НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Актуальное в периодических изданиях, поступивших в библиотеку. Аннотации к статьям.

Модератор: Полина

Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 03 мар 2017, 12:22

Физика в школе. - 2016. - № 8.


Глазунов, А. Т. Профессор, опередивший время [Текст] / А. Т. Глазунов, В. Г. Разумовский. - (Слово об Учителе) // Физика в школе. - 2016. - № 8. - С. 3-6.
Посвящено педагогическим взглядам и педагогической практике выдающегося ученого В. А. Фабриканта. Рассматриваются его взгляды на содержание физического образования, его оптимизацию, методы изучения физики, их связь.

Разумовская, И. В. Материалы и наноматериалы современной техники в курсе физики общеобразовательной школы [Текст] / И. В. Разумовская, Н. В. Шаронова, Е. А. Мишина. - (Современные материалы: универсальная межпредметная тематика в курсе физики) // Физика в школе. - 2016. - № 8. - С. 7-9.
Формулируется проблема недостаточного внимания к политехническому образованию школьников при обучении физике и предлагается сделать базой знакомства учащихся с современной техникой, включив практически во все темы школьного курса физики вопросы о свойствах, способах получения и применения современных материалов и наноматериалов.

Одинцова, Н. И. Подготовка к ЕГЭ по разделу "Механика" [Текст] / Н. И. Одинцова, Л. А. Прояненкова, Е. В. Старцева. - (Готовимся к ЕГЭ) // Физика в школе. - 2016. - № 8. - С. 10-16.
Описаны этапы подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ по разделу "Механика" на примере темы "Законы сохранения в механике".

Кондратьев, А. С. Интуитивное и логическое при изучении физики в средней школе [Текст] / А. С. Кондратьев, Л. А. Ларченкова, Т. С. Новикова. - (Методика. Обмен опытом) // Физика в школе. - 2016. - № 8. - С. 17-24.
Обсуждается проблема сочетания логических и интуитивных методов в научном познании, их значение при обучении физике в средней школе и роль наглядности в формировании физического мышления.

Алексеев, О. А. Из опыта работы по созданию модели и механизмов интеллектуальной среды на примере решения задач по физике в VII классах [Текст] / О. А. Алексеев. - (Педагогические технологии) // Физика в школе. - 2016. - № 8. - С. 25-31.
Представлена педагогическая технология решения задач по физике в 7 классе. Показан один из фрагментов методического пособия "Методическое пособие по решению задач по физике для 7-9 классов".

Томашев, В. Н. Некоторые аспекты организации проектно-исследовательской деятельности в классах медицинского профиля [Текст] / В. Н. Томашев. - (Профильное обучение) // Физика в школе. - 2016. - № 8. - С. 32-37.
Речь идет о преподавании физики в классах медицинского профиля. Показаны примеры проведения экспериментальной проверки задач, приведенных в учебниках физики.
Петрова, Е. Б. Использование методов медицинской диагностики для проектной деятельности учащихся [Текст] / Е. Б. Петрова, Г. М. Чулкова. - (Профильное обучение) // Физика в школе. - 2016. - № 8. - С. 38-43.
Рассказано о том, как можно организовать проектную деятельность учащихся с использованием бытовых медицинских приборов. Такие приборы интересны и как объекты исследования, и как инструмент для исследования.

Ермакова, Е. В. Реализация регионального компонента на интегрированном занятии (на примере Тюменской области) [Текст] / Е. В. Ермакова, Л. В. Губанова. - (Задачи и вопросы) // Физика в школе. - 2016. - № 8. - С. 44-50.
Речь идет о разработке содержания регионального компонента и включения его в учебный процесс. Предлагается материал по географии Тюменской области, который может быть использован на занятиях по физике.

Хаджи, П. И. Нестандартные задачи термодинамики [Текст] / П. И. Хаджи, Н. С. Штацкая. - (Задачи и вопросы) // Физика в школе. - 2016. - № 8. - С. 51-55.
Приводится решение нестандартных задач термодинамики, в которых рассматривается установление не только термодинамического, но также механического равновесия.
Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 30 мар 2017, 11:39

Физика в школе. - 2017. - N 1.


Щербаков, Р. Н. Фарадей о науке и занятиях ею [Текст] / Р. Н. Щербаков // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2017. - N 1. - С. 3-10.
Творчество М. Фарадея служит поучительным для нас примером по той причине, что, во-первых, он через самообразование смог заняться наукой; во-вторых, добился в ней выдающихся результатов, максимально используя качественные представления о природных явлениях, рационально при этом размышляя с применением интуиции, приводящей его к гениальным теоретическим прозрениям; и, в-третьих, не забывая и о популяризации научных знаний для детей и значимости развития физики для понимания природы в целом.

Бражников, М. А. "Физические прогулки" по музею истории Москвы [Текст] / М. А. Бражников, О. А. Сафронова // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2017. - N 1. - С. 11-15.
В статье предложены вопросы и задачи, основанные использовании призматических стекол в окнах для освещения подвальных помещений дневным светом. Также затронута проблема методики обучение физике: сужение области внешкольного опыта учащихся, соответствующего непосредственному применению законов физики, изучаемых в школе.

Вараксина, Е. И. Внеурочная проектная деятельность школьников и проблемное обучение на уроках физики [Текст] / Е. И. Вараксина, В. В. Майер // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2017. - N 1. - С. 23-29.
Рассмотрена методика создания проблемных ситуаций на уроках физики, обеспечивающая выполнение требований ФГОС относительно интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся. Проблемная ситуация возникает при демонстрации школьником опыта, подготовленного в результате выполнения проекта по учебному исследованию физического явления. Дана модель совместной деятельности учителя и ученика при подготовке и демонстрации явления переноса электрического заряда. Приведены методические рекомендации для учителя по организации внеурочной проектной деятельности школьников, направленной на создание проблемных ситуаций на уроках физики.

Разумовская, И. В. Материалы с малой плотностью [Текст] / И. В. Разумовская, Н. В. Шаронова, Е. А. Мишина // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2017. - N 1. - С. 16-22.
Статья открывает серию публикаций для учителя, посвященных свойствам, способам получения и применениям современных материалов и наноматериалов. В качестве примера рассматриваются материалы с малой плотностью – «легкие» материалы.

Калугина, Л. И. Экологическое образование учащихся в процессе изучения темы "Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания" [Текст] / Л. И. Калугина // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2017. - N 1. - С. 29-33.
Экологические проблемы важнейшие из мировых проблем человечества. От взаимоотношений с экологией зависит и нынешняя судьба каждого из нас. Бережное отношение к природе, экологическое сознание воспитывается в человеке с детства. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения является одним из важнейших направлений в работе каждого учителя.
Вершинина, Л. Н. Опыт работы Университетского лицея № 1511 по развитию исследовательских способностей обучающихся [Текст] / Л. Н. Вершинина // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2017. - N 1. - С. 34-36.
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей организации работы в лицее по мотивации лицеистов к исследовательской деятельности, вопросы организации учебной практики школьников на кафедрах университета. Авторы обосновывают выполнение в лицее требований ФГОС, предъявляемых к образовательной программе в части, касающейся индивидуального проекта, как особой формы организации деятельности обучающихся, рассказывают о работе в лицее на уроках экспериментальной физики и кружках по воспитанию проектно-исследовательской культуры.

Плотницкая, Л. В. К вопросу о воспитании гражданских качеств личности при изучении физики [Текст] / Л. В. Плотницкая // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2017. - N 1. - С. 37-40.
В статье рассматривается воспитательный аспект курса физики. Предлагается тема, при обсуждении которой, возможно выполнить требование ФГОС и внести «существенный вклад в развитие личности ученика, воспитывать его, формировать у него диалектическое мышление, учить ориентироваться в шкале культурных ценностей»
Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 03 май 2017, 15:30

Физика в школе. - 2017. - N 2.

Разумовский, И. В. Материалы с отрицательным коэффициентом [Текст] / И. В. Разумовский, Н. В. Шаронова, С. А. Бедин // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2017. - N 2. - С. 5-11.
В работе [1] мы поставили задачу введения во все разделы курса физики в основной школе соответствующих сведений о материалах и наноматериалах современной техники. Первая статья из серии была посвящена материалам с малой плотностью [2]. В данной статье рассматриваются необычные материалы с отрицательным коэффициентом преломления, на примере которых учащиеся могут потренироваться в построении изображения при наличии падающего и преломленного луча. Возникающие при этом задачи, в частности, связанные с проблемой невидимости и преодолением дифракционного предела, могут их заинтересовать своей экстравагантностью и вместе с тем актуальностью. Темы уроков: 1) законы преломления; 2) решение задач (построение изображения в зеркале, ход лучей в плоскопараллельной пластинке); 3) урок обобщения и систематизации знаний по геометрической оптике; 4) обобщающий урок по теме «Колебания и волны» в XI классе.

Березина, О. Я. К вопросу об особенностях задач с развернутым решением в ЕГЭ по физике [Текст] / О. Я. Березина, Е. Л. Казакова, О. В. Сергеева // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2017. - N 2. - С. 12-18.
В статье проведен анализ вопросов курса физики, вызывающих наибольшие затруднения у выпускников школ, на примере заданий из вариантов ЕГЭ 2016 года. Приведенный анализ может помочь учителям физики при подготовке школьников к ЕГЭ, а преподавателям физики технических вузов при выборе материала для формирования целостной естественнонаучной картины мира у студентов.

Фадеева, А. А. Интеграция содержания естественнонаучного образования в современной школе: состояние, проблемы, перспективы [Текст] / А. А. Фадеева // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2017. - N 2. - С. 19-27.
В статье приведены приоритетные направления интеграции естественнонаучных знаний, показана взаимосвязь НКМ-ЕНКМ-ФКМ, рассмотрены этапы введения интегрированных курсов естествознания и физики в основной и средней школе с указанием концептуальных идей.
Вараксина, Е. И. Повышение доказательности демонстрационного эксперимента: учебно-исследовательский проект по правила Ленца [Текст] / Е. И. Вараксина, В. В. Майер // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2017. - N 2. - С. 28-33.
Предложена методика организации ученического проекта по созданию демонстрационного прибора для экспериментального обоснования правила Ленца. В проекте учащиеся изготавливают модель индукционного генератора Фарадея и исследуют явление электромагнитной индукции. Результатом является подготовленная для урока физики серия демонстрационных опытов, показывающих существование индукционного тока, зависимость его направления от направления скорости изменения индукции магнитного поля, пронизывающего катушку, и противодействие индукционного тока вызвавшей его причине.

О левитации проводящего кольца в переменном магнитном поле [Текст] / С. А. Ходыкин [и др.] // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2017. - N 2. - С. 34-39.
Рассмотрено явление левитации проводящего кольца в неоднородном переменном магнитном поле. Приведено теоретическое и экспериментальное исследование рассматриваемого явления. Показано, что в случае преобладания индуктивного сопротивления кольца над его активным сопротивлением, сила тяжести компенсируется силой Ампера от радиальной составляющей магнитного поля катушки. Предлагается включение подобного рода исследовательских задач в школьный курс физики.

Цифровая школа проектных технологий на основе учебно-исследовательского центра [Текст] / К. Е. Заведенский [и др.] // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2017. - N 2. - С. 40-46.
В статье представлены результаты становления первой в России цифровой школы проектных технологий обучения. Представлен широкий спектр лабораторий дополнительного образования, созданный в школе для реализации полноценной проектной деятельности учащихся. Подробно рассмотрены структура и система обучения естественнонаучным предметам на базе учебно-исследовательского центра, в том числе физике, астрономии, биологии, химии как базовым дисциплинам всего естественнонаучного цикла.
Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 17 май 2018, 14:06

Физика в школе. - 2018. - N 2.


Ильин, В. А. Физика и техника высоких давлений [Текст] / В. А. Ильин, В. В. Кудрявцев, Т. А. Ширина. - (Достижения современной физики и техники) // Физика в школе. - 2018. - № 2. - С. 3-11.
Роль американского ученого П. Бриджмена в способах достижений высоких давлений.

Айзенцон, А. Е. Об эволюционных корнях дисциплины "физика" [Текст] / А. Е. Айзенцон. - (Методика. Обмен опытом) // Физика в школе. - 2018. - № 2. - С. 12-18.
Эволюция, материализуемая во внутренних и внешних органах живой системы, способствует мотивации изучения физики.

Масленникова, Ю. В. Обучение через открытие (особенности преподавания пропедевтического курса физики на примере темы "Гидростатика") [Текст] / Ю. В. Масленникова, И. В. Гребенев. - (Методика. Обмен опытом) // Физика в школе. - 2018. - № 2. - С. 18-23.
Развитие познавательных умений у учащихся при изучении пропедевтического курса физики.
Филлипова, И. Я. Эксперимент на уроке как важный элемент подготовки к выпускному экзамену [Текст] / И. Я. Филлипова. - (Готовимся к ЕГЭ) // Физика в школе. - 2018. - № 2. - С. 24-32.
Анализируются основные подходы к организации эксперимента на уроке физики при подготовке к ЕГЭ.

Долгая, Т. И. Методические рекомендации по внедрению ранней профориентации дошкольников [Текст] / Т. И. Долгая. - (Профильное обучение) // Физика в школе. - 2018. - № 2. - С. 33-37.
Одно из направлений стратегии развития российского образования - внедрение ранней профориентации дошкольников.

Леонова, Н. А. Лекторий для школьников "За границами школьного курса физики" в техническом университете [Текст] / Н. А. Леонова. - (Школа-ВУЗ) // Физика в школе. - 2018. - № 2. - С. 38-41.
Опыт организации открытого образовательного лектория.

Ерохина, Р. Я. Решение школьных задач по физике на основе теоремы о движении центра масс [Текст] / Р. Я. Ерохина, Ю. А. Иванова. - (Задачи и вопросы) // Физика в школе. - 2018. - № 2. - С. 42-52.
Варианты решения задач по механике на основе теоремы о движении центра масс.
Аватара пользователя
Полина
Библиотекарь
Сообщения: 790
Зарегистрирован: 16 янв 2011, 20:35

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Полина » 10 мар 2021, 11:48

Физика в школе. - 2021. - № 1.

Читать

Физика в школе. - 2021. - № 1. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=611987. - Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.

СОДЕРЖАНИЕ
ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ И ТЕХНИКИ
• С.В. Гандилян, Р.В. Гандилян. Электромеханика: вчера, сегодня и завтра

Педагогические технологии
• А.В. Карпушев. Формирование у школьников представлений о границах применимости знаний на основе кейсовой технологии

ШКОЛА–ВУЗ
• О.М. Дружинина. Пути реализации связей «Школа-ВУЗ-индустриальные партнеры»

Профильное обучение
• К.П. Горшенин. Метод прогонки для расчета лестничных электрических схем

ЗАДАЧИ И ВОПРОСЫ
• А.А. Бовин. Базовые законы для решения комбинированных задач по физике
• В.В. Костюков, Л.О. Костюкова. Задача о пересечении реки
• Б.А. Мукушев. Применение метода динамической аналогии в процессе решения физических задач

ЭКСПЕРИМЕНТ
• Ю.В. Бобылев, А.И. Грибков, Р.В. Романов. Мост Уитстона: история, теория, применение, моделирование и обучение
• И.В. Гребенев, Е.В. Чупрунов. Проблемный физический эксперимент при подготовке преподавателей-исследователей в магистратуре
Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 13 апр 2021, 08:30

Вестник Московского университета. Сер. 2, Химия : науч. журн. - 2021. - Т. 62, № 2.

Читать

Вестник Московского университета. Сер. 2, Химия : науч. журн. - 2021. - Т. 62, № 2. – 108 с. : схем., табл., ил. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=613482. - Режим доступа: по подписке ШГПУ. – Текст : электронный.

Фотохимия катион-радикалов оксиранов во фреоновых матрицах при 77 К / М. Я. Мельников и др. // Вестник Московского университета. Сер. 2, Химия : науч. журн. - 2021. - Т. 62, № 2. - С. 71-85.
Обобщены данные о строении катион-радикалов (КР) различных оксиранов (эпоксидов), стабилизирующихся в фреоновых матрицах при 77 К, и особенностях их фотохимических реакций. С использованием методов квантовой химии, электронного парамагнитного резонанса (ЭПР) и низкотемпературной оптической спектроскопии установлена природа КР и продуктов их фотохимических реакций. Показано, что в зависимости от строения молекулы-прекурсора для КР могут под действием света осуществляться переходы между их открытыми и циклическими формами, реакции депротонирования с образованием С-центрированных радикалов, а также более сложные превращения. Обсуждаются возможные причины наблюдаемых эффектов.

Фотопротолитические реакции в системах, иммобилизованных на силикагеле с помощью катионного полиэлектролита / А. О. Наумова и др. // Вестник Московского университета. Сер. 2, Химия : науч. журн. - 2021. - Т. 62, № 2. - С. 86-94.
На примере классических систем с фотопереносом протона (2-нафтола и его сульфопроизводных) исследованы закономерности протолитических реакций в иммобилизованном состоянии. Установлено, что закрепление индикаторов с помощью катионного полиэлектролита приводит к смещению pKa в кислую область, причем величина смещения зависит от числа сульфогрупп в молекуле и достигает 1,2 ед. для динатриевой соли 2-нафтол-3,6,8-трисульфокислоты. При этом фотопротолитическая реакция в нижнем синглетно-возбужденном состоянии протекает так же, как для неиммобилизованного вещества, и значимого сдвига pKa * не наблюдается. Продемонстрирована возможность создания проточного сенсора кислотности среды, использующего в качестве аналитического сигнала изменение соотношения интенсивностей полос протонированной и депротонированной форм индикатора.

Григорьева, Л. Д. Расчет и свойства корреляционной размерности алканов на основе кривых молекулярного рассеяния / Л. Д. Григорьева, В. Ю. Григорьев // Вестник Московского университета. Сер. 2, Химия : науч. журн. - 2021. - Т. 62, № 2. - С. 95-101.
На основе кривых молекулярного рассеяния рассчитаны величины корреляционной размерности (D2) в ряду н-алканов C2H6…C40H82. Установлено, что значения D2 варьируют в пределах 1,10-1,22. При увеличении числа атомов наблюдается рост корреляционной размерности, а затем ее стабилизация. Исследовано влияние замены атомов водорода на атомы галогенов, а также изменение степени гибридизации атомов углерода на величины D2. Выявлена связь корреляционной размерности с другими фрактальными характеристиками молекул.

J-агрегаты астаксантина, его моно- и диэфиров / Е. А. Куликов и др. // Вестник Московского университета. Сер. 2, Химия : науч. журн. - 2021. - Т. 62, № 2. - С. 102-108.

Одновременный двухкомпонентный анализ нейзильбера методом компьютерной цветометрии / К. В. Осколок и др. // Вестник Московского университета. Сер. 2, Химия : науч. журн. - 2021. - Т. 62, № 2. - С. 109-114.
Разработан простой и доступный способ одновременного определения больших концентраций меди(II) и никеля(II) в водном растворе в виде окрашенных аквакомплексов методом компьютерной цветометрии с помощью офисного планшетного фотосканера. Адекватность предложенного подхода проверена в работе при анализе стандартного образца нейзильбера. Точность результатов определения меди и никеля в металлическом сплаве методами компьютерной цветометрии и спектрофотометрии отличается незначимо.

Осаждение аммонийуранилтрикарбоната из водно-спиртовых и ацетатных растворов / А. С. Корнилов // Вестник Московского университета. Сер. 2, Химия : науч. журн. - 2021. - Т. 62, № 2. - С. 115-120.

Амелин, В. Г. Микроэкстракционно-цветометрическое определение четвертичных аммониевых соединений в лекарственных и дезинфицирующих средствах / В. Г. Амелин, M. Майя, Д. С. Большаков // Вестник Московского университета. Сер. 2, Химия : науч. журн. - 2021. - Т. 62, № 2. - С. 121-129.

Получение рекомбинантной формиатдегидрогеназы из термотолерантных дрожжей Ogataea parapolymorpha DL-1 и кристаллизация апо- и холо-форм фермента / А. А. Пометун и др. // Вестник Московского университета. Сер. 2, Химия : науч. журн. - 2021. - Т. 62, № 2. - С. 130-138.

Ингибирование внутриклеточной сукцинатдегидрогеназы бактерий Bacillus subtilis как критерий участия фермента в восстановлении йоднитротетразолия хлорида – индикатора жизнеспособности клеток / А. А. Калинина и др. // Вестник Московского университета. Сер. 2, Химия : науч. журн. - 2021. - Т. 62, № 2. - С. 139-144.

Сравнение элементного анализа крови в интактном и сухом виде. Пористые мембраны как новый формат отбора проб / С. В. Дрогобужская и др. // Вестник Московского университета. Сер. 2, Химия : науч. журн. - 2021. - Т. 62, № 2. - С. 145-151.

Устойчивость моноядерных и биядерных комплексов Ag(I) с тиосемикарбазидом в водном растворе / А. С. Самадов и др. // Вестник Московского университета. Сер. 2, Химия : науч. журн. - 2021. - Т. 62, № 2. - С. 152-157.

Идентификация флоретина и флоридзина в плодах яблони восточной (Malus Orientalis Uglitzk. Ex Jus) и оценка количественного содержания веществ фенольной природы / Н. В. Нестерова и др. // Вестник Московского университета. Сер. 2, Химия : науч. журн. - 2021. - Т. 62, № 2. - С. 158-163.

Новые сорбенты для гидрофильной хроматографии на основе силикагеля, ковалентно модифицированного полиэтиленгликолем / А. С. Попов // Вестник Московского университета. Сер. 2, Химия : науч. журн. - 2021. - Т. 62, № 2. - С. 164-174.
Получены новые неподвижные фазы на основе аминопропилсиликагеля, ковалентно модифицированного полиэтиленгликолем с различным массовым соотношением матрицы и полимера. Хроматографические свойства сорбентов изучены с помощью теста Танака для гидрофильных неподвижных фаз (и на примере разделения модельных смесей сахаров, аминокислот и водорастворимых витаминов). Показано, что варьирование толщины слоя полиэтиленгликоля не только влияет на эффективность, но и позволяет управлять селективностью по полярным веществам в режиме гидрофильной хроматографии.
Ответить