представления о блокаде Ленинграда.

Кузнецова, М. С. "Муза блокадного Ленинграда" [Текст] : поэма О. Ф. Берггольц "Февральский дневник". XI класс / М. С. Кузнецова // Уроки литературы : науч. - метод., культур. - образоват. журн. - 2016. - N 3. - С. 13-15.
Представлен конспект урока литературы, посвященный жизни и судьбе Ольги Берггольц.
Последний раз редактировалось Полина 25 мар 2016, 17:43, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Филологические науки

Сообщение Полина » 25 мар 2016, 17:40

Русский язык и литература. Все для учителя! - 2016. - № 2.


Коновалова, М. В. Интерактивное обучение на уроках русского языка и литературы [Текст] / М. В. Коновалова // Русский язык и литература. Все для учителя!. Комплексная поддержка учителя : [16+] : науч.-метод. журн. : осн. в мае 2010 г. - 2016. - N 2. - С. 2-12.
Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребёнок научился учиться, открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний. Дана характеристика наиболее распространенных методов и приемов при организации интерактивных уроков.

Куликова, Ю. О. Педагогические технологии: технологические карты [Текст] / Ю. О. Куликова // Русский язык и литература. Все для учителя!. Комплексная поддержка учителя : [16+] : науч.-метод. журн. : осн. в мае 2010 г. - 2016. - N 2. - С. 13-27.
Герман Константинович Селевко в книге «Энциклопедия образовательных технологий» очень подробно описывает классическую традиционную классно-урочную технологию обучения. Давайте рассмотрим её и мы.

Гладышева, Ю. С. Рефлексивный подход как методологическая основа формирования регулятивных УУД на уроках русского языка [Текст] / Ю. С. Гладышева // Русский язык и литература. Все для учителя!. Комплексная поддержка учителя : [16+] : науч.-метод. журн. : осн. в мае 2010 г. - 2016. - N 2. - С. 28.
В результате освоения ФГОС второго поколения каждый обучающийся должен стать личностью, обладающей функциональной грамотностью, то есть готовой самостоятельно жить и функционировать в современном мире. Формирование универсальных учебных действий (УУД) способствует развитию такой личности в системе образования. Овладение учащимися УУД обеспечивает формирование важнейшей компетенции личности — умения учиться. Разработчики ФГОС выделили четыре основных вида УУД, которые связаны с разными сферами жизнедея тельности человека: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные. Последние рассмотрены подробно.
Бондарчук, А. В. Литературная гостиная «Женщины в жизни и поэзии Сергея Есенина» [Текст] : 11-й класс / А. В. Бондарчук // Русский язык и литература. Все для учителя!. Комплексная поддержка учителя : [16+] : науч.-метод. журн. : осн. в мае 2010 г. - 2016. - N 2. - С. 29-32.
Урок — литературная гостиная. Цели:
-обучающие: ознакомить обучающихся с судьбами женщин, ставших вдохновительницами поэзии С. А. Есенина;
-развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения лирического стихотворения наизусть; развивать монологическую речь учащихся;
-воспитательные: прививать интерес к поэзии С. А. Есенина.

Саяхова, Р. З. Диктанты с грамматическими заданиями [Текст] : 9-й класс / Р. З. Саяхова // Русский язык и литература. Все для учителя!. Комплексная поддержка учителя : [16+] : науч.-метод. журн. : осн. в мае 2010 г. - 2016. - N 2. - С. 33-40.
В сборнике представлены контрольные диктанты разного уровня сложности с грамматическими заданиями. В 9-м классе итоговые диктанты проводят 5 раз в году: в начале года — повторение изученного в предыдущем учебном году, за неделю до окончания I, II, III четвертей и в середине мая — годовой диктант. Такие виды работ помогают осуществлять контроль знаний, умений и навыков по русскому языку, полученных за период обучения в основной общеобразовательной школе.
Материал в пособии расположен в соответствии с основными требованиями программы основной школы.

Тихомирова, Н. Е. Зачем мне нужны числительные, или Употребление числительных в речи (системно-деятельностный подход при обучении русскому языку в рамках ФГОС) [Текст] : 6 кл. / Н. Е. Тихомирова // Русский язык и литература. Все для учителя!. Комплексная поддержка учителя : [16+] : науч.-метод. журн. : осн. в мае 2010 г. - 2016. - N 2. - С. 41-42.
Урок повторения и закрепления материала.

Тихомирова, Н. Е. Наречие. Правописание, употребление, роль в речи [Текст] : 7-й класс / Н. Е. Тихомирова // Русский язык и литература. Все для учителя!. Комплексная поддержка учителя : [16+] : науч.-метод. журн. : осн. в мае 2010 г. - 2016. - N 2. - С. 43-45.
Урок проверки и коррекции знаний и умений. Особенностью предлагаемого материала является личностно ориентированный подход, который реализуется в системе творческих работ, в форме кооперативного обучения, что предполагает работу в малых группах, в парах, ротационных группах, создаваемых на основе обучения учащихся разного уровня подготовки. В разработке урока использован краеведческий материал, взяты тексты из повести К. Г. Паустовского «Время больших ожиданий».

Шапиро, Е. Н. Россия — Родина моя [Текст] : 7–9-е классы / Е. Н. Шапиро // Русский язык и литература. Все для учителя!. Комплексная поддержка учителя : [16+] : науч.-метод. журн. : осн. в мае 2010 г. - 2016. - N 2. - С. 46-48.
Форма классного часа: литературно-поэтический монтаж. Цели:
-обучающие: расширить представление школьников о родной стране; ознакомить с выдающимися русскими писателями — авторами произведений о России;
-развивающие: развивать культуру речи;
-воспитательные: прививать любовь к родной стране.
Последний раз редактировалось Полина 14 май 2016, 14:24, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Филологические науки

Сообщение Полина » 26 мар 2016, 13:01

Литература в школе. - 2016. - № 1.


Ужанков, А. Н. "Слово о полку Игореве" [Текст] / А. Н. Ужанков // Литература в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 3-11.
Произведение русской словесности "Слово о полку Игореве".

Прозоров, Ю. М. "...Мой избранный род поэзии" [Текст] : баллады В. А. Жуковского / Ю. М. Прозоров // Литература в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 11-16.
Жанр баллады в поэтическом творчестве В. А. Жуковского. Автор уделяет особое внимание эстетической категории "ужасного", которая была наделена сложным и многозначным содержанием.

Хренова, О. М. Об одном из последних стихотворений М. Ю. Лермонтова [Текст] / О. М. Хренова // Литература в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 17-19.
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу... ". В статье освещается личностное восприятие и постижение лирического стихотворения с опорой на его художественные особенности.
Шуралёв, А. М. Ценностно-культурологическая многоплановость стихотворения Н. А. Заболоцкого "Лесное озеро" [Текст] / А. М. Шуралёв // Литература в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 19-20.
В статье демонстрируется, как рассмотрение центральных образов в нескольких ценностно-культурологических измерениях способствует более полному и глубокому осмыслению и пониманию выраженной в нем художественной картины мира.

Тимашова, Л. В. Ключевые слова поэзии Николая Рубцова [Текст] : к 80-летию поэта / Л. В. Тимашова // Литература в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 21-22.
В статье представлен актуальный прием школьного литературного анализа - нахождение ключевых слов художественного произведения. В данном случае они рассматриваются как ключевые слова русского менталитета.

Коровина, В. Я. Русская народная сказка "Царевна-лягушка" [Текст] : 5 класс / В. Я. Коровина // Литература в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 23-28.
Дается система работы по изучению сказки.

Колокольцев, Е. Н. Лирика М. Ю. Лермонтова [Текст] / Е. Н. Колокольцев // Литература в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 28-34.
В статье рассматриваются возможности стилистического композиционного анализа стихотворений Лермонтова в тесной связи с их жанровым своеобразием и особенностями стиха.

Бражкина, Н. А. "Посмотрим на мир из мифа", или Формируем у школьников начальное понятие о мифе [Текст] / Н. А. Бражкина // Литература в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 35-38.
Данная статья посвящена проблеме формирования у школьников начального понятия о мифе на вводном уроке по теме "Мифология" в 5-6 классах.

Соловей, Т. Г. Перед Богом ставь свечу, а перед судьей мешок [Текст] : анализ "Повести о Шемякином суде". VIII класс / Т. Г. Соловей // Литература в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 39-41.
"Повесть о Шемякином суде" - произведение достаточно отдаленное по времени от современных школьников. Предлагаемый в статье путь анализа приближает учащихся к повести через нравственные проблемы, поднимаемые в нем и актуальные в любую эпоху. Акценты сделаны на милосердии, любви, доброте, справедливости. В работе эффективно используются русские пословицы, большое внимание уделено развитию творческих способностей учащихся.

Гетманская, Е. В. Литературный музей сегодня: от пространства "хранительного" к пространству образовательному [Текст] / Е. В. Гетманская // Литература в школе : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 41-43.
В статье актуализируется дидактическая функция литературного музея. В современной образовательной ситуации музейная среда приобретает новые обучающие возможности, отличающиеся от традиционного дидактического инструментария. Литературная экспозиция рассматривается автором в качестве своеобразного и многомерного "гипертекста" русской национальной культуры, гармонически объединяющего литературное образование учащихся и сакральные ценности отечественного историко-литературного процесса.
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Филологические науки

Сообщение Полина » 14 май 2016, 13:48

Литература. - 2016. - № 1.


Княжева, Е. И. Русский Парнас / Е. И.Княжева // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 4-6.
О прошлом и настоящем музея-усадьбы "Остафьево", называемого "Русским Парнасом", где многие годы жил и работал Н. М. Карамзин, рассказывает в интервью Елена Ивановна Княжева.

Резниченко, Н. А. "Изобрести спасение от стужи" : урок по сказке "Теплый хлеб" К. Г. Паустовского / Н. А. Резниченко // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 7-12.
В ходе увлекательного интертекстуального анализа, предлагаемого ученикам, видно, как обогащаются первоначальные смысловые очертания произведения и раскрываются фундаментальные мифологические и христианские подтексты.

Рыжкова, Т. В. В мире "Фламандских пословиц" : игра по картине П. Брейгеля Старшего / Т. В. Рыжкова // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 13-15.
Материал для игрового урока по картине, изображающей фламандские фразеологизмы - пословицы и поговорки.
Павлова, М. История и литература - начало совместного исследования / М. П., А. Т. // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 16-17.
Опыт историко-литературного исследования в 6 классе включает создание комментария к стихотворению А. Кушнера "Эти трое любуются первой ласточкой... ", посвященному описанию древнегреческой вазы.

Силинг, Ю. Шесть вещих Олегов / Ю. С. // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 18-20.
Образ князя Олега в "Повести временных лет", а также в произведениях К. Рылеева, А. Пушкина, А. Величанского, В. Высоцкого и А. Галича.

Борщевская, М. Ю. "Это какая улица? Улица Мандельштама" : изучение творчества О. Э. Мандельштама в выпускном классе / М. Ю. Борщевская // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 21-24.
Материал по творчеству О. Мандельштама для урока литературы в 11 классе.

Шутан, М. И. "Все было встарь, все повторится снова..." : об изучении лирики О. Э. Мандельштама в 11-м классе / М. И. Шутан // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 25-28.
После анализа и интерпретации трех стихотворений О. Мандельштама школьники ответят на вопрос: одинаково ли понимают Мандельштам и Блок повторяемость событий.

Гельфонд, М. М. Школьное сочинение Осипа Мандельштама / М. М. Гельфонд // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 29-31.
Анализ школьного сочинения О. Мандельштама, посвященного "Борису Годунову" А. Пушкина.

Масленова, А. "Тайная вечеря" Мандельштама / А. Масленова // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 32-33.
Анализ стихотворения О. Э. Мандельштама "Тайная вечеря".

Кучина, Т. Г. "В черном фраке с бабочкой и тростью" : образ Музы в лирике Бориса Рыжего / Т. Г. Кучина, Э. Т. Хафизова // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 34-36.
Образ Музы в стихах русских поэтов, а также особенности этого образа в лирике Бориса Рыжего.

Петрачкова, Ю. С. "Люди как реки" : "речные" метафоры в литературных произведениях / Ю. С. Петрачкова // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 37-43.
Как "речные" метафоры живут в произведениях русской литературы, как встраиваются в авторский замысел, трансформируются в параллелизм, сравнение, символический образ.

Нодель, Ф. А. Щедрин в соавторстве с Додиным, Смоктуновским, Свободиным : к 190-летию писателя / Ф. А. Нодель // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 46-48.
Образ Иудушки Головлева, каким его создает на театральной сцене Иннокентий Смоктуновский в спектакле режиссера Льва Додина и как это описывает театровед Александр Свободин.

Никитин, Д. В. Салтыков-Щедрин: штрихи к портрету / Д. В. Никитин // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 49-50.
Для более полного понимания литературного произведения необходимо иметь представление о его авторе как о живом человеке. Каким человеком был Салтыков-Щедрин по воспоминаниям современников и письмам.

Скулачев, А. А. Россия читающая : выставка Государственного литературного музея / А. А. Скулачев // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 51-54.
В центре внимания выставки "Россия читающая", состоявшейся в Государственном музее А. С. Пушкина в 2015 году, - человек читающий и антропология чтения.

Что это за предмет такой - "русский язык и литература"? // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 55-59.
Вполне понятны волнения педагогической общественности, когда речь заходит о новом предмете для старшеклассников - "русский язык и литература". Статья содержит конкретные предложения того, что можно сделать, чтобы сохранить в общем предмете баланс отдельных предметов.

Красовская, С. И. На литературном фронте / С. И. Красовская // Литература - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 60-61.
О проблемах чтения и литературного образования в школе.
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Филологические науки

Сообщение Полина » 16 май 2016, 13:54

Вопросы языкознания. - 2016. - № 1.

Елоева, Ф. А.
Греческий перфект как стилистический прием / Ф. А. Елоева, Д. А. Черноглазов // Вопросы языкознания. - 2016. - N 1. - С. 7-24.

Данное исследование представляет собой попытку рассмотрения нескольких эпизодов из истории древнегреческого синтетического и новогреческого аналитического перфекта sub specie функциональной грамматики. Перфект, как представляется, используется в качестве стилистического приема, средства архаизации. Факты греческого языка (среднегреческого и современного новогреческого) рассматриваются в контексте проблематики известного греческого «языкового вопроса» — сознательной установки на архаизацию языковой нормы греческого языка, наблюдавшейся, по крайней мере, с I в. н. э. и коррелирующей с ситуацией диглоссии.

Виноградова, Е. Н.
Грамматикализация в русском языке: от формы существительного к предлогу : (на материале соматизмов) / Е. Н. Виноградова // Вопросы языкознания. - 2016. - N 1. - С. 25-50.

В статье рассматривается процесс грамматикализации на материале перехода словоформ имен существительных в предлоги как часть речи. В качестве иллюстративного материала представлены и ранжированы по степени грамматикализации 27 предложных единиц, включающих соматизмы глаз и лицо; аргументируется категоризация 15 из них как собственно предлогов.
Козлов, А. А.
Мокшанский результатив и диахрония результативной конструкции / А. А. Козлов // Вопросы языкознания. - 2016. - N 1. - С. 51-75.

Статья посвящена синтаксису и семантике результативного причастия c показателем -f в мокшанском языке. Это причастие может выступать как в собственно результативной конструкции, согласуясь по лицу и числу с подлежащим, так и возглавлять имперсональные клаузы. В первом случае причастие образуется от предельных пациентивных предикатов (некоторым образом «навязывая» остальным предикатам требуемые характеристики), а во втором, наоборот, требует непредельных предикатов с одушевленным субъектом. Кроме этого, описывается различие в семантике частиц apak и af, обе из которых могут использоваться для отрицания результативного причастия. Для наблюдаемых фактов предлагается диахроническое объяснение в терминах грамматики конструкций.

Оскольская, С. А.
К вопросу об аспектуальной системе нанайского языка / С. А. Оскольская // Вопросы языкознания. - 2016. - N 1. - С. 76-93.

В статье исследуется аспектуальная система нанайского языка с точки зрения наличия в ней признаков словоизменительного и деривационного типов видовой системы. С этой целью рассматриваются устройство видо-временной системы, а также акциональные характеристики нанайских глаголов. Оказывается, что в нанайском языке присутствуют черты обеих систем, при этом ни одна из систем не грамматикализована полностью, что позволяет говорить о наличии в языке видовой системы «смешанного» типа.

Федченко, В. В.
Развитие видо-временной семантики у маркеров пассивного залога в идише / В. В. Федченко // Вопросы языкознания. - 2016. - N 1. - С. 94-113.

В статье обсуждается видо-временная семантика форм прошедшего времени от двух типов пассивных конструкций, распространенных в идише: vern.PRF + V.PTCP и zajn.PRF + V.PTCP. Впервые выявляется тенденция к употреблению показателей gevorn и geven за пределами пассивного залога и описывается их функционирование в идише. Предлагается трактовать gevorn как маркер перфективности, в то время как geven интерпретируется как показатель ретроспективного сдвига, который на позднем этапе развития языка начинает использоваться для образования форм ирреалиса действительного залога. Отдельно обсуждается вопрос о природе данных явлений, которые могут быть признаны результатом контактов идиша с другими языками или внутриструктурной инновацией. Ключевые слова: грамматическая семантика, двойной перфект, идиш, пассивный залог, перфект, результатив, ретроспективный сдвиг.

Золян, С. Т.
Вновь о соотнесенности языка и генетического кода / С. Т. Золян // Вопросы языкознания. - 2016. - N 1. - С. 114-132. - Библиогр.: с. 129-132.

С самого начала зарождения генетики было осознано глубинное сходство между языком и процессами обработки и передачи генетической информации. Еще в 1970 г. Р. Якобсон сформулировал проблему соответствий между языком и генетическим кодом как кардинальную для лингвистики. Были предприняты попытки дешифровки кодирующих белки нуклеодидных последовательностей. Однако они не привели к существенным результатам, поскольку эти методики были слабо связаны с методами современной лингвистики, они ограничивались процессами декодирования, что в лучшем случае позволяет составить словарь единиц, но не описать язык и выявить определяющие для коммуникации структуры смысла и текста. Так, до сих пор остаются невыясненными функции порядка 90% некодирующих последовательностей ДНК. В должной мере не учитывалось то, что только текст (а не знак) может рассматриваться как объект процесса создания — передачи — сохранения — преобразования информации. Между тем новейшие открытия показали возможность управления трансгенной экспрессией посредством мыслительной деятельности, что подтверждает необходимость рассматривать процессы обработки генетической информации как коммуникацию. Предлагается рассматривать геном как гипертекст, состоящий из упорядоченного подмножества других текстов. Текст может быть рассмотрен как квазиорганизм, обладающий памятью, креативно-когнитивными характеристиками и коммуникативным потенциалом, а клетка (ее рибосома) — как обладающая квазиинтеллектом и способностью оперировать абстрактными семиотическими последовательностями. В качестве фрагмента подобного описания мы предлагаем рассмотреть синтез белка (генетическую трансляцию) как лингво-семиотический процесс, показав, что «чтение» клеткой генетической информации разделяет сущностные характеристики «чтения» текста человеком. Предварительные результаты позволяют углубить отмеченные еще Р. Якобсоном фундаментальные характеристики, сближающие язык и генетический код, и добавить новые: аналог дихотомии языка и речи, знаковый характер генетической информации (наличие означающего и означаемого), разграничение между знаком в системе (type) и в тексте (token).
Ответить