Страница 6 из 6

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Естественные науки

Добавлено: 13 мар 2019, 11:49
Angel
География в школе. - 2018. - N 8.


Родионова, И. А. Особенности получения информации и статистики для исследований мировой промышленности [Текст] / И. А. Родионова // География в школе : [0+] : теорет. и науч. - метод. журн. - 2018. - N 8. - С. 3-8.
В статье автор анализирует различные источники информации для анализа мировой промышленности.

Ковалев, С. Н. Геопластика в географии [Текст] / С. Н. Ковалев, О. А. Борсук // География в школе : [0+] : теорет. и науч. - метод. журн. - 2018. - N 8. - С. 8-17.
В статье авторы рассматривают понятие геопластика, анализируют взаимосвязь планировки городов в зависимости от его назначения и особенностей рельефа на примере городов России и мира.

Саренко, Г. И. Смысловое чтение на уроках географии [Текст] / Г. И. Саренко // География в школе : [0+] : теорет. и науч. - метод. журн. - 2018. - N 8. - С. 18-28.
Автор в статье рассказывает о том, что такое функциональная грамотность, о способности ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, заниматься чтением для того, чтобы использовать их содержание для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Добротина, И. Н. Формирование предметных и метапредметных компетенций: виды работы с учебно-научным текстом на уроке географии [Текст] / И. Н. Добротина, Е. Н. Давыдова // География в школе : [0+] : теорет. и науч. - метод. журн. - 2018. - N 8. - С. 28-33.
В статье рассматривается проблема поиска новых форм работы с текстом с целью обучения активному восприятию и адекватному пониманию его содержания для дальнейшего эффективного использования этого содержания в учебных и бытовых ситуациях – проблема овладения образовательными текстовыми технологиями. Примеры заданий позволяют проиллюстрировать специфику работы по формированию читательской грамотности на уроках географии с использованием знаний и умений, полученных на уроках русского языка.

Дмитрук, Н. Г. Самореализация личности учащихся в процессе творческой познавательной деятельности [Текст] / Н. Г. Дмитрук, В. А. Низовцев // География в школе : [0+] : теорет. и науч. - метод. журн. - 2018. - N 8. - С. 33-41.
Авторы изучают педагогические условия, которые необходимы для обеспечения процессов саморазвития и самореализации школьников в процессе творческой познавательной деятельности.

Полякова, С. Д. Популярные и малоизвестные туристские объекты Южного Прибайкалья, или Как географу объять необъятное [Текст] / С. Д. Полякова, Л. А. Нестерова // География в школе : [0+] : теорет. и науч. - метод. журн. - 2018. - N 8. - С. 41-46.
Южное Прибайкалье – регион, обладающий огромным туристским потенциалом. Здесь находятся хорошо известные объекты, такие как Кругобайкальская железная дорога, курорт Аршан и другие. Но также здесь есть достопримечательности, которые ускользают от глаза путешественника, особенно в условиях нехватки времени. В статье охарактеризован маршрут охватывающий разнообразные объекты Южного Прибайкалья. Уделено внимание природным особенностям территории, а также рассмотрены социально-экономические аспекты. Дана временная привязка каждого этапа маршрута.

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Естественные науки

Добавлено: 15 ноя 2019, 11:48
Angel
Биология в школе. - 2019. - № 2.

Айдарбаева, Д. К. О перспективах использования полезных дикорастущих растений Казахстана [Текст] / Д. К. Айдарбаева, Г. А. Шолпанкулова, Д. К. Джарылкапова // Биология в школе. - 2019. - № 2. - С. 3-9.
В статье приведены данные многолетних исследований дикорастущих полезных растений Казахстана, дается краткая характеристика лекарственных, пищевых, алкалоидоносных растений. Также приводятся данные о возможности использования результатов исследования в школе.

Марина, А. В. Потенциал и возможности экспертной деятельности учителя биологии [Текст] / А. В. Марина // Биология в школе. - 2019. - № 2. - С. 24-27.
В статье рассмотрены возможности привлечения учителей биологии к экспертизе документов и материалов, определяющих механизмы реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Раскрыты основные проблемы, которые можно решить с их помощью.

Чередниченко, И. П. Об участии ассоциации учителей биологии в государственно-общественном управлении образованием [Текст] / И. П. Чередниченко // Биология в школе. - 2019. - № 2. - С. 28-30.
В статье проанализирован опыт создания ассоциаций учителей биологии. Рассмотрены особенности сетевого взаимодействия сообществ учителей биологии. Предложены шаги по объединению ассоциации учителей биологии на общероссийском уровне.

Павлов, И. И. Ситуационные задачи по теме "Обмен веществ и энергии" [Текст] : VIII класс / И. И. Павлов, А. И. Миронова // Биология в школе. - 2019. - № 2. - С. 31-36.
В статье представлена методика разработки и использования ситуационных задач по разделу «Обмен веществ и энергии». Описывается проблема применения разработанных ситуационных задач на уроке. Авторы полагают, что решение учащимися подобных задач не только отражает уровень сформированности их знаний и умений, но и способствует более тесной связи теории с практикой, развитию внимания и творческого воображения ребенка.

Коновалова, М. А. Дидактическая игра "Дрейф генов" [Текст] / М. А. Коновалова // Биология в школе. - 2019. - № 2. - С. 37-39.
В статье предложена авторская разработка дидактической игры, позволяющая в игровой форме имитировать случайные процессы, имеющие место в популяции при дрейфе генов, повторить и обобщить общебиологические термины. Использование математических методов повышает метапредметность подхода к изучению биологии.

Жумагулова, К. А. Современное состояние и перспективы развития школьного биологического образования в Республике Казахстан [Текст] / К. А. Жумагулова // Биология в школе. - 2019. - № 2. - С. 40-44.
В статье рассматривается построение содержания учебного предмета «биология». Отмечено, что по каждому предмету подготовлены отечественные стандарты как система, устанавливающая государственную норму общеобразовательной подготовки. Стандарты призваны обеспечить равные возможности получения общего среднего образования гражданами Казахстана независимо от национальности, языка, пола и социального положения.

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Естественные науки

Добавлено: 18 ноя 2019, 10:28
Angel
География в школе. - 2019. - № 4.

Мешечко, Е. Н. Охраняемые территории, их классификация, функциональная роль и ранжирование [Текст] / Е. Н. Мешечко, С. А. Михайловский. - (Науки о Земле) (Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география) // География в школе. - 2019. - № 4. - С. 3-11.
В статье рассматриваются различные подходы к проблемам особо охраняемых природных территорий и режимам их использования, и охраны. Авторы предлагают критерии, положенные в основу классификации охраняемых территорий и их ранжирования.

Климанова, О. А. Цели устойчивого развития и экологическое просвещение в городе [Текст] / О. А. Климанова, И. Л. Марголина. - (Науки о Земле) (Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география) // География в школе. - 2019. - № 4. - С. 11-20.
Авторы статьи проводят анализ содержания программ экологического просвещения города Москвы с точки зрения их соответствия экологической тематике целей устойчивого развития. Выявляют необходимость определения возможного тематического стандарта содержания экологического образования и просвещения в мегаполисе с акцентом на представление о городской устойчивости. Впервые обосновывается тематическое содержание такого стандарта для разных возрастных групп с учетом заявленных целей устойчивого развития до 2030 г., определяется приоритетность рассмотрения тем и набор основных вопросов для освещения.

Камерилова, Г. С. Развитие креативности на основе исследовательской деятельности обучающихся при изучении географии [Текст] / Г. С. Камерилова, М. А. Картавых. - (Теория и методика обучения и воспитания географии в школе) // География в школе. - 2019. - № 4. - С. 21-27.
В статье раскрывается значение креативности как высшей формы проявления творческого потенциала личности. Рассматривается методика развития креативности у обучающихся в ходе исследовательской деятельности при изучении географии. Показана сопряженность этапов географического исследования с уровнями развития творчества: стимульно-продуктивным, эвристическим, креативным. Каждый этап исследовательской деятельности в географическом образовании связан с определенным уровнем креативной постановки вопросов, а их последовательное введение в исследовательскую деятельность обеспечивает эффективность педагогического управления процессом становления креативной личности. Методические особенности раскрываются на примере как традиционных географических объектов исследования, так и на инновационном материале территориального туристического брендинга.

Корчажкина, О. М. Формирование инженерного мышления на уроке географии [Текст] / О. М. Корчажкина. - (Теория и методика обучения и воспитания географии в школе) // География в школе. - 2019. - № 4. - С. 28-32, 33-36.
В статье рассматриваются способы формирования инженерного мышления на уроках географии в старших классах средней школы. Устанавливается специфика инженерного мышления, характерная для дисциплин естественно-научного профиля. Приводится пример проведения урока-дискуссии по проблеме восполнения ресурсов пресной воды на Земле, построенного на привлечении различных источников знания – от учебной и научно-популярной литературы до Интернет-сайтов, теле- и радиопередач.

Хлебосолова, О. А. Урок географии в формате учебных дебатов [Текст] / О. А. Хлебосолова. - (Теория и методика обучения и воспитания географии в школе) // География в школе. - 2019. - № 4. - С. 37-50.
В статье рассматривается технология проведения учебных дебатов, направленных на формирование у школьников коммуникативных универсальных учебных действий и опыта реального общения. На примере темы «Изменение климата на Земле» обсуждаются особенности подготовки урока географии в формате дебатов. В статье предложены методические материалы для подготовки команд, проведения мероприятия и организации конкурса ревью по теме дебатов.

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Естественные науки

Добавлено: 29 янв 2021, 09:10
Полина
Вестник Московского университета. Сер. 4, Геология : журн. - 2020. - № 1.

Читать

Вестник Московского университета. Сер. 4. Геология. - 2020. – № 1. – 98 с. : схем., табл., ил. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=596017. - Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.


Содержание:
  • Дубинин Е.П., Кохан А.В., Лейченков Г.Л., Шайхуллина А.А. Тектоническое строение и эволюция южной части центрального сектора Индийского океана
  • Сначёв А.В., Сначёв В.И., Романовская М.А. Геология, условия образования и рудоносность Тургоякского гранитного массива и углеродистых отложений его западного обрамления (Южный Урал)
  • Воробей С.С., Гаранин В.К., Минервина Е.А., Посухова Т.В., Ся Вэйшен. Минералогические и геохимические особенности мантийных ксенолитов из алмазоносных кимберлитов Китая и Якутии
  • Ши Сюйдун. Регенерационное железное оруденение на месторождении Сишимэнь (северо-восток Китая)
  • Шелепов В.В., Тюкавкина О.В. Геофизические методы определения коллекторских свойств сложнопостроенных нижне-среднеюрских залежей в пределах месторождений Широтного Приобья
  • Сивкова Е.Д., Сауткин Р.С. Оценка качества коллекторских свойств и перспективы нефтегазоносности непского горизонта в Лено-Тунгусском бассейне
  • Нагорная Е.В., Бакшеев И.А., Аносова М.О., Комарова М.М., Хабибуллина Ю.Н., Япаскурт В.О., Козионов А.Е., Волкова М.М. Шеелит золоторудного месторождения Кекура (Западная Чукотка): примесные элементы и флюидные включения
  • Немченко Е.И., Липатникова О.А., Демина Л.Л., Кравчишина М.Д., Лубкова Т.Н. Распределение элементов в вертикальном разрезе донных отложений Черного моря
  • Савенко А.В., Савенко В.С., Покровский О.С. Микроэлементы в водах родников Москвы
  • Дедюлина Е.А., Василевский П,Ю., Поздняков С.П. Чувствительность расчетов инфильтрационного питания к параметру связности пор зоны аэрации
  • Челноков Г.А., Харитонова Н.А., Брагин И.В., Асеева А.В., Бушкарева К.Ю., Лямина Л.А. Геохимия редкоземельных элементов в водах и вторичных минеральных отложениях термальных источников Камчатки

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Естественные науки

Добавлено: 04 фев 2021, 09:53
Полина
Вестник Московского университета. Сер. 17, Почвоведение: журнал. - 2021. - № 1

Читать

Вестник Московского университета. Сер. 17. Почвоведение - 2021. – № 1. – 53 с. : схем., табл., ил. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=610695. - Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.

СОДЕРЖАНИЕ
Генезис и география почв
Водорастворимые компоненты почв гетеролитных сопряженных ландшафтов южнотаежной подзоны / Л. Г. Богатырев, А. И. Бенедиктова, М. М. Карпухин и др. // Вестник Московского университета. Сер. 17. Почвоведение. – 2021. – № 1. – С. 3-13.
Изучен состав водных вытяжек почв, развивающихся в пределах гетеролитного геохимического ландшафта бассейна р. Клязьмы в ее верхнем течении. Основным фактором, который определяет содержание водорастворимых компонентов, является генезис и положение почвы в ряду элементарных ландшафтов. Специфика содержания водорастворимых макро- и микроэлементов в профиле почв вне зоны антропогенного влияния зависит от их элювиально-иллювиального строения. Показано, что кальций относится к числу важнейших элементов, которые формируют специфику изучаемого гетеролитного ландшафта. Различия состава водорастворимых компонентов для каждой из почв подтверждаются результатами кластерного анализа.

Оценка динамики продукционных процессов в ландшафтах подзоны южной тайги Восточно-Европейской равнины с использованием данных дистанционного зондирования / Т. А. Трифонова, Н. В. Мищенко, П. С. Шутов, Е. П. Быкова // Вестник Московского университета. Сер. 17. Почвоведение. – 2021. – № 1. – С. 14-22.
Работа посвящена оценке влияния биотических, абиотических и антропогенных факторов на динамику продукционных процессов различных экосистем, расположенных в одной природно-климатической подзоне - южной тайге Восточно-Европейской равнины.

Сапожников, П. М. Особенности кадастровой стоимости почв земель сельскохозяйственного назначения агроландшафтов Иркутской области / П. М. Сапожников, Н. И. Гранина // Вестник Московского университета. Сер. 17. Почвоведение. – 2021. – № 1. – С. 23-30.
Определены показатели кадастровой стоимости почв в агроклиматических подзонах агроландшафтов Иркутской обл. Показана чувствительность подходов к ее расчету в разных почвенно-географических условиях. Невысокая кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения обусловлена низкими значениями агроклиматического потенциала.

Маслов, М. Н. Почвы пояса гольцовых пустынь Хибинских гор / М. Н. Маслов, А. Д. Данилова, Н. Е. Королева // Вестник Московского университета. Сер. 17. Почвоведение. – 2021. – № 1. – С. 31-37.
Представлена характеристика петроземов (типичных и гумусовых) наиболее высокогорного (гольцового) пояса Хибин, сформированных под тремя преобладающими типами растительных группировок, соответствующих разным стадиям первичной сукцессии. Для этих почв установлено отсутствие дифференциации профиля по содержанию большинства элементов, за исключением фосфора, который концентрируется в поверхностных органогенных горизонтах. По многим химическим и физико-химическим свойствам почвы гольцового пояса близки к сухоторфяно-подбурам, сформированным в нижележащем горно-тундровом поясе под кустарничковой растительностью.

Экология
Структура микробных комплексов при моделировании полиметаллического загрязнения и ремедиации агродерново-подзолистых почв / В. А. Терехова, Е. В. Федосеева, Ю. В. Бельфег и др. // Вестник Московского университета. Сер. 17. Почвоведение. – 2021. – № 1. – С. 38-45.
В условиях модельного вегетационного эксперимента (30 сут) изучены отклики микробных сообществ агродерново-подзолистых почв (Чашниково, Московская обл.) с разным содержанием органического углерода (3,86 и 1,30%) на полиметаллическое загрязнение тяжелыми металлами (Cu - 660, Zn - 1100, Pb - 650 мг/кг), обработку биоуглем (5%) и лигногуматом (0,25%).

Микотрофность Trifolium pratense L. в сукцессии лугового фитоценоза / И. С. Жебрак, Б. Г. Мазурек, О. В. Созинов и др. // Вестник Московского университета. Сер. 17. Почвоведение. – 2021. – № 1. – С. 46-51.
Охарактеризованы симбиотические отношения на примере везикулярно-арбускулярной микоризы Trifolium pratense L. на разных сукцессионных стадиях лугового фитоценоза. Показано, что функциональный потенциал симбиоза меняется в ходе сукцессии и в полной мере раскрывается в условиях климаксного ненарушенного сообщества. Продемонстрирована принципиальная возможность биологической диагностики состояния фитоценоза с помощью дискриминантного анализа по показателям индивидуального бобового растения с учетом симбиотического потенциала.

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Естественные науки

Добавлено: 19 мар 2021, 08:30
Angel
Биология в школе. - 2021. - № 1.


Зиновик, Е. В. Медведи Крыма: палеонтология и интродукция / Е. В. Зиновник, Е. П. Оксиненко. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2021. - № 1. - С. 7-16.
Статья посвящена описанию палеонтологических находок медведей в Крыму, а также вопросу возможной интродукции бурового медведя на крымских заповедных территориях. Выяснены особенности морфологии и экологии вымерших и современных представителей рода Медведи. Систематизированы данные по ископаемым медведям полуострова, и дополненные новыми сведениями.

Авдеева, Е. В. Ученый, ценивший жизнь / Е. В. Авдеева, Е. М. Белоусова. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2021. - № 1. - С. 17-23.
Рассмотрены некоторые аспекты жизни и творчества Чарлза Дарвина, направленные на расширение знаний учащихся с целью развития и воспитания ценностного отношения к науке и личности ученого. Материалы статьи представлены как в виде готовых к представлению школьников фактов и сведений, так и в виде фрагментов авторских методических разработок внеклассных и внеурочных мероприятий.

Суматохин, С. В. Биология для врачей будущего: предпрофильная подготовка по разделу "животные" / С. В. Суматохин, Е. В. Носова, Ф. Е. Чистяков. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2021. - № 1. - С. 24-33.
В статье обоснована необходимость усиления практической направленности школьного биологического образования. Раскрывается значение предпрофильной подготовки учащихся по биологии. Предложен предпрофильный школьный курс биологии животных, содержащий прикладной аспект в области биомедицины.

Герасимова, Е. К. Онлайн-презентации как средство представления электронного учебного материала по биологии / Е. К. Герасимова. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2021. - № 1. - С. 34-39.
Раскрываются возможности онлайн-презентаций в виде электронного учебного материала по биологии, приводится классификация электронных учебных материалов по особенностям предоставления контента. Предлагаются интернет-сервисы, обеспечивающие создание сетевых презентаций. Определено, что роль онлайн-презентаций может быть различной и зависит от идеи их использования, они могут носить информационно-ознакомительный, деятельностный и контролирующий характер.
Еликбаева, М. О. Учебная игра по биологии "Классификация живых организмов" / М. О. Еликбаева, Н. К. Ахметов. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2021. - № 1. - С. 48-53.
Современная система образования претерпевает серьезные изменения, особенно в области привлечения к обучению новых технологий, в том числе и игровых. При этом меняется само содержание урока, на первый план выходит совместная деятельность учащихся и учителя в рамках предложенной игровой технологии. это позволяет в благоприятных условиях целенаправленно обучать детей, формируя такие полезные для них качества как: умение критически мыслить, проводить анализ и синтез учебного материала, искать средства решения проблемы, работать в коллективе.

Воровщиков, С. Г. Овладение учащимися универсальными учебными действиями: общешкольный формат обеспечения / С. Г. Воровщиков. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2021. - № 1. - С. 55-63.
Представлен проект внутришкольной системы дидактико-методического и управленческого обеспечения освоения учащимися универсальных учебных действий, включающий обоснование социально-педагогических ценностей, представление универсальных учебных действий как деятельностного содержания метапредметного образования, краткую характеристику методических особенностей метапредметных курсов и уроков, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Морозова, Е. Е. В поисках тайн городского парка / Е. Е. Морозова, О. А. Исаева, Л. Н. Соболева. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2021. - № 1. - С. 64-71.
Рассматриваются вопросы организации исследовательского проекта экологической направленности "Тайны городского парка". Анализируется экологообразовательная, научно-исследовательская и социально-общественная деятельность студентов и школьников в ходе реализации проекта.

Кулев, А. В. Изучаем фауну России. Обыкновенная гадюка / А. В. Кулев. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2021. - № 1. - С. 72-80.
В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные составленные автором вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут фрагментарно использоваться педагогом на уроках биологии.

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Естественные науки

Добавлено: 22 мар 2021, 10:08
Angel
География в школе. - 2021. - № 1.

Баранчиков, Е. В. Мировое зерновое хозяйство / Е. В. Баранчиков. - (Науки о Земле) (Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география). - Текст : непосредственное // География в школе. - 2021. - № 1. - С. 4-11.
Автор рассматривает значение зерновых культур, характеризует их различные виды, объемы и географию производства.

Рыкунова, Е. С. К вопросу изучения иерархии крупнейших мировых языков / Е. С. Рыкунова. - (Науки о Земле) (Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география). - Текст : непосредственный // География в школе. - 2021. - № 1. - С. 12-21.
Рассмотрены подходы к выделению языков, имеющих мировое значение, а также к построению иерархий языков. Автор проводит анализ и сравнение рейтингов языков, составленных по разным показателям. Дана характеристика крупнейших языков мира и прогноз развития лингвистической ситуации в эпоху глобализации и интернационализации.

Воронина, М. А. Акамас – национальный парк Кипра / М. А. Воронина. - (Науки о Земле) (Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география). - Текст : непосредственный // География в школе. - 2021. - № 1. - С. 21-24.
Автор описывает один из заповедных районов Республики Кипр – национальный парк полуострова Акамас.

Рыжаков, М. В. На пути к стандартам третьего поколения / М. В. Рыжаков. - (Теория и методика обучения и образования географии в школе). - Текст : непосредственный // География в школе. - 2021. - № 1. - С. 25-30.
Автор рассуждает о проблемах российского образования.

Саренко, Г. И. Конкурс "Лучший учитель географии" – это этап в жизни / Г. И. Саренко. - (Теория и методика обучения и воспитания географии в школе) (Всероссийский профессиональный конкурс "Лучший учитель географии"). - Текст : непосредственный // География в школе. - 2021. - № 1. - С. 31-35.
С 28 сентября по 5 октября 2020 г. в г. Нижний Новгород прошел Всероссийский профессиональный конкурс "Лучший учитель географии".

Царегородцева, Я. В. Конкурсный урок по теме "Атмосферное давление вокруг нас" / Я. В. Царегородцева. - (Теория и методика обучения и воспитания географии в школе) (Всероссийский профессиональный конкурс "Лучший учитель географии"). - Текст : непосредственный // География в школе. - 2021. - № 1. - С. 35-41.
Автор представляет конспект конкурсного урока для учащихся 6 класса.

Мартыненко, О. Ю. Сценарий урока по теме "Мировой океан и его части" / О. Ю. Мартыненко. - (Теория и методика обучения и воспитания географии в школе) (Всероссийский профессиональный конкурс "Лучший учитель географии"). - Текст : непосредственный // География в школе. - 2021. - № 1. - С. 41-44.
Автор представляет конспект конкурсного урока для учащихся 6 класса.

Каткова, О. А. Роль ассоциации учителей-предметников Тюменской области в совершенствовании профессионального мастерства / О. А. Каткова, Н. Г. Ионина. - (Теория и методика воспитания и образования географии в школе). - Текст : непосредственный // География в школе. - 2021. - № 1. - С. 52-55.
Педагогические ассоциации являются дополнительным средством общения, средой для обмена опытом, накопления и хранения педагогической информации, создания необходимых условий для повышения уровня профессиональных компетентностей и эффективного сотрудничества педагогов.

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Естественные науки

Добавлено: 02 фев 2023, 09:45
Elen
Биология в школе. – 2022. - № 8.

Кирбаева, Н. В. Особенности сна у детей школьного возраста / Н. В. Кирбаева. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2022. - № 8. - С. 3-10.
В статье рассмотрены физиологические и поведенческие особенности детского сна в школьном возрасте, факторы, влияющие на его качество и продолжительность. Даны практические рекомендации по выстраиванию подходящего для ребенка режима сна и бодрствования.

Барсукова, Т. В. Разработка учебно-познавательных заданий по биологии на основе системно-деятельностного подхода / Т. В. Барсукова, М. П. Сухлоев. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2022. - № 8. - С. 11-17.
В статье рассматривается проблема реализации системно-деятельностного подхода с учетом состояния сегодняшней дидактической базы учебного процесса. На конкретных примерах по основным познавательным операциям предлагаются разработанные технологические карты учебной деятельности обучающихся с актуализацией познавательных УУД.

Безух, К. Е. Освоение биологической терминологии посредством игровых приемов обучения / К. Е. Безух, Н. Л. Иванова, А. Э. Авакян. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2022. - № 8. - С. 18-38.
Рассматривается необходимость изучения выпускниками школ и студентами вузов большого объема биологической терминологии. Показана возможность освоения данного материала посредством некоторых игровых приемов. Приводится краткое описание разработанных авторами терминологических игр.

Кулев, А. В. К вопросу об изучении поведения животных и трактовке его результатов / А. В. Кулев. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2022. - № 8. - С. 39-45.
Рассмотрены различные аспекты поведения животных, приведены примеры, дан анализ традиционных тенденций и ошибок при непрофессиональном изучении поведения животных, а также при трактовке полученных результатов.

Суматохин, С. В. Формирование креативности у будущего учителя биологии / С. В. Суматохин, А. Д. Ногербек, Ж. Б. Чилдибаев. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2022. - № 8. - С. 46-53.
В статье рассматриваются теоретические основы феномена креативной компетентности педагога, доказывается самостоятельность данного образования по отношению к профессиональной компетентности. Экспериментальным путем доказана эффективность формирования креативной компетентности учителя-словесника, при этом использовались такие методы, как интервьюирование и анкетирование, биографический метод, диагностика по экспресс-методу Р. Джонсона и методике Дж. Рензулли, авторские методики.

Алексеев, С. В. Учитель экологии, которого мы хотим: методический контекст / С. В. Алексеев. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2022. - № 8. - С. 54-60.
В статье сделана попытка спроектировать модель современного учителя экологии, определены его ключевые методические компетенции, осмыслены результаты педагогического исследования самооценки учителей собственных профессиональных достижений и дефицитов; предложены варианты инновационных форматов повышения квалификации и самообразования учителей экологии.

Петрищева, Г. С. Обучение биологии с использованием образовательной платформы ГлобалЛаб / Г. С. Петрищева, Н. С. Карева. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2022. - № 8. - С. 62-66.
В настоящее время необходимо уметь находить и извлекать нужную информацию и на основе ее получать новые, подчас необычные знания об уже известных ранее объектах. Мы говорим о важности обучения подрастающего поколения умениям пользоваться информационными ресурсами. Большими возможностями для формирования и развития таких умений обучающихся обладает образовательная платформа ГлобалЛаб.

Выродов, И. В. Использование метода атомно-абсорбционной спектрофотометрии в проектной деятельности по биологии и экологии / И. В. Выродов, А. Н. Ховрин. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2022. - № 8. - С. 67-70.
Представлен опыт использования метода атомно-абсорбционной спектрофотометрии в проектной деятельности по биологии и экологии. Возраст обучающихся, включенных в работу - 10-17 лет. Показана методика и этапы пробоподготовки. Даны примерные результаты и их обсуждение.

Изучаем флору Дальнего Востока России. Орех маньчжурский / Н. В. Репш, А. С. Коляда, А. Н. Белов, С. А. Берсенева. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2022. - № 8. - С. 71-77.
Внеурочные занятия по биологии в школе позволяют существенно расширить знания учащихся о различных представителях флоры Дальнего Востока России, в том числе Приморского края.

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Естественные науки

Добавлено: 24 ноя 2023, 10:03
Полина
Биология в школе. - 2023. - № 1.


Иванищев, В. В. Рибосомы и биосинтез белка / В. В. Иванищев. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 3-9 : рис., табл.
Биосинтез белка – один из наиболее хорошо изученных процессов. Однако накопленные экспериментальные результаты показали его значительную сложность.

Смелова, В. Г. Учебно-исследовательская и проектная деятельность по биологии в условиях обновления ФГОС ООО / В. Г. Смелова. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 10-17 : 2 табл.
В статье рассматриваются основные изменения в ФГОС ООО в части организации учебно-исследовательской и проектной деятельности; представлена рабочая программа учебного модуля исследовательской и проектной направленности «Строение скелета.

Хайбулина, К. В. Реализация обновленных ФГОС ООО в работе учителя биологии / К. В. Хайбулина. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 18-27.
В статье представлены особенности обновленных Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО). Переход на обновленный Стандарт предполагает внедрение ряда педагогических идей, направленных на совершенствование биологического образования, которые находят отражение не только в содержании изучаемого курса, но и в организации образовательного процесса. Рассмотрены образовательные технологии, методические приемы и методики позволяющие реализовать обновленный ФГОС ООО в обучении биологии.

Потапова, Н. А. Внеурочное занятие "Проект "Геном человека" / Н. А. Потапова. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 28-35 : 2 табл.
Внеурочное занятие знакомит учащихся с проектом «Геном человека». Для того чтобы сформировать у учащихся понимание значимости проекта, наравне с информацией о нём и полученными результатами, обсуждаются исторические предпосылки, научный и социальный контекст, а также последствия и состояние науки в изучении генома человека на настоящий момент.

Сухова, Т. С. Роль контроля биологических знаний при решении задач развития и воспитания учащихся / Т. С. Сухова. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 36-45.
В статье рассмотрены задачи обучения, воспитания и развития в ходе контроля биологических знаний. Предложены варианты проверки знаний и умений, позволяющие проверять усвоение системы биологических понятий, раскрытие взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.

Суматохин, С. В. Цифровые компетенции будущих учителей биологии при смешанном обучении / С. В. Суматохин, Ж.Ш. Есмаханова. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 46-49 : рис.
В статье рассматриваются проблемы формирования цифровых компетенций у будущих учителей биологии в Республике Казахстан на основе очного и дистанционного обучения. Обоснована необходимость организации образовательного процесса ипользованием элементов смешанного обучения.

Сапанова, Н. Д. Озеленение школьной территории как фактор формирования экологического образования и воспитания / Н. Д. Сапанова, К. Кабылбек, Д. Б. Чилдибаев. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 56-61 : 3 табл.
В статье основное внимание уделяется изучению продуктивности растений, выращенных с использованием овечьей шерсти в качестве естественного удобрения и формированию экологических знаний учащихся при озеленении школьного двора.

Степанова, Н. А. Индивидуальные информационно-исследовательские учебные проекты по ботанике / Н. А. Степанова, О. М. Павлова. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 63-72.
В статье предлагаются методические разработки индивидуальных информационно-исследовательских учебных проектов по ботанике, которые могут выполнять учащиеся IX классов. Каждая инструктивная карточка предлагаемых проектов содержит план теоретической части проектного исследования и подробные рекомендации по подготовке, проведению, подведению итогов эксперимента, и защите проекта.

Кулев, А. В. Изучаем фауну России. Краснозобая казарка / А. В. Кулев. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 1. - С. 73-80.
В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут использоваться и на уроках биологии.

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Естественные науки

Добавлено: 24 ноя 2023, 11:19
Полина
Биология в школе. - 2023. - № 2.


Березина, Е. С. Бешенство – смертельно опасная инфекция / Е. С. Березина. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 3-12 : 6 фот., граф.
В статье представлены материалы по природно-очаговой инфекции бешенство. Бешенству подвержены млекопитающие и птицы. Заболевание опасно для диких, домашних, сельско-хозяйственных животных, человека. Описаны пути распространения инфекции, взаимосвязь эпизоотий диких и домашних животных, заражение людей бешенством, локализация ран после нападения животных разных видов. Несмотря на значительные достижения медицины бешенство остается опасным заболеванием со стопроцентной летальностью.



Князев, Ю. П. Происхождение и ранние этапы эволюции птиц / Ю. П. Князев, А. П. Князев. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 13-18 : 5 фот.
В статье анализируются генезис и ранние этапы эволюции птиц. Показано их разделение на ящерохвостую и веерохвостую ветви. Ящерохвостая ветвь (археоптерикс, энанциорнис) образовала тупиковую ветвь эволюции птиц. Веерохвостая эволюционная ветвь началась от мелких псевдозухий и ее эволюционный путь, вероятно, лежит через группу протоависа.

Полещук, П. В. О необходимости использования иллюстративных материалов при обучении биологии в школе / П. В. Полещук, Е. Н. Арбузова. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 19-25 : 10 фот.
На современном этапе использование иллюстративных материалов в образовательном процессе особенно актуально. Авторы рассматривают разнообразные жанры иллюстраций, приводят примеры их использования при обучении биологии, делают акцент на необходимости более полного их использования в современной учебной литературе.

Лазарева, О. Л. Изучение грибов в школьном курсе биологии. Лабораторные работы / О. Л. Лазарева. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 26-33 : 4 рис.
В статье анализируется перечень лабораторных и практических работ по грибам, рекомендуемых Примерными программами по биологии основной и средней школы. Приводятся материалы для теоретического изучения микологических объектов. Предлагаются подробные инструкции по проведению лабораторных работ. Особое внимание уделено сложным вопросам, которые могут возникнуть при практическом изучении этих организмов

Комарова, Е. В. Близнецовый метод в школьном курсе биологии / Е. В. Комарова. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 34-42 : 2 табл.
В статье охарактеризован близнецовый метод как один из методов генетики человека, изучаемый в старших классах. Обобщены допущения, недостатки и трудности метода. Подчеркнута важность формирования представлений о его сути в связи с ограниченностью гибридологического метода. Рассмотрены задачи для решения на уроках генетики, направленные на усвоение представлений о сути близнецового метода, связанных с ним основных понятий. Сделан акцент на преимуществе обсуждения результатов решения задач, в ходе которого формируется методологическая компетентность учащихся.

Михайлов, Н. Г. Практическая реализация культуры здоровья / Н. Г. Михайлов, Д. М. Смолева. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 43-49 : 5 табл.
В статье уточнено содержание понятия «культура здоровья» в различных предметных областях. Предложены практические подходы к контролю культуры здоровья, как части инновационной физической культуры. Разработана методика формирования культуры здоровья с использованием интерактивных и информационных технологий. В работе описаны практические подходы использования интерактивных технологий по формированию культуры здоровья учеников IX классов на уроках физической культуры с применением современных гаджетов. Приведена динамика показателей культуры здоровья в условиях цифровизации занятий по физической культуре.

Суматохин, С. В. Обучение биологии с использованием методики предметно-языкового интегрирования в Казахстане / С. В. Суматохин, М. Т. Сатаев. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 50-54 : рис.
В статье обоснована актуальность разработки методики предметно-языкового интегрирования при подготовке учителей биологии в Казахстане. Предлагаемая методика позволяет формировать у будущих учителей биологии коммуникативную профессионально-направленную компетенцию за счет преподавания биологических дисциплин на иностранном языке. Рассмотрены перспективы использования методики предметно-языкового интегрирования при обучении биологии в Казахстане.

Борзова, З. В. Возможности предмета "Биология" для формирования патриотизма у школьников / З. В. Борзова. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 56-62.
Статья посвящена возможностям предмета «биология» для формирования патриотизма у школьников. Раскрываются понятия «патриотизм», «национализм», «нацизм». Приводятся примеры, с помощью которых закладываются основы патриотизма.

Фортус, А. В. Организация внеаудиторной работы по биологии с использованием ресурсов медиаобразования / А. В. Фортус. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 63-70 : рис., табл.
В статье рассматриваются особенности развития функциональной грамотности обучающихся с использованием ресурсов медиаобразования во внеаудиторной работе по биологии, представлен педагогический опыт реализации различных форм внеаудиторной деятельности по разделам «Основы генетики и селекции», «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение».

Кулев, А. В. Изучаем фауну России. Росомаха / А. В. Кулев. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 71-77, [3-я с. обл.] : ил.
В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут использоваться педагогом и на уроках биологии.

Репш, Н. В. Изучаем флору Дальнего Востока России. Сосна густоцветковая / Н. В. Репш, А. Н. Белов, О. Ю. Приходько. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 78-80 : фот.
На территории Приморского края (Дальний Восток России) в XI–XIII в. располагалась империя чжурчжэней. Она существовала задолго до «Великого Китая» и отличалась высочайшими по тем временам технологиями. Кроме того, ее жители создали удивительную систему распределения редких растений на территории своего государства. Иными словами, растения в Приморье не просто росли, их специально селекционировали, выращивали и рассаживали. Эту особенность приметил академик В.Л. Комаров и русский ботаник и географ В.К. Арсеньев, который исследовал Приморье в 1902–1910 г. Один из уникальных реликтовых видов того времени – сосна густоцветковая (Pinus densiflora Siebold et Zucc.)

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Естественные науки

Добавлено: 24 ноя 2023, 11:38
Полина
Биология в школе. - 2023. - № 3.


Тимофеев, А. Н. Цвета в природе и жизни человека / А. Н. Тимофеев. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 3-9 : ил.
В статье рассматриваются вопросы цветовосприятия человеком. Описываются природа цветовой гаммы и классификация основных цветов, тонов и оттенков. Показано изменение окраски цветков в зависимости от условий обитания растений. С биологических позиций обосновывается проявление окраски у представителей лилейных в разных частях их ареала и у разных видов лилий при их пространственном распространении.

Похлебаев, С. М. Модель взаимосвязи метаболических процессов растительной клетки как метапредметная основа изучения физиолого-биохимических явлений / С. М. Похлебаев, Н. В. Ефимова, В. С. Елагина. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 10-16 : 2 рис.
При формировании метапредметных компетенций особое значение приобретает моделирование как сопряженная технология познания. Выход биологии на молекулярный и субмолекулярный уровни, а также прогрессирующая тенденция к интеграции естественно-научных знаний предопределяют запрос на разработку идеальных моделей высокого уровня обобщенности, которые послужат метапредметной основой для интеграции знаний в рамках курса биологии. Разработанная авторами общая модель взаимосвязи метаболических процессов растительной клетки направлена на достижение поставленной цели.

Бусарова, Н. В. Использование онлайн-платформы CoreApp при изучении школьного курса биологии / Н. В. Бусарова, А. В. Марина. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 17-24 : 12 рис.
В статье рассматриваются возможности применения онлайн-платформы CoreApp в качестве инструмента для создания и проведения уроков биологии.

Бережная, О. В. Практические умения по биологии как способ повышения эффективности обучения / О. В. Бережная. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 25-29.
В статье рассматриваются особенности практических методов обучения биологии. Приводятся основные условия формирования и развития практических умений в школьном курсе биологии.

Безух, К. Е. Мастерская генетика / К. Е. Безух. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 30-41 : 6 табл.
В статье представлен практикум для изучения основ генетики или повторения ранее изученного материала. Он состоит из пяти мини-игр, при этом каждую игру можно использовать самостоятельно. Учащиеся могут работать совместно или по группам.

Павлов, И. И. Биологические пазлы как средство систематизации понятий по разделу "Человек" / И. И. Павлов, Л. С. Семенова. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 42-47 : табл., диагр.
В статье раскрыта проблема фрагментарного усвоения учащимися учебного материала. Описываются методические условия организации занятия по изучению понятий раздела «Человек» посредством применения наглядного дидактического средства «Биологические пазлы». Приводится обоснование роли применения биологических пазлов в установке положительной мотивации, усвоении и закреплении пройденного учебного материала. В теоретической части статьи представлена идея разработки и применения биологических пазлов, направленная на системное усвоение учебного материала. Также приводится пример использования средства на уроке биологии, отражающий пошаговую организацию учебного занятия.

Поздеев, И. В. Биоиндикация качества вод по донным животным в системе экологического мониторинга водных объектов / И. В. Поздеев, Р. А. Аристова. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 48-53 : 2 табл.
В статье обосновывается выбор макрозообентоса как наиболее простой и показательной экологической группировки для оценки качества вод при проведении экологического мониторинга водных объектов. Приведено описание BMWP-индекса (и его вспомогательных оценок – ASPT и OQR) с таблицей для его определения, примерами расчета и интерпретации результатов. Применение BMWP-индекса позволяет повысить качество результатов и их сравнимость при выполнении исследовательских работ школьниками.

Шалашова, М. М. STEAM решения в естественно-научном образовании / М. М. Шалашова, О. В. Кукушкина. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 55-59.
Развитие естественно-научного образования, повышение интереса обучающихся к данной области знаний и учебным исследованиям является приоритетной задачей. Авторы отмечают, что STEAM-подход к проектированию образовательного процесса по предметам естественно-научного цикла, в том числе биологии, – одно из перспективных решений. В статье рассмотрены особенности отбора содержания и условий обучения в школе при междисциплинарном проектировании учебных заданий, организации исследований, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Меркулова, А. С. Проблема демонстрационного эксперимента по биологии в школе / А. С. Меркулова, В. С. Пичугин. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 60-67 : 15 рис.
Развитие естественно-научного образования, повышение интереса обучающихся к данной области знаний и учебным исследованиям является приоритетной задачей. Авторы отмечают, что STEAM-подход к проектированию образовательного процесса по предметам естественно-научного цикла, в том числе биологии, – одно из перспективных решений. В статье рассмотрены особенности отбора содержания и условий обучения в школе при междисциплинарном проектировании учебных заданий, организации исследований, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Кулев, А. В. Изучаем фауну России. Богомолы / А. В. Кулев. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 68-74, [3-я с. обл.] : ил.
В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут использоваться и на уроках биологии.

Изучаем фауну Дальнего Востока России. Дальневосточный леопард / Н. В. Репш, С. А. Берсенева, А. Н. Белов, А. С. Коляда. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 3. - С. 75-80 : фот., 2 рис.
Внеурочные занятия по биологии в школе позволяют существенно расширить знания учащихся о различных представителях фауны Дальнего Востока России, в том числе и Приморского края. Материалы данной статьи помогут учителю при проведении этих занятий, а предлагаемые вопросы и задания нацелены на развитие мышления у школьников.

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Естественные науки

Добавлено: 26 апр 2024, 10:02
Полина
Биология в школе. - 2023. - № 6.


Степура, Е. Е. Становление и развитие электрофизиологии в конце XVIII — первой половине XIX вв. / Е. Е. Степура. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 6. - С. 3-14 : 11 фот. - Библиогр.: с. 13-14.
В статье представлены основные этапы развития электрофизиологиив конце XVIII – в первой половине XIX вв., названы имена ученых, разрабатывавших фундаментальные аспекты электрофизиологии. В период становления электрофизиологии и электрокардиографии и в настоящее время отечественные исследователи были и остаются активными участниками разработки преимущественно прикладных разделов электрофизиологического исследования сердца.

Ибрагимова, А. А. Социальные сети и начинающий учитель биологии: риски и возможности для развития / А. А. Ибрагимова, С. В. Суматохин. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 6. - С. 15-20. - Библиогр.: с. 19-20.
В статье анализируется влияние социальных сетей на обучение подростков. Предложены формы социально-педагогической деятельности начинающего учителя биологии. Для безопасности пребывания в киберпространстве образовательный процесс по биологии должен быть направлен на развитие у школьников навыков установления связей между событиями, общения в виртуальной реальности.

Бережная, О. В. Основные направления деятельности учителя при подготовке обучающихся к олимпиаде по биологии / О. В. Бережная, Е. Н. Прохорчук. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 6. - С. 21-39 : 6 рис. - Библиогр.: с. 39.
Перед современной системой образования стоит задача развития и поддержки одаренных школьников. На поиск, поддержку и сопровождение таких учеников направлены, в частности, предметные олимпиады. Они повышают их интерес к науке, развивают творческий потенциал и познавательную активность, способствуют профессиональной ориентации и жизненному успеху в будущем. В статье рассматриваются основные виды деятельности учителя, входящие в систему подготовки школьников к олимпиаде по биологии.

Тавасиева, А. Б. Контроль выполнения домашнего задания по биологии и его влияние на результаты независимых диагностик / А. Б. Тавасиева. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 6. - С. 40-49 : 6 граф. - Библиогр.: с. 48-49.
В статье анализируется необходимость систематического контроля выполнения домашнего задания по биологии, и его влияние на результаты независимых диагностик, в частности диагностик Московского Центра Качества Образования. Приводятся примеры возможных способов контроля проверки домашнего задания в различных формах (устная, письменная, игровая). Предлагаются основные формы контроля выполнения домашнего задания. Демонстрируются результаты диагностик МЦКО по биологии в классах с базовым и расширенным изучением предмета. Особое внимание уделено возможности поступления в классы городских проектов, на основе результатов диагностик МЦКО.

Кабаян, О. С. Анализ внетекстового компонента учебников биологии Туркменистана / О. С. Кабаян, Н. В. Кабаян. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 6. - С. 50-59 : 3 табл., 6 рис., 2 фот. - Библиогр.: с. 59.
В статье раскрыта роль внетекстового компонента учебника в процессах обучении и воспитания школьников, а также проведен анализ иллюстраций, рисунков, лабораторного практикума, заданий и вопросов, представленных в учебниках по биологии Туркменистана.

Кулев, А. В. Изучаем фауну России. Серая жаба / А. В. Кулев. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 6. - С. 61-69 : 6 фот. - Библиогр.: с. 68-69.
В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные вопросы и задания, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут использоваться педагогом и на уроках биологии.

Тимофеев, А. Н. Внеурочная работа школьников с природным материалом / А. Н. Тимофеев. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 6. - С. 79-80 : 3 фот. - Библиогр.: с. 80. - Продолж. Начало: № 5, 2023.
В статье рассматриваются вопросы использования природных материалов для составления зимних букетов, панно, икебан, миниатюрных открыток, фигур сказочных персонажей. Даются рекомендации по технике использования природных материалов в изобразительном искусстве. Приводится описание растений и их частей, которые можно использовать в изобразительном творчестве. Уделяется особое внимание формированию у детей потребности бережного отношения к природе, умению видеть и понимать ее красоту.