НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Философские науки

Актуальное в периодических изданиях, поступивших в библиотеку. Аннотации к статьям.

Модератор: Полина

Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Философские науки

Сообщение Angel » 07 апр 2011, 13:52

Вопросы культурологии. - 2011. - N 1 (январь)

Медведева, З. А.
Ценность труда в массовом сознании аграрного населения России конца XIX века / З. А. Медведева, О. Э. Васькина // Вопросы культурологии. - 2011. - N 1 (январь). - С. 37-41.

Труд являлся основной ценностью в жизни русских людей, особенно крестьян. В сознании народа он был богоугодным делом, которое поощрялось обществом и Всевышним. В статье выясняется отношение русского крестьянства к труду, рассматривается система традиционных ценностей в массовом сознании крестьян. Занятость включала человека в общую жизнь, делала его востребованным, необходимым окружающим. Делается вывод, что идея труда как общеполезного дела изначально родилась в крестьянской общине, и сформировала понимание спасения через соединение усилий и подвижничество, одной из форм которого являлся упорный труд.

Елхова, О. И.
Виртуальный мир фэнтези арт / О. И. Елхова // Вопросы культурологии. - 2011. - N 1 (январь). - С. 121-124.

В настоящее время фэнтези можно причислить к одному из самых популярных и динамично развивающихся жанров в искусстве. Художники, работающие в данном направлении, стремятся отыскать в многообразии мифологических мотивов и сюжетов инвариантное архетипическое ядро и спроецировать его на современность. В данной статье рассматриваются работы современных мастеров фэнтези арт. Созданные художниками виртуальные миры расширяют первичную реальность в воображаемое измерение. Они инициируют не только современное прочтение мифологических сюжетов, но и дают человеку возможность присутствовать в мифе.

Васильева, Ж. В.
Мода будущего: прогнозирование трендов / Ж. В. Васильева // Вопросы культурологии. - 2011. - N 1 (январь). - С. 81-85.

Мода на те или иные фасоны одежды, актуальные тенденции современного стиля жизни меняется гораздо быстрее, чем мы можем отрефлексировать. Модные тренды объемлют все стороны жизни человека, а именно архитектуру, интерьер помещений, дизайн мебели. Задача трендовых агентств ухватить стиль эпохи, правильно определить направление развития как в области костюма, так и окружающего пространства. Особое внимание уделяется уличной моде как источнику для анализа формирующихся тенденций будущего.

Юань Сяодун
Традиционные принципы китайского искусства и новая китайская живопись / Юань Сяодун // Вопросы культурологии. - 2011. - N 1 (январь). - С. 115-120.

Китай – древняя страна со своей давней историей, занимающая исключительно важное место в мировой культуре. В искусстве Китая, как и в искусстве любого народа, отражаются его история, бытовой уклад, особенности природного окружения. В данной статье рассматривается конфликт между инновационными тенденциями, характерными для китайского искусства, и традиционной китайской живописью, которая является исторически художественной формой, возникшей в условиях китайского феодального общества. Новая китайская живопись должна служить художественным средством выражения душевных состояний современной интеллигенции, которая существенным образом отличается от интеллигенции прошлого.

Филановская, Т. А.
Внешние и внутренние факторы исторически первой модели хореографического образования / Т. А. Филановская // Вопросы культурологии. - 2011. - N 1 (январь). - С. 53-58.

Российская система профессионального хореографического образования заслуженно считается одной из сильнейших в мире танцевального искусства.
В статье рассматриваются внешние и внутренние факторы, определившие интегративную модель хореографического образования в России. Определены основные характеристики первой образовательной модели в контексте культурной эпохи. Автор приходит к выводу, что внешние условия моделируют внутренние, имманентные образованию, факторы.

Вишнякова, Е. А.
Античные формы корпоративной культуры / Е. А. Вишнякова // Вопросы культурологии. - 2011. - N 1 (январь). - С. 67-70.

Необходимость изучения корпоративной культуры и её влияния на эффективность работы компаний определяется переходным состоянием социально – экономических отношений в России, бурным ростом корпораций. В статье рассматривается сущность культуры и её истоки в античности. Культурно-исторический подход позволяет выявить основные закономерности в генезисе корпоративности. Отсюда можно сделать вывод, что образование античных корпораций происходило как в рамках традиционной городской общины, так и за ее пределами – в рамках неформальных социальных общностей.
Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Философские науки.

Сообщение СветЛана » 15 апр 2011, 08:08

Философские науки. - 2011. - N 2.

Прокофьев, А. В. "Основы религиозных культур и светской этики": цели и средства / А. В. Прокофьев // Философские науки. - 2011. - N 2. - С. 43-54.
В статье подвергается этической экспертизе образовательный проект по внедрению школьного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики". Анализ программных заявлений руководства Российской Федерации и Российской Православной Церкви показывает, что курс призван способствовать церковно-государственному сотрудничеству в вопросах заполнения постсоветского «ценностного вакуума» и повышения социальной населения страны. Однако характер курса исключает возможность эффективного решения этой задачи. Данное обстоятельство остро ставит вопрос об использовании иных средств преодоления кризиса общественной морали в России.


Розин, В. М. Религия вчера и сегодня и о преподавании духовных дисциплин / В. М. Розин // Философские науки. - 2011. - N 2. - С. 7-25.
В статье анализируется современный способ приобщения к религии, роль православия в России, особенности преподавания духовных дисциплин.


Кржевов, В. С. Взаимоотношения государства и церкви в современной России / В. С. Кржевов // Философские науки. - 2011. - N 2. - С. 26-42.
В статье рассматриваются различные аспекты взаимоотношений общества, государства и церкви в современной России. В центре внимания автора – проблема социальной и исторической обусловленности роли религии и церкви в становлении национальной культуры и формировании основ российской государственности. С этих позиций анализируется обоснованность притязаний церкви на роль высшего арбитра в вопросах культуры и нравственности, а также состоятельность представлений о «бездуховности» и «упадке морали» в обществе как наследии «эпохи атеизма».


Скляр, В. В. Духовность как феномен культуры / В. В. Скляр // Философские науки. - 2011. - N 2. - С. 71-82.
В статье рассматривается духовность и ее трансформации в современности. Мировоззрения, основанные на приоритетах духовности, все больше замещаются технологиями, в том числе и информационными. Автор утверждает, что именно так техносфера вытесняет ноосферу из культуры и индивидуального сознания людей постиндустриального общества.


Кротов, А. А. Картезианская философия Пьера Сильвена Режи / А. А. Кротов // Философские науки. - 2011. - N 2. - С. 111-124.
В статье анализируется философская система одного из крупнейших представителей картезианства. Рассматриваются логика, метафизика, физика, мораль Режи. Анализ идей Режи позволяет расширить представления об идейном наследии картезианской школы, о характере взаимодействия эмпиризма и рационализма XVII-XVIII веков, о теоретических истоках философии Просвещения.


Длугач, Т. Б. Французские просветители в поисках метода / Т. Б. Длугач // Философские науки. - 2011. - N 2. - С. 97-110.
Статья посвящена исследованию особенностей способа мышления французских просветителей XVIII в. В частности, стиль мышления Д. Дидро характеризуется как «сократический», показывается роль в нем противоречия, неоднозначных решений, диалога. Рассматривается метод мышления П. А. Гольбаха, его универсальный механистический подход, позволяющий рассмотреть природу как единое целое и приведший к созданию единой механической картины мира.
Последний раз редактировалось СветЛана 16 июн 2011, 07:54, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Философские науки

Сообщение Angel » 18 апр 2011, 07:17

Вопросы культурологии. - 2011. - N 2 (февраль)

Долганова, Е. А.
Арт–рынок в условиях современной России / Е. А. Долганова // Вопросы культурологии. - 2011. - N 2 (февраль). - С. 32-36.

Арт – рынок привлекательный предмет междисциплинарного исследования. Чаще всего его анализируют экономисты, тем не менее арт-рынок – это не только экономическое явление, но и культурное. У него достаточно большая история и очень бурное современное развитие. Современный российский арт-рынок находится в стадии становления. Основные функции и субъекты его деятельности являются аналогами мирового арт-рынка, но в настоящих обстоятельствах имеют неразвитые формы. В статье приводится анализ основных особенностей российского арт-рынка, выводы которого могут и должны послужить практическими рекомендациями по созданию цивилизованного рыночного пространства для всех субъектов российского арт-рынка.

Индриков, А. А.
Молодёжная среда: проблема социокультурного диссонанса / А. А. Индриков // Вопросы культурологии. - 2011. - N 2 (февраль). - С. 90-94.

Культурный кризис в России обрекает молодёжь на жизнь в мире техностандарта и духовной утилитарности с поставленным на поток производством штампованных форм бытия и сознания. Борьба против «диктатуры стандарта» канализируется в сетевом «культурном подполье», где молодёжь пытается реализовать свое эволюционное право быть причастной к творению нового мира и оформляется как общественный класс со всеми присущими ему признаками. И это подполье уже начинает выступать единым фронтом против либерально-рыночного принципа социокультурной иерархии, жестко и цинично «фасующего» и «упаковывающего» личность в соответствии с требованиями экономического и политического конвейера.


Фирсов, Д. Е.
Миф в зеркале художественного и поэтического преломления обыденности / Д. Е. Фирсов // Вопросы культурологии. - 2011. - N 2 (февраль). - С. 100-104.

Статья посвящена проблеме художественного и поэтического осмысления природы обыденного мифологизированного сознания. Автор анализирует специфику мифологической картины мира в связи с процессом обмирщения мифологического сюжета. Наложение литературного и художественного опыта отражения обыденных явлений выявляет значение раскрытия символического содержания обыденного сознания для дезавуирования содержания мифа.
Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Философские науки.

Сообщение СветЛана » 16 июн 2011, 08:00

Вопросы философии. - 2011. - N 4.
Сердобинцев, К. С. Взаимодействие общества и власти в контексте проблем модернизации и развития институтов гражданского общества в России / К. С. Сердобинцев // Вопросы философии. - 2011. - N 4. - С. 31-40.
В статье проблема модернизации и развития гражданского общества рассматривается через анализ социального характера. В основе лежит тезис: исходя из природно-географических условий, народ создает хозяйственную систему адекватный ей тип общества. В процессе этого «строительства» в соответствии с господствующими видами деятельности формируются фундаментальные общественные ценности, нормы и соответствующий им тип личности, воплощающий национальный характер.


Каз, М. С. Знак и значение в моделях трудовой деятельности: от истории вещей к истории идей / М. С. Каз // Вопросы философии. - 2011. - N 4. - С. 41-52.
В статье анализируется роль понятий «знак» и «значение» в экономических исследованиях. Исследуются пути выявления системы «значений» в трудовой деятельности. Обосновывается необходимость расширения предмета экономических исследований. Анализируется необходимость расширения предмета экономических исследований трудовой деятельности, обосновывается формирование в экономике когнитивно-ценностного подхода.


Кузьмин, М. Н. Образовательный процесс в России и Европе в Новое время: антропологический аспект / М. Н. Кузьмин // Вопросы философии. - 2011. - N 4. - С. 53-61.
Анализ образовательного процесса как культурной составляющей более сложного и объемного процесса социокультурного синтеза, формирования и развития субъекта нового гражданского общества. Прослеживается рост образованности населения России за последние полтора века в контексте соответствующего общеевропейского процесса.


Бычков, В. В. Искусство техногенной цивилизации в зеркале эстетики / В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская // Вопросы философии. - 2011. - N 4. - С. 62-72.
В статье дается представление о характере и путях влияния техногенной цивилизации на современное искусство. Показано, как меняется художественный язык под действием новых цифровых технологий, в чем состоит своеобразие актуальных технизированных арт-практик. Выявлена специфика видеоарта, интернет-арта, виртуал-арта. В разработанную авторами теорию художественно-эстетической виртуалистики вводится новое понятие – эстетическая виртуальная реальность.


Аршинов, В. И. Синергетика конвергирует со сложностью / В. И. Аршинов // Вопросы философии. - 2011. - N 4. - С. 73-83.

Данная статья посвящена попытке ответить на вопрос, в каком смысле синергетика конвергирует со сложностью. Понятие «сложность» естественным образом присуще синергетике, сложностное мышление – ее основной атрибут.


Маркова, Л. А. Субъект как наблюдатель / Л. А. Маркова // Вопросы философии. - 2011. - N 4. - С. 84-94.
Понятие как наблюдатель, которое содержит в себе характеристики и субъекта и предмета, становится одним из центральных при анализе научного мышления. Наблюдатель располагается в тот мире, который он изучает, а не за его пределами, как это было в классическом мышлении. Ему делегируются ученым-исследователем отдельные субъективные характеристики, прежде всего его определенное местоположение. Стирается грань между субъектом и предметом, но приобретает большое значение граница между контекстом и проблемной ситуацией в самой науке. Остро встает вопрос об участии проблематики науки в формировании ненаучного контекста.


Ойзерман, Т. И. К характеристике философии Фридриха Ницше / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии. - 2011. - N 4. - С. 164-176.
Выдающийся немецкий философ Ф. Ницше является наиболее издаваемым на русском языке автором. В противоположность другим философам Ницше не подвергается критике в нашей философской литературе. Однако он должен быть критически анализируемым. Ницше – парадоксальный философ, который превозносит до небес заблуждения, предрассудки, иллюзии, но вместе с тем утверждает, что истины превыше всего. То же самое утверждает он относительно зла и добра: злу принадлежит приоритет, но в то же время приоритет принадлежит и добру. Эта амбивалентность, двусмысленность, противоречивость приближает философию Ницше к пониманию противоречивой сущности бытия.
Аватара пользователя
СветЛана
Библиотекарь
Сообщения: 128
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Философские науки.

Сообщение СветЛана » 25 окт 2011, 15:50

Философские науки. - 2011. - N 6.
Мотрошилова, Н. В.
Чернобыль, Фукусима - что дальше? [Текст] : философский репортаж из Германии / Н. В. Мотрошилова // Философские науки. - 2011. - N 6. - С. 5-24.

В статье на материале общественных дебатов, документов гражданских движений в Германии, возникших после аварии в Фукусиме, показано, как ожидания, требования, идеи «движутся» из «жизненного мира» в сферы политических и институциональных решений, и наоборот, из областей специальных наук и знаний технического характера – к повседневному сознанию, к активности конкретных индивидов. Используя средства социальной лингвистики, автор рассматривает специфический феномен общественной жизни Германии – дискуссию о ядерной энергетике.

Горохов, В. Г.
Технологический оптимизм и социальный пессимизм до и после Чернобыля [Текст] / В. Г. Горохов // Философские науки. - 2011. - N 6. - С. 25-33.

После Чернобыльской катастрофы научный взгляд на мир кардинально изменился. Стали серьезно обсуждаться проблемы безопасности техники и социальной ответственности ученых, инженеров и политиков. Никакими общественными, экономическими и политическими интересами невозможно оправдать принесенного человеку и окружающей среде ущерба от техногенных катастроф. Это породило новую этическую ориентацию и необходимость философской рефлексии.

Севальников, А. Ю.
Ядерная обреченность XX века [Текст] / А. Ю. Севальников // Философские науки. - 2011. - N 6. - С. 34-47.
Статья посвящена истории создания американского ядерного оружия, реализации т.н. «Манхэттенского проекта». Обсуждаются философские аспекты этого проекта – морально-этические и социально-политические. Ставится вопрос о моральной ответственности ученых в фундаментальных научных исследованиях.

Горохов, В. Г.
Социально-экологические последствия развития техники [Текст] : (сравнительный анализ социокультурных особенностей развития атомной техники в России и в Германии) / В. Г. Горохов, К. Шерц // Философские науки. - 2011. - N 6. - С. 49-62.

Оценка социальных последствий техники и обращение с рисками зависит от социально-политического контекста. Предпосылкой сознательного участия общественности в обсуждении проблем радиационной безопасности является информированность населения о реальном состоянии дел. В тоталитарном обществе такого рода информация проходит только по «закрытым каналам». Сегодня она может свободно циркулировать в обществе, но простым гражданам трудно отличить истинную информацию от ложной.


Гирусов, Э. В.
Социальная экология в системе современного научного знания [Текст] / Э. В. Гирусов // Философские науки. - 2011. - N 6. - С. 65-76.

В статье показано место социальной экологии в системе наук и раскрыта ее роль в осуществлении синтеза научных исследований, столь необходимого для изучения такой сложной социоприродной системы как биосфера. Подчеркивается необходимость хорошо поставленного экологического образования и воспитания в целях формирования человека экологической эпохи, для которого предлагается понятие Homo ecologus в силу его существенного отличия от современного человека по системе духовных ценностей, мировоззрению, целевым установкам, а также культуре отношения к природе и окружающим людям.

Урсул, А. Л.
Переход к устойчивому развитию: проблемы и перспективы [Текст] / А. Л. Урсул // Философские науки. - 2011. - N 6. - С. 77-88.
В статье рассматривается концепция устойчивого развития (УР) как стратегия разрешения основного социоприродного противоречия между растущими потребностями человечества и невозможностью для биосферы обеспечить эти потребности. Этот новый тип развития представляется как управляемое системно-сбалансированое социоприродное развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее выживание и безопасное неопределенно долгое существование человечества.
Еленка
Библиотекарь
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 07 фев 2012, 09:34

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Философские науки

Сообщение Еленка » 25 июн 2012, 15:37

Вопросы культурологии. - 2011. - N 10 (октябрь).
Сташкунас, А. А.
Основные черты концепта мужественного в Древней Греции [Текст] / А. А. Сташкунас // Вопросы культурологии. - 2011. - N 10 (октябрь). - С. 21-26.

В статье рассматривается концепт мужественного в культуре Древней Греции на примере изобразительного искусства и литературы. Воинственность, бесстрашие, дружба, антиженственность, отцовство являются древнейшими смыслами мужественности. Делается вывод о том , что мужественность – утраченный в современном мире вектор развития исследуемого концепта.

Свасьян, К. А.
История тамплиеров. В память об одном опустевшем храме [Текст] / К. А. Свасьян // Вопросы культурологии. - 2011. - N 10 (октябрь). - С. 27-33.

Автор анализирует историю ордена тамплиеров. Основная ее цель – показать скрытые действительные причины процесса над тамплиерами в царствование короля Филиппа Красивого, завершившегося ликвидацией ордена и казнью множества рыцарей-братьев.

Панибратцев, А. В.
Культурная глобализация и задачи современного образования [Текст] / А. В. Панибратцев // Вопросы культурологии. - 2011. - N 10 (октябрь). - С. 52-57.

В статье рассматриваются перспективы образования в условиях культурной глобализации, в обществе, основанном на знаниях. Делается вывод, что только тот, кто обладает востребованными компетенциями, может рассчитывать на успешную интеграцию в реалии постиндустриального общества..
Ильин, А. Н.
Культура потребления и образование [Текст] / А. Н. Ильин // Вопросы культурологии. - 2011. - N 10 (октябрь). - С. 58-62.

Потребление достаточно подробно представлено в научной литературе - философской, культурологической, социологической, психологической, психологической, экономической. Однако его описывают в основном в комплексном виде, без обращения внимания к частным аспектам потребительства. Автор настоящей статьи подходит к изучению данного феномена в строго ограниченном контексте – образовательной деятельности.

Каменский, Е. Г.
Деформация ценностных установок личности в контексте проблем коррупционности российского общества [Текст] / Е. Г. Каменский, Е. И. Боев, А. П. Абрамов // Вопросы культурологии. - 2011. - N 10 (октябрь). - С. 69-72.

В статье поднимается проблема вовлечения в коррупционную деятельность граждан юношеского возраста, социально-психологические особенности поведения которых являются фундаментом для стойкого закрепления в их сознании асоциальных, делинквентно опасных потребностей, установок, мотивов и стереотипов социального взаимодействия.
Еленка
Библиотекарь
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 07 фев 2012, 09:34

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Философские науки.

Сообщение Еленка » 10 дек 2012, 17:52

Философские науки. - 2012. - № 3.
Лазарев, В. В.
Русская идея как историософская проблема [Текст] / В. В. Лазарев // Философские науки. - 2012. - № 3. - С. 16-26.

В статье рассматриваются историософские концепции в русской религиозной философии, касающейся русской идеи, трагедии исторического процесса, преодоления морального зла в мире, вытекающего из свободы выбора между добром и злом.

Жукова, О. А.
Философия памяти [Текст] : социалистическая история России в мемуарах А. В. Тырковой-Вильямс / О. А. Жукова // Философские науки. - 2012. - № 3. - С. 27-39.

Автор изучает мемориальное наследие писательницы в контексте российской культурной и политической истории. Статья анализирует социальную историю России как живую часть культурного опыта человечества, которая является гарантией развития исторического самосознания.
Чепурин, К. В.
Антропология природы: Гегель и антропологическое основание натурфилософии [Текст] / К. В. Чепурин // Философские науки. - 2012. - № 3. - С. 67-76.

Задача этой статьи – отталкиваясь от антропологии Гегеля, по – новому взглянуть на его философию природы и показать, что она имеет важнейшее антропологическое основание. Гегелевская «политика природы» совпадает с «антропологической политикой». И всякое обращение человека с природой есть по сути обращение со своей собственной душой.

Панова, О. Б.
Метафизическая традиция философии культуры. От трансцендентального идеализма к философии жизни [Текст] / О. Б. Панова // Философские науки. - 2012. - № 3. - С. 85-98.

Статья посвящена истории метафизических исканий в сфере философии культуры. Становление и развитие философии культуры вызвало существенное изменение метафизической стратегии философии в целом и обусловило возможность появления метафизики жизни культуры, в корне отличной от традиционной классической метафизики.

Сливяк, В. В.
Мифы атомной промышленности [Текст] / В. В. Сливяк // Филоские науки. - 2012. - № 3. - С. 109-118.

Ядерная катастрофа в Японии возродила практически забытую общественную дискуссию в России о целесообразности развития атомной энергетики и принципиальной возможности сделать ее безопасной.
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3099
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Философские науки

Сообщение Arina » 13 май 2015, 16:39

Вопросы философии. - 2015. - № 1.

Карпов, А. О. Социальная и экзистенциальная онтологизации образования [Текст] / А. О. Карпов // Вопросы философии. - 2015. - № 1. - С. 3-13. - Библиогр.: с. 13.
В работе рассматривается методологическая проблема онтологизации – социокультурного феномена, а именно выстраивается процесс движения к истинным основам бытия феномена через прояснение его основополагающих начал. В качестве сущностных пространств онтологизации определены: пространство универсума, генеративно-конституирующее и онтогенное. Сформулирован главный онтологический вопрос образования, введены две системы онтологизации образования – социальная и экзистенциальная. Разработана схема каждой из систем онтологизации образования в структуре сущностных пространств. На примере социальной онтологизации образования продемонстрирована логика ее процесса.

Дудник, С. И. Метафизика бездомности: русская консервативная мысль в ситуации постмодерна [Текст] / С. И. Дудник, В. М. Камнев // Вопросы философии. - 2015. - № 1. - С. 14-22. - Библиогр.: с. 22.
В статье поставлена задача анализа особенностей формирования и развития консервативной мысли современной России в условиях постмодерна. Истоки и характер этих особенностей авторы связывают с пониманием различия между кругом проблем, стоявших перед русским консерватизмом в XIX в., и современной ситуацией, рассматриваемой через призму категории бездомности человека.
Ниинилуото, И. Критические замечания о когнитивном релятивизме [Текст] / И. Ниинилуото ; пер. с англ. Д. Г. Лахути // Вопросы философии. - 2015. - № 1. - С. 40-44. - Библиогр.: с. 44.
В этой статье я высказываю критические замечания о когнитивном релятивизме . Основной вывод: умеренный релятивизм в отношении проблемы обоснования (джастификации) не делает невозможным сползание к более сильным формам релятивизма по отношению к истине и реальности.

Разеев, Д. Н. Ложные воспоминания и тождество личности [Текст] / Д. Н. Разеев // Вопросы философии. - 2015. - № 1. - С. 45-50. - Библиогр.: с. 50.
В современной философии сознания господствуют два основных подхода к решению проблемы тождества личности: психологический подход (или психологический редукционизм) и соматический подход (так называемый анимализм). Согласно первому подходу, критерий тождества субъекта во времени следует искать в психологической преемственности, согласно второму – в постоянстве телесной организации. В статье обсуждается, влияют ли экспериментальные данные современной когнитивной нейронауки на решение вопроса о тождестве личности. Проводя концептуальное различие между ложными воспоминаниями и модифицированными воспоминаниями, в статье демонстрируется, что ряд обсуждаемых экспериментальных данных (в частности, эксперименты нейроученых по формированию ложных воспоминаний в мозге мышей, недавно проведенные учеными из Массачусетского технологического института в США), не могут выступать свидетельством в пользу философской позиции анимализма.

Герасимова, И. А. "Галеново на Гиппократа" в контексте астромедицины [Текст] / И. А. Герасимова // Вопросы философии. - 2015. - № 1. - С. 51-60. - Библиогр.: с. 604.
В данной работе предпринимается попытка выявить философские принципы, положенные в основу древней звездной медицины, которые нашли отражение и в тексте этого средневекового памятника. Реконструкция мировоззренческих смыслов текста «Галеново на Гиппократа» востребует обращение к древней магико-герметической традиции. Исследование античных медицинских практик приводит к признанию неверности вывода об умозрительности и созерцательности древней натурфилософии. Раскрываются принципы построения земного Зодиака, особое внимание уделено принципу универсального магнетизма. Приводятся данные научных исследований магнетизма и возникающие проблемы. Ядро астромедицинских учений составляли закономерности природно-космических жизненных циклов, которым подчинялась жизнь и здоровье человека. Геоцентрическая картина мира имела астрологическое значение. Поясняется астросимволика четырех стихий и ее значение в диагностике, профилактике и лечении. Раскрывается астрологический смысл лекарственных веществ в рекомендациях древнерусского памятника. Сравнение древней и современной науки приводит к выводу о возможности диалога двух систем мировоззрений.

Люкс, Л. Георгий Федотов о характере русской революции и о европейском кризисе первой половины XX в. [Текст] / Л. Люкс ; авториз. пер. с нем. Б. Хавкина // Вопросы философии. - 2015. - № 1. - С. 61-73. - Библиогр.: с. 72-73. - Примеч.: с. 73.
Георгий Федотов был, наряду с авторами сборника «Вехи» (1909) и некоторыми другими представителями русского религиозно-философского возрождения рубежа XIX-XX вв., одним из самых глубоких интерпретаторов начавшейся в 1917 г. русской катастрофы и углублявшегося европейского кризиса первой половины XX в.
Однако между Федотовым и авторами «Вех» было принципиальное различие. Если авторы Вех решительным образом влияли на внутренний российский дискурс начиная с конца ХIХ столетия, то голос Федотова был услышан его соотечественниками лишь через четверть века – в 1926 г.
Изображение
Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Философские науки

Сообщение Angel » 03 сен 2015, 12:32

Вопросы философии. - 2015. - № 6.
Розин, В. М.
Расколдовывание и деконструкция понятия "объект" [Текст] : (методологический анализ) / В. М. Розин // Вопросы философии. - 2015. - № 6. - С. 41-52.

В статье анализируется философское понятие "объект". Формулируются проблемы и противоречия, которые возникают при рассмотрении этого феномена, предлагается авторский подход к исследованию. Анализируется структура понятия, включающая много типов, и роль схем в построении объектов.

Лебедев, С. А.
Пересборка эпистемологического [Текст] / С. А. Лебедев // Вопросы философии. - 2015. - № 6. - С. 53-64.

В статье обосновывается необходимость пересмотра основных категорий классической эпистемологии и философии науки (цель науки, субъект науки, метод науки, научная истина и др. ) как не соответствующих реальному процессу научного познания.

Евлампиев, И. И.
Актуальные уроки русского либерализма [Текст]. Ст. 1. Критика западной традиции / И. И. Евлампиев // Вопросы философии. - 2015. - № 6. - С. 90-99.

Русская философия либерализма критически относилась к западной либеральной традиции. Б. Чичерин считал ложными два главных принципа классического либерализма: приоритет личности над обществом и сведение свободы личности к внешней свободе (выбору). Поскольку либеральная идеология признает право граждан сменять власть, условием устойчивости либерального общества является резкое ограничение внутренней свободы граждан, являющейся источником непредсказуемости их оценок и поведения. Это осуществляется с помощью медиапространства, а результатом является формирование "общества потребления", где внутренняя (духовная) свобода полностью подменяетcя внешней (свободой выбора материальных ценностей).

Григорьева, Т. П.
Буддизм и современная мысль [Текст] / Т. П. Григорьева // Вопросы философии. - 2015. - № 6. - С. 134-137.

Автор рассуждает о причинах интереса к Востоку в 20 веке и предполагает, что из восточных учений может перейти в 21 в. Статью предваряет сообщение о кончине автора - Татьяны Петровны Григорьевой.
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3099
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Философские науки

Сообщение Arina » 08 окт 2015, 11:57

Философия и общество. - 2015. - № 1.
Гобозов, И. А. Реанимация философской антропологии - шаг назад в изучении человека [Текст] / И. А. Гобозов // Философия и общество. - 2015. - № 1. - С. 5-16.
В статье рассматривается проблема человека как вечная философская проблема, исследуется ее практический и теоретический аспекты, анализируются концепции человека Людвига Фейербаха и Карла Маркса, определяется место человека в обществе.

Гринин, А. Л. Кибернетическая революция и исторический прогресс : (технологии будущего в свете теории производственных революций) [Текст] / А. Л. Гринин, Л. Е. Гринин // Философия и общество. - 2015. - № 1. - С. 17-47.
Статья посвящена анализу последней производственной революции - кибернетической, рассмотрению изменений, происходящих в ходе ее, начиная с 1950-х годов, а также характеристике возможных изменений, которые произойдут в результате кибернетической революции в ближайшие 30-60 лет, что продемонстрировано на примере развития будущих медицинских технологий.
Губанов, Н. И. Объективно-нереальные ситуации: возможности создания и перспективы использования [Текст] / Н. И. Губанов, Н. Н. Губанов // Философия и общество. - 2015. - № 1. - С. 48-64.
В статье исследуется чувственное отражение как форма связи сознания с окружающим миром, демонстрируется возможность создания объективно-нереальных, но субъективно-реальных ситуаций (сновидения), обсуждается гносеологический характер переживаний и перспективы их использования.

Гриценко, В. С. "Капитал" Маркса и кризис капитализма [Текст] / В. С. Гриценко, В. В. Орлов // Философия и общество. - 2015. - № 1. - С. 65-75.
В статье анализируется идея Карла Маркса о развитии исторических форм труда, становление формы материального труда, открытой немецким мыслителем, а также вырождение товарной стоимости, проявляющееся во множестве кризисных ситуаций..

Тен, В. В. Естественно-исторический процесс и социальная философия [Текст] / В. В. Тен // Философия и общество. - 2015. - № 1. - С. 76-91.
В статье дифференцируются понятия социологии и социальной философии, высказывается мнение о невозможности существования социальной философии в западных странах, доказывается перспективность исторического материализма в контексте социальных процессов и общего развития общества.

Завалько, Г. А. Культура феодального общества [Текст] / Г. А. Завалько // Философия и общество. - 2015. - № 1. - С. 92-115.
В статье дан краткий обзор технического и культурного прогресса в средневековой Европе, представлен образ человека Средневековья, обрисована система социальных отношений того времени, включающих средневековую культуру и искусство.

Тяпин, И. Н. Либертарная "философия права" как инструмент кризиса общественного сознания и социальной системы в России [Текст] / И. Н. Тяпин // Философия и общество. - 2015. - № 1. - С. 116-139.
В статье дается развернутый анализ правового нигилизма и бездуховности в России, доказывается концептуальная несостоятельность и ненаучность либертарно-юридической теории, служащей идеологическим орудием разрушения нравственных ценностей и важнейших социальных институтов России.

Тажуризина, З. А. Атеофобия в истории христианства и свободомыслия [Текст] / З. А. Тажуризина // Философия и общество. - 2015. - № 1. - С. 140-155.
В статье исследуются факты нигилистического, агрессивного отношения к религии и верующим, неблагоприятно воздействующие на духовную жизнь российского общества, раскрываются причины конфликтов на мировоззренческой основе, демонстрируется пагубность не только религиофобии, но и сохранившейся в нашей жизни атеофобии, предлагаются пути преодоления взаимной религиозной нетерпимости.

Кошовец, О. Б. Онтологический анализ отношения теории и реальности в методологии экономической науки [Текст] / О. Б. Кошовец, И. Э. Фролов, А. В. Чусов // Философия и общество. - 2015. - № 1. - С. 156-176.
В статье рассматривается категория онтологии в контексте методологии экономической науки, предлагается схема методологического анализа онтологических конструкций экономических теорий, рассматривается абстрактная экономика Эрроу - Дебре.

Бланше, Р. Эпистемология. Париж. 1972 [Текст] / Р. Бланше // Философия и общество. - 2015. - № 1. - С. 177-188.
В статье рассматривается взаимосвязь эпистемологии и теории познания, отличие эпистемологии от философии науки, сходство и различие эпистемологии и методологии, единство целей эпистемологии и гуманитарных наук.

Махаматов, Т. М. Невежество в философии, или Как не стоило бы писать о марксисте Э. В. Ильенкове [Текст] / Т. М. Махаматов // Философия и общество. - 2015. - № 1. - С. 204-206.
Данная публикация является отповедью автора на статью кандидата философских наук из Рязани М. С. Рублева "Э. В. Ильенков и роковая роль профессионального марксизма", представившего Эвальда Васильевича Ильенкова как философа, запутавшегося "в паутине обывательского профессионального марксизма".
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3099
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Философские науки

Сообщение Arina » 08 окт 2015, 17:06

Философские науки. - 2015. - № 5.
Дуков, Е. В. Измеритель жизни: к культурологическим аспектам социальной памяти / Е. В. Дуков // Философские науки. - 2015. - № 5. - С. 8-15.
В статье рассматривается социальная память как универсальный механизм жизни человека, характеризуются формы памяти, в том числе, информация как память, анализируются невербальные формы коммуникации, ставится вопрос о качественной перестройке социальной памяти.

Чернова, Т. А. Историческая память в информационной войне : как используются социальные сети в идеологическом противостоянии Украины и России / Т. А. Чернова, К. Ю. Слеповронская // Философские науки. - 2015. - № 5. - С. 16-23.
В статье на основе исследования понятия "исторической памяти" делается попытка анализа использования памятных дат и культурных традиций во время информационных атак на примере российско-украинской информационной войны.

Тульчинский, Г. Л. Историческая память в символической политике и информационные войны / Г. Л. Тульчинский // Философские науки. - 2015. - № 5. - С. 24-33.
В статье рассматривается роль исторической памяти как предмета символической политики, исследуется предмет символической политики, предлагается систематизация коммуникативных технологий и инструментов символической политики, акцентируется внимание на характеристике геноцида в исторической памяти и информационных войнах.
Герасимов, С. В. Замыкая круг манипуляций / С. В. Герасимов // Философские науки. - 2015. - № 5. - С. 34-41.
В статье дается характеристика понятия манипуляция, анализируется скрытая и явная манипуляция, исследуются три рода манипуляций, делается вывод о необходимости перехода на качественно новый уровень взаимоотношений участников коммуникационных процессов.

Гусев, С. С. Рациональность: истоки и эволюция / С. С. Гусев // Философские науки. - 2015. - № 5. - С. 42-50.
В статье прослеживается становление рационального мышления, постепенно вытесняющего чувственные реакции людей, характеризуется роль подражания в организации коллективного поведения, изучаются эмоциональные корни рациональности.

Медова, А. А. Рациональность как форма времени / А. А. Медова // Философские науки. - 2015. - № 5. - С. 51-66.
В статье исследуется категория времени как форма рациональности и рациональность как одно из измерений времени.

Шалагинов, Д. С. Преодоление единства и онтологическая нестабильность / Д. С. Шалагинов // Философские науки. - 2015. - № 5. - С. 67-79.

В статье дается анализ проблемы единства - множества в современных онтологических построениях, рассматривается модус трансформации единства в нестабильных онтологиях на примере концепций представителей онтологии избытка Жиля Делеза, Антонио Негри, Паоло Вирно.

Золотухин, В. В. Существовал ли немецкий идеализм: к вопросу об историко-философской периодизации / В. В. Золотухин // Философские науки. - 2015. - № 5. - С. 80-93.
В статье рассматривается проблема историко-философской периодизации, анализируется понятие "немецкий идеализм" на основе интерпретации работ немецких философов Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Шеллинга, Георга Гегеля.

Кузьменко, Г. Н. Проблема интерпретации Аристотелем атомистического учения Демокрита / Г. Н. Кузьменко // Философские науки. - 2015. - № 5. - С. 94-103.
Статья посвящена изучению проблемы понимания Аристотелем учения Демокрита об атомах и характеристике монистического восприятия этого учения.
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3099
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Философские науки

Сообщение Arina » 26 окт 2015, 16:42

Вопросы философии. - 2015. - № 7.
Гранин, Ю. Д. "Нация" и "этнос": эволюция подходов и интерпретаций в философии и науке XVIII - XX столетий / Ю. Д. Гранин // Вопросы философии. - 2015. - № 7. - С. 5-16.
В статье анализируется эволюция понятий "этнос" и "нация" в истории европейской философии и науки XVIII - начала XX столетия, выявляются философские основания и исследовательские парадигмы концепций происхождения и эволюции этносов и наций.

Кукарцева, М. А. Политическое как эстетическое / М. А. Кукарцева, И. А. Дмитриева // Вопросы философии. - 2015. - № 7. - С. 17-27.
В статье рассматривается содержание понятия политического, критерии его выделения из сферы политики, ключевые версии политического. Специальное внимание уделено анализу сущности и вариантов политического как эстетического.

Разлогов, К. Э. Метаморфозы идентичности / К. Э. Разлогов // Вопросы философии. - 2015. - № 7. - С. 28-40.
В статье метаморфозы идентичности рассматриваются преимущественно в контексте философии и культурологии от истоков в античной философии вплоть до текущих социокультурных трансформаций. Особое внимание уделяется формам перехода от феномена эксклюзивности в понимании национальной или этнической идентичности к идентичности по определению множественной, соответствующей характеру современной жизни и разнообразию культурных сообществ (от профессиональных и социально-демографических групп до групп по интересам). Анализируется роль в этих процессах искусства, с одной стороны, и новых средств и систем коммуникации, с другой.

Шнейдер, К. И. Ранний русский либерализм в эстетическом измерении / К. И. Шнейдер // Вопросы философии. - 2015. - № 7. - С. 41-48.
В статье исследуется феномен раннего русского либерализма, появившийся во второй половине 1850-х -1860-е гг. Среди основателей этого направления А. В. Дружинин и М. Н. Катков. Они сформулировали постулаты начальной отечественной либеральной программы. К числу ее существенных компонентов следует отнести эстетическую теорию, которая в концентрированном виде реализована в концепции "чистого искусства". В основе эстетики "чистого искусства" лежала идея свободы в ее разнообразных коннотациях.
Никандров, А. В. "Идеологические споры" в политике "секулярной религии" Раймона Арона в идейном противостоянии интеллектуалов / А. В. Никандров // Вопросы философии. - 2015. - № 7. - С. 49-61.
Философия -- Общие вопросы философии -- Политика. Политология -- Философия и общая теория политики
Статья посвящена анализу концепции "секулярной религии" Р. Арона в контексте критики теорий "конца идеологии" 50-х гг. ХХ в. Раймон Арон одним из первых для переориентации интеллектуалов использует метод отождествления идеологии марксизма с религиозной идеологией, со своего рода секулярной религией. В качестве трибуны для популяризации своих взглядов Арон использует проамериканский Конгресс за свободу культуры.

Дробышев, В. Н. Общение и синергия: к вопросу противопоставления / В. Н. Дробышев // Вопросы философии. - 2015. - № 7. - С. 62-72.
Автор исследует творчество И. Зизиуласа в свете православного учения о нетварных энергиях и приходит к выводу о том, что о. Иоанн, следуя в русле современных философских концепций, существенно отходит от православного понимания абсолютной трансцендентности Бога и неоправданно противопоставляет личностный и энергийный аспекты теозиса. Эту трансформацию православной веры автор связывает с общей тенденцией современной религиозности, которая склоняется к сближению Бога и мира и осложняется смешением философского апофазиса и негативной теологии.

Столярова, О. Е. История и философия науки versus STS / О. Е. Столярова // Вопросы философии. - 2015. - № 7. - С. 73-83.
В статье рассматриваются постпозитивистские программы "история и философия науки" (HPS) и "исследования науки и технологии" (STS). Сравнительный анализ данных программ связан с ключевой для постпозитивизма проблемой контекста. Известно, что постпозитивистские исследования науки историзируют эпистемологию и таким образом подчиняют контекст обоснования контексту открытия. Однако различные интерпретации предложенной Рейхенбахом дистинкции контекстов вынуждают нас еще раз продумать теоретические основания, онтологические предпосылки и методологические принципы постпозитивизма и оценить роль философии и философской онтологии в современных социалконструктивистских, натуралистических и релятивистских исследованиях науки.

Никольский, С. А. "Хочу я веровать добру". Бунт Лермонтова / С. А. Никольский // Вопросы философии. - 2015. - № 7. - С. 84-94.
Философия -- Общие вопросы философии -- Литературоведение -- Русская литература XIX в.
Хотя в общественном сознании Лермонтов традиционно маркируется как "второй поэт России", певец ее красот и обретающихся в ней "лишних людей", философское содержание его поэзии и прозы далеко от адекватного осмысления. Автор рассматривает литературное философствование на примере творчества М. Ю. Лермонтова.

Бонецкая, Н. К. Странник и его цель : (герменевтика Л. Шестова) / Н. К. Бонецкая // Вопросы философии. - 2015. - № 7. - С. 95-110.
Экзистенциальная философия Л. Шестова со стороны ее метода и стиля является герменевтикой - интерпретацией чужих текстов. Мыслитель называл свой подход к ним "странствованием по душам", ставя при этом целью распознать в тексте указания на духовную катастрофу, постигшую его автора.
Изображение
Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3099
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Философские науки

Сообщение Arina » 28 янв 2016, 14:52

Философские науки. - 2015. - № 10
Сиземская, И. Н. Творческий потенциал человека - основа модернизации современной экономики / И. Н. Сиземская // Философские науки. - 2015. - № 10. - С. 7-8.
Статья представляет собой обоснование ряда последующих публикаций по проблеме функционирования новой мировоззренческой парадигмы современного хозяйствования.

Канарш, Г. Ю. Труд и экономическая культура в контексте российской модернизации / Г. Ю. Канарш // Философские науки. - 2015. - № 10. - С. 9-22.
В статье предпринимается попытка выявления взаимосвязи между отношением к труду и особенностями развития российской экономики, ставится проблема ценностно-мировоззренческих предпосылок модернизации российской экономики, характеризуется труд и отношение к труду как ключевой фактор социально-экономического развития в России.

Веряскина, В. П. Влияние персональной модернизации на эффективность экономического развития России / В. П. Веряскина // Философские науки. - 2015. - № 10. - С. 23-35.
В статье дается характеристика теоретических обоснований проблем персональной модернизации в российском контексте, анализируется состояние человеческого потенциала и человеческого капитала, прослеживаются тенденции и перспективы персональной модернизации в России.
Дмитриев, А. В. Конфликтогенность внешней трудовой миграции (федеральные и региональные аспекты) / А. В. Дмитриев // Философские науки. - 2015. - № 10. - С. 36-42.
В статье прослеживается взаимодействие внешних мигрантов с работодателями, властями, посредниками и диаспорой, определяются проблемы и перспективы увеличения потоков мигрантов в Россию и их регулирование, акцентируется внимание на возрастающей конфликтогенности внешней трудовой миграции на местных и федеральном уровнях.

Воропаева, А. В. Культурологические показатели конфликтогенности миграции / А. В. Воропаева // Философские науки. - 2015. - № 10. - С. 43-52.
В статье дается характеристика миграционных процессов и миграционных потоков с точки зрения взаимосвязи с людьми другой этнокультуры, исследуются интеграционные процессы в контексте диалога культур, прослеживается информационное воздействие на ценностные ориентации мигрантов, характеризуются показатели конфликтогенности мигрантов.

Олейников, Ю. В. Становление новой мировоззренческой парадигмы / Ю. В. Олейников // Философские науки. - 2015. - № 10. - С. 53-60.
В статье дается анализ истории изменения мировоззренческих трансформаций XIX-XX веков, обосновывается становление новой мировоззренческой парадигмы, дается характеристика современной системы мировоззренческих представлений о месте и роли человека в природе и обществе.

Гаспарян, Д. Э. Проблема "Я" и "Другого" в философском и психологическом ракурсах: от Гегеля к Лакану / Д. Э. Гаспаян // Философские науки. - 2015. - № 10. - С. 61-77.
Первая часть статьи посвящена исследованию генезиса и логики модели "Я как Другой" Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, а во второй представлена психологическая интерпретация концепции Другого, предложенная французским психологом и философом Жаком Лаканом.

Шелковая, Н. В. Ф. Ницше о пути возвращения к себе / Н. В. Шелковая // Философские науки. - 2015. - № 10. - С. 78-93.
В статье характеризуется и обосновывается мистическое учение Фридриха Ницше о возвращении к себе, о просветлении, ведущем к трансформации сознания, анализируется ницшеанская триада: "воля к власти" - "вечное возвращение" - "сверхчеловек" как духовный путь Человека, вставшего на путь возвращения к себе и достигшего состояния сверхчеловека.

Баева, Л. В. Виртуальная коммуникация: особенности и этические принципы / Л. В. Баева // Философские науки. - 2015. - № 10. - С. 94-110.
В статье представлена история появления особой электронной формы культуры - виртуальная культура, выявлена специфика виртуальной коммуникации, охарактеризованы экзистенциальные особенности виртуальной коммуникации, дан обзор этических принципов развития информационного общества, разработанных ЮНЕСКО.

Шамис, Д. А. Моральное чувство как феномен гносеологии / Д. А. Шамис // Философские науки. - 2015. - № 10. - С. 111-126.
В статье рассматривается моральное чувство в перспективе его роли в процессе познания в сфере морали, акцентируется внимание на проблеме дистанций между знанием и волей как повод для исследования морального чувства, анализируется моральное чувство как явление свободы и как законный элемент познавательных усилий.

Корсаков, С. Н. Судьба философа : Максим Лазаревич Ширвиндт (1893-1936) / С. Н. Корсаков // Философские науки. - 2015. - № 10. - С. 127-139.
Статья представляет собой исследование творческой судьбы российского философа, специалиста в области истории философии, философских проблем естествознания и теоретической психологии Максима Лазаревича Ширвиндта, погибшего в сталинскую эпоху.
Изображение
Аватара пользователя
Элиза
Новичок
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 13:58

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Философские науки

Сообщение Элиза » 20 фев 2016, 12:28

Вопросы философии. - 2015. - № 11.

Материалы "круглого стола" - онлайн-конференции // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 5-37.
В мае 2015 г. журнал "Вопросы философии" провел в Калининграде "круглый стол – онлайн-конференцию" "Культурно-историческое сознание ученых-гуманитариев в контексте современных тенденций в науке: Опыт федеральных университетов" на базе двух федеральных университетов (БФУ им. И. Канта, Калининград; ДВФУ, Владивосток). Участники обсуждали проблемы современной науки, ее превращения в социально-экономический институт, последствия нарастания прикладных исследований.

Смирнов, С. А. Онтология человека: рамки и топика / С. А. Смирнов // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 38-49.
В статье предложен опыт построения онтологии человека в рамках неклассического антропологического дискурса. Автор пытается преодолеть крайности и тупики, с одной стороны, абстрактной онтологии вообще, лишенной человека, а с другой - так называемой практической антропологии, лишенной бытия.

Буллер, А. Простить? О феномене исторического непрощения и непреклонной памяти / А. Буллер, А. А. Линченко // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 50-59.
В статье на примере трансформационных процессов немецкого общества во второй половине XX в. и российского общества на рубеже XX и XXI вв. рассматриваются метаморфозы "непреклонной памяти", исследуется проблема виновности и исторического прощения в современной исторической культуре, а также затрагивается тематика взаимоотношения этического и этнического контекстов в процессе переработки прошлого. Авторы пытаются оценить перспективы формирования исторической идентичности, основанной на стратегиях вины и прощения, а также выявить основополагающие ценности культуры исторического прощения в современном мире.

Кочетков, В. В. К вопросу об определении конституционализма: аксиологический аспект / В. В. Кочетков // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 60-70.
В статье предлагается оригинальная аксиологическая интерпретация понятия "конституционализм", позволяющая определить его как форму правосознания, а также выделить ценностные архетипы, которые выражают его своеобразие.

Лахути, Д. Г. Об одной интересной особенности Конституции РФ 1992 года / Д. Г. Лахути // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 71-75.
Показано, что Конституция РФ, действовавшая с декабря 1992 по декабрь 1993 г., была логически противоречива, вследствие чего можно с равными основаниями утверждать, и что обе стороны конфликта осени 1993 г. ("президентская" и "парламентская") соблюдали конституцию, и что они не соблюдали конституцию.

Киященко, Л. П. Беспокойство становления целостностью. Вариации на тему трансдисциплинарности / Л. П. Киященко // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 76-86.
В статье рассматривается феномен трансдисциплинарности как тема, которая находит свое выражение в многообразии биоконцептографических вариаций. Вариационность как один из существенных принципов человеческой деятельности касается ее вечной проблемы – становления целостностью как включенным третьим, делающим осмысленным любой акт коммуникативного взаимодействия. Проблематизация целостности в трансдисциплинарном измерении ведет к переосмыслению акцентов в традиционной философской дилемме единства множественного и множественности единств, требует соответствующего концептуального языка, отслеживающего процесс становления ее понимания.

Михайлов, И. Ф. К гиперсетевой теории сознания / И. Ф. Михайлов // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 87-98.
Главными результатами исследований в области философии сознания можно считать, во-первых, представление о формах собственно человеческого сознания как о модальностях, складывающихся в сфере и в процессе коммуникации, а во-вторых, тезис о значимости сложных чувственных образов, которые, будучи частью общего нам и другим животным феноменального интерфейса с миром, формируются под воздействием потребностей и наполняются смыслом благодаря им. Результаты исследований в области нейросетей дали начало междисциплинарному направлению в исследованиях сознания, известному как коннекционизм. В рамках коннекционизма ментальная деятельность моделируется через распространение сигналов активации между простыми вычислительными единицами, что делает её возможной в условиях нечётких или недостаточных данных, контекстозависимых понятий и динамических репрезентаций.
Иванов, В. В. К истории монадологии как учения о прерывных единствах / Вяч. Вс. Иванов // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 99-124.
Автор говорит о таком подходе, который разные мыслители традиционно называли монадологией. Речь идет о выделении целостных прерывных (дискретных) единиц, характеризующихся единством строения и наличием содержания, общего для всех отдельных частей, cпаянных вместе. Половина доклада посвящена истории монадологии и столько же – приложениям этих идей, в частности, выделению дискретных (прерывных) единиц: монад и атомов, и тех, которые носят другой, непрерывный характер, по отношению к лингвистике – науке о языке. Автор рассказывает преимущественно об их приложении к языку и к другим затрагиваемым проблемам монадологии и атомистики, в том числе и в связи с Ньютоном и Лейбницем. Доклад В. В. Иванова сопровождается публикацией материалов дискуссии, развернувшейся по теме доклада.

Емельянов, В. В. Образы предбытия в шумерских литературных текстах / В. В. Емельянов // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 125-134.
Шумерские литературные тексты содержат множество образов и суждений, которые впоследствии стали предметом философской рефлексии. В статье рассматриваются фрагменты эпоса, заговоров и царской надписи, из которых можно извлечь представления шумерской культуры о предбытии. В результате анализа текстов выясняется, что предбытие было для шумеров идеалом состояния человека и мира, образом святости и блаженства.

Лечич, Н. Д. Звездное небо и моральный закон: очерк истории пифагорейской идеи / Н. Д. Лечич // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 135-152.
Статья показывает возможность отнести появление этики ко временам ранней пифагорейской школы (РПШ). Анализ специфического слияния монизма и онтологического и эпистемологического дуализма РПШ и элеатов показывает, что эти школы оставили в наследство европейской мысли философское обоснование взаимоотношения космологии и этики вместе с клубком неразрешенных проблем. Они видны в первых проявлениях философской реакции на четыре ключевых экзистенциально-эпистемологических феномена: двойки, беспокойства (ужаса), грязного и ошибки.

Мартынов, Д. Е. Учение об уравнении людей Лю Ши-пэя / Д. Е. Мартынов, Ю. А. Мартынова // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 153-157.
В статье рассмотрена утопическая теория Лю Ши-пэя (1884–1919) – одного из пионеров анархической мысли в Китае. Его доктрина интересна попыткой использования арсенала древнекитайской социальной мысли для обоснования общества будущего, построенного на принципах абсолютного равенства. Единственным механизмом его реализации является общеобязательный крестьянский труд. Статья предваряет перевод "Рассуждения об уравнении сил людей" Лю Ши-пэя.

Лю Ши-пэй, Рассуждение об уравнении сил людей / Лю Ши-пэй // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 157-163.
Статья Лю Ши-пэя показательна со всех точек зрения. Во-первых, она чрезвычайно ярко демонстрирует общую идеологическую линию китайских анархистов и их упрощённо-социологические взгляды. При этом Лю Ши-пэй полагал, что излагаемые им идеи являются самыми современными, научными и гуманными. Объяснялось это тем, что его доктрина основывалась на крайне упрощённо понимаемой дарвиновской теории, но с одной оговоркой: Лю Ши-пэй отказывался видеть источником прогресса борьбу.

Власова, О. А. Ясперс и Хайдеггер: по следам утраченных разговоров / О. А. Власова // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 164-174.
В статье предлагается авторская интерпретация философской дружбы К. Ясперса и М. Хайдеггера. Воссоздается канва их отношений в контексте исторической ситуации, анализируются идейные взаимовлияния их раннего творчества. История их дружбы рассматривается как история обращения к философии, в которой они в подлинной коммуникации шли по пути истины: в обоюдном общении начала 1920-х гг. они начинают формироваться как самостоятельные мыслители.

Малинкин, А. Н. Социология знания М. Шелера и К. Манхейма: сравнительный анализ методологий / А. Н. Малинкин // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 175-186.
В центре сравнительного анализа – две фундаментальные проблемы методологий М. Шелера и К. Манхейма: обоснование нового социоцентрического способа мышления, представленного в социологии знания, и проблема объективности познания, связанная с отражением угрозы релятивизма. При различиях в базовых предпосылках и путях решения указанных проблем в воззрениях двух мыслителей обнаруживаются неожиданные существенные сходства. Они дают основания для изменения сложившегося подхода к квалификации их взглядов, основанной на противопоставлении.

Носов, Д. М. Очевидное зло? Неочевидное благо? / Д. М. Носов // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 187-198.
В статье прослеживается влияние христианской нравственной традиции, воспринимающей добродетель и грех как диаметральные противоположности, на последующую европейскую культуру (от теории этического сентиментализма до марксизма). Рассматриваются различные ситуации, в которых подобный дихотомический подход дает сбой. Проводится подробный анализ того, как очевидное зло на деле оказывается неочевидным благом.

Долгов, К. М. Эстетика личности и жизни : (к 100-летию со дня рождения М. Ф. Овсянникова) / К. М. Долгов // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 199-203.
Автор делится своими впечатлениями о встречах, общении с Михаилом Федотовичем Овсянникове, говорит о его вкладе в развитие философии, эстетики.

Билалов, М. И. Векторы становления и осмысления российского самосознания : (обзор конференции) / М. И. Билалов // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 204-209.
На конференции рассматривались вопросы : что является объектом самосознания; содержание российского самосознания; соотношение самосознания с идентичностью.

Меликов, И. М. Культура диалога культур : (обзор международной научной конференции) / И. М. Меликов, А. А. Гезалов // Вопросы философии. - 2015. - № 11. - С. 210-215.
На конференции были освещены такие вопросы, как культура диалога, единство культур, многообразие культур, взаимодействие культур, уникальность и универсальность культур и др.
Аватара пользователя
Элиза
Новичок
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 13:58

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Философские науки

Сообщение Элиза » 25 фев 2016, 13:09

Философские науки. - 2015. - № 12.

Мариносян Х.Э. Глобализация: новые вызовы – новые угрозы / Х. Э. Мариносян // Философские науки. - 2015. - № 12. - С. 7-11.
Приглашаем всех заинтересованных исследователей принять участие в обсуждении всего комплекса проблем глобализации на страницах журнала как одной из наиболее актуальных и дискуссионных для современной эпохи и соответственно настоятельно требующих совместных усилий специалистов различных отраслей знания для выработки необходимого понимания всей остроты вызовов современности и осознания судьбоносности их последствий для всего человечества.

Гобозов И.А. Глобализация и терроризм / И. А. Гобозов // Философские науки. - 2015. - № 12. - С. 11-27.
Статья посвящена актуальным проблемам глобализации и терроризма. В ней подчеркивается, что насильственно навязанная Западом глобализация нарушила объективную логику развития исторического процесса и породила современный международный терроризм.

Арутюнян Г.А. Экстремизм как вызов глобальной безопасности / Г. А. Арутюнян // Философские науки. - 2015. - № 12. - С. 27-33.
Экстремизм рассматривается как основной тренд глобальных развитий. Обосновывается, что распространение экстремизма не только является следствием формирования «полицентричного миропорядка» и роста протестов против финансово-спекулятивной модели экономики, но и обусловлено применением специально разработанных политических технологий. Совокупность отмеченных факторов является серьезнейшим вызовом и глобальной, и региональной безопасности.
Сергеев, М. Священная война и мусульманский джихад / М. Сергеев // Философские науки. - 2015. - № 12. - С. 33-39.
Интервью доктора философии, специалиста в области истории религии Михаила Сергеева о сущности понятия "священная война" и концепции "священной войны" в исламе, об отличии духовного джихада от "священной войны", о возможности и невозможности бескорыстного джихада, о современном терроризме, о религиозном фанатизме, о религиях, в которых священная война запрещена.

Канарш, Г. Ю. Справедливость и демократия. Российский контекст / Г. Ю. Канарш // Философские науки. - 2015. - № 12. - С. 40-56.
Статья посвящена анализу как теоретической составляющей проблемы социальной справедливости, так и меняющемуся представлению о ней общественного сознания.

Китаева, О. Н. Бюрократия и капитализм / О. Н. Китаева, Л. Н. Федотов // Философские науки. - 2015. - № 12. - С. 57-73.
В статье дан анализ концепта бюрократии, показаны ее функции и дисфункции, представлено соотношение эволюции капитализма соответствующего этой эволюции типа бюрократии, рассмотрены новые типы бюрократии.

Балановский, В. В. Решение проблемы психофизического параллелизма Н. Я. Гротом и К. Г. Юнгом / В. В. Балановский // Философские науки. - 2015. - № 12. - С. 74-91.
В статье рассматривается проблема психофизического параллелизма в контексте развития философии, исследуется роль энергетической парадигмы в решении проблемы психофизического параллелизма в работах русского философа Николая Яковлевича Грота и швейцарского психиатра Карла Георга Юнга, обращается внимание на интерпретацию термина энергия в их трудах.

Скворцова, Е. Л. О специфике миропонимания в японской культурной традиции / Е. Л. Скворцова // Философские науки. - 2015. - № 12. - С. 92-106.
В статье рассматривается проблема преобладания в японском философско-эстетическом знании невыразимого, недискурсивного знания, исследуется японская традиция странничества как формы единства с мирозданием, прослеживается роль даосизма в понимании роли художника и природы его творчества.

Дамте, Д. С. Проблема религиозного чувства в немецкой философской мысли конца XIX - начала XX веков / Д. С. Дамте // Философские науки. - 2015. - № 12. - С. 107-121.
В статье прослеживаются и характеризуются периоды развития философии религии и становления религиозного чувства в трудах немецких философов.
Ответить