Вопросы философии. - 2018. - № 4.
Евлампиев, И. И. Истоки и смысл русского анархизма [Текст] / И. И. Евлампиев // Вопросы философии : науч.-теорет. журн. - 2018. - N 4. - С. 5-15. - Библиогр.: с. 14.
В статье опровергается общепринятое мнение о существенном влиянии на русскую философию XIX-ХX вв. системы Гегеля, доказывается, что на деле большее значение имело позднее религиозно-философское учение Фихте. Анализ анархической концепции М. Бакунина позволяет утверждать, что она ничего общего не имеет с нигилизмом и возникла под существенным влиянием учения Фихте. Бакунин, как и Фихте, считает, что правильное понимание человека дает "истинное христианство", отличающееся от исторического христианства и основанное на принципе тождества Бога и человека. В статье доказывается, что даже в поздние годы, когда Бакунин придерживался материалистического мировоззрения, это представление, происходящее из философии Фихте, сохранилось в его взглядах. Показано, что похожее представление о человеке и обществе присутствует во взглядах многих других русских мыслителей, в частности, в мировоззрении Ф. Достоевского и Л. Толстого.
Пигалев, А. И. Метафизика как структурная модель состояния редкости и постметафизические символические экономии [Текст] / А. И. Пигалев // Вопросы философии : науч.-теорет. журн. - 2018. - N 4. - С. 16-26.
Целью статьи является выявление истоков и анализ особенностей понимания метафизики в качестве символической экономии. Подход к проблеме основывается, с одной стороны, на интерпретации метафизики как системы репрезентации и опосредования бытия. С другой стороны, анализ придерживается понимания репрезентации и опосредования в замкнутой системе как формы символического обмена. Исследование исходит из предположения о подобии изменений экономического феномена редкости и эволюции системы метафизического опосредования со времени начала преодоления метафизики.
Сущин, М. А. В защиту гипотезы внутренних репрезентаций в современных исследованиях восприятия и познания [Текст] / М. А. Сущин // Вопросы философии : науч.-теорет. журн. - 2018. - N 4. - С. 27-40.
В статье рассматриваются три основные представленные в современной литературе вызова идее внутренних репрезентаций, являвшей собой одно из теоретических оснований и на протяжении долгого времени. Автор по очереди обращается к каждому критическому доводу и заключает, что понятие репрезентации сохраняет значимость для исследований познания и разума. В противовес антирепрезентационистским подходам приводится в пример несколько проектов современных когнитивных исследований, включая недавние байесовские модели восприятия и действия, а также концепцию зрительных ансамблей, в фундаментальном смысле сохраняющих приверженность понятию внутренних репрезентаций. По мнению автора, при рассмотрении зрительных репрезентаций необходимо учитывать тот факт, что они служат в первую очередь для ориентации и действия в сложной динамичной среде.
Томалинцев, В. Н. Сознание: скрытые механизмы становления и развития [Текст] / В. Н. Томалинцев // Вопросы философии : науч.-теорет. журн. - 2018. - N 4. - С. 41-51.
В статье рассматриваются скрытые механизмы сознания человека на этапах его становления и развития. Особое место уделяется анализу полярных форм активности человеческого сознания – творчеству и экстремизму. Показана теоретико-методологическая роль понятия "изощренность" и его естественнонаучного эквивалента понятия "экстремальность" в деле выявления скрытых факторов развития и наглядной формализации процессуальных аспектов функционирования сознания. Также исследуются экстремальные принципы развития и их воздействие на весь процесс человеческой жизнедеятельности, включая, с одной стороны, проявления внутренних побудительных сил к творчеству, с другой – проблематику профилактики экстремизма, вопросы формирования разумного, толерантного поведения.
Антонов, К. М. Концепты "культуры" и "политики" в философии раннего С. Л. Франка: вопрос об их взаимоотношении в контексте духовной и интеллектуальной биографии мыслителя [Текст] / К. М. Антонов // Вопросы философии : науч.-теорет. журн. - 2018. - N 4. - С. 52-62.
В статье анализируется взаимосвязь идей "культуры", "политики" и "личности", намечающаяся в философских и публицистических текстах С. Л. Франка 1903–1906 гг. В первой части статьи анализируется критическая саморефлексия философа относительно этой взаимосвязи, намеченная им в работе "Крушение кумиров" (1924). Ставится вопрос о жанровой природе этого текста, выявляются определяемые ею элементы самостилизации. Во второй части соотношение указанных понятий в "Очерках философии культуры" и других работах данного периода анализируется в связи с философией культуры Баденской школы неокантианства и идеологией немецких интеллектуалов конца XIX - начала XX в. В третьей - на основе анализа работы "Молодая демократия" (1906) указанное соотношение ставится в контекст политической ситуации 1905 -1906 гг. Обнаруживаются присутствующие в ранних текстах темы "позднего Франка". Делается вывод о специфичности образующей эти тексты "дискурсивной формации", намечаются пути ее преобразования.
Ермишин, О. Т. Политическая философия Б. В. Яковенко [Текст] / О. Т. Ермишин // Вопросы философии : науч.-теорет. журн. - 2018. - N 4. - С. 63-70.
В статье рассмотрены политическая философия и историософия Б. В. Яковенко, его отношение к русской революции 1917 г., большевизму и Советской власти. Философ Борис Яковенко по политическим убеждениям был революционным демократом и жил в Италии. В итальянских газетах он развивал идею революции, которая должна привести Россию к торжеству свободы и демократии, предлагал свои проекты социальных преобразований и решения общеевропейских проблем.
Симакин, А. Г. Последний бой шестидесятника [Текст] / А. Г. Симакин, А. В. Сурмава // Вопросы философии : науч.-теорет. журн. - 2018. - N 4. - С. 71-78.
Статья повествует о последнем публичном выступлении Эвальда Васильевича Ильенкова, выдающегося философа-марксиста XX века, признанного духовного лидера советских "шестидесятников". Движение шестидесятников возникло в атмосфере хрущевской оттепели и ставило целью возрождение и очищение аутентичного марксизма от искажений эпохи так называемого "культа личности". Доклад Э. В. Ильенкова прозвучал 12 февраля 1979 г. на заседании "давыдовского" семинара в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР и представлял собой полемику с точкой зрения А. С. Арсеньева на проблему "историзма в психологии". Статья написана на основе воспоминаний авторов, лично участвовавших в том историческом заседании.
Ильенков, Э. В. Историзм в психологии [Текст] / Э. В. Ильенков ; публ. подгот.: А. Д. Майданский, Е. Э. Иллеш // Вопросы философии : науч.-теорет. журн. - 2018. - N 4. - С. 79-89.
Публикуется стенограмма последнего публичного выступления Э. В. Ильенкова, которое произошло 12 февраля 1979 года на "давыдовском" теоретическом семинаре в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас – Психологический институт РАО). Доклад был ответом на сообщение А. С. Арсеньева, сделанное тремя неделями ранее.
Афанасов, Н. Б. К пониманию статуса социального мира (размышление над книгой) [Текст] / Н. Б. Афанасов // Вопросы философии : науч.-теорет. журн. - 2018. - N 4. - С. 90-100.
В статье актуализируется метод историко-философской реконструкции, примененный в процессе подготовки к публикации архивных материалов второй части фундаментального труда Густава Шпета "История как проблема логики". Эта публикация продолжает уже сложившуюся в последние десятилетия практику введения в философскую работу текстов русских мыслителей, ранее либо доступных читателю в ограниченном или искажённом виде, либо же доступных лишь ограниченному числу лиц, имеющих непосредственный доступ к архивным материалам. И автор полагает, что уже сегодня уверенно можно утверждать: речь идет именно о введении в философскую работу рукописей как особых элементов современного социального мира, а не просто об архивной републикации как дани уважения к прошлому.
Ермичёв, А. А. О содержательной особенности нашей философии (размышления над книгой М. А. Маслина "Разноликость и единство русской философии") [Текст] / А. А. Ермичёв // Вопросы философии : науч.-теорет. журн. - 2018. - N 4. - С. 101-107.
Предметом статьи является критический анализ постановки вопроса и его разрешения у автора книги. В статье оспаривается утверждение, что национальное своеобразие отечественной философии выражается в органическом единстве всех составляющих ее идей. Такой подход назван формальным, поскольку любая из написанных философий являет собой органическое единство разнообразного. В настоящей статье говорится о необходимости содержательной характеристики своеобразия русской философии. В качестве такового называется религиозный онтологизм и его секулярный аналог - социальный активизм.
Псху, Р. В. Тема учительства и ученичества в Индии, Китае и Европе [Текст] / Р. В. Псху, Л. Э. Крыштоп // Вопросы философии : науч.-теорет. журн. - 2018. - N 4. - С. 108-117.
В статье рассматривается эволюция понимания отношений, складывающихся между учителем и учеником, в разных культурах и традициях. Для культур Востока, прежде всего для Древней Индии, было характерно не только подчеркнуто уважительное отношение к учителю, но и практически его обожествление, что накладывало отпечаток и на понимание самого процесса обучения, превращавшегося в акт священнодействия. Для Западной Европы подобная сакрализация была характерна только в Средневековье. Это обуславливалось верой в то, что только Бог является подлинным учителем, земные же учителя суть лишь его репрезентанты. Однако это понимание уже с эпохи Нового времени начинает отходить на второй план и заменяться инструментальным подходом как к знаниям, так и к фигуре учителя, печальные последствия чего наблюдаются в современной системе образования.
Оберхаммер, Г. Ядавапракаша, забытый наставник Рамануджи [Текст] / Г. Оберхаммер // Вопросы философии : науч.-теорет. журн. - 2018. - N 4. - С. 118-121.
Перевод работы немецкого философа об истории индийской философии, в частности, о развитии школы Рамануджи и его наставнике Ядавапракаша в 11 веке, о сходстве и различиях их учений.
Пахомов, С. В. Понятие дхармы в "Маханирвана-тантре" [Текст] / С. В. Пахомов // Вопросы философии : науч.-теорет. журн. - 2018. - N 4. - С. 122-130.
В статье анализируются различные контексты и значения слова "дхарма" в "Маханирвана-тантре". Этот поздний (второй половины XVIII в. ) индуистский тантрический текст был написан автором, хорошо знакомым как с тантрической традицией в целом, так и с индобританским правом. Понятие дхармы занимает очень большое место в этой тантре. Дхарма понимается как универсальный космический закон, энергия эпохи, система предписаний, добродетель, праведный человек, одна из четырех ценностей жизни, а также как образ жизни тантристов и часть тантрической садханы. Текст пытается совместить общеиндийские и тантрические интерпретации этого термина.
Скороходова, Т. Г. Жизнь, творчество и бессмертие: эсхатология в философской мысли Дебендронатха и Рабиндраната Тагоров [Текст] / Т. Г. Скороходова // Вопросы философии : науч.-теорет. журн. - 2018. - N 4. - С. 131-142.
Статья представляет собой развёрнутый вариант доклада на конференции "Пятые научные чтения памяти Н. М. Зёрнова. Религиозный опыт в наследии российской и мировой культуры: темы и образы эсхатологии", 22–23 ноября 2016, ВГБИЛ им. М. И. Рудомино. В статье представлена реконструкция эсхатологии Дебендронатха и Рабиндраната Тагоров, сделанная на основе герменевтики их религиозных и поэтических текстов. Под влиянием мысли Упанишад, идей Раммохана Рая и собственного религиозного опыта отец и сын Тагоры создали оригинальную эсхатологию, в которой преодолеваются идеи вечного возвращения, малой значимости человеческой жизни и иллюзорности мира. Эсхатология рассматривается ими в категориях свободы, творческого действия и бессмертия души человека. Дебендронатх Тагор описывает индивидуальную эсхатологию, в которой бессмертие обеспечивается этическим поведением, исполнением человеческого долга в земной жизни. Рабиндранат развивает эту эсхатологию и представляет смерть как переход в вечную жизнь в единстве с Творцом и истиной. В целом Тагоры рассматривают человека как творение Бога, способное прийти к бессмертию через духовное и культурное творчество и социальное служение на земле и достойное распоряжение своей свободой.
Жданов, В. В. Трансформация модели космогенеза в древнеегипетских религиозных текстах: от становления к бытию [Текст] / В. В. Жданов // Вопросы философии : науч.-теорет. журн. - 2018. - N 4. - С. 143-148.
В статье рассматривается несколько космогонических текстов, относящихся к гелиопольской и фиванской теологическим традициям. В результате их анализа обнаруживается трансформация космогонического мифа от наглядно-эмпирических категорий, выражающих процесс творения, к более абстрактным образам трансцендентного бытия, не связанным с опытными характеристиками универсума. На примере этой эволюции также затрагивается вопрос о связи предфилософских категорий (в том числе и относящихся к области онтологии) с вопросами этической проблематики.
Белая, И. В. Даоски в Пекине: развитие женской монастырской традиции школы Цюаньчжэнь в XIII-XIV вв. [Текст] / И. В. Белая // Вопросы философии : науч.-теорет. журн. - 2018. - N 4. - С. 149-157.
Статья посвящена проблеме женского духовного пути в даосской школе Цюаньчжэнь. На примере женской монастырской традиции в Пекине XIII–XIV вв. рассматриваются вопросы совершенствования даосок в ракурсе философских, религиозных, социальных и историко-культурных представлений, бытовавших в средневековом Китае и оказавших
Сафронова, Н. Д. М. Хайдеггер как толкователь поэзии фр. Гёльдерлина: в поисках "сочинённого" [Текст] / Н. Д. Сафронова // Вопросы философии : науч.-теорет. журн. - 2018. - N 4. - С. 158-168.
В статье предпринимается попытка реконструкции методологических принципов, которыми руководствуется Мартин Хайдеггер при интерпретации поэзии Гёльдерлина. На материале лекций о гимне "Воспоминание" (“Andenken”), прочитанных во Фрайбурге в 1941–1942 гг. автор стремится выявить специфику хайдеггеровского подхода к истолкованию поэтического текста, проявляющуюся как в своеобразном определении предмета истолкования как das Gedichtete ("сочинённое"), так и в особых приёмах его раскрытия (конструктивная тавтология, метод "отклонения", "послушно-внимающее осмысление"). Анализ приводит к выводу, что интерпретация Гёльдерлина в работах М. Хайдеггера представляет собой новую стратегию чтения, самостоятельно формулирующую свои задачи, приёмы и критерии соответствия поэтическому слову.
Долгов, К. М. Личность ученого и философа (о Бонифатии Михайловиче Кедрове) [Текст] / К. М. Долгов // Вопросы философии : науч.-теорет. журн. - 2018. - N 4. - С. 169-173.
Автор делится воспоминаниями о своей учебе в аспирантуре Института философии РАН, научным руководителем которого был Б. М. Кедров. Долгов подробно рассказывает с том, как он попал в аспирантуру, какие отношения связывали его с научным руководителем. Дает характеристику Кедрова не только как ученого и преподавателя, но и как человека в высшей степени культурного, воспитанного и благородного. Необычайное теоретическое богатство, разносторонний и глубокий практический жизненный опыт сформировали удивительную, оригинальную и неповторимую личность Бонифатия Михайловича Кедрова, посвятившего свою жизнь науке, философии, культуре, воспитанию научных кадров. Такие личности навсегда остаются в сердцах, умах и памяти многих поколений.
Блауберг, И. И. Уроки микроистории. О Виталии Горохове и его книге [Текст] / И. И. Блауберг // Вопросы философии : науч.-теорет. журн. - 2018. - N 4. - С. 174-177.
Автор - коллега Виталия Георгиевича Горохова по работе в журнале и Институте философии РАН - анализирует недавно вышедшую в свет его книгу "Мир, который наш зовется”. Социальная эстафета, или Как лечили общество земские врачи конца XIX – начала XX века" (Москва: Аквилон, 2016). В книге Виталий открывается с новой стороны, откровенно рассказывает о тех событиях, которым автор статьи была когда-то свидетелем, но о глубинном их значении не могла догадаться. В каком-то смысле эта книга – исповедь, ведь он писал ее, уже зная о том, что его ждет. Хотя они работали с ним в одном институте, редко приходилось разговаривать, что-то обсуждать. Теперь об этом остается только пожалеть.
Горбунов, С. С. Ганди и Швейцер: фактор ахимсы [Текст] / С. С. Горбунов // Вопросы философии : науч.-теорет. журн. - 2018. - N 4. - С. 178-186.
В работе рассматривается вопрос о том, насколько совпадают и различаются между собой воззрения Мохандаса Ганди и Альберта Швейцера в контексте ключевой для философии обоих проблемы – проблемы отношения к окружающей жизни и возможности (допустимости) проявления насилия по отношению к ней. Производится сравнительный анализ основных положений этических принципов ахимсы Ганди и благоговения перед жизнью Швейцера, определяются их общие и отличительные черты.