Виртуальная выставка «Уильям Шекспир навсегда!»

«Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль…» 

Драматург и поэт, гуманист и человек Возрождения — Уильям Шекспир считается великим англоязычным писателем, национальным поэтом Англии и одним из лучших драматургов мира. Его пьесы переведены на все основные языки и ставят чаще, чем произведения других авторов. А киностудии снимают картины по произведениям Шекспира, которые актуальны сегодня не менее, чем во времена автора.

В 2016 году исполняется 400 лет со дня смерти драматурга. Представляем вам виртуальную выставку «Уильям Шекспир навсегда!». На данной выставке представлена литература, которая находится в фонде библиотеки ШГПУ. 

Шекспир родился в апреле 1564 г. в Стратфорде-на-Эйвоне, небольшом городке графства Уорик. Сведения о его жизни весьма скудны. Известно, что предки Шекспира были мелкими поземельными собственниками, а отец его – Джон Шекспир, считался одним из значительнейших местных землевладельцев и почтеннейших городских жителей. Знаменитый поэт был третьим из восьмерых детей. В детстве Шекспир получил некоторое школьное образование, очень невысокое, но гуманистическое, давшее ему возможность понимать римскую историю и латинскую поэзию.

18-летним юношей Уильям женился на забеременевшей Энн Хатауэй, которая была на 8 лет старше его; заключив брак, молодые спаслись от бесчестия и наказания. В 1583 г. у Четы Шекспиров появилась дочь, еще через 2 года — пара разнополых близнецов.

Где и чем жили первое время молодые, также неизвестно; но когда дела отца стали клониться почти к полному расстройству, молодой Шекспир около 1586 г., оставив семью в Стратфорде , отправился в Лондон, где он встретил земляков, служивших в труппе лорда-камергера. При этой труппе и пристроился Шекспир сначала в качестве актера, а потом в качестве поставщика пьес. Вскоре он приобрел громкое имя в театральных кружках, нашел среди аристократического лондонского общества друзей и покровителей, занял в труппе лорда-камергера привилегированное положение, и когда дела труппы пошли блестяще, так увеличил свои средства, что в 1597 г. мог купить в Стратфорде дом с садом. В 1602 и 1605 гг. Шекспир купил на значительные суммы еще несколько участков земли в Стратфорде и, наконец , оставил Лондон, чтобы в привольной обстановке зажиточного сквайра отдохнуть от волнений столичной и театральной жизни. Однако, он не прервал окончательно связей с театром, ездил в Лондон по делам, принимал у себя друзей и товарищей по сцене и отсылал к ним в Лондон свои новые пьесы.

Весь творческий путь Шекспира — промежуток с 1590 по 1612 годы обычно разделяют на три или четыре периода.

Первый период творчества Шекспира (Оптимистический) (1590-1600 гг.)

На протяжении 1592-1594 гг. театры английской столицы были закрыты в связи с эпидемией чумы. Чтобы заполнить образовавшуюся паузу, Шекспир пишет пьесы, в частности, «Укрощение строптивой», трагедию «Тит Андроник», поэмы «Лукреция» и «Венера и Адонис». Также в период с 1594 по 1600 г. Шекспир пишет большое количество сонетов. Все это делает его известным литератором. Когда театры открылись, в 1594 г. Шекспир входит в новый состав — т.н. труппу слуги лорда-камергера, названную в честь ее покровителя. Шекспир являлся не только актером, но и пайщиком.

На протяжении 1595-1596 гг. были написаны знаменитая трагедия «Ромео и Джульетта», а также «Венецианский купец» — комедия, впоследствии впервые названная «серьезной». Если раньше авторами пьес для театра являлись «университетские умы», то к этому времени их роль оказалась утраченной: кто-то перестал писать, кто-то умер. На смену им пришел Шекспир, ознаменовав этим самым новую эпоху в развитии театрального искусства.

Общий характер произведений первого периода можно определить как оптимистичный, окрашенный радостным восприятием жизни во всей его разнообразности, верой в торжество умного и хорошего. Тема почти всех комедий Шекспира — любовь, ее возникновение и развитие, сопротивление и интриги окружающих и победа светлого молодого чувства. Действие произведений происходит на фоне прекрасных пейзажей, залитых лунным или солнечным светом. Таким предстает перед нами волшебный мир комедий Шекспира, казалось бы, далекий от веселья. Шекспир обладает великой способностью, талантливо соединять комическое с лирическим и даже с трагическим.

В 1599 г. происходит еще одно значимое событие в биографии Шекспира – открытие театра «Глобус», в котором он был актером, главным драматургом и одним из владельцев. Театр «Глобус» — один из старейших лондонских театров (построен в 1599 году), расположен на южном берегу Темзы. Первый «Глобус» был типичным общедоступным театром начала XVII века: овальное помещение, напоминавшее по форме римского амфитеатр, огороженное высокой стеной, без крыши. Название театр получил от стоявшей у входа статуи Атланта, поддерживающего земной шар, называемый глобусом.

Зрительный зал первого «Глобуса» вмещал, согласно разным источникам, от 1200 до 3000 человек. Спектакли шли средь бела дня, под нескончаемый шум голосов зрителей, громко обменивающихся замечаниями. Театр «Глобус» был очень популярным благодаря во многом тому, что на его сцене ставились все пьесы Шекспира и других выдающихся драматургов той эпохи. В 1613 году во время премьеры шекспировского «Генриха VIII» в театре случился пожар: сценическая пушка случайно подожгла соломенную крышу над сценой, и театр сгорел дотла. Трагический конец первого «Глобуса» ознаменовал и смену литературно-театральных эпох: примерно в это же время Шекспир перестал писать пьесы, попрощался с миром театра и уехал в Стратфорд.

Второй период творчества (трагический)(1601-1607 гг.)

Считается трагическим периодом творчества Шекспира. Посвящен преимущественно трагедии. Именно в этот период драматург достигает вершины своего творчества: «Гамлет», открывающий период «великих трагедий», к которым относятся «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Комедии, написанные в это время, также имели гораздо более серьезное, а порой и пессимистичное содержание.

В них уже нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. При этом очень важно, что в великих трагедиях Шекспира полностью отсутствует фаталистическое отношение к року, предопределяющему трагедию. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих.

Третий (романтический) период (1608-1612 гг.)

Считается романтическим периодом творчества Шекспира.
Произведения последнего периода его творчества:

  • Цимбелин 
  • Зимняя сказка 
  • Буря 

Это — поэтические сказки, уводящие от реальности в мир мечты. Полный осознанный отказ от реализма и уход в романтическую фантазию закономерно трактуется шекспироведами как разочарование драматурга в гуманистических идеалах, признание невозможности достижения гармонии. Этот путь — от торжествующе-ликующей веры в гармонию к усталому разочарованию — фактически прошло и все мировоззрение Ренессанса.

Примерно в 1612 г. Шекспир, чья карьера развивалась весьма удачно, неожиданно для всех уехал из столицы и возвратился в Стратфорд, к семье. Исследователи предполагают, что причиной столь кардинального шага была тяжелая болезнь. В марте 1616 г. Шекспир составляет свое знаменитое завещание, впоследствии создавшее почву для т.н. шекспировского вопроса, рассматривающего проблему авторства его произведений и самой его личности. 3 апреля 1616 г. один из величайших драматургов мира скончался; его похоронили на окраине родного города в церкви св. Троицы.

При жизни сочинения Уильяма Шекспира публиковались лишь в отдельном виде, иногда в виде сборников (сонеты). Первое полное собрание сочинений силами друзей было подготовлено и опубликовано в 1623 г. В так называемый шекспировский канон вошли 37 пьес; при жизни драматурга увидели свет лишь 18 из них. Его творчество ознаменовало собой окончание процесса создания английского языка и культуры, подвело черту под европейским Возрождением. До нашего дня его пьесы являются неотъемлемой частью, основой репертуара театров всего мира. В век новых технологий почти вся шекспировская драматургия была экранизирована.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *