НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Актуальное в периодических изданиях, поступивших в библиотеку. Аннотации к статьям.

Модератор: Полина

Аватара пользователя
Arina
Супермодератор
Сообщения: 3099
Зарегистрирован: 12 янв 2011, 13:50

НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Arina » 06 ноя 2014, 13:21

Физика в школе. - 2014. - N 4.
Бражников, М. А. К постановке проблемы о "движущих силах" развития методики физики [Текст] / М. А. Бражников // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2014. - N 4. - С. 4-14. - Библиогр.: с. 14.
На нескольких примерах рассмотрены некоторые аспекты трансформации экспериментального научного исследования в ученическую лабораторную работу: приборный парк, логика исследования и его ход, значение лабораторной работы, которое меняется со временем – это те вопросы, которые относятся к компетенции методики физики, разрабатываются ею на базе того, что создано и разработано в физике-науке.

Атаманская, М. С. Модель совместного чтения: конструирование учебного текста в процессе обучения физике [Текст] / М. С. Атаманская // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2014. - N 4. - С. 15-21. - Библиогр.: с. 21.
Основываясь на практике эффективной подготовки к ГИА показывается, что наилучших результатов добиваются учащиеся понимающие решение физической задачи.

Дегтярев, В. В. Формирование мотивации к познанию окружающего мира в процессе обучения физике [Текст] / В. В. Дегтярев // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2014. - N 4. - С. 21-28. - Библиогр.: с. 27-28.
Важнейшим стимулом к дальнейшему обучению, является достижение учеником успехов на каждом уроке. Такой подход позволит сформировать мотивацию к обучению и добиться поставленных целей.
Долженко, Е. В. Математическое моделирование и качественные задачи [Текст] / Е. В. Долженко // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2014. - N 4. - С. 28-40. - Библиогр.: с. 40.
В статье анализируются проблемы использования элементов математического моделирования при решении физических задач в школе, а так же обосновывается целесообразность обучения учащихся основам элементов математического моделирования.

Куренева, Т. В. Физическая величина - основа языка физики (систематизация знаний учащихся при подготовке к экзаменам) [Текст] / Т. В. Куренева // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2014. - N 4. - С. 41-47.
Показаны приемы, позволяющие развивать у учащихся навыки работы с физическими величинами, необходимые для подготовки к экзаменам по физике.

Соколова, О. А. Испарение и конденсация. Урок- исследование [Текст] / О. А. Соколова // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2014. - N 4. - С. 48-53. - Библиогр.: с. 53.

Федянина, Е. Д. Применение и изучение принципов действия индукционногообобрудования на уроках физики [Текст] / Е. Д. Федянина // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2014. - N 4. - С. 55-59. - Библиогр.: с. 59.
На примере урока физики в XI классе показывается, как эффективнее достичь личностных и метапредметных результатов за счет применения технологии критического мышления.

Старшов, М. А. Опыт "наоборот" - эффектнее [Текст] / М. А. Старшов // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2014. - N 4. - С. 60-61. - Библиогр.: с. 61.
Предложен физический опыт, который воспроизводится в виде, обратном описанию опыта В.Б. Дроздова для демонстрации атмосферного давления.
Изображение
Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 08 июн 2015, 15:21

Химия. - 2015. - № 4.

Зачернюк, А. Б.
Биоэлектролиз. Открытие и развитие [Текст] / А. Б. Зачернюк // Химия. - 2015. - № 4. - С. 3-13.

О топливных элементах, об открытии биоэлектрокатализа и об ученых, сделавших это открытие.

Белоногов, В. А.
Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества [Текст] / В. А. Белоногов, Г. У. Белоногова // Химия. - 2015. - № 4. - С. 19-26.

Задания на вывод формулы вещества обязательно присутствуют в вопросах ЕГЭ. Материал, публикуемый в этом номере, содержит задачи, в основе которых лежат данные о массовой доле одного или нескольких элементов. Приведены алгоритмы решений разных типов задач и примеры к ним, а так же задачи для самостоятельного решения, к которым даны ответы.

Сумарокова, О. Д.
Вещества и их свойства [Текст] / О. Д. Сумарокова // Химия. - 2015. - № 4. - С. 27-32

О кислотах и основаниях, содержит учебные элементы, контролирующие знания.

Хайдарова, З. Х.
Путешествие-соревнование "В трех царствах" [Текст] / З. Х. Хайдарова // Химия. - 2015. - № 4. - С. 36-40.
Обобщающий урок по химии с применением игровых способов проверки знаний.
Лотышев, И.
Перспективы синтеза экологически чистого топлива в условиях Тюменской области [Текст] / И. Лотышев, Д. Якименко ; // Химия. - 2015. - № 4. - С. 44-51.

В публикуемом материале представлена письменная часть исследовательской работы учащихся. В ходе ее школьники доказали принципиальную возможность получения биодизельного топлива в условиях частного домохозяйства, аргументированно обосновали экономическую выгоду такого топлива, апробировали полученный биодизель на тракторном моторе.

Пичугина, Г. В.
Химия в парикмахерской [Текст] / Г. В. Пичугина // Химия. - 2015. - № 4. - С. 53-55.

О применении ситуационных задач на уроках химии.
Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 08 июн 2015, 15:45

Физика. - 2015. - № 4.

Зайцев, М. А.
Внекорабельная деятельность [Текст] / М. А. Зайцев // Физика. - 2015. - № 4. - С. 10-15

Коротко об истории развития отечественной школы внекорабельной деятельности.

Дедкова, Е. В.
Дистанционное зондирование Земли [Текст] / Е. В. Дедкова // Физика. - 2015. - № 4. - С. 16-19

О методе дистанционного зондирования Земли.

Ковалева, С. Я.
Актуальные проблемы преподавания физики в условиях реализации ФГОС ООО: целеполагание, планирование, конструирование [Текст] / С. Я. Ковалева // Физика. - 2015. - № 4. - С. 25-29

Представлены фрагменты нового дистанционного курса.

Чаругин, В. М.
Звездное небо в мае [Текст] / В. М. Чаругин // Физика . - 2015. - № 4. - С. 30-31, 34-35

Описано звездное небо в мае 2015 года.
Демков, В. П.
Российская аэрокосмическая олимпиада школьников по физике-2014 [Текст] / В. П. Демков, В. В. Озолин, Г. Э. Солохина // Физика. - 2015. - № 4. - С. 41-43

Представлены задачи одного из вариантов второго тура российской аэрокосмической олимпиады школьников.

Яворук, О. А.
Экспериментальное определение зрительного порога различия отрезков по их длине (точности глазомера) [Текст] / О. А. Яворук // Физика. - 2015. - № 4. - С. 54-56

Описан междисциплинарный эксперимент в рамках факультатива физика + психология, 10-11 кл.
Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 02 июл 2015, 11:04

Физика в школе : науч. - метод. журн. - 2015. - N 3.

Ильин, В. А.
Прикладная сверхпроводимость [Текст] / В. А. Ильин, Д. А. Исаев, В. В. Кудрявцев // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2015. - N 3. - С. 3-16.

Обсуждаются физическая сущность сверхпроводимости, экспериментально обнаруженные свойства сверхпроводников и основы теории БКШ. Рассмотрены применения сверхпроводимости для создания сверхпроводниковых линий передач, сверхпроводящих накопителей энергии, магнитных систем таких амбициозных проектов как ИТЭР и LHC, получения сильных магнитных полей, разработки поездов на магнитном подвесе. Приведенные материалы могут быть использованы при углубленном изучении раздела «Электрический ток в различных средах» в курсе физики старшей школы, при проведении проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Бордонская, Л. А.
Проекты по физике с использованием ИКТ на историко-биографическом материале [Текст] / Л. А. Бордонская, М. А. Садыкова // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2015. - N 3. - С. 17-19.

В статье представлены возможные типы проектов по физике с использованием ИКТ на историко-биографическом материале, даны примерные темы проектов разных типов, отражена структура ЭОР, обеспечивающая проектную деятельность школьников на и историко-биографическом материале.

Учебно-методические комплекты для подготовки школьников к участию в экспериментальных турах олимпиад по физике [Текст] / П. С. Тихонов [и др.] // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2015. - N 3. - С. 30-35.
Описывается комплекс учебных экспериментальных задач для подготовки учащихся к экспериментальным турам олимпиад высокого уровня по физике. Приводится перечень разработанных задач, описывается их типовой состав, формулируются цели выполнения задач, перечисляются умения и навыки, приобретаемые учащимися в ходе решения этих задач.

Бражников, М. А.
К постановке проблемы о "движущих силах" развития методики физики [Текст] / М. А. Бражников // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2015. - N 3. - С. 35-50.

Показано, что область постановки проблемы источников развития методики физики лежит в исследовании того, какова роль в этом процессе математики как языка изложения и инструмента исследования.

Гуревич, А. Е.
Зачем нужна эта физика? [Текст] / А. Е. Гуревич // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2015. - N 3. - С. 59-64.

Представлена авторская точка зрения на современную ситуацию, связанную с обучением физике в российских школах и пути ее разрешения.
Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 10 авг 2015, 09:22

Химия. - 2015. - № 5/6.

Закараия, Т.
Таблица Д. И. Менделеева на защите Родины [Текст] / Т. Закараия, И. Закараия // Химия. - 2015. - № 5/6. - С. 3-4.

О химических элементах, и их использовании во время Великой Отечественной войны.

Белоногов, В. А.
Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества [Текст] / В. А. Белоногов, Г. У. Белоногова // Химия. - 2015. - № 5/6. - С. 13-20.

Даны задачи и их решения для подготовки к ЕГЭ по химии.

Кочкаров, Ж. А.
Кислая или средняя соль? [Текст] / Ж. А. Кочкаров // Химия. - 2015. - № 5/6. - С. 21-23.

Представлены уравнения реакций жесткого окисления органических соединений.

Левицкий, М. М.
Хитросплетение молекул [Текст] / М. М. Левицкий // Химия. - 2015. - № 5/6. - С. 47-49.

О соединениях, в которых кольцевые молекулы химически не связаны, а объединены механически, наподобие колец, продетые одно в другое, как звенья в металлических цепочках.

Шмуклер, Е. Г.
Химический элемент кремний и его роль в живой природе [Текст] / Е. Г. Шмуклер // Химия. - 2015. - № 5/6. - С. 50-52.

О биологической роли кремния.

Джонсон, Д.
Получение бумаги из вторичного сырья [Текст] / Д. Джонсон, И. Никитин ; // Химия. - 2015. - № 5/6. - С. 53-58.

Описан опыт учащихся по изготовлению бумаги в различных условиях.
Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 03 сен 2015, 11:20

Физика в школе : науч. - метод. журн. - 2015. - N 5.

Величко, А. Н.
Опыт организации внеурочной деятельности учащихся специализированных классов по физике в Новосибирской обл. [Текст] / А. Н. Величко, И. Г. Шилкина // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2015. - N 5. - С. 20-25.

Представлен систематизированный и обобщенный опыт организации внеурочной деятельности по физике, имеющийся в Новосибирской области. Построенная на его основе модель может быть перенесена на организацию внеурочной деятельности по любому предмету. Предлагаемую модель целесообразно использовать при построении основной образовательной программы при переходе на стандарт второго поколения.

Величко, А. Н.
Рычаг в экспериментальных заданиях [Текст] / А. Н. Величко, И. Г. Шилкина // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2015. - N 5. - С. 34-38.

Статья посвящена наиболее распространенному простому механизму школьного курса физики – рычагу и связанной с ним активной экспериментальной деятельности учащихся. На примере изучения рычага проводится обобщение подходов к формированию экспериментальной деятельности как универсальной, используя межпредметные связи.

Синенко, В. Я.
Решение задач турнира юных физиков как один из путей формирования исследовательских компетенций учащихся [Текст] / В. Я. Синенко, Е. П. Глущенко // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2015. - N 5. - С. 38-41.

Особую роль в современном образовании приобретает формирование исследовательских компетенций учащихся. Федеральный государственный образовательный стандарт декларирует переход к компетентностному подходу. При обучении физике для формирования исследовательских компетенций необходимо использовать научный метод познания.
Матвеева, Е. В.
Опыт формирования проектной и исследовательской деятельности по физике [Текст] / Е. В. Матвеева // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2015. - N 5. - С. 54-60.
Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 03 сен 2015, 11:55

Физика. - 2015. - N 5/6.
Аверин, Д.
Шлем для слепых и слабовидящих [Текст] / Д. Аверин // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 5/6. - С. 10-12.

Представлен ученический конструкторский робототехнический проект, собранный из набора Lego Mindstorms NXT 2. 0.

Клейменов, М.
Охлаждение жидкостей, эффект Мпембы [Текст] / М. Клейменов // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 5/6. - С. 13-14.

Представлено исследование эффекта охлаждения нагретой воды. Оригинал, презентация и постер приведены в ЭП.

Шальнев, Н. А.
Взаимодействие учителей-предметников на уроках и вне уроков [Текст] / Н. А. Шальнев // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 5/6. - С. 17-18.

Рассмотрено интегрированное занятие (русский язык + литература + физика) в 10-м классе, способствующее развитию познавательного интереса учащихся, их мотивации как на уроке, так и во внеурочной деятельности, а также разные формы сотрудничества учителей школьных методических объединений.

Чаругин, В. М.
Звездное небо в июне [Текст] / В. М. Чаругин // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 5/6. - С. 30-31.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведены миниатюра Дж.-Р. Вегелина «Кастор и Поллукс вступают в битву между римлянами и латинянами при озере Регулос», а также астрофотография галактики Мышь (NGC 4676) и остатка взрыва сверхновой G 299.
Физика вам в помощь [Текст] // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 5/6. - С. 32-33.
Подборка сообщений из блога К.Ю. Богданова. Темы: · Когда и как заинтересовывать детей наукой? · Все мы стоим на плечах предшественников · Прекратить создание химоружия в бассейне! · Пять законов Эйнштейна для продолжения семейной жизни · На родине Архимеда (в Сицилии) правило рычага не работает · Coca-Cola+Mentos.

Короновский, Н. В.
Сейсмическая томография [Текст] / Н. В. Короновский // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 5/6. - С. 39-43.

Представлен новый метод исследования глубинных и поверхностных геосфер Земли, который, благодаря появлению быстродействующих компьютеров, сразу же привёл к фундаментальным открытиям и подтвердил экспериментально теорию тектоники литосферных плит. Метод широко применяется в геологоразведке, особенно при диагностике нефтеносных пластов.
Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 22 сен 2015, 12:05

Физика. - 2015. - N 7/8.
Старшов, М. А.
Начало физики: первый шаг [Текст] / М. А. Старшов // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 7/8. - С. 4-6.

Описан первый урок физики, приведены приёмы, мотивирующие учащихся к изучению предмета, 10 кл.

Дружинин, Б. Л.
Учительские заметки [Текст] / Б. Л. Дружинин // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 7/8. - С. 7-9.

Фрагменты кружковых занятий из дневника учителя.

Суханькова, Е. П.
Учебные занятия: в классе, в музее, в вузовской лаборатории, ... [Текст] / Е. П. Суханькова // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 7/8. - С. 15-18.

Рассказывается об учебных занятиях в классе, кружке, Юнешеской специализированной научно-исследовательской школе физмата Орловского госуниверситета, МГУ им. М.В. Лермонтова.

Камзеева, Е. Е.
Диагностика межпредметных понятий и умений, формируемых на уроках физики и математики [Текст] / Е. Е. Камзеева, М. Ю. Демидова // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 7/8. - С. 19-24.

Представлен первый опыт диагностики межпредметных понятий и умений, формируемых на уроках физики и математики.

Ковалева, С. В.
Актуальные проблемы преподавания физики в условиях реализации ФГОС ООО: целеполагание, планирование, конструирование [Текст] / С. В. Ковалева // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 7/8. - С. 44-49.

Представлены фрагменты нового дистанционного курса.

Короновский, Н. В.
Мусор в нашей жизни [Текст] / Н. В. Короновский, Г. В. Брянцева // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 7/8. - С. 50-54.

Описано печальное состояние с накапливанием мусора в российских городах.

Бондаров, М. Н.
Б. М. Яворский - истории и легенды (к 100-летию со дня рождения) [Текст] / М. Н. Бондаров // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 7/8. - С. 58-59.

О деятельности Б. М. Яворского.
Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 26 окт 2015, 16:51

Химия. - 2015. - N 9.

Габриелян, О. С.
Современные проблемы школьного химического образования и пути их решения [Текст] / О. С. Габриелян, Т. Н. Попкова // Химия : учеб. - метод. журн. для учителей химии и естествознания. - 2015. - N 9. - С. 3-10.

Представлены проблемы школьного образования и проанализированы концептуальные направления существующих пропедевтических курсов химии.

Рыбникова, О. Е.
Работа с учебными пособиями для интерактивных досок [Текст] / О. Е. Рыбникова // Химия : учеб. - метод. журн. для учителей химии и естествознания. - 2015. - N 9. - С. 11-16.

Об использовании на уроках химии учебных пособий для работы с интерактивной доской из серии "Наглядная химия".

Пильникова, Н. Н.
Шаблоны для оформления конспектов по основным классам органических веществ / Н. Н. Пильникова // Химия - Первое сентября. - 2015. - № 9. - С. 17-24.

Представлены шаблоны по основным классам органических веществ, которые позволяют систематизировать базовые знания по органической химии.
Гершановская, Е. В.
Итоговое повторительное обобщение : методическая разработка урока, 8 класс / Е. В. Гершановская // Химия - Первое сентября. - 2015. - № 9. - С. 25-27.

Представлен урок итогового повторения по химии.

Демидов, В. А.
Соляная кислота и ее свойства. Получение соляной кислоты [Текст] / В. А. Демидов // Химия : учеб. - метод. журн. для учителей химии и естествознания. - 2015. - N 9. - С. 28-31.

Конспект урока по химии.

Лябин, М. П.
Железо / М. П. Лябин, Н. С. Пономарева // Химия - Первое сентября. - 2015. - № 9. - С. 32-39.

Представлена информация о получении, свойствах и роли железа и его сплавов в мире.

Пичугина, Г. В.
Стирка по-научному [Текст] / Г. В. Пичугина // Химия : учеб. - метод. журн. для учителей химии и естествознания. - 2015. - N 9. - С. 40-41.

О применении ситуационных задач на уроках химии. В статье собраны задания, связанные с ситуациями, которые возникают при уходе за одеждой. В ходе выполнения заданий учащиеся также познакомятся с химическими свойствами веществ, изучение которых не предусмотрено программой, но которые очень широко используются в быту (биодобавки для стиральных порошков, отбеливатели).
1.4. Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 °C и замочила в ней белье. Вторая нагрела воду до кипения, прокипятила ее 5 минут, а затем охладила до 60 °C и только после этого начала стирку. У кого белье лучше отстирается? С помощью какого простого опыта это можно доказать и как объяснить?

Лавриненко, К.
Анализ качества продуктов питания по информации, указанной на упаковке [Текст] / К. Лавриненко, С. В. Солохина // Химия : учеб. - метод. журн. для учителей химии и естествознания. - 2015. - N 9. - С. 42-46.

Об умении определять качество продуктов питания, используя информацию представленную на упаковке.

Корстенко, К.
Безопасная посуда, или Посуда, которую мы выбираем / К. Костенко // Химия - Первое сентября. - 2015. - № 9. - С. 47-55.

О современных материалах для изготовления посуды, и результатах экспериментальной проверки безопасности некоторых видов посуды.
Из истории посуды
С незапамятных времен человечество пользовалось теми или иными видами посуды. Вначале посуда изготавливалась преимущественно из глины – самого доступного в обработке жаропрочного и устойчивого к жидкостям материала. В дальнейшем начала появляться медная и позже чугунная посуда. Необходимость заменить глину как основной материал для изготовления посуды появилась с переходом от приготовления пищи на открытом огне, на углях или в печи к использованию варочных панелей (конфорок). Уже позже, в XX в., появилась посуда из нержавеющей стали. В конце 50-х гг. XX в. появилась исключительно популярная в наши дни посуда с антипригарным покрытием.
Слово «посуда» произошло от древнерусского «судъ», обозначающего сосуд. Родственные слова используются во многих языках славянской группы.

Неметаллы и их соединения / сост. Л. В. Бабкина // Химия - Первое сентября. - 2015. - № 9. - С. 59.
Представлен кроссворд к уроку обобщению "Неметаллы" в 9 классе.
Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 29 окт 2015, 10:50

Физика. - 2015. - N 9.

Милюкова, Н. Ю.
Я все еще удивляюсь [Текст] / Н. Ю. Милюкова // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 9. - С. 8-11.

Приведена краткая история развития отечественной школы внекорабельной деятельности.

Туркина, Г. Ф.
"Загадка волшебного сундучка" или Поиграем в физику [Текст] / Г. Ф. Туркина // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 9. - С. 12-16.

Представлена интерактивная научно-познавательная игра для школьников 2–8-го классов (12 сказок, 24 вопроса-задания). Первое задание в каждой сказке – узнать её название, выполнив физический эксперимент, второе (связанное с героями сказки) – выполнить физический эксперимент, самостоятельно выбрав из «волшебного сундучка» оборудование. Успешно финишировать помогают эрудиция, смекалка и знание физики.

Сказка «Двенадцать месяцев».
Задание. Вытащи из-под груза лист бумаги, на обороте которого написано название сказки, не дотрагиваясь при этом до груза.
Пояснение. С заданием поможет справиться инерция: лист бумаги подтягиваем к краю стола и резко дёргаем.
Задание к сказке. Мачеха отправила падчерицу зимой в лес за подснежниками. Как заставить цветы (бумажные квадратики, сложенные конвертиком)
распуститься?
Пояснение. Из сундучка достаём тарелку, наливаем в неё воду и кладём на воду бумажные «подснежники». Вода быстро заполнит капилляры и «цветы» начнут распускаться. Внимание: не все сорта бумаги дают быстрый и эффектный результат. Пробуйте, подбирайте.
Фабрикантова, Е. В.
Применение документ-камеры AVerMedia CP300 на уроках физика и астрономии [Текст] / Е. В. Фабрикантова // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 9. - С. 24-29.

Рассмотрены дидактические возможности, предоставляемые документ-камерой, и способы их реализации на уроках физики и астрономии.

Инженерная олимпиада школьников - 2014/2015 [Текст] / М. Е. Бушуева [и др.] // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 9. - С. 45-49.
Рассмотрены решения задач, представленные на инженерной олимпиаде школьников.
Генденштейн, Л. Э.
Обучение решению задач методом наводящих ворпосов. Молекулярная физика и термодинамика [Текст] / Л. Э. Генденштейн, А. В. Кошкина // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 9. - Ст. 50-54.

Показано, как подводить обучаемого к решению задач по МКТ и термодинамике, формулируя наводящие вопросы.

Дружинин, Б. Л.
Учительские заметки [Текст] / Б. Л. Дружинин // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 9. - С. 55-57.

Представлен фрагмент кружковых занятий из дневника учителя.
Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 18 ноя 2015, 10:00

Химия. - 2015. - N 11.


Шмуклер, Е. Г.
Вода в свете науки и лжеутверждений [Текст] / Е. Г. Шмуклер // Химия : учеб. - метод. журн. для учителей химии и естествознания. - 2015. - N 11. - С. 3-6.

Статья посвящена самому удивительному веществу - воде. Публикуемый материал напоминает читателю о свойствах воды, о ее изотопном составе, о способах написания формулы воды, а также о некоторых мифах, появляющихся в средствах массовой информации.

Анацко, О. Э.
Хлеб химической промышленности [Текст] / О. Э. Анацко // Химия : учеб. - метод. журн. для учителей химии и естествознания. - 2015. - N 11. - С. 11-14.

Как сделать нескучный урок, посвященный применению серной кислоты и ее солей? Публикуемый материал расскажет о работе по этой теме в сменных группах по заданиям учителя.

Селезнева, А. Т.
Тайны обычной соли [Текст] / А. Т. Селезнева, И. В. Шаплыгина // Химия : учеб. - метод. журн. для учителей химии и естествознания. - 2015. - N 11. - С. 15-21.

Главная задача педагога - научить школьников учиться: уметь читать литературу и выбирать из нее главное, уметь рассказывать, уметь слушать и многое другое. Публикуемый материал содержит тексты, которые анализируются учащимися непосредственно на уроке. Он поможет показать, какой интересной может быть "обычная" соль.

Суровцева, Е. А.
Карбоновые кислоты [Текст] / Е. А. Суровцева // Химия : учеб. - метод. журн. для учителей химии и естествознания. - 2015. - N 11. - С. 23-26.

Дети успешно обучаются в процессе игровой деятельности. Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания. В играх присутствует главный фактор обучения - активность учащихся, а также сопутствующий фактор - общение.
Трофимова, Н. А.
Количественные соотношения. Стандартный вид числа [Текст] / Н. А. Трофимова, Т. К. Курьян // Химия : учеб. - метод. журн. для учителей химии и естествознания. - 2015. - N 11. - С. 27-31.

Химия - это не только экспериментальная, но и точная наука, поскольку она не может обойтись без математики. Математику же химия нужна для оживления, овеществления сухих цифр. В публикуемом материале эти две науки органично сочетаются и помогают школьникам лучше усвоить то, что они изучают.

Шальнев, Н. А.
История Порохового заговора [Текст] / Н. А. Шальнев // Химия : учеб. - метод. журн. для учителей химии и естествознания. - 2015. - N 11. - С. 32-34. - Библиогр.: с. 34.

5 ноября 2015 года исполнилось 410 лет со дня знаменитого события, известного в истории под названием "Ночь Гая Фокса", которая непосредственно связана с Пороховым заговором. Этому событию был посвящен урок, проведенный в 9-м классе.
Группа католиков-заговорщиков во главе с Гаем Фоксом намеревалась убить протестантского короля Якова I, сменить власть и вернуть на престол короля-католика. Для этого заговорщики спрятали в подвале парламента 36 бочек с порохом. Они были прикрыты дровами и углем. Общая масса заготовленного пороха составляла около 2,5 тонн – этого количества хватило бы не только на то, чтобы разрушить все здание парламента, но и повредить расположенное поблизости здание Вестминстерского аббатства и выбить стекла в окнах домов в радиусе полумили (около 800 метров). Однако заговор был раскрыт...
Скуднов, Д.
"Философия" яблок [Текст] / Д. Скуднов, Е. Максимова, А. Уткина // Химия : учеб. - метод. журн. для учителей химии и естествознания. - 2015. - N 11. - С. 34-40.

Исследовательские проекты, выполняемые школьниками, весьма разнообразны. Публикуемая работа рассказывает о таком знакомом всем нам фрукте, как яблоко. Объект исследования рассмотрен с разных сторон: исторической, символической, химической.

Красицкий, В. А.
О химиках и о химии: цена открытий и прогресса [Текст] / В. А. Красицкий // Химия : учеб. - метод. журн. для учителей химии и естествознания. - 2015. - N 11. - С. 41-45. - Продолж. Начало: № 10, 2015.

Сегодня химики в своей работе используют мощные тяги,электронагревательные приборы, средства личной защиты и многое другое.
Однако 150-200 лет назад ничего этого еще не было. Сколько травм ученые получали при взрывах химических сосудов из-за того, что в результате реакций неизвестных тогда еще веществ образовывались газы, и давление внутри сосуда резко увеличивалось!
Об этом вы можете прочесть в этой статье.
Английский химик Г.Дэви обожал острые ощущения, часто был самонадеян и при выполнении опытов не предпринимал простейших мер предосторожности. Руководствуясь девизом «живи рискованно», он проводил множество не просто опасных, но порой и вовсе безрассудных экспериментов. В 24-лет-нем возрасте, работая в Пневматическом институте в Бристоле, Дэви изучал действие различных газов на собственный организм и не раз был буквально на волоске от гибели...
Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 20 ноя 2015, 12:00

Физика. - 2015. - N 11.

Новикова, Т. В.
Урок под звездным небом [Текст] / Т. В. Новикова, Н. Ю. Милюкова // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 11. - С. 4-11.

Фоторепортаж о педагогической конференции «Планетарий – школе» и других мероприятиях, проводимых Московским Планетарием с целью научного просвещения населения и побуждения школьников к изучению астрономии, физики, космонавтики.

Шишкова, Н. А.
Электромагнитные явления [Текст] / Н. А. Шишкова // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 11. - С. 12-18. - Библиогр.: с. 18.

Представлен авторский курс физики 9-го класса в форме варианта педагогической технологии смешанного обучения, а именно «перевёрнутый класс»: цикл из 11 уроков изучения темы «Электромагнитные явления». Указаны плюсы и минусы технологии.

Михайлов, Е. А.
Проведение исследовательских работ со школьниками на примере решения физических задач с нелинейными уравнениями [Текст] / Е. А. Михайлов, С. Б. Рыжиков // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 11. - С. 19-22.

Предложена система задач высокого уровня сложности, которые могут стать основой для проведения исследовательских работ в 8-11-х классах средней школы. Задачи связаны с нелинейными дифференциальными уравнениями, возникающими в различных областях фундаментальной науки. Рассмотрены несколько задач, которые могут быть численно решены с помощью схемы Эйлера и допускают экспериментальную проверку.
Изюмов, И. А.
О "ключах", ОГЭ и маятниках [Текст] / И. А. Изюмов // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 11. - С. 23-25. - Библиогр.: с. 25.

Предложен урок обобщающего повторения в 9-м классе с последовательностью экспериментальных и теоретических учебных задач, сгруппированных в соответствии с методом ключевых учебных ситуаций (КлУС). С помощью математического и пружинного маятников измеряется ускорение свободного падения на Земле, рассчитывается гравитационная постоянная.

Чаругин, В. М.
Звездное небо в декабре [Текст] / В. М. Чаругин // Физика : метод. газ. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2011. - N 16. - С. 30-31.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведена скульптура Пегаса с выставки Mobile World Congress-2012, а также астрофотографии гигантского скопления галактик в Персее Abell 426 в видимом и рентгеновском диапазонах (видны сгущения, вызванные звуковыми волнами).

Щетников, А.
Поющая травинка и Такомский мост [Текст] / А. Щетников // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 11. - С. 32-33.

Возьмите длинную травинку, зажмите её большими пальцами и слегка натяните. Поднесите травинку к губам и сильно подуйте на неё: раздастся довольно громкий и не слишком мелодичный свист. Если не получается, возьмите травинку за концы и расположите её горизонтально (ребром ко рту). Травинку можно заменить бумажной ленточкой. За этим несложным опытом стоит хорошая физика...

Ковалева, С. Я.
Актуальные проблемы преподавания физики в условиях реализации ФГОС ООО: целеполагание, планирование, конструирование [Текст] / С. Я. Ковалева // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 11. - С. 37-44.

Предложены приемы конструирования уроков с учетом требований ФГОС ООО, приведены примеры технологических карт, обсуждены их особенности, раскрыты возможности конструктора упражнений и заданий.

Маров, М. Я.
Челябинский метеорит. Факты и уроки [Текст] / М. Я. Маров // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 11. - С. 45-49.

Челябинский болид размером 16–19 м вошёл в атмосферу на высоте около 100 км, его масса, по оценке, ~10 тыс. т, плотность 3 г/см3. Основная потеря массы началась примерно на высоте 29–23 км, большая часть превратилась в пыль и вызвала мощное оранжевое свечение, около 1 т выпала в виде осколков. Оставшаяся часть составила примерно десятую процента начальной массы и, в основном, угодила в озеро Чебаркуль, под углом 20° к горизонту со стороны Солнца. Солнце ослепило и очевидцев, и средства космического наблюдения, в том числе оборонительные, – они этого события не заметили, что явилось серьёзным уроком.

Инженерная олимпиада школьников - 2014/2015 [Текст] / М. Е. Бушуева [и др.] // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 11. - С. 50-54.
Представлены задания заключительного тура инженерной олимпиады школьников, проведенной силами пяти ведущих российских вузов.
Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 15 дек 2015, 13:22

Физика в школе. - 2015. - N 7.


Ильин, В. А.
Термоядерный синтез: проблемы и перспективы [Текст] / В. А. Ильин, В. В. Кудрявцев, П. И. Самойленко // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2015. - N 7. - С. 3-13.

Обсуждается одна из глобальных задач физики и техники ХХ-XXI вв. — овладение термоядерной энергией. Кратко рассмотрена история фундаментальных открытий в физике атомного ядра и теоретические положения, объясняющие механизм термоядерного синтеза. Описаны критерии реализации и схемы осуществления управляемого термоядерного синтеза. Рассказано об истории создания водородной бомбы. Приведены сведения о конструкции токамака, технических параметрах международного термоядерного реактора ИТЭР. Представленные материалы могут быть использованы при углубленном изучении раздела «Физика атомного ядра. Элементарные частицы» в курсе физики старшей школы, при проведении проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Бордонская, Л. А.
Методика преподавания электродинамики - основное направление научной деятельности С. Е. Каменецкого [Текст] / Л. А. Бордонская // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2015. - N 7. - С. 14-19.

Самуил Ефимович Каменецкий — ученый-теоретик, методист-практик самого высокого ранга — являлся одним из представителей когорты ведущих педагогов второй половины двадцатого столетия. Область его интересов была чрезвычайно широка. Об этом замечательном человеке и его вкладе в методику преподавания физики эта статья.

Синенко, В. Я.
Об условиях работы с интеллектуально одаренными детьми в специализированных классах [Текст] / В. Я. Синенко // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2015. - N 7. - С. 23-26.

В статье уделено внимание потенциальной и скрытой одаренности, основным путям выявления одаренности, проблемам взаимоотношения одаренных детей с коллективом учащихся и учителями. Раскрыты пять уровней интеллектуально одаренных детей.

Дегтярева, А. П.
Востребованность учащимися непрофильных классов интернет-поддержки школьного курса физики [Текст] / А. П. Дегтярева // Физика в школе : [0+] : науч. - метод. журн. - 2015. - N 7. - С. 31-35.

В статье описан опыт преподавания физики в химико-биологическом потоке СУНЦ МГУ, рассмотрены проблемы, возникающие при преподавании физики в непрофильных классах, проанализирована попытка оптимизации преподавания предмета с помощью общедоступного Интернет-ресурса.
Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 26 янв 2016, 12:24

Физика. - 2015. - N 12.

Елизарова, С. М.
Особенности школьного физического образования в Италии [Текст] / С. М. Елизарова // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 12. - С. 4-9.

Рассмотрены подходы к естественнонаучному, в частности к физическому, школьному образованию в Италии.

Полякова, С. А.
Способы и приемы подготовки учащихся к итоговой аттестации [Текст] / С. А. Полякова // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 12. - С. 10-12.

Представлен опыт работы учителей Ступинского муниципального района Московской области.

"Фруктовая батарейка" и "АЭС на ладони" [Текст] // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 12. - С. 13-15.
Предложено два 45-минутных занятия, разработанных к Неделе высоких технологий, которая прошла в марте 2015 г. более чем в 55 регионах страны при поддержке «Росатома», «Роскосмоса» и «Роснано» http://htweek.ru/index.php. Одно представляет собой практическую работу для учащихся 1–7-го классов с получением гальванического элемента на лимоне (фруктовой батарейки). Второе – интерактивный урок с «дополненной реальностью», рассчитанный на учеников 8–11-го классов с закачкой на гаджет Приложения «АЭС на ладони» От PavelLukashev (https://itunes.apple.com/ru/app/aes-na- ... %3D2%D0%BD; https://play.google.com/store/apps/deta ... osatomkids). Приложение рассказывает о радиации в природе, знакомит со сферами применения современных радиационных технологий в медицине и сельском хозяйстве, с интересными фактами об атомной энергетике и альтернативных источниках энергии, а также об устройстве современной АЭС российского дизайна. Пользователь может испытывать её на прочность, насылая сильнейший ураган, грозу, наводнение. Приложение адаптировано для школьников и аудитории, не имеющей специального профильного образования. Презентации к обоим занятиям см. в электронном приложении в кабинете подписчика.

Демидова, М. Ю.
Типичные ошибки учащихся при выполнении заданий КИМ ЕГЭ по физике [Текст] / М. Ю. Демидова, В. А. Грибов, И. И. Нурминский // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 12. - С. 43-55.

Рассмотрены типичные ошибки при выполнении заданий по разделу "Механика" (кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике, колебания и волны) в ЕГЭ последних 7 лет.

Дружинин, Б. Л.
Учительские заметки [Текст] / Б. Л. Дружинин // Физика : метод. журн. для преподавателей физики, астрономии и естествознания. - 2015. - N 10. - С. 58-60.

Представлен фрагмент кружковых занятий из дневника учителя.
Аватара пользователя
Angel
Библиотекарь
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 13:33

Re: НОВОЕ В ПЕРИОДИКЕ. Физика. Химия

Сообщение Angel » 29 фев 2016, 12:18

Физика - Первое сентября. - 2016. - № 1.


Кузьминых, И. Г. Правила механики, простые механизмы / И. Г. Кузьминых // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 4-5.
Представлен урок объяснения нового материала в 7 классе.

Никифоров, Г. Г. Эвристические возможности обработки результатов измерений в лабораторных работах с использованием калькулятора fx-82ES CASIO / Г. Г. Никифоров // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 6-9.
Представлен мастер-класс, проведенный на Дне физики в рамках Всероссийского педагогического марафона учебных предметов с выполнением эксперимента на оборудовании "ФГОС-лаборатория" и последующей обработкой полученных результатов измерений.

Никифоров, Г. Г. "ФГОС-лаборатория" - фронтальные комплексы нового поколения / Г. Г. Никифоров, О. А. Поваляев, С. А. Мякишев // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 10-14.
Представлен мастер-класс, проведенный на Дне физики в рамках Всероссийского педагогического марафона учебных предметов, проанализированы причины смены поколений фронтального оборудования, подробно описана "ФГОС-лаборатория", полностью соответствующая требованиям ФГОС.
Фещенко, Т. С. Искусство обучать: методы и приемы формирования и развития универсальных учебных действий на уроках физики в условиях реализации ФГОС ООО / Т. С. Фещенко // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 22-29.
Лекция 2 дистанционного курса. Представлены возможные подходы к проектированию современного урока с использованием технологии кейс-стади. Приведены примеры уроков.

Демидова, М. Ю. Типичные ошибки учащихся при выполнении заданий КИМ ЕГЭ по физике / М. Ю. Демидова, В. А. Грибов // Физика - Первое сентября. - 2016. - № 1. - С. 43-50.
Рассмотрены типичные ошибки при выполнении заданий по разделу "МКТ и термодинамика" (модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение их свойств, модель идеального газа и уравнение его состояния, изопроцессы, насыщенный и ненасыщенный пар, влажность, изменения агрегатных состояний веществ, изменения энергии в фазовых переходах) в ЕГЭ последних 7 лет.
Ответить