Вопросы философии. - 2021. - № 3.
Булавка-Бузгалина, Л. А. Культура как рынок: "не продается вдохновенье"? / Л. А. Булавка-Бузгалина. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 5-17.
Рассматривая художественное творчество сквозь призму социофилософских проблем, автор раскрывает причины и ход все большего подчинения культуры рынку и капиталу в процессе эволюции современного общества. В статье показано, что наиболее интенсивным это подчинение становится вследствие экспансии тотального рынка симулякров – системы, которая становится господствующей в XXI в. Господство симулякров на рынке развивается в той мере, в какой главным объектом не только экономических, но и всех общественных трансакций становятся знаки, не имеющие основания (обозначаемого), – симулякры. Этот процесс все большего подчинения тотальному рынку симулякров распространяется не только на внешнюю (продажа результатов художественного творчества, что было характерно и для прежнего рынка), но и на внутреннюю жизнь культуры, включая цели, ценности, мотивы деятельности художника и трансформируя со-творчество в отчужденные рыночные отношения. Эта трансформация превращает рынок рукописей в рынок «вдохновенья». Автор выделяет специфические для этого процесса противоречия, включая двойственную природу бренда, артефакта, гламура и меру превращения феноменов культуры в «пустой знак».
Золотухина-Аболина, Е. В. Экзистенциальный оптимизм: условия, плюсы, проблемы / Е. В. Золотухина-Аболина, М. Б. Ингерлейб. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 18-28.
Статья посвящена феномену экзистенциального оптимизма. Авторы трактуют его как душевную установку, присущую отдельной личности и включающую в себя положительную оценку мира, умение радоваться и волю к жизни. Экзистенциальный оптимизм не сливается с социальным оптимизмом, он связан с определением индивидуальной траектории судьбы и способен помогать человеку проходить через трудные социальные обстоятельства, сохраняя позитивный настрой и реализуя свои цели. Его стержнем выступает ощущение и выбор личного жизненного проекта, который существует не только в юности, но может в разных вариантах актуализироваться в любых возрастах. Авторы квалифицируют фигуру экзистенциального оптимиста с помощью понятий «продуктивности» (Э. Фромм) и «самоактуализации» (А. Маслоу), а также образа «победителя» (Э. Берн). Жизненные препятствия видятся такому человеку не только как нормальная характеристика действительности, но и как поле для игры наших сил, что приносит ему бытийную радость. В становлении подобного мироотношения большую роль играет воспитание и личный пример старших. Авторы обращаются также к теме смерти и разочарования, с которыми сталкивается любой человек, и подчеркивают, что смерть не находится в центре внимания экзистенциального оптимиста. Последней обсуждаемой в статье темой выступает тема практик «позитивного мышления». В выводах подчеркивается, что позиция оптимиста не может быть никому навязана, а может быть лишь принята самостоятельно.
Симонян, Р. Х. Социальная философия, обществознание, генералистика: к проблеме кризиса социологии / Р. Х. Симонян. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 29-40.
В последние десятилетия в обществоведческом дискурсе всё более активно обсуждается кризис социологии. По этой проблеме уже высказались многие известные российские и зарубежные социологи. Рассуждения о теоретическом упадке, снижении общественного статуса социологической науки, ее превращении из фундаментального знания в прикладное воспроизводятся на конгрессах и конференциях, в многочисленных публикациях. Библиография, посвященная кризису социологии, насчитывает десятки источников, и этот поток не уменьшается. В русле этой ставшей популярной темы автор обосновывает свой подход к анализу проблемы кризиса в социологии, в основе которого лежат гносеологические противоречия, заложенные при создании специализированной науки об обществе в середине XIX в. – в период восхождения позитивизма, отрицающего классическую философию и сосредоточившегося на эмпирическом подходе, продемонстрировавшем высокую эффективность в естественных науках. В статье обосновывается, что отказ от абстрактного мышления, сужение границ познания до рамок эмпирического знания, сведение познавательной деятельности к практическому опыту, примат методологии над теорией – родовые травмы социологии, приведшие ее к нынешнему положению.
Касавин, И. Т. Университет Гумбольдта и его альтернативы в условиях рыночной науки / И. Т. Касавин. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 41-46.
В современных рейтингах учреждений высшего образования практически монопольно лидируют американские университеты (Гарвард, Стэнфорд, Принстон и др.), реализующие идею «предпринимательского университета». Классический европейский университет проигрывает в конкуренции, и идея Гумбольдтовского университета теряет кредит доверия. Авторская гипотеза состоит в том, что историческое своеобразие цивилизационных миссий, элит и форм коммуникации обусловили эти два типа университета. Сравнительная история европейских и американских университетов свидетельствует, что в первом случае ведущую роль играли философы, решая задачи культурной политики, а во втором – менеджеры, побеждая в экономической конкуренции. Европейский и американский университеты являлись в разной пропорции культурообразующими центрами и факторами экономического развития. Реформы университета обычно инициировались извне: это его конкуренты и спонсоры, политики и предприниматели. Кто именно берет на себя функции модератора в зоне обмена – ключевой вопрос для судьбы университета. Если кооперацию выстраивает менеджер, ориентированный на бизнес-модель, то университет становится воплощением академического капитализма. Если культурная политика реализуется в междисциплинарном взаимодействии самих ученых, то есть шанс соразмерить развитие университета с гуманистическими ценностями и этосом науки.
Тухватулина, Л. А. Гумбольдтовский человек vs. утопия будущего: о миссии университета в современном мире / Л. А. Тухватулина. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 47-51.
В статье осмысляется значение философских идей Вильгельма фон Гумбольдта о модели организации университетского образования в свете современных вызовов. Автор анализирует основополагающие идеи гумбольдтовского проекта: свобода от обслуживания государственных интересов в образовании, воспроизводство атмосферы «фундаментальной настроенности жизни», идея человекоразмерности университета. Важнейшим преимуществом образовательной стратегии Гумбольдта была «фиктивность» университета как социального института. Образовательная повестка здесь не определяется институциональными интересами (прежде всего идеей самосохранения), а значит, оказывается гибкой и не ставит целью сохранение status quo. В то же время именно уничтожение «фиктивности» и становление университета как «реального» социального института становится одним из важнейших симптомов кризиса в современном академическом мире. Одним из ярких выражений этого кризиса является приоритет количественных индикаторов результативности образовательного процесса. Ключевым отличием современного университета (в том числе в России) является устремленность в будущее. В свою очередь, апелляция к будущему оказывается псевдостратегией образовательного процесса, поскольку будущее само по себе является недостижимой целью. В то же время гумбольдтовский проект предполагал, что только в образе человека конечная (а значит, достижимая) цель образования находит неограниченные возможности для развития. Автор полагает, что возвращение к «гумбольдтовскому человеку» может стать важной задачей университетской реформы и в современном мире.
Вострикова, Е. В. В. фон Гумбольдт о языке и современная лингвистика: миссия языковеда / Е. В. Вострикова. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 52-56.
В данной статье рассматриваются идеи Вильгельма фон Гумбольдта о языке, а также исследуется сходство и различие между этими идеями и современными представлениями о естественных языках в рамках подхода
генеративной лингвистики. В частности, рассматриваются идеи Ноама Хомского об универсальной грамматике и о творческом аспекте языка как системе порождающих правил; описываются схожие идеи Вильгельма фон Гумбольдта. Также выделяется аспект философских взглядов фон Гумбольдта, который противоречит духу генеративной лингвистики (идея Гумбольдта о разделении естественных языков на примитивные и продвинутые). Автор данной статьи рассматривает вопрос, существует ли противоречие между идеей о существовании универсальной грамматики и идеей о том, что языки могут обладать разной степенью продвинутости. Автор статьи настаивает на несовместимости этих идей в контексте тезиса генеративной лингвистики, полагающей, что способность к языку сформировалась в процессе эволюции и характеризует человека как биологический вид. В этой связи автор также рассматривает вопрос о социальной миссии языковеда; подчеркивается, что это борьба с предрассудками, основанными на ненаучном представлении о языках и диалектах.
Забияко, А. П. Мифогенез и антропогенез / А. П. Забияко. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 57-67.
В XIX – начале XXI в. в изучении мифологии последовательно доминировали три парадигмы исследования мифогенеза: историческая, внеисторическая и историко-когнитивная. Историко-когнитивная парадигма опирается на новейшие научные результаты в области археологии, антропологии и когнитивистики. Современная модель антропогенеза предполагает существование общих закономерностей развития трех видов Homo – сапиенсов, неандертальцев и денисовцев. Есть основания полагать, что не только представители вида Homo sapiens, но также неандертальцы и денисовцы обладали высокими когнитивными возможностями и признаками поведения современного типа. Важнейшими основами мифогенеза являются функционирование языка и деятельность воображения. Все три популяции древнего человечества достигли когнитивного минимума, открывавшего пути к мифогенезу. Признаки мифогенеза отчетливо фиксируются не позднее времени перехода от среднего к верхнему палеолиту, в период раннего ориньяка, но начало этого процесса уходит в более раннюю эпоху.
Воронцов, С. А. "Не как цари, но как служители и глашатаи истины...": философский дискурс о пастыре в раннее Новое время / С. А. Воронцов. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 68-78.
В статье исследуются философские основания, в соответствии с которыми в дискурсе раннего Нового времени формируется положительный образ пастыря истинной религии, противопоставленный образу священника. Основное внимание уделяется рассуждениям Гоббса, Спинозы и Пуфендорфа. Главный тезис статьи состоит в том, что механизмы манифестации истины, определяющие субъект Нового времени, являются ключевыми и для пастыря. Универсальный и субъективный «естественный свет» разума позволяет философам ясно определить основания морали. В этой связи именно учение, основанное на доказательстве и истинах, очевидных самих по себе, является главным в деятельности пастыря. Универсализация воли и власти в лице суверена позволяет установить гражданский мир. Следовательно, пастырь отстраняется от всякой власти. Возникает два требования к пастырю: положительное – когерентность его учения естественному свету разума и отрицательное – запрет на применение красноречия и любой власти принуждения, кроме силы принуждения самого разума (доказательства). В противном случае такое учение может обозначаться как суеверие, опасное для познания, морали и политики. Это вводит пастыря в сферу контроля инстанций разума (репрезентированного, например, философами) и суверена. В заключение делается предположение, что, несмотря на утопичность этого образа пастыря, логика, в рамках которой он формируется, задает границы того, что можно назвать рационально-легальным порядком религиозного лидерства, нормативным для Нового времени.
Кольцов, А. В. "Духовный кризис" начала XX в.: от философских к религиозным интерпретациям / А. В. Кольцов. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 79-88.
В статье предлагается попытка конкретизации понятия «духовного кризиса» – в настоящее время активно используемого в исследованиях по истории культуры XIX–XX вв. – применительно к истории немецкой философии и к изучению религиозности модерна. Переход от историко-философского к религиозно-философскому контексту осуществляется через рассмотрение текстов двух религиозных мыслителей – А. Райнаха и С. Франка, творчество которых позволяет с особой наглядностью увидеть взаимосвязь между постановкой проблем в двух указанных контекстах. Анализ современных исследований по истории феноменологической философии К. Мёккеля и В. Глейкснера позволяет, во-первых, проследить, как сформулированное Козеллеком понятие кризиса может применяться при изучении истории философии. Во-вторых, на основе этого анализа выявляются два варианта историко-философской контекстуализации понятия «духовный кризис» – с одной стороны, как риторической составляющей, определяющей особый стиль философского высказывания (Мёккель), с другой стороны, как концепта, описывающего особенность интеллектуальной ситуации начала ХХ в. (Глейкснер). Далее эти аспекты понятия «кризиса» применяются к рассмотрению религиозно-философских текстов Райнаха и Франка, что позволяет прочесть их как уникальную реплику, фиксирующую обнаружение «божественного» (или «священного») в качестве новой категории религиозного сознания.
Ямпольская, А. В. Богословие как икона: феноменологическая интерпретация греческих отцов церкви у Ж.-Л. Мариона / А. В. Ямпольская. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 89-100.
Статья посвящена интерпретации святоотеческого наследия в трудах ведущего французского феноменолога Ж.-Л. Мариона. Парадигмой богословствования для Мариона служит икона: задача богословия заключается в явлении Бога в качестве невидимого и недоступного. Богословие Ареопагита не является в строгом смысле примером «апофатического», или «негативного», богословия, поскольку богословский дискурс не ставит своей целью производство позитивных или негативных высказываний о Боге: такой дискурс оставался бы в плену онто-теологии и носил бы не иконический, а идолопоклоннический характер. Однако Ареопагит не просто именует Бога, он воспевает божественные имена в молитве, что позволяет Мариону интерпретировать его богословие как своеобразный перформатив: воспевание действенно, поскольку оно трансформирует самого говорящего. Этот перформативный характер неотделим от своеобразной феноменализации Бога в богословском дискурсе, однако способ этой феноменализации отличен от апофансиса. Божественные имена не описывают Бога, а воспевают Его как Взыскуемого, являя говорящего как взыскующего. В более поздних работах Марион интерпретирует «божественные имена» как «насыщенные феномены». Тот, кто богословствует, не может быть описан как агент феноменализации Откровения; однако он остается получателем и посредником этой феноменализации, приобретая служебный статус свидетеля феноменализации или же «наделенного собой»: того, кто участвует в феноменализации Божественного откровения, получая себя самого от того, что является в этой феноменализации. Божественное имя взывает к говорящему, который в своем ответе-именовании являет сам этот зов. Откровение открывается богослову – но оно же и открывает самого богослова.
Шадрина, О. Н. Философское осмысление веры и религии в условиях постсекулярного мира: от "странничества" И. В. Гёте - к "религиозному консьюмеризму" / О. Н. Шадрина. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 101-112.
Статья посвящена философскому осмыслению веры в условиях постсекулярного мира в контексте феномена «межконфессионального странничества»: от гуманизма Ренессанса и Просвещения (И.В. Гёте) – до «религии мирян» и «религиозного консьюмеризма» в философии постмодерна. Модель индивидуальной религиозности Гёте в условиях вызова традиционным конфессиям (миграционный кризис) и распространения постсекулярной, «бедной теологии» в глобальном масштабе в качестве мировоззрения либерально-демократического общества («экзотические церкви», евангелики, харизматы и др.), а также процесса психологизации, даже мифологизации традиционных религий, движения к «религии без благодати», может стать искомой альтернативой, представляющей собой баланс между традицией и новацией; а религиозно-философское мировоззрение Гёте, концептуально осмысленное, – новым горизонтом философствования после «пост-» философии.
Ань Цинянь. Судьбы русской интеллигенции в XX в. Перечитывая "Вехи" / Ань Цинянь. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 113-127.
В статье предлагается анализ исторических событий в России ХХ в. с точки зрения влияния на них русской интеллигенции, ее теоретической и практической деятельности. Отправным пунктом для автора при этом служит сборник «Вехи» (1909) и та критика интеллигенции, которая является главным смыслом статей этого сборника. Автор показывает, что, несмотря на большое влияние интеллигенции на судьбы России, она не смогла полностью реализовать свои идеалы, и судьба многих ее представителей была трагичной. Их идеалы находились в противоречии с реальным бытием России, а позже Советского Союза, не учитывали особенностей развития Российского, а затем Советского государства и общества. Их попытки идти наперекор социальной практике неизбежно заканчивались поражением, стремление же поступать в соответствии с социальной практикой часто приводило к результатам, которые противоречили их идеалам. По мнению автора, судьбы русской интеллигенции в ХХ в. подтвердили правильность материалистического понимания истории, согласно которому при отсутствии идеалов у движения вперед нет ни движущей силы, ни направления, а без опоры на практику все идеалы превращаются в утопию. Поэтому правильное решение проблемы связи прекрасных идеалов и объективной практики – это вопрос высокого политического искусства. В процессе модернизации отсталого государства на интеллигенцию ложится особая миссия.
Волков, А. В. Идейный кризис в Московском религиозно-философском обществе памяти Владимира Соловьева (1907-1910 гг.) / А. В. Волков. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 128-134.
В статье анализируется второй этап деятельности Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева (далее – МРФО), длившийся с октября 1907 г. по апрель 1910 г. Рассмотрены причины исключения из состава Общества активнейшего члена МРФО первого периода В.П. Свенцицкого и разрыва общения с ним. Показан спад политической активности С.Н. Булгакова на исходе революции и его обращение к проблематике христианской истории, в том числе под влиянием Кружка ищущих христианского просвещения. Рассмотрен отход В.Ф. Эрна от социально-церковной проблематики и переход к классическим философским темам. Особое внимание уделено философской эволюции Н.А. Бердяева от социально-религиозной проблематики, близкой представителям Нового религиозного сознания, к церковной проблематике и феномену исторического христианства. Показаны особенности формирования философских идей символистов в докладах, прозвучавших на заседаниях МРФО в 1907–1908 гг. Рассмотрены доклады Андрея Белого и Вячеслава Иванова, сделанные на заседаниях МРФО. Обозначены основные причины кризиса в МРФО в период с 1907 по 1910 гг. Рассмотрено выступление на заседаниях МРФО Д.С. Мережковского и дана общая характеристика дальнейшего развития идей кругов петербургской и московской религиозно-философской интеллигенции.
Грякалов, А. А. Сопряженность смыслов и субъективность. (Размышления над книгой) / А. А. Грякалов. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 135-145.
В статье представлены размышления о книге «Роман Осипович Якобсон», вышедшей в серии «Философия России первой половины ХХ века» [Автономова, Бáран, Щедрина (ред.) 2017], где собраны критико-аналитические работы, посвященные теоретическому наследию выдающего лингвиста и гуманитария ХХ в. Проблематика статей рассмотрена в актуальных контекстах гуманитарных наук и в перспективах современных философских дискуссий. Особое внимание уделяется таким темам, как поэтическое, язык, структура, месторазвитие, структурализм, творчество, субъективность. Присутствие идей Якобсона в гуманитарном знании ХХ–ХХI вв. показано во взаимодействии научных идей и в диалогах национально-культурных традиций. Этим подтверждается «вселенская отзывчивость» идей выдающегося ученого, что более всего свидетельствует о востребованности его взглядов в междисциплинарном пространстве философской и гуманитарной рефлексии: целостный охват материала и стремление к теоретическойцелостности с самого начала были в центре внимания Якобсона. В публикациях сборника внимательно изучены основные константы теоретического наследия Якобсона, представлена междисциплинарность в действии. Методологический жест, свойственный исследованиям Якобсона, намечает и обосновывает важнейшую тенденцию формирования и трансформации знания ХХ–ХХI вв. – нарастание значимости концептуальных взаимодействий и топологических устремлений мысли. Эти качества рефлексии содержат ход к экзистенциальным, антропологическим, эстетическим и этическим сторонам жизни: свобода творчества и свобода существования могут быть определены только на фоне символических детерминаций – человеческого языка в первую очередь.
Кузнецова, Н. И. Теория социальных эстафет М. А. Розова: пунктиры понимания / Н. И. Кузнецова. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 146-160.
В статье анализируются проблемы современной эпистемологии в контексте изложения взглядов и философского наследия известного отечественного философа Михаила Александровича Розова. Показана актуальность разработанной им теории социальных эстафет и соответствующей «волновой» онтологии, в особенности в период тематических, терминологических и содержательных трансформаций современной эпистемологии. Утверждается, что без решения онтологических и методологических проблем эмпирического анализа научных знаний невозможно корректно исследовать познание. В статье подробно описываются логика рассуждения Розова, а также демонстрируется масштабность проекта М.А. Розова по реформированию эпистемологии и философии науки, по формулированию актуальной повестки, проблематики, целей и задач изучения познания. Суть в том, что понимание семиотических объектов (научных знаний) как феноменов социальной памяти, которые воспроизводятся по непосредственным или опосредованным (вербализованным) образцам, открывает новый мир социальных эстафет. Демонстрируется широкая применимость теории Розова в разнообразных эмпирических контекстах, что позволяет обсуждать как традиционные, так и новейшие философско-методологические проблемы естественных и социо-гуманитарных наук, а также в эпистемологии и философии науки.
Карабыков, А. В. Язык Адама, кризис познания и "радикальные истины" Джона Ди / А. В. Карабыков. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 161-173.
Жизнь и творчество Джона Ди (1527–1608/9), английского математика, эрудита и эзотерика, вызывает множество споров, ставит в тупик исследователей, питает воображение творцов поп-культуры. Цель статьи – изучить магическую практику «позднего» Ди и уникальный нарратив, зафиксированный в его дневниках, в контексте духовной ситуации той эпохи. Анализ сосредоточен на роли этой практики и нарратива в диалектике поиска совершенного языка, который происходил на Западе в XV–XVII вв. Рассматривается оперативно-техническая сторона кристалломантии и ее положение в ренессансной культуре, затем условия и мотивы, подвигшие Ди отдать годы жизни этому виду магии. Особое внимание уделено итогам и ходу открытия «ангелами» первозданного языка, включая адамический миф, который сопровождал лингвистический материал и сообщал о функциях, сущности и исторической участи Ursprache. Доказывается, что, несмотря на предосудительность, кристалломантия имела относительно высокий культурный статус и широкое распространение. Убежденным ее адептом Ди стал вследствие глубокого кризиса, вызванного эсхатологической тревогой, упадком традиционной эпистемологии и разочарованием в его прежних интеллектуальных начинаниях. По уверению духов, язык, который они ему сообщали, соединял в Раю праотцев, Бога и ангелов, а также служил Адаму совершенным инструментом познания и магии. Безуспешность его постижения, тяготившую Ди, «ангелы» объясняли тем, что время активации его свойств, которое очень близко, но известно в точности только Богу, еще не пришло. Хотя в жизни английского мага оно так и не наступило, радость (кажущегося) общения с духами искупала горечь тщетного ожидания.
Бычков, В. В. Шеллинг как предтеча эстетики символизма / В. В. Бычков. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 174-184.
Эстетика раннего Шеллинга составляла философский фундамент поэтического сознания немецких романтиков и стала одним из теоретических источников эстетики символизма. В статье сделан акцент на протосимволистских интенциях шеллинговской эстетики. Показано, что духовный космос у Шеллинга вырастает из Абсолюта как мир идей и богов, который соединяется с материальным миром, в частности, через искусство. Сам универсум явлен в Боге абсолютным произведением искусства. А искусство в своем становлении основывается на мифологии и реализует себя как единство «бесконечного и конечного в конечном», как тождество сознательного и бессознательного, как неразличимость идеального и реального, как изображение абсолютного в особенном. Отсюда принципиальная многозначность понимания произведения искусства. Шеллинг акцентирует внимание на эстетической сущности искусства, основывающейся на принципах прекрасного и возвышенного. Красоту в искусстве он ценит выше природной, как восходящую от видимых форм к первообразам. Возвышенное связывает с величиной, «бесформенностью» и хаосом, а его выражение в искусстве («конечном») конституирует как символическое. Хаос интересует Шеллинга в качестве потенциальной возможности всяческих форм, так как в нем коренится созерцание бесконечного, то есть Абсолюта как высшей «формы в бесформенности», что может быть явлено миру только символически. Понятие символа занимает одно из центральных мест в эстетике Шеллинга, так как в ней речь идет о выражении бесконечного в конечном, идеального в реальном, общего в особенном. Символ обозначает и являет идею и благодаря этому составляет главный смысл художественности. Язык (речь) понимается Шеллингом как произведение искусства, и на этой основе в словесных искусствах он усматривает больший символический потенциал, чем в изобразительных. Все эти идеи во многом легли в основу эстетики символизма.
Кротов, А. А. Сен-Симон и Наполеон: личность императора и мировосприятие философа / А. А. Кротов. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 185-195.
В статье анализируются представления Сен-Симона о механизме перехода к социальной реорганизации, которую он считал главным содержанием современной ему эпохи. Начиная с «Писем женевского обитателя к современникам» в планах философа особое, исключительное место отводилось Наполеону. Сен-Симон рассчитывал увлечь своими идеями новую звезду, взошедшую на небосклоне политики. Он исходил из убеждения в линейном, определенном логичной схемой ходе истории. Наполеон представал в сознании философа как герой, преодолевший негативные следствия Французской революции, едва ли не единственный, способный осознать во всей полноте новаторские идеи, касающиеся преобразования общества. В начальном варианте философии истории Сен-Симона он выступает необходимым элементом, скрепляющим прошлое с будущим. В эпоху Первой империи восхищение Наполеоном со стороны Сен-Симона возрастает, наряду с гениальностью прославляется непобедимость величайшего из людей и грядущее подчинение им всего мира. Вслед за этим событием теоретик социализма ожидает обращения гения к наукам и вопросам реформирования социума в предсказанном им ключе. «Трибунал Императора» рассматривается как высшая, наиболее авторитетная инстанция, к которой надлежит апеллировать для разрешения мировоззренческих коллизий. Реставрация резко меняет отношение философа к личности Наполеона. Его историческая роль в сознании социалиста уже не прогрессивна, а скорее консервативна. Но общий принцип – поиск поддержки своим проектам у главы государства – не отвергается Сен-Симоном. Теперь он взывает к Людовику XVIII и вообще к монархам Европы. Ставка на мирный способ перехода к новому, более справедливому строю диктовала серию попыток философа выстроить диалог с носителями власти.
Коваль, О. А. Витгенштейн как литературный персонаж. Часть 1 / О. А. Коваль, Е. Б. Крюкова. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 196-207.
В последнее время в сложных взаимоотношениях между двумя языковыми практиками – художественной литературой и философией – наметилась явная тенденция к сближению. Как философия, со своей стороны, все чаще обращается к интерпретации знаковых текстов изящной словесности, так и литература отвечает на вызовы современной мысли. В фокус внимания статьи попадает творческое наследие и персона главного инициатора «лингвистического поворота» Людвига Витгенштейна, которые рассматриваются с позиции не философской, а литературной рецепции. Искусство слова, получившее в ХХ в. мощный энергетический заряд именно благодаря выдвижению на передний план самой вербальности произведения, не могло обойти молчанием философа, который проблематизировал языковую деятельность в качестве одного из основополагающих факторов осмысления мира. Такие разные авторы, как Терри Иглтон, Брюс Даффи, Винфрид Г. Зебальд, Умберто Эко, Эдгар Л. Доктороу, Аркадий Драгомощенко, прямо или косвенно вывели в своих произведениях персонажа, чье сходство с Витгенштейном не вызывает сомнений. Совмещение их разноплановых ви́дений создает в результате достаточно цельный образ австрийского аналитика, что представляет собой достойную альтернативу философским подходам. Фиктивное пространство литературы позволяет показать то, что философия не может проговорить в силу дисциплинарной приверженности дискурсивным законам и необходимости придерживаться фактического положения дел, подтверждая тем самым идею раннего Витгенштейна о различении двух языковых функций – говорения и показывания.
Маслин, М. А. Энциклопедия русской философии как научный проект / М. А. Маслин. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 208-214.
21 января 2020 г. в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция создателей и издателей 3-го издания энциклопедии «Русская философия» [Маслин (ред.) 2020]. В ней приняли участие философы – авторы энциклопедии, члены и гости Зиновьевского клуба, журналисты. Среди выступивших были: академик РАН, председатель программной Комиссии VIII Российского философского конгресса А.А. Гусейнов, заслуженный профессор Московского университета, главный редактор энциклопедии М.А. Маслин, составитель энциклопедии, директор издательства «Мир философии» П.П. Апрышко, главный редактор А.П. Поляков, зам. директора Института философии РАН по научной работе А.В. Черняев, исполнительный директор Центра им. А.А. Зиновьева В.А. Лепехин [Пресс-конференция 2020]. Настоящая статья посвящена анализу энциклопедии «Русская философия» как философского жанра, отражающего статус философского знания в русской культуре и его общественный и культурный резонанс. Значимость данного издания для современного мирового философского сообщества состоит в том, что авторы стремились собрать воедино и представить различные мнения об интеллектуальной культуре России, а также запечатлеть целостный образ русской философии в многообразии ее ключевых направлений.
Данилов, А. Н. Культура как геном цивилизационного развития / А. Н. Данилов. - Текст : непосредственный // Вопросы философии. - 2021. - № 3. - С. 215-222.
В статье рассмотрены проблемы формирования нового типа цивилизационного развития, анализируются особенности и новые технологии обновления жизненных смыслов и базовых ценностей. Раскрываются характеристики и точки роста, где «мировоззренческие универсалии» (понятие В.С. Стёпина) выступают своеобразным базисными генами иного типа социальности. Подобно тому, как порождение новых видов организмов невозможно, если не происходит генетических трансформаций, изменяющих геном организма, так и возникновение новых видов общества, новых типов социальности невозможно без обновления фундаментальных жизненных смыслов и базовых ценностей. Современная актуализация феномена культуры как объекта передачи исторического и национального наследия связана с попыткой представить ее как геном цивилизационного развития. Чаще всего на этом пути конкурируют стратегии, сохраняющие базовые ценности прежнего типа развития, с инновационными устремлениями, ориентированными на поиск новых жизненных смыслов и обновление содержания ценностей, отвечающих современным реалиям. Новые ценности зарождаются в недрах старой культуры, и человечество заинтересовано, чтобы эти ростки будущего прорастали новой цивилизацией. Автор показывает, что формирование новой матрицы ценностей и обновление жизненных смыслов выступает условием перехода к новому типу цивилизационного развития, который вырастает внутри современной цивилизации. Информационная революция в сфере коммуникации радикально меняет характер цивилизационного развития, выступает одним из факторов, влияющих на обновление базовых ценностей и обновление жизненных смыслов.