“Psychological and pedagogical support of pupils with disabilities”

нет комментариев

22 марта 2024 года в ШГПУ в Институте психологии и педагогики пройдет II Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки и практики коррекционной педагогики, специальной психологии и социальной работы: вызовы времени».

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это комплексная методика психолого-педагогической помощи и поддержки со стороны специалистов различного профиля, как ребёнку, так и его родителям в решении специальных задач, связанных с обучением, воспитанием, развитием и социализацией. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если педагог работает с группой.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  • оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;
  • создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;
  • своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
  • повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам, касающихся обучения и воспитания ребенка;
  • изучение индивидуальных особенностей детей.

К этому мероприятию на абонементе библиотеки ШГПУ оформлена книжная выставка «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». На выставке представлены книги из фонда абонемента библиотеки ШГПУ (учебный корпус № 3, ул. Кондюрина, 28, ауд. 121).

1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями : учеб. пособие для студентов направления подгот. 44.00.00 Образование и пед. науки / Шадр. гос. пед. ун-т ; сост.: Е. А. Быкова, С. В. Истомина, Е. А. Шерешкова. – Шадринск : ШГПУ, 2022. – 122 с. – Текст : непосредственный.
Учебное пособие знакомит студентов с содержанием и спецификой психолого-педагогического сопровождения обучающихся, основными направлениями направлениями деятельности педагога; раскрыты особенности личностного развития и учебной деятельности обучающихся. Пособие содействует развитию профессиональной мотивации к деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения, формированию необходимых знаний.

2. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся со склонностью к антивитальному поведению : учеб.-метод. пособие для студентов направления подгот. 44.00.00 Образование и пед. науки / Шадр. гос. пед. ун-т ; сост.: Е. А. Быкова, С. В. Истомина. – Шадринск : ШГПУ, 2022. – 101 с. – Текст : непосредственный.
Учебно-методическое пособие знакомит студентов с содержанием и спецификой психолого-педагогического сопровождения обучающихся, склонными к проявлениям антивитального поведения; раскрыты теоретические основы витальности и антивитальности, прикладные аспекты деятельности специалистов психолого-педагогической службы образовательной организации.

3. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебник / авт., ред. И. Ю. Левченко [и др.]. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академия, 2011. – 335 с. : табл. – (Высшее профессиональное образование. Специальное (дефектологическое) образование) (Бакалавриат). – Текст : непосредственный.
Представлены теоретические основы психодиагностики нарушения развития детей, охарактеризованы различные подходы и пути изучения детей с разными откланениями в развитии, показаны методы и методики психолого-педагогической диагностики, особенности психодиагностической процедуры обследования детей с ОВЗ.

4. Лица с ограниченными возможностями здоровья: психолого-педагогические исследования поведенческих и личностных особенностей : коллектив. моногр. : подготовлена к 20-летию каф. коррекц. педагогики и спец. психологии и 80-летию “Шадр. гос. пед. ун-та” / Шадр. гос. пед. ун-т ; сост. И. А. Тютюева ; отв. за вып.: Н. В. Скоробогатова [и др.]. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2019. – 263 с., [1] с. : табл., рис. – Текст : непосредственный.
Рассматриваются проблемы личностных и поведенческих особенностей лиц с ОВЗ. В монографии представлены результаты научно-исследовательской работы коллективов преподавателей ШГПУ, Уральского государственного педагогического университета и Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.

5. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка : пособие для учителя-дефектолога / под. ред. Л. М. Шипициной. – Москва : Владос, 2003. – 528 с. – (Коррекционная педагогика). – Текст : непосредственный.
В пособии представлены теоретические и практические основы психолого-педагогического медико-социального консультирования и сопровождения, а также региональная модель такой службы в Санкт-Петербурге. Даются методические рекомендации по организации и содержанию работы с детьми с различными проблемами в развитии и здоровье, образцы заключений по обследованию.

6. Психолого-педагогическое сопровождение развития обучающихся с разными личностными и образовательными траекториями : учеб. пособие для студентов направления подгот. 44.00.00 Образование и педагогические науки / Шадр. гос. пед. ун-т ; сост.: Е. А. Быкова [и др.]. – Шадринск : ШГПУ, 2021. – 102 с. : табл. – Текст : непосредственный.
Учебное пособие знакомит студентов с содержанием и спецификой психолого-педагогического сопровождения обучающихся, основными направлениями деятельности педагогов; раскрыты особенности личностного развития и учебной деятельности обучающихся. Пособие содействует развитию профессиональной мотивации к деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения, формирования необходимых знаний.

7. Назаревич, О. С. Современные аспекты сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении : учеб.-метод. пособие для бакалавров и магистров / О. С. Назаревич, Н. В. Скоробогатова. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2016. – 158 с. ; 28х20 см. – Текст : непосредственный.
В учебно-методическом пособии раскрываются основное содержание профессиональной деятельности специалистов системы сопровождения, работающих с детьми ОВЗ в общеобразовательных школах.

Дополнительно предлагаем нашим читателям ознакомиться с электронными изданиями по данной тематике:

Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ : учеб. пособие для вузов / Л. В. Годовникова. – 2-е изд. — Москва : Юрайт, 2024. – 218 с. – URL: https://urait.ru/bcode/542786 (дата обращения: 15.03.2024). – Режим доступа: по подписке ЭБС «Юрайт». – Текст : электронный.
В пособии раскрываются современные подходы к организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Особое внимание уделено технологическим аспектам организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья : учебник для вузов / Л. В. Мардахаев [и др.] ; под редакцией Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. – Москва : Юрайт, 2024. – 343 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/538198 (дата обращения: 15.03.2024). – Режим доступа: по подписке ЭБС «Юрайт». – Текст : электронный.
В учебнике описаны особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты способы организации продуктивного социально-педагогического сопровождения детей данной категории, их обучение, развитие и воспитание. Представлены дальнейшие направления в развитии и совершенствовании специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Логика изложенного материала определена целями и задачами подготовки специальных педагогов и отражена в отобранном авторами материале из многообразия педагогических исследований и учебников по специальной и социальной педагогике. Вопросы и задания в конце каждого раздела, изучение рекомендуемой литературы помогут сформировать специальные навыки и умения, необходимые специальному педагогу.

Козырева, О. А. Проблемы инклюзивного образования : учеб. пособие для вузов / О. А. Козырева. – 2-е изд. – Москва : Юрайт, 2024. – 179 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/544327 (дата обращения: 15.03.2024). – Режим доступа: по подписке ЭБС «Юрайт». – Текст : электронный.
Содержание издания включает теоретические и методические подходы к построению практики инклюзивного образования; представлен анализ отечественного законодательства в сфере образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инклюзивной образовательной среды как целостной педагогической системы; проанализированы возможности обеспечения доступности и качества образования для указанной категории обучающихся; раскрыты вопросы организации процесса комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ; выявлены особенности разработки и реализации инклюзивных и ассистивных технологий в процессе инклюзии; рассмотрены проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов к инклюзии; особенности организации учебного процесса для студентов-инвалидов разных нозологических групп.

Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии. Психолого-педагогическое сопровождение : учеб. пособие для вузов / Н. Л. Литош. – Москва : Юрайт, 2024. – 156 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/543177 (дата обращения: 15.03.2024). – Режим доступа: по подписке ЭБС «Юрайт». – Текст : электронный.
В содержании учебного пособия отражены теоретические основы специальной (коррекционной) педагогики; описаны психолого-педагогические характеристики и психомоторные особенности детей с различными нарушениями в развитии; раскрыта система специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по программам высшего образования в области адаптивной физической культуры и спорта и специального (дефектологического) образования.

Книжная выставка «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ» действует на абонементе библиотеки ШГПУ (учебный корпус № 3, ул. Кондюрина, 28, ауд. 121) с 15 по 28 марта 2024 года.
Приглашаем всех желающих посетить выставку с 8.00 до 15.00.

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.