Биология в школе. - 2023. - № 2.
Березина, Е. С. Бешенство – смертельно опасная инфекция / Е. С. Березина. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 3-12 : 6 фот., граф.
В статье представлены материалы по природно-очаговой инфекции бешенство. Бешенству подвержены млекопитающие и птицы. Заболевание опасно для диких, домашних, сельско-хозяйственных животных, человека. Описаны пути распространения инфекции, взаимосвязь эпизоотий диких и домашних животных, заражение людей бешенством, локализация ран после нападения животных разных видов. Несмотря на значительные достижения медицины бешенство остается опасным заболеванием со стопроцентной летальностью.
Князев, Ю. П. Происхождение и ранние этапы эволюции птиц / Ю. П. Князев, А. П. Князев. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 13-18 : 5 фот.
В статье анализируются генезис и ранние этапы эволюции птиц. Показано их разделение на ящерохвостую и веерохвостую ветви. Ящерохвостая ветвь (археоптерикс, энанциорнис) образовала тупиковую ветвь эволюции птиц. Веерохвостая эволюционная ветвь началась от мелких псевдозухий и ее эволюционный путь, вероятно, лежит через группу протоависа.
Полещук, П. В. О необходимости использования иллюстративных материалов при обучении биологии в школе / П. В. Полещук, Е. Н. Арбузова. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 19-25 : 10 фот.
На современном этапе использование иллюстративных материалов в образовательном процессе особенно актуально. Авторы рассматривают разнообразные жанры иллюстраций, приводят примеры их использования при обучении биологии, делают акцент на необходимости более полного их использования в современной учебной литературе.
Лазарева, О. Л. Изучение грибов в школьном курсе биологии. Лабораторные работы / О. Л. Лазарева. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 26-33 : 4 рис.
В статье анализируется перечень лабораторных и практических работ по грибам, рекомендуемых Примерными программами по биологии основной и средней школы. Приводятся материалы для теоретического изучения микологических объектов. Предлагаются подробные инструкции по проведению лабораторных работ. Особое внимание уделено сложным вопросам, которые могут возникнуть при практическом изучении этих организмов
Комарова, Е. В. Близнецовый метод в школьном курсе биологии / Е. В. Комарова. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 34-42 : 2 табл.
В статье охарактеризован близнецовый метод как один из методов генетики человека, изучаемый в старших классах. Обобщены допущения, недостатки и трудности метода. Подчеркнута важность формирования представлений о его сути в связи с ограниченностью гибридологического метода. Рассмотрены задачи для решения на уроках генетики, направленные на усвоение представлений о сути близнецового метода, связанных с ним основных понятий. Сделан акцент на преимуществе обсуждения результатов решения задач, в ходе которого формируется методологическая компетентность учащихся.
Михайлов, Н. Г. Практическая реализация культуры здоровья / Н. Г. Михайлов, Д. М. Смолева. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 43-49 : 5 табл.
В статье уточнено содержание понятия «культура здоровья» в различных предметных областях. Предложены практические подходы к контролю культуры здоровья, как части инновационной физической культуры. Разработана методика формирования культуры здоровья с использованием интерактивных и информационных технологий. В работе описаны практические подходы использования интерактивных технологий по формированию культуры здоровья учеников IX классов на уроках физической культуры с применением современных гаджетов. Приведена динамика показателей культуры здоровья в условиях цифровизации занятий по физической культуре.
Суматохин, С. В. Обучение биологии с использованием методики предметно-языкового интегрирования в Казахстане / С. В. Суматохин, М. Т. Сатаев. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 50-54 : рис.
В статье обоснована актуальность разработки методики предметно-языкового интегрирования при подготовке учителей биологии в Казахстане. Предлагаемая методика позволяет формировать у будущих учителей биологии коммуникативную профессионально-направленную компетенцию за счет преподавания биологических дисциплин на иностранном языке. Рассмотрены перспективы использования методики предметно-языкового интегрирования при обучении биологии в Казахстане.
Борзова, З. В. Возможности предмета "Биология" для формирования патриотизма у школьников / З. В. Борзова. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 56-62.
Статья посвящена возможностям предмета «биология» для формирования патриотизма у школьников. Раскрываются понятия «патриотизм», «национализм», «нацизм». Приводятся примеры, с помощью которых закладываются основы патриотизма.
Фортус, А. В. Организация внеаудиторной работы по биологии с использованием ресурсов медиаобразования / А. В. Фортус. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 63-70 : рис., табл.
В статье рассматриваются особенности развития функциональной грамотности обучающихся с использованием ресурсов медиаобразования во внеаудиторной работе по биологии, представлен педагогический опыт реализации различных форм внеаудиторной деятельности по разделам «Основы генетики и селекции», «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение».
Кулев, А. В. Изучаем фауну России. Росомаха / А. В. Кулев. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 71-77, [3-я с. обл.] : ил.
В процессе проведения кружковых занятий по биологии педагог имеет возможность существенно расширить знания школьников о различных представителях фауны России. В данной статье учитель найдет необходимую информацию для этих занятий, а также разнообразные, многие из которых нацелены на развитие мышления у школьников. Приведенные материалы могут использоваться педагогом и на уроках биологии.
Репш, Н. В. Изучаем флору Дальнего Востока России. Сосна густоцветковая / Н. В. Репш, А. Н. Белов, О. Ю. Приходько. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2023. - № 2. - С. 78-80 : фот.
На территории Приморского края (Дальний Восток России) в XI–XIII в. располагалась империя чжурчжэней. Она существовала задолго до «Великого Китая» и отличалась высочайшими по тем временам технологиями. Кроме того, ее жители создали удивительную систему распределения редких растений на территории своего государства. Иными словами, растения в Приморье не просто росли, их специально селекционировали, выращивали и рассаживали. Эту особенность приметил академик В.Л. Комаров и русский ботаник и географ В.К. Арсеньев, который исследовал Приморье в 1902–1910 г. Один из уникальных реликтовых видов того времени – сосна густоцветковая (Pinus densiflora Siebold et Zucc.)