НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Актуальное в периодических изданиях, поступивших в библиотеку. Аннотации к статьям.

Модератор: Angel

Angel
Библиотекарь
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 10 мар 2016, 09:43

Химия - Первое сентября. - 2016. - № 1.



Рогожников, С. И. Фриц Габер и Клара Иммервар: история жизни / С. И. Рогожников // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 3-16.
О жизни и деятельности Ф. Габера и К. Иммервар, известных химиков начала XX века.

Кочкаров, Ж. А. Протолитические реакции разложения солей аммония / Ж. А. Кочкаров // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 17-20.
Изложены основные способы разложения солей аммония. Материал может быть полезен на уроках химии в 9 и 11 классах.

Кокорева, С. В. Индивидуальные домашние задания. 8 класс : методическая копилка учителя / С. В. Кокорева // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 21-27.
Предлагаемые задания помогут проверить знания учащихся по темам "Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева", "Строение атома", "Химические формулы", "Вычисления по химическим формулам".
Ахметов, М. А. Сероводород, сернистый газ и многое другое : контекстные задачи по химии / М. А. Ахметов // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 28-31.
Представлены задачи для учащихся 9-х классов. Они пригодятся на уроках, посвященных термохимическим уравнениям, соединениям серы, азота, фосфора; при изучении свинца.

Артеменко, В. П. Путешествие в Нефтляндию : разработка урока. Нефть и способы ее переработки. Экологические проблемы нефти. 10 класс / В. П. Артеменко // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 32-43.
Каково происхождение нефти, история ее открытия, распространение нефти на планете, химический состав, основные способы ее переработки, значение нефти для человечества, экологические проблемы - все эти вопросы находят свои ответы в публикуемом материале.

Быкова, О. М. Проектная и исследовательская деятельность учащихся во внеурочной школьной работе / О. М. Быкова // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 44-46.
Публикуемый материал посвящен проектной и исследовательской деятельности школьников и тем компетенциям, которыми должен обладать учитель, чтобы успешно руководить этой деятельностью.
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 11 апр 2016, 14:50

Физика в школе. - 2016. - N 1.

Щербаков, Р. Н. Наиболее плодотворная идея в моей жизни (К 100-летию общей теории относительности Эйнштейна) [Текст] / Р. Н. Щербаков // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 3-8.
«Творчество Эйнштейна показывает, что коренные успехи в познании природы достигаются глубоким логическим анализом некоторых немногих основных узловых опытных фактов и закономерностей, которые нужно уметь выделить из колоссального количества сведений и фактов, давящих своей огромной массой на исследования в любой отрасли современной науки» (И.Е. Тамм)

Булюбаш, Б. В. Физики и власть: об одном необычном сюжете из истории авторского права [Текст] / Б. В. Булюбаш // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 9-16.
Статья посвящена истории открытия эффекта замедленных нейтронов. Рассказана история патента, закрепившего за группой Ферми авторство на новый метод получения радиоактивных изотопов. При подготовке статьи были использованы работы британского историка науки Саймона Турчетти. В истории с патентом фундаментальная физика самым неожиданным образом пересекается с политикой. Этот материал может оказаться полезным на уроках физики и естествознания в гуманитарном профиле.
Бордонская, Л. А. Юбилеи электродинамики 2015 года - Международного года света и световых технологий [Текст] / Л. А. Бордонская, С. С. Серебрякова // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 17-31.
В статье рассматриваются юбилейные даты электродинамики 2015 года: юбилейные даты жизни ученых, внесших вклад в изучение электромагнитных явлений, а также юбилейные события, открытия и изобретения в области электродинамики. Особое внимание уделяется главному юбилею 2015 года – созданию теории электромагнитного поля – величайшему достижению электродинамики, связанному, прежде всего, с именами Майкла Фарадея и Джеймса Клерка Максвелла.

Рыжиков, С. Б. Проблемный подход к изучению основ механики [Текст] / С. Б. Рыжиков, Ю. В. Рыжикова // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 32-40.
Предложена методика изучения законов Ньютона с позиций проблемного подхода. Приведены существующие на сегодняшний день в учебной литературе формулировки I закона Ньютона и рассмотрены их недостатки с точки зрения проблемного подхода. Проведен исторический анализ оригинального текста Ньютона, указаны основные идеи, позволившие Ньютону сделать свои открытия, на которые учебники редко акцентируют внимание. Предложенная методика позволит сделать изучение законов Ньютона более интересным.

Вараксина, Е. И. Школьный учебник как средство развития самостоятельности физического мышления учащихся [Текст] / Е. И. Вараксина, В. В. Майер // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 1. - С. 41-48.
Сильнейшим стимулом развития самостоятельности физического мышления учащихся является противоречие между результатами выполненного ими учебного эксперимента и утверждением школьного учебника. Преодоление этого противоречия может составить содержание учебно-исследовательского проекта по физике. В качестве примера рассмотрена совместная внеурочная деятельность учителя и учащихся по исследованию преломления света в цилиндрической модели собирающей линзы.
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 12 апр 2016, 16:32

Химия - Первое сентября. - 2016. - № 2.


Макаров, Ю. Б. Дмитрий Иванович Менделеев в поэзии : внеклассное мероприятие / Ю. Б. Макаров // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 2. - С. 3-7.
Представлен конспект внеклассного мероприятия ко дню рождения Д. И. Менделеева.

Титова, В. А. Величие научного подвига Д. И. Менделеева : внеклассное мероприятие ко дню рождения ученого. 10 - 11 классы / В. А. Титова // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 2. - С. 8-13.
Представлен конспект внеклассного мероприятия ко дню рождения Д. И. Менделеева.

Митенова, Л. А. Химические элементы : интерактивные игры. 8 - 9 классы / Л. А. Митенова // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 2. - С. 14-16.
Предлагаются две игры, позволяющие за короткое время актуализировать знания учащихся о периодической системе.

Ахметов, М. А. Углерод, его соединения; соединения кремния в нашей жизни : контекстные задачи по химии / М. А. Ахметов // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 2. - С. 17-21.
Контекстные задачи, представленные в статье, познакомят учащихся с простыми веществами, в которых присутствует углерод (алмаз "Шах", активированный уголь), расскажут о соединениях углерода и кремния, объяснят, как "надувают" теннисные мячи и что означает проба на изделиях из золота.

Анацко, О. Э. Идентификация органических веществ : урок - практическая работа / О. Э. Анацко // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 2. - С. 21-22.
Представлен конспект урока для 10 класса. Показана методика, как с помощью одного вещества - гидроксида меди - можно не только распознать предложенные растворы, но и проверить качество теоретической подготовки учащихся.
Артеменко, В. П. Формирование здоровьесберегающей среды на уроках химии / В. П. Артеменко // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 2. - С. 23-28.
О способах создания здоровьесберегающей среды на уроках химии.

Кочкаров, Ж. А. Особенности взаимодействия водного раствора аммиака : актуальные вопросы неорганической химии / Ж. А. Кочкаров // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 2. - С. 47-49.
Статья содержит информацию о том, какие аммиакаты и в каких условиях можно получить, какие гидроксиды будут растворяться в водном растворе аммиака, а какие - напротив, выпадать в осадок.

Лалаянц, И. Э. "Ящик с инструментами" для починки ДНК : Нобелевская премия по химии 2015 г. / И. Э. Лалаянц // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 2. - С. 55-56.
Нобелевская премия по химии присуждена ученым, исследовавшим процессы репарации (восстановления) ДНК. Благодаря их работам стало возможным, например, "направленное" развитие стволовых клеток. А это в свою очередь, будет способствовать прогрессу в борьбе со многими заболеваниями.
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 19 апр 2016, 15:43

Физика в школе. - 2016. - N 2.


Нургалиев, И. С. Метафизика физико-математического образования в XXI веке [Текст] / И. С. Нургалиев // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 2. - С. 3-13.
Обсуждаются отдельные аспекты метафизики в современном физико-математическом образовании. Как образцовый пример приведено педагогическое наследие академика Я.Б. Зельдовича, 100-летие которого отмечалось в 2015 году. Как отрицательный пример обсуждается религиозно предвзятая метафизика, приводящая к сингулярной космологии, лежащая в основе учения о мироздании. Обращается внимание на необходимость более интенсивного развития методов физико-математических наук в области изучения общественных процессов, на существование признаков того, что есть факты моделирования, планирования и реализации деструктивных процессов нашими конкурентами именно этими методами.

Дегтярев, В. В. Диагностика образовательных результатов, формируемых в обучении физике по требованиям ФГОС [Текст] / В. В. Дегтярев // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 2. - С. 31-41.
Эффективное управление дидактическим процессом невозможно без педагогической диагностики, которая должна быть направлена на выявление способности применять имеющиеся знания и умения и способности успешно действовать на основе практического опыта.

Данилов, И. А. Проектирование интегрированных заданий на освоение понятий "путь" и "перемещение" [Текст] / И. А. Данилов // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 2. - С. 48-50.
В статье предложен принцип разработки заданий для освоения понятий «путь» и «перемещение», интегрированных со школьным курсом геометрии. Задания отличает оригинальная форма, большая вариативность по сложности, наличие игровой составляющей и возможность использования ИКТ для их генерирования. Также они помогают укрепить знания по геометрии, касающиеся базовых геометрических фигур.

Солодихина, М. В. Взаимосвязь двух содержательных линий учебного предмета "Естествознание" [Текст] / М. В. Солодихина // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 2. - С. 50-55.
Интегрированный учебный предмет «Естествознание» может быть разделен на две содержательные линии – «Естественнонаучная картина мира» и «Практическое естествознание», причем реализация требований ФГОС, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, ведет к превалированию практической линии. Целью реализации первой содержательной линии является передача накопленной человечеством системы знаний о Вселенной так, чтобы она «сложилась» у ученика в целостную и цельную картину мира – основу формирования естественнонаучного мировоззрения. Вторая линия формирует естественнонаучную и технологическую грамотность школьников. Теоретическая основа естественнонаучной и технологической грамотности закладывается в содержательной линии «Естественнонаучная картина мира». А система знаний, являющаяся основой первой линии, формируется у ученика в соответствии с методом научного познания, присущего линии «Практическое естествознание».
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 16 май 2016, 13:20

Химия. - 2016. - № 3.


Кузнецова, Л. М. Формирование понятий - центральное звено в учебном процессе / Л. М. Кузнецова // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 3. - С. 3-10.
Что такое понятие с точки зрения теории познания, как оно функционирует, какие способы формирования понятий существуют.

Журин, А. А. Условия формирования межпредметных понятий : формирование метапредметных умений в процессе обучения химии / А. А. Журин, Н. А. Заграничная // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 3. - С. 11-13.
Представлен материал об интеграции школьных предметов.

Артемова, О. В. Химия в твоей будущей профессии : программа межпредметного элективного курса. 10 класс / О. В. Артемова // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 3. - С. 13-15.
Представлена программа элективного курса, показывающего ученикам, что химики нужны везде - в медицине, искусстве, при создании парфюмерии и косметики, в автомобилестроении и т. д.

Макарова, А. С. Химическая грамотность школьника / А. С. Макарова, Е. И. Кудрявцева // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 3. - С. 21-24.
Публикуемая статья может быть применена в качестве практического инструмента для информирования школьников об опасности химических веществ и химической продукции в повседневной жизни.
Ахметов, М. А. О металлах, подводных лодках и созревании плодов : контекстные задачи по химии / М. А. Ахметов // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 3. - С. 24-28.
В публикуемом материале содержатся задания для 9-х, 10-х, 11-х классов. Разнообразные по содержанию, все они способствуют повышению интереса к химии.

Филинова, И. П. Неметаллы : контрольная работа. 9 класс / И. П. Филинова // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 3. - С. 37-38.
Публикуемый материал содержит два варианта контрольной работы для 9 класса, рекомендации для оценивания и правильные ответы.

Лалаянц, И. Э. Электрические контакты с одним атомом. Гибкие сенсоры / И. Э. Лалаянц // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 3. - С. 57.
Что может один атом, если с ним контактирует фуллерен? Где пригодится гибкий сенсор? Публикуемый материал поможет учителю рассказать школьникам на занятиях о значении химической науки в развитии современной технологии, в том числе и технологии изготовления гаджетов и девайсов.
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 16 май 2016, 16:26

Физика - Первое сентября. - 2016. - № 3.


Ситникова, З. П. Элементы космологии в курсе физики общеобразовательной школы / З. П. Ситникова // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 3. - С. 4-10.
Предложен астрофизический материал, раскрывающий космологические вопросы в курсе средней школы.

Молькова, М. К. Экспериментальные исследования на уроках и после. Школьная лаборатория и современная наука / М. К. Молькова // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 3. - С. 11-15.
Рассмотрено использование в процессе обучения физике практических работ творческого характера как средства развития мышления, познавательной активности и самостоятельности учащихся. Приведены примеры таких работ, выполняемых как на уроке, так и в качестве домашнего задания.

Коновалец, Л. С. Подготовка к решению задач части 2 ЕГЭ / Л. С. Коновалец // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 3. - С. 16-19.
Предложен метод обучения решению задач ч. 2 ЕГЭ (задачи с развернутым ответом). Приведены примеры решения задач.
Пигалицын, Л. В. Круглый стол нижегородских учителей физики и математики / Л. В. Пигалицын // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 3. - С. 20-22.
Фоторепортаж о выездном семинаре Пятого Круглого стола учителей физики и математики Нижегородской области.

Кузьмичева, Т. Ю. И опять о I законе термодинамики / Т. Ю. Кузьмичева // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 3. - С. 23-26.
Предложен метод поэтапного тренинга с целью обучения решению задач на I закон термодинамики, способствующий лучшему пониманию этого закона и его сознательному применению в стандартных и нестандартных ситуациях.

Молькова, М. К. Волновые свойства света / Молькова М. К. // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 3. - С. 27-29.
Описан урок-семинар, особенности подготовки к нему, оформление доски, позволяющее связать широкий круг вопросов физической оптики и показать связь науки, современных технологий и явлений, наблюдаемы в обычной жизни.
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 24 май 2016, 14:31

Физика. - 2016. - N 4.


Усачев, Ю. В. Я - счастливый человек! [Текст] / Ю. В. Усачев // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2016. - N 4. - С. 5-11.
Репортаж об экскурсии по Музею космонавтики, проведённой лётчиком-космонавтом Ю.В. Усачёвым.

Маляренко, И. С. Математика в мире физики [Текст] / И. С. Маляренко, О. Н. Брикина // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2016. - N 4. - С. 12-16.
Представлен сценарий интегрированного урока для учащихся 6-го класса целью возбуждения интереса к изучению физики и математики. Раздаточный материал и презентация даны в личном кабинете подписчика. Рисунки, раздаточный материал, мульфильмы, аудиоролик, фото, презентация размещены на облаке.

Соколова, Т. И. Социальный проект "Путь в науку" [Текст] / Т. И. Соколова // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2016. - N 4. - С. 17-18.
Представлен социальный проект: учащиеся вечернего отделения дневной общеобразовательной школы организовали лекторий по астрономии и физике для учеников 4-го класса группы продлённого дня.

Басов, А. А. Естественные радиоактивные источники в школьном демонстрационном эксперименте [Текст] / А. А. Басов, А. Н. Семененко, Г. Н. Соколова // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2016. - N 4. - С. 19-24.
Показана возможность постановки в 11-м классе ряда физических экспериментов по ядерной физике с применением радиационных источников в виде уранового стекла, материалов, содержащих соли калия, а также фильтра с осаждёнными на нём аэрозолями – и продуктами распада радона. Использование этих естественных радиационных источников позволяет поставить серию опытов по изучению свойств альфа-, бета- и гамма-излучений. Регистрировать ионизирующее излучение можно с помощью бытового дозиметра (например, «БЕлла»). подвергнутого незначительной доработке для использования его в качестве радиометра, или любым радиометром.

Чаругин, В. М. Звездное небо в мае [Текст] / В. М. Чаругин // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2016. - N 4. - С. 30-31.
Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки, геометрия и обстоятельства прохождения Меркурия по диску Солнца 9 мая 2016 г. Приведена древняя ассирийская миниатюра богини плодородия Атаргатис (родоначальницы русалок), а также астрофотографии транзита Меркурия по диску Солнца в 2003 г., двойной системы взаимодействующих галактик Arp 87 и самой тусклой в видимой Вселенной компактной галактики Тайна.
Ефимов, В. В. Измерение скорости звука в воздухе на лабораторном практикуме [Текст] / В. В. Ефимов // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2016. - N 4. - С. 37-39.
Представлена работа физического практикума, 11 кл., заключающаяся в измерении скорости звука новым способом. Несмотря на простое оборудование обеспечивается высокая точность измерения и возможность наблюдения интерференции звуковых волн. При этом громкость исследуемого звука чрезвычайно низкая.

Дружинин, Б. Л. Учительские заметки [Текст] / Б. Л. Дружинин // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2016. - N 4. - С. 39-41.
Продолжение публикации фрагментов кружковых занятий из дневника учителя (см. № 1–3/2015).

Степанюк, И. А. Освоение Арктики: транспорт [Текст] / И. А. Степанюк // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2016. - N 4. - С. 52-57.
Освоение Арктики: транспорт – физика, технологии, перспективы.
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 28 сен 2016, 13:39

Химия - Первое сентября. - 2016. - № 4.


Голощапов, М. Н. История открытия фуллеренов / М. Н. Голощапов // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 3-7.
Об открытии фуллеренов и об авторах их открытия.

Попова, Н. А. Качественные реакции в неорганической и органической химии : лекция для профильного 11 класса / Н. А. Попова // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 8-15.
Представлен материал о необходимых для ЕГЭ реакциях по отдельным ионам, а также по некоторым неорганическим и органическим веществам.

Самсонова, Н. М. Эколого-краеведческие аспекты изучения химии и технологии как фактор реализации ФГОС / Н. М. Самсонова // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 16-17.
О одном из способов реализации ФГОС, осуществляемом на стыке двух учебных предметов: технологии и химии.

Камалова, Г. Т. Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по химии и биологии при переходе на ФГОС / Г. Т. Камалова // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 18-19.
Дается понятие внеаудиторной самостоятельной работы, обозначаются ее цели, содержание и значение для учащихся.
Филинова, И. П. Первоначальные химические понятия : контрольная работа по химии. 8 класс / И. П. Филинова // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 20-22.
Публикуемый материал содержит два варианта контрольной работы для 8 класса, рекомендации для оценивания и правильные ответы.

Капецкая, Г. А. Великий закон : "эрудит - пятерка". Конкурс для учащихся 8 классов / Г. А. Капецкая // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 35-39.
Публикуемый материал поможет учащимся понять структуру периодической системы, научит быстро находить нужный элемент и понимать, что написано о нем в таблице.

Федоров, Е. Ф. От Pb к Li: прогресс автомобильных аккумуляторных батарей / Е. Ф. Федоров // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 4. - С. 44-50.
Материал показывает связь химии с понятием "Hi-Tech", привлекает к предмету дополнительное внимание. В статье представлены контрольные вопросы и задания, выполнение которых потребует от учащихся использования дополнительной литературы.
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 29 сен 2016, 11:49

Химия - Первое сентября. - 2016. - № 5/6.


Шмуклер, Е. Г. Задачи для творчества / Е. Г. Шмуклер // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 5/6. - С. 3-6.
Предложены задачи, для решения которых необходимы математические знания.

Манина, О. Б. Развитие практических умений учащихся при изучении пропедевтического курса "Старт в химию" / О. Б. Манина // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 5/6. - С. 7-9.
Публикуемый материал содержит занимательные задания для учащихся 7 класса в рамках пропедевтического курса.

Пустовит, С. О. Развитие предметных умений школьников по химии в процессе освоения методов науки : внеклассные мероприятия. 8 класс / С. О. Пустовит // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 5/6. - С. 10-15.
Представлены формы работы по ознакомлению школьников с методами изучения химии.

Манина, О. Б. Использование занимательных задач в курсе химии / О. Б. Манина // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 5/6. - С. 15-17.
Представлены задачи по химии и дано их решение.
Ахметов, М. А. Защита окружающей среды, аллотропы и открытия Ф. Глаубера : контекстные задачи по химии / М. А. Ахметов // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 5/6. - С. 28-33.
В публикуемом материале содержатся задачи для 11-го класса. Некоторые из них посвящены охране окружающей среды.

Ахметов, М. А. Реакции органические, неорганические, электрохимические... : контекстные задачи по химии / М. А. Ахметов // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 5/6. - С. 34-40.
В статье предложены задачи, связанные с неорганическими реакциями, электрохимическими процессами, строением молекул органических веществ и их свойствами.

Загирова, Д. Получение акварельных красок / Д. Загирова // Химия - Первое сентября. - 2016. - № 5/6. - С. 53-58.
Публикуемый материал содержит информацию об истории возникновения красок, их свойствах и разновидностях. В экспериментальной части приведены методики изготовления красок и уравнения реакций получения пигментов для них.
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 30 сен 2016, 14:21

Физика - Первое сентября. - 2016. - № 5/6.



Белова, О. В. Как готовить в инженеры / О. В. Белова // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 5/6. - С. 3.
Беседа с преподавателем МГУ имени Н. Э. Баумана О. В. Беловой об инженерном образовании в России.

Чопорова, Ж. В. Инженерное образование / Ж. В. Чопорова // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 5/6. - С. 4-8.
Представлены примеры занятий в рамках авторских курсов по внеурочной деятельности, на которых организуется работа над исследовательскими проектами инженерного профиля, в частности, "Парашют", "Ветер".

Лобанова, А. Ю. Развиваем таланты в каждом / А. Ю. Лобанова // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 5/6. - С. 9-10.
Представлены программы и конкурсы корпорации Intel для дополнительного образования.

Колосов, Д. Г. Первые шаги в техническое творчество / Д. Г. Копосов // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 5/6. - С. 11-15.
О реализации проекта "Начала инженерного образования", в рамках которого функционируют 17 лабораторий инженерной направленности для учеников 5 - 11 классов.

Региональный школьный технопарк АИСИ, г. Астрахань // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 5/6. - С. 16-22.
Представлен Региональный школьный технопарк АИСИ. Описаны четыре ученических проекта - электронные гаджеты, разработанные членами лаборатории микроэлектроники этого технопарка.
Лозовенко, С. В. Учение с развлечением / С. В. Лозовенко // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 5/6. - С. 23-25.
О летнем научном лагере ЛАНАТ.

Фещенко, Т. С. Искусство обучать: методы и приемы формирования и развития универсальных учебных действий на уроках физики в условиях реализации ФГОС ООО / Т. С. Фещенко // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 5/6. - С. 37-47.
Лекция 4 дистанционного курса. Показано, как обеспечить, проверить и оценить метапредметный результат при обучении физике.

Демидова, М. Ю. Типичные ошибки учащихся при выполнении заданий КИМ ЕГЭ по физике / М. Ю. Демидова, В. А. Грибов // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 5/6. - С. 48-52.
Рассмотрены типичные ошибки при выполнении заданий по разделу "Оптика. Основы СТО" (распространение, отражение, преломление, полное внутреннее отражение света, линзы, глаз, интерференция, дифракция, дисперсия света) в ЕГЭ последних 7 лет.
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 07 дек 2016, 10:45

Физика в школе. - 2016. - N 5.


Ильин, В. А. Туннельный эффект и устройство на его основе [Текст] / В. А. Ильин, В. В. Кудрявцев, Т. А. Ширина // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 5. - С. 3-18.
Объяснение туннельного эффекта как квантово-механического явления представлено на качественном уровне на основе соотношения неопределенностей Гейзенберга. Рассмотрены физические проявления туннельного эффекта: автоэлектронная эмиссия, туннельный диод, туннельные явления в сверхпроводниках, одноэлектронное туннелирование, α-распад атомных ядер, туннельный эффект при термоядерном синтезе, излучение Хокинга. Приведенные материалы могут быть использованы при углубленном изучении раздела «Атомное ядро. Элементарные частицы» в курсе физики старшей школы, при проведении проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Щербаков, Р. Н. Эстетика научного познания и знания на уроках [Текст] / Р. Н. Щербаков // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 5. - С. 19-26.
В статье идет речь о внешней и внутренней красоте тел и явлений, законов и теорий физики; о роли симметрии и асимметрии в разгадке тайн мира и его красоты; о сближении представлений о красоте природы и знаний о ней, бытующих в научной и гуманитарной культурах.

Зиятдинов, Ш. Г. О понятиях "центр масс" и "центр тяжести" тела [Текст] / Ш. Г. Зиятдинов // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 5. - С. 27-33.
В статье анализируется проблема представления понятий «центр масс» и «центр тяжести» в школьных учебниках физики. Обнаружена противоречивость авторов в использовании этих понятий. Обоснована необходимость внесения уточнений в определении и применении этих понятий при решении физических задач на динамику протяженных тел.

Семин, В. Н. Энтропия и свободная энергия в рамках школьного курса физики [Текст] / В. Н. Семин // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 5. - С. 33-37.
Рассматривается вариант изложения второго закона термодинамики в профильных классах средней школы, приводятся примеры его проявления в физических явлениях различных разделов школьного курса физики.
Андрюшечкин, С. М. Экспериментальная работа "Сравнение масс взаимодействующих тел" [Текст] / С. М. Андрюшечкин // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 5. - С. 54-56.
В статье рассматривается экспериментальная работа, служащая закреплению знаний учащихся о способах измерения массы тел.

Жакин, С. П. Демонстрационные опыты по тепловому излучению [Текст] / С. П. Жакин, И. Н. Рогова // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2016. - N 5. - С. 57-63.
Статья посвящена методике постановки демонстрационного эксперимента по тепловому излучению. Усовершенствованная установка на базе типового школьного оборудования позволяет сравнить излучательную и поглощательную способности черных и блестящих тел, а также подтвердить закон Кирхгофа. Показана роль демонстрационного эксперимента в системе развивающего обучения. Постановка проблемы и ее решение происходят с опорой на демонстрационный эксперимент.
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 20 янв 2017, 11:13

Физика - Первое сентября. - 2016. - № 7/8.



Афанасьева, Е. С. Сила трения [Текст] / Е. С. Афанасьева. - (Учебные занятия) // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 7/8. - С. 4-7.
Представлен план-конспект урока открытия нового знания в 7 классе, проведенного в соответствии с педагогической технологией деятельностного подхода.

Пичугин, В. С. Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности [Текст] / В. С. Пичугин, П. С. Бугаков, Ю. В. Артамонов. - (Эксперимент) // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 7/8. - С. 8-11.
Приведено описание нового дидактического средства - лабораторного физического комплекса для организации всех видов ученического эксперимента по физике.

Костин, А. Проект InLearno: умный досуг и мотивация [Текст] / Александр Костин. - (Образовательные ресурсы) // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 7/8. - С. 12-14.
Приведены примеры мероприятий по физике, технике, программированию, техническому творчеству, которые организуются с помощью интернет-сервиса InLearno.

Радченко, Т. И. Светодиодные панели [Текст] / Т. И. Радченко. - (Портфолио) // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 7/8. - С. 16-17.
Представлено описание ученического проекта - светодиодная панель.

Богданов, К. Ю. Музей ламп в Брюгге [Текст] / К. Ю. Богданов. - (Наука и техника: прошлое и настоящее) // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 7/8. - С. 17-23.
Описаны лампы из экспозиции в музее Lumina Domestica - от жировых светильников до рудничных масляных ламп.
Козлова, Н. Д. История электрических ламп [Текст] / Н. Д. Козлова. - (Наука и техника: прошлое и настоящее) // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 7/8. - С. 25-29.
Кратко представлена история электрических ламп - от дуговых до светодиодных.

Старшов, М. У нас в гостях журнал "Квантик" [Текст] : поющий алюминий. ; почему выходящий из труб дым будто раздваивается? / М. Старшов. - (И школьнику, и учителю, и...) // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 7/8. - С. 32-33.
Объясняются такие физические явления как звучащий металл и дым из трубы.

Короновский, Н. В. Метеориты, астероиды, кометы - реальная опасность? [Текст] / Н. В. Короновский, Г. В. Брянцева. - (Наука и техника: прошлое и настоящее) // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 7/8. - С. 46-52.
Популярно изложены последствия встречи с Землей метеоритов, астероидов, комет - космических тел размером до десятка километров, указаны их источники, описаны астроблемы - кратеры ударного происхождения, возникшие в результате падения подобных тел на земную поверхность, их характерные особенности, даны изображения наиболее крупных.

Дружинин, Б. Л. Учительские заметки [Текст] / Б. Л. Дружинин. - (Учебные занятия) // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 7/8. - С. 53-55.
Представлен фрагмент кружковых занятий из дневника учителя.
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 20 янв 2017, 11:23

Физика - Первое сентября. - 2016. - № 9/10.


Колчина, И. Н. Творческие задания для немотивированных [Текст] / И. Н. Колчина. - (Методика) (Нижегородский спецвыпуск) // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 9/10. - С. 4-5.
Представлен опыт организации творческих занятий, мотивирующих учащихся к изучению физики.

Битюрина, В. Ю. Задачи лабораторного практикума как средство подготовки к ЕГЭ [Текст] / В. Ю. Битюрина. - (Эксперимент) (Нижегородский спецвыпуск) // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 9/10. - С. 6-7.
Представлен пример возможной подготовки к ЕГЭ по заданию уровня, соответствующего ч. 2, предложенный в виде лабораторной работы.

Ширшова, В. И. Системность и системно-деятельностный подход в преподавании физики [Текст] / В. И. Ширшова. - (Методика) (Нижегородский спецвыпуск) // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 9/10. - С. 12-15.
Представлены размышления о проблемах, назревших в системе образования и примеры их решения.

Пигалицын, Л. В. О творческой деятельности учащихся [Текст] / Л. В. Пигалицын. - (Методика) (Нижегородский спецвыпуск) // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 9/10. - С. 18-22.
Представлен опыт вовлечения учащихся в творческую деятельность.

Козлова, Н. Д. Музей занимательных наук [Текст] / Н. Д. Козлова, С. Я. Ковалёва. - (Образовательные ресурсы) // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 9/10. - С. 23-27.
Фоторепортаж о нижегородском музеи занимательных наук "Кварки".
Усенко, Е. А. Формирование метапредметной грамотности [Текст] / Е. А. Усенко. - (Методика) (Нижегородский спецвыпуск) // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 9/10. - С. 28-29.
Представлена метапредметная оценочная работа по физике.

Короновский, Н. В. Луна - наш вечный спутник [Текст] / Н. В. Короновский, Г. В. Брянцева. - (Наука и техника: прошлое и настоящее) // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 9/10. - С. 37-41.
Популярно изложены основные характеристики естественного спутника земли - Луны, её строения, теории происхождения Луны.

Бабинцева, Е. Н. Проверка закона Гей-Люссака [Текст] / Е. Н. Бабинцева. - (Эксперимент) // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 9/10. - С. 50-51.
Предложена усрвершенствованная фронтальная лабораторная работа, исключающая обычную методическую ошибку, которая препятствует в рамках оценённой погрешности подтвердить справедливость закона Гей-Люссака.
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 08 фев 2017, 12:15

Физика в школе. - 2016. - № 6.


Ильин, В. А. Сканирующая зондовая микроскопия [Текст] / В. А. Ильин, В. В. Кудрявцев, Т. А. Ширина. - (Достижения современной физики и техники) // Физика в школе. - 2016. - № 6. - С. 3-13.
Рассмотрены устройство и принцип действия сканирующего туннельного микроскопа (СТМ) и атомно-силового микроскопа (АСМ). Описаны эксперименты по манипуляции атомами, выполненные с помощью СТМ. Обсуждаются преимущества и недостатки СТМ, области применения СТМ и АСМ. Рассказано о других типах сканирующих зондовых микроскопов.

Планирование учебного процесса и конструирование уроков с учетом формирования естественнонаучной грамотности [Текст] / В. Г. Разумовский [и др.]. - (Методика. Обмен опытом) // Физика в школе. - 2016. - № 6. - С. 14-24.
Представлены результаты первого в России муниципального исследования естественнонаучной грамотности и уровня экспериментальных умений выпускников основной школы. В диагностическом этапе исследования приняли участие выпускники 90% школ муниципального района. На основе результатов исследования определены факторы тематического планирования, которые позволят выявить ключевые направления совершенствования учебного процесса с целью формирования естественнонаучной грамотности. Приведены модели уроков, которые сконструированы на новых основаниях.

Буздалова, Н. В. Построение триединой системы заданий при организации познавательной деятельности учащихся на уроке физики [Текст] / Н. В. Буздалова. - (Методика. Обмен опытом) // Физика в школе. - 2016. - № 6. - С. 24-30.
Представлено дидактическое средство организации эффективной познавательной деятельности на уроке в виде триединой системы заданий. Определены основные задания, входящие в систему, на основе степени самостоятельности учащихся в познавательной деятельности: инвариантные, вариативные, свободные. Автор приводит способы построения триединой системы заданий на уроке физики.

Рыжиков, С. Б. Наблюдение интерференции в линзах от очков - от лекционной демонстрации к исследовательской работе школьников [Текст] / С. Б. Рыжиков, Ю. В. Рыжикова. - (Методика. Обмен опытом) // Физика в школе. - 2016. - № 6. - С. 31-36.
Предложена методика проведения эксперимента по наблюдению интерференционных колец. Эксперимент не сложен в исполнении, не требует специального оборудования, но позволяет проводить количественные измерения. Указанный эксперимент может быть использован в качестве лекционной демонстрации, при проведении лабораторных работ, а также стать основой для исследовательских работ школьников.
Барабанов, Н. Н. Избранные физические задачи профессора Н. Н. Малова [Текст] / Н. Н. Барабанов. - (Задачи и вопросы) // Физика в школе. - 2016. - № 6. - С. 49-57.
Представлены избранные физические задачи из книги Н. Н. Малова "Задачи по физике с применением закона сохранения энергии", изданной в 1968 г. Отобраны те задачи, которые могут представлять интерес для учителей и учащихся, оканчивающих среднюю школу, как в методическом, так и в общем познавательном плане. Задачи снабжены комментариями автора статьи.

Солодихина, М. В. Домашняя практическая работа "Определение радиуса Земли" [Текст] / М. В. Солодихина. - (Эксперимент) // Физика в школе. - 2016. - № 6. - С. 58-64.
Практическая содержательная линия учебного предмета "Естествознание" предполагает, что учащиеся получают представление о явлениях и законах природы, оказавших решающее влияние на эволюцию научных представлений, путем проведения собственных исследований, одним из которых является практическая работа по определению радиуса Земли двумя различными методами. Работа является междисциплинарной (геометрия, астрономия, география, физика, история науки), знакомит с древнейшими методами исследования и астрономическими инструментами, прививает навыки использования современных информационно-справочных ресурсов.
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 28 фев 2017, 14:15

Физика - Первое сентября. - 2016. - № 11/12.



Пещеркина, В. В. Новое исследование исследовательских работ обучаемых на уроке и дома [Текст] / В. В. Пещеркина // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 11/12. - С. 7-9.
Представлены технологии использования исследовательских работ учащихся на занятиях.

Шакирова, Е. М. Удельная теплота плавления [Текст] / Е. М. Шакирова // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 11/12. - С. 10-12.
Представлен сценарий урока объяснения нового материала для 8 класса.

Подшивалова, И. А. Путешествие в Термолэнд [Текст] / И.А. Подшивалова // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 11/12. - С. 13-14.
Представлен сценарий урока-путешествия по теме "Тепловые явления" для 8 класса.

Ивашкина, Д. А. "Задачный минимум" по динамике [Текст] / Д. А. Ивашкина // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 11/12. - С. 16-20.
Представлена подборка задач по динамике.

Стасенко, А. Л. Архимед, Галилей и "великий слепой" Паниковский [Текст] / А. Л. Стасенко // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 11/12. - С. 21-22.
Предложена задача на тему закона Архимеда с учётом момента инерции.
Гришин, Г. А. Моделирование электростатического поля точечного заряда с простой регистрацией данных [Текст] / Г. А. Гришин // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 11/12. - С. 23-24.
Предложен оригинальный метод регистрации результатов на модели электростатического поля.

Баликоева, А. М. Законы сохранения в механике [Текст] / А. М. Баликоева // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 11/12. - С. 25-29.
Представлен открытый урок повторения, обобщения и систематизации знаний, 9-й профильный класс, с применением приёмов педагогической технологии критического мышления, "чистая доска", "шесть шляп мышления", "карта мыслей - кластер", "кейс-стади".

Короновский, Н. В. Земля - планета океанов [Текст] / Н. В. Короновский, Г. В. Брянцева // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 11/12. - С. 37-43.
Популярно изложена информация об океанах, расположенных на нашей планете.
Ответить